Автор конспекта:
Автор(ы): — Волкова Г.А.

Место работы, должность: — МОУ-СОШ № 2р.п. Степное, учитель

Регион: — Саратовская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование

Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 9 класс

Предмет(ы): — География

Цель урока: — формировать знания о развитии и становлении Саратовской области; создать образ освоения территории Саратовской области и в целом всего Поволжского экономического района; развивать творческие способности детей при создании своего собственного образа для всего экономического района, опираясь на информацию о данном экономическом районе.

Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Учащихся в классе (аудитории): — 25

Используемое оборудование: —

политико-административная карта России, мультимедийная презентация, книжка-раскладушка: «Я знаю этот город», индивидуальные карточки, образы-иллюстрации экономических районов России

Используемые ЦОР: —

презентации

Краткое описание: — Предлагаю вариант изучения экономической географии России через создание образа. Для этого вам необходимо пройти всего семь шагов. I шаг. Создание карты образа района II шаг. Новые приемы и методы при характеристике исторического заселения. III шаг. Новый взгляд на методику подачи ФГЭП IV. Путешествие – образ по городам экономического района. V шаг. Закрепление изученного с помощью географических загадок VI. Шаг. Изучение хозяйства экономического района через «образ- пирамиду» VII шаг. Визитная карточка – образ всего района.


Организационный момент(1 мин)

( сопровождается презентацией, звучит музыка Митяева « Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались «.)

Ребята, разрешите сегодняшний урок начать именно этими словами: « Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались! Потому, что за окном удивительная природа, которая так и манит к себе. Не подскажите ли вы мне, о какой территории России пойдет речь?(1 слайд). Данная территория известна во всем мире, но известность ей принесла не только красота данной территории, а скорее песня, которую и сейчас можно считать хитом. Музыка Молчанова, слова Доризо. Подскажите, как называется эта песня. Поможет вам в этом образ-карта данной области (см. слайд презентации).

Конечно, это песня: « Огней так много золотых на улицах Саратова…»

А теперь вспомним строки, которые навивают лишь положительные эмоции: « Огней так много золотых на улицах Саратова». И еще одну строчку: « Парней так много …»

В связи с этим у меня к вам всего 2 вопроса:

1вопрос: Подскажите, в какое время на Саратовской земле появились первые «золотые огни» (т.е. электричество)?

2 вопрос: В связи, с чем в этом крае сложилась столь интересная демографическая ситуация: когда было много молодых, судя по фамилиям авторов песни, разных национальностей, парней, причем молодых, красивых да еще холостых?

( Ответив на эти вопросы, определим время создания песни).

Сразу ответить сложно, поэтому я, на правах почетного звания «географини» приглашаю вас в путешествие по этапам освоения Саратовской области.

1 Этап (озвучиваю слайд презентации сама, далее постоянно привлекаю детей, попутно задаю проблемные вопросы 5-7 мин.)

Формирование новых знаний.

1 этап:

После того как Иван Грозный присоединил к России Астраханское ханство и Казанское, на Волге возникают города-крепости, для защиты от набегов татаро-монгол. Появляются первые города Самара, Саратов Царицын. Разница в образовании 1-2 года.

(объясняю топонимическое значение названий городов: Саратов от названия горы Саратау, что в переводе на русский язык с монгольского означает «Желтая гора», Царицын — Цары — желтый, Цын — песок). Молодые парни появились, но электрических лампочек нет, а потому отправляемся дальше.

2 этап: (озвучивают дети, учитель дополняет, поправляет, при этом опираются дети на следующий слайд презентации).

11 января 1780 года Указом Екатерины Второй было учреждено Саратовское наместничество. Также царица приглашает в эти места немцев для освоения этих территорий. ( Не случайно до этого времени эти места называли: « Поедем к тетке в глушь, в Саратов…»

Об электричестве речи нет, потому отправляемся дальше.

3этап: В 19 веке Город Саратов становится крупным торговым центром. Появляются небольшие предприятия, обрабатывающие зерно, сало, кожи, глину, пеньку. Известно, что существовали три канатные фабрики, мыловаренный завод Рабина. Наибольшее распространение получили винокуренная, маслобойная, мукомольная, табачная промышленность. Появились и другие промыслы, например, производство знаменитых Саратовских гармоник. В конце 19 века в Саратове существовало 8 кустарных мастерских по производству гармоник с колокольчиками. До сих пор Саратов — единственный город мира, где выпускают такие гармошки. Саратовская гармоника, как и саратовский калач, являются визитной карточкой города.

Саратовская губерния становится крупным центром по производству товарного хлеба, а Саратов – центром мукомолья. В конце 19-го столетия Саратов занимает первое место в стране по объему мукомольного производства. В Саратове было 11 крупных паровых мельниц. В конце 19-го века появились первые крупные металлообрабатывающие предприятия: машиностроительный завод Беринга(1888г.), гвоздильно-проволочный завод Гантке(1898г.), Волжский сталелитейный завод(1889г.), железнодорожные мастерские, судоремонтный завод Барии и другие. Они изготавливали оборудование для мельниц, маслобойных заводов, пароходов, ремонтировали машины.

Однако, у меня к вам такой вопрос: «Откуда в городе появились шляпки от Полиса и шелк от Вердье?». Фамилии явно не русские и даже не немецкие . Это французы . Откуда французы?

( После войны с Наполеоном многие французы отбывали здесь ссылку. Но даже в таких трудных условиях люди могут выстоять и добиться успехов. Многие французы остались навсегда на Саратовской земле и стали крупными промышленниками.)

Так что шляпами, соломенными изделиями мы обязаны французам.

4 этап: В1871 году была построена железная дорога. Однако у меня вопрос: почему она прошла вдоль реки Волги, ведь это нерационально. Сама река Волга является транспортной артерией. ( Ответ должен быть таким: На Саратовской земле в это время производились в основном сельскохозяйственная продукция, а она, как известно, является скоропортящейся. Поэтому перевоз по реке Волге был возможен лишь в летний период времени. В осеннее-весенний период подъезжать на повозках лошадей было невозможно, так как мешало бездорожье.)

5этап: В конце 19 в начале 20 века город Саратов называли столицей Поволжья.

( идет перечисление почему. Смотри на следующий слад.)

В 1803 году в Саратове был открыт первый крепостной театр

В1885 году – первый в России общедоступный Радищевский художественный музей.

В 1886 году – краеведческий музей.

В1873 году – цирк братьев Никитиных.

В 1909 году – Саратовский Государственный университет.

В 1912 году — консерватория (третья консерватория после Московской и Петербургской)

Все это поставило Саратов в разряд крупных культурных центров России, не случайно в начале 20-го столетия его стали называть столицей Поволжья.

По своему благоустройству Саратов был лучшим городом на Волге.

6 этап: Во время Великой Отечественной войны Саратовская область была тыловой, ближайшим тылом Сталинграда.

По решению Государственного комитета обороны в Саратовскую область было эвакуировано свыше 100 промышленных предприятий и 370 тысяч человек.

Война – это боль, горе, большая беда. Но именно благодаря эвакуации оборудования начинает развиваться в области машиностроение. Однако свет появился лишь на военных предприятиях. ( Можно упомянуть о знаменитых земляках. Из 11 тысяч солдат и офицеров Великой Отечественной войны, удостоенных звания Героя Советского Союза, около 300- наши земляки. Среди них летчик-истребитель В.В. Талалихин, совершивший один из первых в истории авиации ночных таранов вражеского бомбардировщика, генерал- майор И.В.Панфилов- командир 316-й стрелковой дивизии, защищавший в 1941 году Москву, политрук В.Г. Клочков, руководящий боем 28 панфиловцев против 50 немецких танков, бронебойщик И.М. Каплунов уничтожил во время Сталинградской битвы 9 вражеских танков и многие другие.)

7 этап: После войны необходимо было накормить народ. Поэтому неслучайно в 1954 году на саратовской земле начинается поднятие целины. Вспомните, в какой природной зоне находится эта область. Какие типы почв распространены здесь (каштановые и черноземы). Вот почему появляются молодые парни со всех уголков России на нашей земле. После поднятия целины именно этих ребят привлекают…

8 этап: Привлекают к строительству электростанций.

С 1956 по 1971 год были построены Саратовская ГЭС, с 1977 по 1980 год – Балаковская атомная станция, а с 1970 года мощные ТЭЦ в Саратове и Энгельсе. Вот они первые огни на земле Саратовской и так много молодых, красивых и холостых парней.

9этап: Именно эти ребята потом начинают добывать нефть, хотя первая нефть пошла в центр нашего государства еще в 1940 году. Но основная добыча приходится на 1960-ые годы. В это же время строится и знаменитый, самый длинный в Европе мост через Волгу.

10 этап: Сегодня Саратовская область выпускает и самолеты «ЯК-40», «ЯК-42», самолет — летающая тарелка, не имеющая аналогов в мире. На Саратовской земле выпускаются все троллейбусы России, производятся знаменитые холодильники и морозильные камеры « Саратов», Наша область является перспективной по добыче нефти. Производится стекло, музыкальные инструменты, развита химическая промышленность: выпускаются шины, удобрения, бытовая химическая продукция, развита пищевая промышленность…

Работа с картой-образом: Посмотрите на контуры Поволжского экономического района, все области данного экономического района, будто жемчужины, нанизаны на голубую нить реки Волги, но самой яркой жемчужиной среди всех других, является Саратовская область, а город Саратов неоднократно назывался главным кандидатом на роль столицы государства Российского. Например, К. Федин пишет об этом так: « Все мое детство от рождения в 1892 году и ранняя юность до 1908 года протекали в Саратове, который у нас в семье влюблено, называли столицей Поволжья.

И он достоин, называться первым:

Именно здесь была проведена первая операция на сердце (врач Ермолаев),

Создано искусственное сердце,

Первый видеомагнитофон,

Первая «летающая тарелка», «Л-1».

Земля, которая первой встретила первого космонавта планеты – Ю.А. Гагарина.

Этот город достоин, чтобы каждый гражданин мог сказать: «Я знаю этот город!»

А знаете ли вы этот город?

Закрепление изученного материала.

(работа с книжкой-раскладушкой)

Герб города

Дата основания

Название города

Река

Промышленность

Достопримечательности

Ребята выбирают из предложенных учителем трех гербов разных городов России – один, который принадлежит городу Саратову. Объясняет, почему он так выглядит.

( существует несколько версий трактовки смыслового значения герба Саратовской области: 1- три стерляди говорят об изобилии данных рыб в реке Волги и о том, что город является речным, торговым портом;

2- геометрическая фигура рыб на гербе, указывает на перекресток дорог, сходящихся к городу Саратову и его транспортном значении;

3-именно в таком направлении располагаются церкви в городе Саратове.

Сегодня в области предлагаются гражданам другие проекты гербов, но все они берут за основу первоначальный)

2 страница книжки-раскладушки — дата основания:

Предлагается несколько дат, дети выбирают нужную и указывают причину основания города.

4 страница-книжки-раскладушки:

Предлагается несколько вариантов названий рек. Выбирается и обосновывается один.

5 страница-достопримечательности:

Предлагаются иллюстрации памятных мест города Саратова.

6 страница-книжки-раскладушки:

Предлагаются иллюстрации продукции машиностроения, химической и других отраслей промышленности. Все это при показе комментируется.

Можно книжку-раскладушку дополнить страницами, например: знаменитые люди области…

Здесь же предлагается детям отгадать, что в Саратовской области называют:

Саратовской Третьяковкой (это музей Радищева)

Поволжским Ла-Скала (это Саратовский академический театр оперы и балета)

Храмом Науки (это библиотека Саратовского университета имени Чернышевского).

Работа с карточками.

Время

1590 1797 1871 1909 1921 1933 1961 2002 2006 2007

Люди

Чернышевский, Вавилов, Радищев, Кассиль, Сметанников, Табаков…

Проблемы

поселок Горный, Шиханы?

( я карточку делаю в виде конверта, куда вставляются еще 3 цветных карточки- полоски, указывающие на специализацию 3 экономических районов.)

Обратите внимание, что некоторые даты не упоминались ранее. Я обращаю внимание детей на то, что некоторые события, происходившие в Саратовской области известны во всем мире.(1921 и 1933 года-голод Поволжья, 1961 год- первый полет в космос и.т.д.

О знаменитых людях нашей области немного рассказывают дети, учитель дополняет их рассказ. Ребятам предлагается дополнить этот список.

Проблемы. Мы говорим и о заводах, перерабатывающих химическую продукцию и экологической ситуации.

Работа с карточками- полосками.

Судостроение,

Судоремонт.

Рыболовство

Переработка рыбы

Лесная.

Производство тары для рыбы

Добыча янтаря

(обратная сторона карточки белая)

Ткани

Хлопчатобумажные

Шерстяные ткани, шелковые, одежда

Ткацкие станки

Оборудование,

Подъемные краны

Рожь, лен, крупнорогатый скот

(молочного направлении)

Палеховская шкатулка, иконопись, выбивка…

( обратная сторона, допустим, оранжевая)

Самолеты «ЯК-40», «ЯК-42»

«Руслан»

Троллейбусы, холодильники

Подшипники, станки, приборы

Нефть

Газ

6 ТЭС, ГЭС, АЭС

Синтетический спирт,

фенол,

минеральные удобрения,

резинотехнические изделия,

лаки,

краски.

Цемент,

Кирпич,

Стекло.

мебель

Хлеб, мясо,

Масло
яйца
овощи

(Обратная сторона, допустим, синяя)

Дети выбирают нужную карточку и показывают учителю цветной стороной, учитель сразу видит, насколько правильно, отвечают ребята. Данная работа позволяет повторить ранее изученный материал о других изученных районах.

Самостоятельная работа.

Составь логическую цепочку основания территории

  • Развитие машиностроения.
  • Кризис.
  • Распашка целины.
  • Возникновение сторожевых городов.
  • Появление торговых центров.
  • Развитие машиностроения, химии, пищевой промышленности…
  • Строительство железной дороги.
  • Электрификация области.
  • Добыча нефти и газа.
  • Работа над образами экономических районов.

    Какой из данных районов Поволжский и почему вы так думаете?

    Домашнее задание.

    Класс разбивается на группы. Каждая группа получает индивидуальное задание: создать свою собственную книжку-раскладушку по областям данного экономического района. Допустим, первая группа получает задание о Татарстане.

    Первый ученик данной группы собирает и оформляет материал об освоении этой территории; второй о гербе; третий — о достопримечательностях; четвертый о промышленности и т.д.

    Файлы: исследовательская работа на уроках географии.ppt
    Размер файла: 5267968 байт.

    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология