Автор конспекта:
Автор(ы): — Салдаев Олег Варсонофьевич

Место работы, должность: — учитель историии и обществознания ГОУ РМЭ «Школа-интернат среднего(полного)общего образования с углубленным изучением отдельных предметов г.Козьмодемьянска»

Регион: — Республика Марий Эл

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее образование

Целевая аудитория: — Учащийся (студент)

Класс(ы): — 10 класс

Предмет(ы): — Обществознание

Цель урока: — Цели:  Повторить и обобщить материал о научном и социальном познании в ходе защиты проекта.  Рассмотреть особенности и фазы самопознания, выяснить отличия и сходства с другими видами познания.  Сформировать у учащихся мотивацию к самопознанию и самосовершенствованию.

Тип урока: — Комбинированный урок

Учащихся в классе (аудитории): — 20

Краткое описание: — Конспект урока по обществознанию в 10 классе по теме «Самопознание». «Я знаю, как на мёд садятся мухи, Я знаю, смерть, что рыщет все губя Я знаю книги, истины и слухи, Я знаю все, но только не себя». (Франсуа Вийон.) Цели:  Повторить и обобщить материал о научном и социальном познании в ходе защиты проекта.  Рассмотреть особенности и фазы самопознания, выяснить отличия и сходства с другими видами познания.  Сформировать у учащихся мотивацию к самопознанию и самосовершенствованию. Ход урока: 1. Начало урока. Организация класса. 2. Повторение изученного материала В ходе изучения тем о видах познания мы договорились изучить в рамках школы отношение учащихся к шпаргалкам. Для этого вам необходимо было провести социологическое исследование, на основе которого прийти к определенным выводам. Защита проекта на тему: «Отношение учащихся нашей школы к целесообразности использования шпаргалок». 3. Изучение нового материала. — Из эпиграфа нашего урока встает вопрос, что такое самопознание, и можно ли познать самого себя? — Сегодняшний урок должен помочь нам в этом разобраться. — Итак, запишем план урока: 1. Знакомый незнакомец (особенности и фазы самопознания). 2. Не ошибись в оценке (как оценить себя и свои поступки). 3. Самоисповедь как средство познания своего Я. — Вначале разберемся с фазами самопознания, т.е. как у человека в ходе жизни изменяется мотивация к познанию своего Я, а так же ценностные ориентиры. Посмотрим на таблицу. Пассивная фаза Активная фаза Фаза падения активности 3-8 мес. 12-15 лет 20-30 лет 60-70 лет конец жизни познание направлено на внешний окружающий мир, познание своего Я эпизодическое большее внимание уделяется внешнему образу, облику (как я выгляжу?), одежде, физической подготовке внимание переключается к внутренней сущности, поиску места, смысла в жизни, самореализации мудрец — считает, что знает о себе все, отчего к самопознанию отношение второстепенное Из данных таблицы можно определить, что в детстве человек меньше задумывается о своем Я, направляя активность на познание окружающего мира. Активная фаза начинается в подростковом возрасте, и длится до преклонного возраста. Эту фазу можно разделить на два этапа, определив границу этапов возрастом в 20-30 лет. Необходимо учитывать, что формирование личности и характера происходит неодинаково, и в связи с этим продолжительность перехода от одного этапа к другому мы определили в10 лет. К концу жизни ценностные ориентиры изменяются в сторону оценки пройденного пути и активность самопознания несколько падает. С фазами мы определились, теперь рассмотрим особенности самопознания относительно других видов познания. В этом нам помогут наши формулы, которые мы записали в ходе изучения видов познания. Давайте сравним, вспомнив изученный ранее материал. Научное познание Социальное познание Самопознание В ходе беседы выяснили особенности самопознания, которые необходимо записать в тетрадь. Самопознание в отличие от других видов познания:  направлена на самого познающего, как на внешний облик, так и на внутреннюю сущность;  в отличие от научного познания, как и в социальном познании присутствует субъективность;  большое значение в познании собственного Я имеет (по сравнению с социальным познанием) точка зрения и оценка окружающих.  в отличие от других видов познания присутствует творческое Я (стремление субъекта к самосовершенствованию. 2. Теперь приступим к рассмотрению второго вопроса нашего плана касающегося самооценки. В самооценке, как мы выяснили, присутствует субъективность. Из чего она складывается? Как бы мы не старались оценить себя объективно мы не можем исключить эмоциональную сторону. Во-первых: наша оценка складывается из таких взаимосвязанных составляющих как успех и притязание. В ходе деятельности мы ставим перед собой множество задач — притязаний. И самооценка у нас складывается из того результата которого мы добиваемся при выполнении данных задач. Во вторых: мы склонны сравнивать и проводить аналогии с успехами и неудачами из уже случившихся в нашей жизни подобных случаев. В третьих: мы уже выяснили, что оценка собственного Я в немалой степени зависит от нашей эмоциональности и мнения окружающих. В четвертых: необходимо отметить, что наше Я динамично и поэтому, с опытом приобретаемым в течении жизни, у нас оценка наших успехов изменяется соответственно.(все четыре положения подкрепить примерами, предложенными учащимися). Отсюда следует вывод: что самопознание всегда субъективно, но к объективности необходимо стремиться 3. Самопознание невозможно без самоисповеди, которая также является средством познания. Для того чтобы рассмотреть данный вопрос и закрепить материал урока обратимся к произведению Ф.М.Достоевского отрывок из которого представлен на странице 95 нашего учебника (анализ текста). Проанализировав текст, приходим к выводам; при самоисповеди, хотя она и субъективна, необходимо учитывать честность по отношению к себе, моральные нормы, принятые в обществе. И ещё запомнить, что человек гораздо быстрее найдет оправдание своим поступкам, чем кинется исправлять свои недостатки. А я желаю, чтобы данная мудрость меньше всего касалась вас. 4. Домашнее задание. Оценки за урок. §12, выучить записи в тетради.

Конспект урока

по обществознанию в 10 классе

по теме «Самопознание».

«Я знаю, как на мёд садятся мухи,

Я знаю, смерть, что рыщет все губя

Я знаю книги, истины и слухи,

Я знаю все, но только не себя».

(Франсуа Вийон.)

Цели:

Ø Повторить и обобщить материал о научном и социальном познании в ходе защиты проекта.

Ø Рассмотреть особенности и фазы самопознания, выяснить отличия и сходства с другими видами познания.

Ø Сформировать у учащихся мотивацию к самопознанию и самосовершенствованию.

Ход урока:

1. Начало урока. Организация класса.

2. Повторение изученного материала

В ходе изучения тем о видах познания мы договорились изучить в рамках школы отношение учащихся к шпаргалкам. Для этого вам необходимо было провести социологическое исследование, на основе которого прийти к определенным выводам.

Защита проекта на тему: «Отношение учащихся нашей школы к целесообразности использования шпаргалок».

3. Изучение нового материала.

- Из эпиграфа нашего урока встает вопрос, что такое самопознание, и можно ли познать самого себя?

- Сегодняшний урок должен помочь нам в этом разобраться.

- Итак, запишем план урока:

1. Знакомый незнакомец (особенности и фазы самопознания).

2. Не ошибись в оценке (как оценить себя и свои поступки).

3. Самоисповедь как средство познания своего Я.

- Вначале разберемся с фазами самопознания, т.е. как у человека в ходе жизни изменяется мотивация к познанию своего Я, а так же ценностные ориентиры.

Посмотрим на таблицу.

Пассивная фаза

Активная фаза

Фаза падения

активности

3-8 мес.

12-15 лет

20-30 лет

60-70 лет конец жизни

познание направлено на внешний окружающий мир, познание своего Я эпизодическое

большее внимание уделяется внешнему образу, облику (как я выгляжу?), одежде, физической подготовке

внимание переключается к внутренней сущности, поиску места, смысла в жизни, самореализации

мудрец — считает, что знает о себе все, отчего к самопознанию отношение второстепенное

Из данных таблицы можно определить, что в детстве человек меньше задумывается о своем Я, направляя активность на познание окружающего мира. Активная фаза начинается в подростковом возрасте, и длится до преклонного возраста. Эту фазу можно разделить на два этапа, определив границу этапов возрастом в 20-30 лет. Необходимо учитывать, что формирование личности и характера происходит неодинаково, и в связи с этим продолжительность перехода от одного этапа к другому мы определили в10 лет. К концу жизни ценностные ориентиры изменяются в сторону оценки пройденного пути и активность самопознания несколько падает.

С фазами мы определились, теперь рассмотрим особенности самопознания относительно других видов познания. В этом нам помогут наши формулы, которые мы записали в ходе изучения видов познания. Давайте сравним, вспомнив изученный ранее материал.

Научное познание

СУБЪЕКТ

ОБЪЕКТ


Социальное познание

СУБЪЕКТ

СУБЪЕКТ


Самопознание

СУБЪЕКТ


В ходе беседы выяснили особенности самопознания, которые необходимо записать в тетрадь. Самопознание в отличие от других видов познания:

Ø направлена на самого познающего, как на внешний облик, так и на внутреннюю сущность;

Ø в отличие от научного познания, как и в социальном познании присутствует субъективность;

Ø большое значение в познании собственного Я имеет (по сравнению с социальным познанием) точка зрения и оценка окружающих.

Ø в отличие от других видов познания присутствует творческое Я (стремление субъекта к самосовершенствованию.

2. Теперь приступим к рассмотрению второго вопроса нашего плана касающегося самооценки.

В самооценке, как мы выяснили, присутствует субъективность. Из чего она складывается? Как бы мы не старались оценить себя объективно мы не можем исключить эмоциональную сторону.

Во-первых: наша оценка складывается из таких взаимосвязанных составляющих как успех и притязание. В ходе деятельности мы ставим перед собой множество задач — притязаний. И самооценка у нас складывается из того результата которого мы добиваемся при выполнении данных задач.

Во вторых: мы склонны сравнивать и проводить аналогии с успехами и неудачами из уже случившихся в нашей жизни подобных случаев.

В третьих: мы уже выяснили, что оценка собственного Я в немалой степени зависит от нашей эмоциональности и мнения окружающих.

В четвертых: необходимо отметить, что наше Я динамично и поэтому, с опытом приобретаемым в течении жизни, у нас оценка наших успехов изменяется соответственно.(все четыре положения подкрепить примерами, предложенными учащимися).

Отсюда следует вывод: что самопознание всегда субъективно, но к объективности необходимо стремиться

3. Самопознание невозможно без самоисповеди, которая также является средством познания. Для того чтобы рассмотреть данный вопрос и закрепить материал урока обратимся к произведению Ф.М.Достоевского отрывок из которого представлен на странице 95 нашего учебника (анализ текста). Проанализировав текст, приходим к выводам; при самоисповеди, хотя она и субъективна, необходимо учитывать честность по отношению к себе, моральные нормы, принятые в обществе. И ещё запомнить, что человек гораздо быстрее найдет оправдание своим поступкам, чем кинется исправлять свои недостатки. А я желаю, чтобы данная мудрость меньше всего касалась вас.

4. Домашнее задание. Оценки за урок.

§12, выучить записи в тетради.

Файлы: летопись моей семьи.doc
Размер файла: 51712 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология