Автор конспекта:
Автор(ы): — Салдаев Олег Варсонофьевич
Место работы, должность: — учитель историии и обществознания ГОУ РМЭ «Школа-интернат среднего(полного)общего образования с углубленным изучением отдельных предметов г.Козьмодемьянска»
Регион: — Республика Марий Эл
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Класс(ы): — 10 класс
Предмет(ы): — Обществознание
Цель урока: — Цели: Повторить и обобщить материал о научном и социальном познании в ходе защиты проекта. Рассмотреть особенности и фазы самопознания, выяснить отличия и сходства с другими видами познания. Сформировать у учащихся мотивацию к самопознанию и самосовершенствованию.
Тип урока: — Комбинированный урок
Учащихся в классе (аудитории): — 20
Краткое описание: — Конспект урока по обществознанию в 10 классе по теме «Самопознание». «Я знаю, как на мёд садятся мухи, Я знаю, смерть, что рыщет все губя Я знаю книги, истины и слухи, Я знаю все, но только не себя». (Франсуа Вийон.) Цели: Повторить и обобщить материал о научном и социальном познании в ходе защиты проекта. Рассмотреть особенности и фазы самопознания, выяснить отличия и сходства с другими видами познания. Сформировать у учащихся мотивацию к самопознанию и самосовершенствованию. Ход урока: 1. Начало урока. Организация класса. 2. Повторение изученного материала В ходе изучения тем о видах познания мы договорились изучить в рамках школы отношение учащихся к шпаргалкам. Для этого вам необходимо было провести социологическое исследование, на основе которого прийти к определенным выводам. Защита проекта на тему: «Отношение учащихся нашей школы к целесообразности использования шпаргалок». 3. Изучение нового материала. — Из эпиграфа нашего урока встает вопрос, что такое самопознание, и можно ли познать самого себя? — Сегодняшний урок должен помочь нам в этом разобраться. — Итак, запишем план урока: 1. Знакомый незнакомец (особенности и фазы самопознания). 2. Не ошибись в оценке (как оценить себя и свои поступки). 3. Самоисповедь как средство познания своего Я. — Вначале разберемся с фазами самопознания, т.е. как у человека в ходе жизни изменяется мотивация к познанию своего Я, а так же ценностные ориентиры. Посмотрим на таблицу. Пассивная фаза Активная фаза Фаза падения активности 3-8 мес. 12-15 лет 20-30 лет 60-70 лет конец жизни познание направлено на внешний окружающий мир, познание своего Я эпизодическое большее внимание уделяется внешнему образу, облику (как я выгляжу?), одежде, физической подготовке внимание переключается к внутренней сущности, поиску места, смысла в жизни, самореализации мудрец — считает, что знает о себе все, отчего к самопознанию отношение второстепенное Из данных таблицы можно определить, что в детстве человек меньше задумывается о своем Я, направляя активность на познание окружающего мира. Активная фаза начинается в подростковом возрасте, и длится до преклонного возраста. Эту фазу можно разделить на два этапа, определив границу этапов возрастом в 20-30 лет. Необходимо учитывать, что формирование личности и характера происходит неодинаково, и в связи с этим продолжительность перехода от одного этапа к другому мы определили в10 лет. К концу жизни ценностные ориентиры изменяются в сторону оценки пройденного пути и активность самопознания несколько падает. С фазами мы определились, теперь рассмотрим особенности самопознания относительно других видов познания. В этом нам помогут наши формулы, которые мы записали в ходе изучения видов познания. Давайте сравним, вспомнив изученный ранее материал. Научное познание Социальное познание Самопознание В ходе беседы выяснили особенности самопознания, которые необходимо записать в тетрадь. Самопознание в отличие от других видов познания: направлена на самого познающего, как на внешний облик, так и на внутреннюю сущность; в отличие от научного познания, как и в социальном познании присутствует субъективность; большое значение в познании собственного Я имеет (по сравнению с социальным познанием) точка зрения и оценка окружающих. в отличие от других видов познания присутствует творческое Я (стремление субъекта к самосовершенствованию. 2. Теперь приступим к рассмотрению второго вопроса нашего плана касающегося самооценки. В самооценке, как мы выяснили, присутствует субъективность. Из чего она складывается? Как бы мы не старались оценить себя объективно мы не можем исключить эмоциональную сторону. Во-первых: наша оценка складывается из таких взаимосвязанных составляющих как успех и притязание. В ходе деятельности мы ставим перед собой множество задач — притязаний. И самооценка у нас складывается из того результата которого мы добиваемся при выполнении данных задач. Во вторых: мы склонны сравнивать и проводить аналогии с успехами и неудачами из уже случившихся в нашей жизни подобных случаев. В третьих: мы уже выяснили, что оценка собственного Я в немалой степени зависит от нашей эмоциональности и мнения окружающих. В четвертых: необходимо отметить, что наше Я динамично и поэтому, с опытом приобретаемым в течении жизни, у нас оценка наших успехов изменяется соответственно.(все четыре положения подкрепить примерами, предложенными учащимися). Отсюда следует вывод: что самопознание всегда субъективно, но к объективности необходимо стремиться 3. Самопознание невозможно без самоисповеди, которая также является средством познания. Для того чтобы рассмотреть данный вопрос и закрепить материал урока обратимся к произведению Ф.М.Достоевского отрывок из которого представлен на странице 95 нашего учебника (анализ текста). Проанализировав текст, приходим к выводам; при самоисповеди, хотя она и субъективна, необходимо учитывать честность по отношению к себе, моральные нормы, принятые в обществе. И ещё запомнить, что человек гораздо быстрее найдет оправдание своим поступкам, чем кинется исправлять свои недостатки. А я желаю, чтобы данная мудрость меньше всего касалась вас. 4. Домашнее задание. Оценки за урок. §12, выучить записи в тетради.
Конспект урока
по обществознанию в 10 классе
по теме «Самопознание».
«Я знаю, как на мёд садятся мухи,
Я знаю, смерть, что рыщет все губя
Я знаю книги, истины и слухи,
Я знаю все, но только не себя».
(Франсуа Вийон.)
Цели:
Ø Повторить и обобщить материал о научном и социальном познании в ходе защиты проекта.
Ø Рассмотреть особенности и фазы самопознания, выяснить отличия и сходства с другими видами познания.
Ø Сформировать у учащихся мотивацию к самопознанию и самосовершенствованию.
Ход урока:
1. Начало урока. Организация класса.
2. Повторение изученного материала
В ходе изучения тем о видах познания мы договорились изучить в рамках школы отношение учащихся к шпаргалкам. Для этого вам необходимо было провести социологическое исследование, на основе которого прийти к определенным выводам.
Защита проекта на тему: «Отношение учащихся нашей школы к целесообразности использования шпаргалок».
3. Изучение нового материала.
- Из эпиграфа нашего урока встает вопрос, что такое самопознание, и можно ли познать самого себя?
- Сегодняшний урок должен помочь нам в этом разобраться.
- Итак, запишем план урока:
1. Знакомый незнакомец (особенности и фазы самопознания).
2. Не ошибись в оценке (как оценить себя и свои поступки).
3. Самоисповедь как средство познания своего Я.
- Вначале разберемся с фазами самопознания, т.е. как у человека в ходе жизни изменяется мотивация к познанию своего Я, а так же ценностные ориентиры.
Посмотрим на таблицу.
Пассивная фаза
Активная фаза
Фаза падения
активности
3-8 мес.
12-15 лет
20-30 лет
60-70 лет конец жизни
познание направлено на внешний окружающий мир, познание своего Я эпизодическое
большее внимание уделяется внешнему образу, облику (как я выгляжу?), одежде, физической подготовке
внимание переключается к внутренней сущности, поиску места, смысла в жизни, самореализации
мудрец — считает, что знает о себе все, отчего к самопознанию отношение второстепенное
Из данных таблицы можно определить, что в детстве человек меньше задумывается о своем Я, направляя активность на познание окружающего мира. Активная фаза начинается в подростковом возрасте, и длится до преклонного возраста. Эту фазу можно разделить на два этапа, определив границу этапов возрастом в 20-30 лет. Необходимо учитывать, что формирование личности и характера происходит неодинаково, и в связи с этим продолжительность перехода от одного этапа к другому мы определили в10 лет. К концу жизни ценностные ориентиры изменяются в сторону оценки пройденного пути и активность самопознания несколько падает.
С фазами мы определились, теперь рассмотрим особенности самопознания относительно других видов познания. В этом нам помогут наши формулы, которые мы записали в ходе изучения видов познания. Давайте сравним, вспомнив изученный ранее материал.
Научное познание
СУБЪЕКТ
ОБЪЕКТ
Социальное познание
СУБЪЕКТ
СУБЪЕКТ
Самопознание
СУБЪЕКТ
В ходе беседы выяснили особенности самопознания, которые необходимо записать в тетрадь. Самопознание в отличие от других видов познания:
Ø направлена на самого познающего, как на внешний облик, так и на внутреннюю сущность;
Ø в отличие от научного познания, как и в социальном познании присутствует субъективность;
Ø большое значение в познании собственного Я имеет (по сравнению с социальным познанием) точка зрения и оценка окружающих.
Ø в отличие от других видов познания присутствует творческое Я (стремление субъекта к самосовершенствованию.
2. Теперь приступим к рассмотрению второго вопроса нашего плана касающегося самооценки.
В самооценке, как мы выяснили, присутствует субъективность. Из чего она складывается? Как бы мы не старались оценить себя объективно мы не можем исключить эмоциональную сторону.
Во-первых: наша оценка складывается из таких взаимосвязанных составляющих как успех и притязание. В ходе деятельности мы ставим перед собой множество задач — притязаний. И самооценка у нас складывается из того результата которого мы добиваемся при выполнении данных задач.
Во вторых: мы склонны сравнивать и проводить аналогии с успехами и неудачами из уже случившихся в нашей жизни подобных случаев.
В третьих: мы уже выяснили, что оценка собственного Я в немалой степени зависит от нашей эмоциональности и мнения окружающих.
В четвертых: необходимо отметить, что наше Я динамично и поэтому, с опытом приобретаемым в течении жизни, у нас оценка наших успехов изменяется соответственно.(все четыре положения подкрепить примерами, предложенными учащимися).
Отсюда следует вывод: что самопознание всегда субъективно, но к объективности необходимо стремиться
3. Самопознание невозможно без самоисповеди, которая также является средством познания. Для того чтобы рассмотреть данный вопрос и закрепить материал урока обратимся к произведению Ф.М.Достоевского отрывок из которого представлен на странице 95 нашего учебника (анализ текста). Проанализировав текст, приходим к выводам; при самоисповеди, хотя она и субъективна, необходимо учитывать честность по отношению к себе, моральные нормы, принятые в обществе. И ещё запомнить, что человек гораздо быстрее найдет оправдание своим поступкам, чем кинется исправлять свои недостатки. А я желаю, чтобы данная мудрость меньше всего касалась вас.
4. Домашнее задание. Оценки за урок.
§12, выучить записи в тетради.
Файлы: летопись моей семьи.doc
Размер файла: 51712 байт.