Автор конспекта:
Автор(ы): — Бобрикова Т.Г.

Регион: — Новгородская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — высшее профессиональное образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 9 класс

Предмет(ы): — Информатика и ИКТ

Тип урока: — Урок обобщения и систематизации знаний

Учащихся в классе (аудитории): — 16

Используемые учебники и учебные пособия: —

Макарова Н.В. «Информатика и ИКТ», базовый курс: учебник для 9 класса

Используемая методическая литература: —

· программа базового курса «Информатика и ИКТ» для основной школы (5 — 11 классы, Макарова Н.В.)

Используемое оборудование: —

карточки с заданиями, проектор, экран, компьютер

Краткое описание: — урок обощения и систематизации по информатике по теме "Системы счисления"

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Методические пометки

1. Организационный момент (1 мин)

Встали. Здравствуйте! Садитесь.

Меня зовут Яна Викторовна, сегодня урок информатики проведу у вас я. Надеюсь, урок у нас будет интересным и содержательным.

Приветствуют учителя.

Настроить внимание детей на себя.

2. Постановка целей и задач (1 мин)

Сегодня на уроке мы с вами продолжим говорить о системах счисления и порешаем занимательные задачи по этой теме.

Слушают учителя.

Показываю слайд № 1

3. Актуализация ранее изученного материала (5 мин)

Вы уже знакомы со способами перевода двоичных чисел в десятичную систему счисления и из десятичной системы в двоичную.

1.Как перевести десятичное число в двоичное?

2.Как перевести двоичное число в десятичное?

Отвечают на вопросы.

1.Деление десятичного числа, а затем и его частных на 2. Далее выписать полученные остатки от деления (0 или 1) в обратном порядке.

2.Коэффициенты двоичного числа (начиная с меньшего разряда и заканчивая высшим разрядом числа) умножить на числа “второго” ряда, затем найти сумму.

Фронтальный опрос по пройденному материалу.

4. Обобщение знаний (30 мин)

Сегодня мы продолжим работу по переводу чисел из десятичной системы счисления в двоичную; из двоичной в десятичную. Наш урок начну со слов Иоганна Гете:

Числа не управляют миром, но показывают, как управляется мир.

Системы счисления появились еще в глубокой древности.

Например: в период палеолита вместо цифр использовались палочки.

Как вы думаете, это было удобно? Почему?

А уже в период становления древнего Египта использовалась десятеричная система счисления. Были введены условные обозначения для десятков, сотен и единиц.

Полвека спустя в Вавилоне появилась шестидесятеричная система счисления, где максимальной единицей системы счисления было число 60.

В древней же Руси числа обозначались буквами алфавита. И выглядели следующим образом.

Сегодняшний урок мы посвятим не только работе с системами счисления, но и изучению числа, постараемся ответить на вопрос “В чем, же магия числа?”

А впереди нас ждет “Веселая разминка”.

1. На столе стояло 3 стакана с вишней. Оксана съела один стакан с вишней. Сколько стаканов осталось?

2. В клетке находятся три кролика. Три девочки попросили дать им по одному кролику. Просьба девочек была удовлетворена, каждой из них дали кролика. И все же в клетке остался один кролик. Как могло так случиться?

3. В классе, где шел урок, находилось 20 человек. Из них 10 девочек. Сколько в классе находилось мальчиков?

Мы переходим к следующему этапу нашего урока. Вам понадобиться не только умения и навыки по переводу из одной системы счисления в другую, но и ваша внимательность, сообразительность, смекалка, и тогда вы сможете сделать очень важное для себя открытие.

Вам предлагается задание под названием «Эврика»

  • Определите четное число или нечетное:

а) 1012

б) 1102

в) 10012

г) 1002

Сформулируйте критерий четности в

двоичной системе.

· Какое максимальное число можно записать в двоичной системе счисления пятью цифрами?

Какие знания вам понадобились, чтобы решить эти задания?

Следующее задание «В поисках истины».

1.Было 11 яблок. После того как каждое яблоко разрезали пополам, стало 110 половинок.

Возможно ли это?

Обоснуйте ответ.

2. Некогда был пруд, в центре которого рос один лист водяной лилии. Каждый день число таких листьев удваивалось, и на десятый день вся поверхность пруда уже была заполнена листьями лилий. Сколько дней понадобилось, чтобы заполнить лилиями половину пруда? Сосчитать сколько листьев выросло к десятому дню?

Как вы думаете, на развитие, каких познавательных процессов направлено это задание? Что развивает, логику. память, мышление, внимание, воображение?

Теперь увлекательная викторина «Сколько» 1. Сколько больших планет обращается вокруг солнца? Подсказка: 1001

Нам дана подсказка в виде двоичного числа, как нам с помощью этой подсказки ответить на вопрос?

2. Сколько лет спала Спящая красавица из сказки Шарля Перро? Подсказка: 1100100

3. Сапоги, какого размера носил дядя Степа? Подсказка: 101101

4. Сколько вершков в аршине? Подсказка: 10000

5. Сколько глаз у пиявки? Подсказка: 1010

Следующий конкурс «Магия числа»

На карточках во второй половине записать десятичные числа .Необходимо выполнить перевод чисел в десятичную систему счисления. Результатом выполнения должен получиться квадрат. Найдите суммы чисел по вертикали, по горизонтали, по основным диагоналям. Знаете ли вы, как называются квадраты, в которых сумма чисел по прямым линиям одинакова? При археологических раскопках в Китае и Индии были найдены квадратные амулеты. Квадрат разделен на девять квадратиков, в каждом из которых написано по одному числу от 1 до 9. Замечательно, что суммы чисел в каждой строке, в каждом столбце и каждой из двух диагоналей были равны одному и тому же числу 15. Такие квадраты стали называть магическими. В древности магические квадраты очень уважали и приписывали им различные мистические свойства. Говорят, если надо было решиться на какое-то опасное дело, их с магическими целями рисовали на бумажке и съедали. Такое же кушанье предлагали в качестве панацеи от всех болезней. Бытовало поверье, что выгравированный на серебре магический квадрат защищает от чумы. Даже сегодня среди атрибутов европейских прорицателей можно увидеть магические квадраты. Магия числа заключается в том. Что числа подобно нотам при различном сочетании способны мелодично звучать. Например: 17 30 48
140 10 01
126 138
140 3 501
Попробуйте самостоятельно придумать четверостишье, в котором будут одни числа.

Чтение получившихся стихотворений.

Нет не удобно т.к. например 100 убитых мамонтов это 100 палочек и считать их не удобно.

Вместе с учителем рассуждают об удобстве (неудобстве) той или иной системы счисления.

Отвечают на вопросы «Веселой разминки».

Выполняют задание «Эврика»

*Ответ: четное число в двоичной системе счисления оканчивается на 0, а нечетное – на 1.

а) 1012 = 510 ; б) 1102 = 610 ; в) 10012 = 910 ; г) 1002 = 410

*Ответ: 111112 = 3110.

Выполняют задание «В поисках истины»

1.Ответ:

Да, если считать числа в задаче представленными в двоичной системе счисления: 112=1×20 + 1×21=310;

1102 = 0×20 + 1×21 + 1×22 = 2 + 4 = 610

2. Ответ: 9 дней, 512 листьев.

Отвечают на вопрос: — Необходимо подсказку перевести в десятичную СС.

Выполняют задание «Сколько»

1. 9

2. 100

3. 45

4. 16

5. 10

Выполняют задание «Магия числа»

Переводят двоичные числа из первой таблицы в десятичные числа во вторую таблицу.

В результате полученные суммы — одинаковы (равны 34).

Составляют свое стихотворение из чисел.

Показываю слайд №2

Показываю слайд №3

Показ слайда №4

Показ слайда №5

Показ слайда №6 — 8

Показ слайда №9, 10

Показ слайдов № 11 – 13

Показ слайда № 14

Показ слайда №15 – 16

Показ слайда №17 – 18

Показ слайда №19

4.Закрепление (2 мин)

В чем же заключается тайна числа?

Как развивалось число на протяжении многих веков?

Ответы детей.

5.Заключение (3 мин)

Отметьте на листочках свое настроение после урока, свое отношение к уроку (на сколько вам понравилось) и запишите свои пожелания, что нужно изменить на данном уроке?

На листочках выставляют индикаторы настроения после урока.

Рефлексия.

6. Запись домашнего задания

Откройте дневники и запишите задание на дом: подготовить планы билетов 11 – 15.

Спасибо за урок!

Записывают задание на дом.

Файлы: Основы издательской деятельности.docx
Размер файла: 61638 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология