Автор конспекта:
Автор(ы): — Изотова Анна Сергеевна

Место работы, должность: —

МБОУ "Сиверская гимназия", учитель математики

Регион: — Ленинградская область

Характеристика конспекта:
Уровни образования: — среднее (полное) общее образование

Класс(ы): — 8 класс

Предмет(ы): — Биология
Предмет(ы): — Информатика и ИКТ
Предмет(ы): — История
Предмет(ы): — Литература
Предмет(ы): — Математика
Предмет(ы): — Мировая художественная культура

Целевая аудитория: — Методист
Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Тип ресурса: — проект

Краткое описание ресурса: —

Особенность нашего времени это потребность в предприимчивых, деловых, компетентных специалистах в той или иной сфере общественной, социальной, экономической и производственной деятельности. Современные производства, предприятия, фирмы остро нуждаются в работниках и руководителях, способных быстро и правильно решать постоянно возникающие конкретные задачи, умеющих вести полноценный диалог, способных самостоятельно воспринимать знания, успевать за переменами. Современному учителю в своей практике необходимо использовать технологии, отвечающие потребностям общества. Одной из таких технологий является проектное обучение.
К сожалению, наибольшие проблемы внедрение метода проектов вызывает в преподавании математики. Наверное, дело в том, что современная школьная математика, на первый взгляд, представляет собой свод жёстких непреложных правил и методов, точное и аккуратное следование которым порождает у школьников иллюзию успеха. Но самое интересное и самое трудное! начинается именно тогда, когда ребёнок сталкивается с нестандартной задачей, из условия которой не видно, какая именно комбинация стандартных приёмов приведёт к ответу. И главными препятствиями для поиска решения такой задачи, является результат тяжкого учительского труда: набор шаблонов и стереотипов, неизбежно вырабатываемый на уроках, а также страх совершить ошибку, парализующий фантазию и естественное стремление ребёнка к творчеству.
Данный проект, являясь дополнением к урочной практике, предоставляет уникальную возможность преодолеть негативное отношение к математике, порождаемое перечисленными факторами. Суть проекта в том, что его участникам разрешается совершать, с их точки зрения, категорически запрещённые математические действия, на обычном уроке влекущие самые тяжкие последствия (двойку чернилами в журнал и т. п.). На их глазах совершается чудо: ложное в привычной школьнику системе понятий и аксиом утверждение служит отправной точкой для возникновения и развития теории, в тени которой эта привычная система понятий полностью помещается и не вызывает противоречий. Таким образом, реально моделируется процесс научного поиска, происходит внутреннее эмоциональное переживание драматической и захватывающей истории математического познания.

Методический паспорт проекта

Тип проекта: Исследовательский, мультимедиа, урочно-внеурочный.
Результат: конференция
Вид презентации: Компьютерно-демонстрирующий
По составу участников: ученики 8-3, 8-4 классов
Цели проекта: Практическая и педагогическая
Задачи проекта: Разобраться в вопросах. Что такое симметрия? Почему симметрия буквально пронизывает весь окружающий мир? Увидеть проявление симметрии в окружающем мире.
Вопросы проекта:
— Почему природа создает симметрию? К чему она стремится, создавая симметрию?
— Действуют ли законы симметрии в той предметной области, которая Вам интересна?
— Каковы особенности проявления симметрии в различных сферах жизни?
— Во всём ли в жизни должна быть симметрия?
— Может ли симметрия вызвать отрицательные эмоции?
Краткая аннотация проекта
Проект « Симметрия – символ красоты, гармонии и совершенства» выводит геометрию из стен школы на «вольный воздух», чтобы под открытым небом понаблюдать за поведением человека, зверей, птиц и, раскрыв тайны природы, согласиться с её мудрым решением.
С симметрией мы встречаемся повсюду — в природе, технике, искусстве, науке, например, симметрия, свойственная бабочке и кленовому листу, симметрия форм автомобиля и самолета, симметрия в ритмическом построении стихотворения и музыкальной фразы, симметрия орнаментов и бордюров, симметрия атомной структуры молекул и кристаллов.
Понятие симметрии проходит через всю многовековую историю человеческого творчества. Оно встречается уже у истоков человеческого знания; его широко используют все без исключения направления современной науки. Принципы симметрии играют важную роль в физике и математике, химии и биологии, технике и архитектуре, живописи и скульптуре, поэзии и музыке. Законы природы, управляющие неисчерпаемой в своем многообразии картинами явлений, в свою очередь, подчиняются принципам симметрии.
Что же такое симметрия? Почему симметрия буквально пронизывает весь окружающий нас мир?
Данный проект поможет разобраться в этих вопросах, увидеть проявления симметрии в окружающем нас мире.
Проект предполагает интеграцию между несколькими учебными предметами геометрией, биологией, музыкой, ИЗО, МХК, литературой и т. д. Развивает наблюдательность и учит навыкам анализа.
Данный проект позволяет развивать творческое мышление школьников, умение приобретать знания из различных источников, анализировать факты, проводить эксперименты, делать обобщения, высказывать собственные суждения, задумываться над загадками природы и искать тропинку к истине.
Вопросы, направляющие проект
Основополагающий вопрос:
• Симметрия — это показатель гармонии природы или игра человеческого воображения?
Проблемные вопросы:
• Почему природа создаёт симметрию? К чему она стремится, создавая симметрию?
• Действуют ли и как законы симметрии в той предметной области, которая Вам интересна?
• Каковы особенности проявления симметрии в различных сферах жизни?
• Во всём ли в жизни должна быть симметрия?
• Может ли симметрия вызывать отрицательные эмоции?
Учебные вопросы:
• Что такое «симметрия» в математике?
• Какие существуют виды симметрии? Каковы их свойства?
• Какова симметрия правильных многоугольников и многогранников?
• Где используются в окружающем мире свойства симметричных и симметрично-расположенных фигур ?
• Симметрия в животном и растительном мире.
• Симметрия в архитектуре.
• Почему природа создаёт симметрию?
• Как с помощью симметрии получить рисунок на координатной плоскости?
• Какие существуют стили архитектуры?
• Каковы особенности проявления симметрии в строениях архитектуры?
• Где используются в окружающем мире свойства симметричных и симметрично-расположенных фигур?
• Какова симметрия правильных многогранников, графиков функций, уравнений?
• Каковы особенности проявления симметрии в различных сферах жизни?
• Во всём ли в жизни должна быть симметрия?
• Может ли симметрия вызывать отрицательные эмоции?
План проведения проекта
1. этап. Организационно-подготовительный
Формирование групп учащихся. Составление плана работы. Формулирование вопросов для исследований. Подбор информационный ресурсов для проекта. Создание учителем буклета для родителей, вводной презентации для учащихся. Создание дидактических материалов (словарь понятий, бланки для разработки планов исследования в группах, критерии оценивания (презентации), списка рекомендуемых ресурсов, литературы).
2. этап. Обучающий
Введение в проблематику проекта с помощью вводной презентации учите-ля. Выявление предварительных знаний детей по теме проекта с помощью теста, листа контроля. Формулирование проблемных и частных вопросов проекта, тем исследований. Определение групп по интересам. Определение темы исследования каждым учеником и по группам. Определение этапов работы над проектом. Планирование исследований (Цели, гипотеза, методы). Совместное планирование проекта для отдельных учеников. Знакомство с критериями оценки работ.
3. этап. Исследовательский
Работа по группам. Проведение исследований. Сбор информации, а именно:
1. Прохождение тестов.
2. Сохранение результатов в формате Word.
3. Самостоятельный поиск информации в Интернет. Знакомство с памяткой по эффективному поиску информации в Интернет, помощь в подборе ключевых слов по теме исследования, корректировка плана работы групп.
4. Работа с печатными материалами.
5. Изучение методических материалов, предлагаемых к проекту.
6. Составление плана презентации.
7. Оформление результатов исследований с помощью выбранного инструмента презентаций.
8. Самооценка и взаимооценка презентаций участниками проекта.
4. этап. Итоговый. Защита проекта.
Предполагаемые продукты проекта
Визитная карточка проекта
Презентация учителя для выявления представлений и интересов учащихся
Пример продукта проектной деятельности учащихся
Материалы по формирующему и итоговому оцениванию

Материалы по сопровождению и поддержке проектной деятельности

В результате выполнения работы учащиеся приобретут:

  • навык сбора необходимой объективной информации (например, из СМИ, Интернет, из энциклопедий по математике и других учебных пособий по предмету и т.д.);
  • навык структурирования собранного материала;
  • опыт работы, как в группе, так и индивидуально, планируя свою деятельность для достижения поставленной задачи (составление индивидуальных маршрутов движения);
  • научатся анализировать собственную деятельность (через выработку: а) представления об основных требованиях к предполагаемому продукту, б)общих критериев оценивания представления продукта);
  • опыт самоопределения (Что я буду делать? Для чего мне это нужно? С кем я хочу (или могу, или буду) это делать? Что мне для этого необходимо? Что в результате должно получиться? и т.д.);
  • опыт презентации своей работы;
  • изучат виды симметрии;
  • смогут применять свойства симметрии при решении предметных задач.

Ссылки на ресурсы Интернет по теме учебного проекта
Интернет, ресурсы.
http://www.tmn.fio.ru/works/04x/307/bloknot.htm  — сайт с высказываниями великих людей о симметрии и об ее роли в нашей жизни.
http://www.tmn.fio.ru/works/04x/307/index.htm  — мотивация изучения данной темы.
http://www.philosophy.nsc.ru/journals/philscience/6_99/12_derben.htm
http://www.krugosvet.ru/articles/23/1002320/1002320a3.htm
http://home-edu.ru/pages/adzhemnjan/urok21_g.html
http://bril2002.narod.ru/botanika.html
http://www.krugosvet.ru/articles/23/1002320/1002320a3.htm
http://sbiryukova.narod.ru/Geom/Dvig_5_ur.htm
http://www.tmn.fio.ru/works/04x/307/natura.htm
http://www.tmn.fio.ru/works/04x/307/r-1.htm
http://www.tmn.fio.ru/works/04x/307/simmetric.htm
http://www.tmn.fio.ru/works/04x/307/C_entr.htm
http://www.tmn.fio.ru/works/04x/307/P_rim.htm
http://www.tmn.fio.ru/works/04x/307/simmetria_v_mechanike.htm
http://tashkent.sarkor.uz/tash_tour.htm
http://www.biology.edu.ru/db/msg/38156/_sp/3368/1407
http://school1.nm.ru/files/ellect.htm  — – презентации по изучению симметрии
http://www.vrn.fio.ru/works/16/2/208/geom6kl.htm  — практическое задание

В прикрепленных файлах:

  • Вводная презентация учителя
  • продукты проектной деятельности учащихся.

Файлы: Симметрия вокруг нас.pptx
Размер файла: 3204479 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология