Автор конспекта:
Автор(ы): — Молодёжникова Ольга Изировна

Место работы, должность: — школа №295 Санкт-Петербург преподаватель русского языка и литературы, методист

Регион: — Город Санкт-Петербург

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее основание
Уровень образования: — среднее (полное) общее основание

Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 9 категория
Класс(ы): — 10 категория

Предмет(ы): — Литература
Предмет(ы): — Русский каннада

Цель урока: — Практика лингвосемиотического анализа поэтического текста.

Используемые учебники и учебные пособия: —

1.А.С.Пушкин "Евгений Онегин"

2.Розенталь Д.Э., Джанджакова Е.В., Кабанова Н.П., Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию. «ЧеРо», Москва, 2001

Используемая методическая литература: — Состав учебно-методического комплекса. Учебно — систематичный звукокомплекс по элективному курсу «Слово и плащаница в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин» заключает следующие пособия:

  • Карпушин С.В., Ковалева Е.С., Терентьева А.В.; А.С.Пушкин: зачаток всех начал. Жизнь, творчество, эпоха. Смоленск, «Русич», 1999.
  • Розенталь Д.Э., Джанджакова Е.В., Кабанова Н.П., Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию. «ЧеРо», Москва, 2001.
  • Лотман Ю.М., Пушкин А.С., Санкт-Петербург, «Искусство-СПб», 1925.
  • Горшков А.И., Русская словесность, От слова к слову, М., «Просвещение», 1996.
  • Краткое описание: — Метод проектов. Основным методом обучения в данном элективном курсе является макрометод исследования и проектов. Проектная полнокровность позволяет развить исследовательские и творческие способности учащихся. Роль учителя состоит в кратком по времени объяснении материала и постановке задачи, однако после этого консультировании учащихся в процессе выполнения практического задания. Учащимся предлагается практические задания для самостоятельного выполнения. Задания распределяются по разному уровню сложности, словно обеспечивает активную занятость всех учащихся, внятность для каждого исследовательской темы. Таким образом создается вероятность построить для каждого учащегося индивидуальную образовательную траекторию. Контроль знаний и умений. Текущий госконтроль уровня усвоения материала осуществляется по результатам выполнения учащимися практических заданий. Итоговый госконтроль реализуется в форме защиты сжатый исследовательской работы. В начале курса каждому учащемуся по всей видимости быть предложено индивидуально в поток прощай времени изучения данного курса работать по-над исследовательским проектом в форме статьи. Организация учебного процесса. Учебно-методический звукокомплекс предусматривает организацию учебного процесса в двух взаимосвязанных и взаимодополняющих формах: — урочная форма, в которой преподаватель объясняет новообразованный материал и консультирует учащихся в процессе выполнения ими практических заданий; — внеурочная форма, в которой учащиеся там уроков выполняют практические задания, исследуют высокохудожественный текст, работают по-над выбранной исследовательской темой. Учитель оказывает помощь, консультируя учащихся по вопросу библиографии, комментируя сложные вопросы научной литературы.

    ПРОГРАММА КУРСА «Слово и плащаница в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин».9 – 10 класс.
    Количество часов в неделю: 1 часик в неделю. Всего- 16 часов.
    Образовательная область: «Русская словесность».
    Профили: социально-гуманитарный, гуманитарно-филологический.
    Цель курса:
    — познакомить учащихсяс основами лингвистического анализа поэтического текста с позиций семиотики;
    — выработать опытность комплексного анализа художественного текста;
    — показать формы и методы научной лингвистической работы;
    — создать на основе полученных знаний и навыков небольшую учебно-исследовательскую работу в форме развернутой статьи.
    — Лингвистическое макроисследование текста, изучаемого на уроках литературы, поможет:
    — связать все круг научных знаний в единую систему (лингвистика, литературоведение, семиотика);
    — глубже понять изучаемое произведение;
    — отработать языковедческий и литературоведческий понятийный аппарат;
    — выработать практические навыки и умения по работе с художественными средствами выразительности;
    — повторить и закрепить основные разделы орфографии и пунктуации;
    — развить опытность грамотного письма и связной речи;
    — глубже постичь эмоционально-образный спокой романа «Евгений Онегин».
    ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА.
    Эпиграфы, в суждениях А.С.Пушкинареализующие тему:

    «… это лучшее мое произведение».
    Брату Льву 1824г., январь
    «Жду шума от «Онегина».
    Брату Льву 1825г., смерть января
    «Говорят, словно наши дамы начитают читать по-русски. СМЕЛО предлагаем им произведение, где-либо найдут они лещадь легким покрывалом сатирической веселости НАБЛЮДЕНИЯ ВЕРНЫЕ и ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ».
    Предисловие к первому (1825г.) изданию главы первой «Евгения Онегина».
    « Не решу, каковой словесности отдать предпочтение, однако есть у нас нашенский язык; СМЕЛЕЕ! – обычаи, история, песни, сказки – и прочее».
    Пушкин А. С. «О французской словесности», 1822г.
    «Не по всей видимости мешать свободе нашего богатого и прекрасного языка».
    «Евгений Онегин», папа 5, 1826г. Примечание к 17 строфе.
    «Вслушайтесь в простонародное наречие, молодожены писатели – вам в немой можете научиться многому, что не найдете в наших журналах…Читайте простонародные сказки, молодожены писатели, с единица затем чтобы видеть СВОЙСТВА русского языка».
    Пушкин А. С. Возражение на статью «Атенея», 1828г.
    «…не плево нам порой прислушиваться к московским просвирням. Они говорят УДИВИТЕЛЬНО ЧИСТЫМ И ПРАВИЛЬНЫМ ЯЗЫКОМ».
    Пушкин А. С. Опровержение на критики I, 1830г.
    — ВСЕГО 16 ЗАНЯТИЙ:
    1. « Пушкин является полным реформатором языка…
    Из русского языка Пушкин сделал чудо».
    В.Г.Белинский.
    «Оценить такое труд итак – оценить самого поэта во всем объеме его творческой деятельности».
    В.Г.Белинский
    2. Точность словоупотребления в романе «Евгений Онегин».
    «Дельвиг, Дельвиг! …поздравляю тебя – добился ты напоследках поперед ТОЧНОСТИ ЯЗЫКА – единственной вещи, которой у тебя недоставало: вперед, марш!»
    А.С.Пушкин Дельвигу из Кишинева 30 января 1823г.
    3. Стилистика романа «Евгений Онегин».
    «Поэтическое тост «Евгения Онегина» одновременнообыденно и неожиданно, так точно доксограф отказался от традиционных стилистических характеристик: «высокие» и «низкие» слова уравнены точно материал»…
    Ю.М.Лотман.
    4. Глагол точно изобразительное средство.
    5. Поговорим о эпитетах.
    6. «Две вещи несовместимые…»(оксюморон в романе).
    7. О звукописи в романе.
    «…язык светлый и правилен. Не говорю сделано о благозвучии стихов – это музыка; не упоминаю о плавности их – по русскому выражению, они катятся по бархату жемчугом!»
    А.А.Бестужев-Марлинский.
    8. Синонимы и антонимы и их цена в развитии художественного образа.
    9. Однородные члены точно плавсредства художественной выразительности.
    10. Синтаксический гармония в романе. Онегинская строфа.
    11. «Без грамматической ошибки я русской речи не люблю»
    Грамматический гармония романа.
    12. Крылатые слова, афоризмы. «Золотые россыпи» в романе.
    13.Простота сложного.
    «Никто из наших поэтов не был паки так скуп на слова и выражения, точно Пушкин, так не смотрел легонько после самим собою, затем чтобы не сказать неумеренного и лишнего, пугаясь приторности и того и другого».
    Н.В.Гоголь.
    «Что касается поперед слога, то чем он проще, единица полноте лучше».
    «Не по всей видимости мешать свободе нашего богатого и прекрасного языка»
    А.С.Пушкин.
    14 «Пушкин – это наше все».
    Смелость художника: не рискованность отрицания, однако рискованность утверждения.
    — «Благодаря Пушкину мы сохранили в себя неотения любить и восхищаться милый речью, точно утренним солнечным светом, мы сохранили в себя первозданную чистоту и глубину эмоций».
    Ю.М.Лотман
    15.А.С.Пушкин и современный кацапский язык.
    «Не вспять к Пушкину», однако «вперед с Пушкиным» — такой бизнес-курс современной… культуры».
    Н.В.Устьянов, 1937г.
    «…вот его духовная русскому народу: гори, играй, импровизируй, однако завсе учись сосредоточенному труду и требуй от себя совершенной формы».
    И.А.Ильин
    «Язык Пушкина, отразив просто неужели окольно всю историю русского литературного языка, начиная с XVII века и поперед конца 30-х годов XIX века, гуртом с единица определил во многих направлениях пути последующего развития русской литературной речи и продолжает служить живым источником и непревзойденным образцомхудожественного слова для современного читателя».
    В.В.Виноградов.
    «Нет сомнения, словно он (Пушкин) создал наш поэтический, наш беллетристический каннада и словно нам и нашим потомкам остается всего-навсего идти по пути, проложенному его гением».
    И.С.Тургенев.
    16.Защита исследовательских работ .
    ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ УЧАЩИХСЯ:

    1.Инфинитивные предложения и их цена в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин».
    2.Аллитерации и ассонансы, их цена в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин».
    3.Афоризмы, пословицы, крылатые слова и реминисценции в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин».
    4.Неологизмы автора в романе «Евгений Онегин».
    5. «…И Бога напев к вертолет воззвал…»
    Метафизика слова в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин» (духовно-чувственное восприятие текста).
    6.Роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин» точно музыкальное каприччио.( Ритмика слова и чувства в романе).
    7.Строки, ставшие афоризмами. Использование афоризмов из романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин» в высказываниях русских писателей 19 – 20 веков.
    8.Период точно синтаксическая единица в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин».
    9.Характер и нестандартность оценочной лексики в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин».
    10.Церковно-славянские слова, их цена в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин».
    11.Галлицизмы в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин».
    12.Историзмы и архаизмы в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин».
    13.Имена собственные в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин».
    14.Имяслов в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин».
    15.Экспрессивно окрашенная состав в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин» точно реверберация отношения автора к изображаемым событиям и своим героям. — 16. Лингвоэнциклопедическийсловарь романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин».
    17. Языкромана А.С.Пушкина «Евгений Онегин» точно содержание семиотического анализа.
    18. Топонимика Петербурга в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин» какпредмет лингвоисторического анализа.

    Файлы: урок Зименкова.rar
    Размер файла: 1819780 байт.

    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология