Автор конспекта:
Автор(ы): — Федосеева Г.П.

Место работы, должность: — МБОУ «СОШ № 7″

Регион: — Республика Чувашия

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование

Целевая аудитория: — Учащийся (студент)

Класс(ы): — 6 класс

Предмет(ы): — Математика

Цель урока: —

Обучающие:1) обобщение и систематизация знаний, умений и навыков при сравнении, сложении и

вычитании чисел с разными знаками;

2) знакомство с историей развития отрицательных чисел.

Развивающие: развивать логическое мышление, математическую речь, внимание.

Воспитательные: воспитание у учащихся навыков сознательного усвоения изучаемого материала,

положительное отношение к учёбе.

Тип урока: — Урок обобщения и систематизации знаний

Учащихся в классе (аудитории): — 18

Используемые учебники и учебные пособия: —

Виленкин Н. Я. Матемтика 6 кл

Краткое описание: — Обобщение и повторение правил сравнения, сложения, вычитания чисел с разными знаками, закрепление навыков применения правил при решении разных заданий, ознакомление с историческим материалом об отрицательных числах.

Структура урока.

  • Организационный момент и определение задач урока.
  • _Ребята , наша главная задача на сегодняшнем уроке – обобщить ранее полученные знания и закрепить умения применять их при выполнении различных заданий. Хочу процитировать вам слова И. Павлова «Никогда не беритесь за последующее, не усвоив предыдущее».

    В течении урока мы с вами поработаем устно, познакомимся с историей отрицательных чисел, рассмотрим решение разных заданий.

  • Устная работа.
  • А) Решить устно Б) Найдите пары противоположных чисел и вычеркните

    1) -35+(-19) 6) -3- ⅞ соответствующие им буквы.

    2) -0,7+(-14) 7) 3,7-4,5 2,3 5 5,4 3 -5 2,5 -3/4 -27/5 8 0,75

    3) 26+(-6) 8) 7,9-(-12) д с м о к л у е г ж

    4) -7,6+5,3 9) -2,6-(-1,4) Ответ: долг.

    5) -1,7+3

    Чтобы ещё раз вспомнить и повторить правила послушайте стихотворение.

    Числа отрицательные , новые для нас,

    Лишь совсем недавно изучил наш класс.

    Сразу прибавилось всем теперь мороки-

    Учат-учат правила дети все уроки.

    Если уж захочется вам сложить

    Числа отрицательные- нечего тужить.

    Надо сумму модулей быстренько узнать,

    К ней потом знак «минус» взят да приписать.

    Если числа с разными знаками дадут,

    Чтоб найти их сумму- все мы тут как тут.

    Больший модуль быстро очень выбираем,

    Из него мы меньший вычитаем.

    Самое же главное знак не позабыть.

    -Вы какой поставите?- мы хотим спросить.

    -Вам секрет откроем, проще дела нет,

    Знак, где модуль больше, запиши в ответ.

  • Закрепление изученного материала.
  • Решить примеры: а) (-4,1+2,8)+(-5,7); б)(8,7-9,4)-7,44 В) (-3,9-2,2)+(5/6+1/30)

  • Исторические сведения об отрицательных числах.
  • Важным этапом в развитии понятия числа стало введение отрицательных чисел. История говорит о том, что люди долго не могли привыкнуть к отрицательным числам. Отрицательные числа им казались непонятными.

    К созданию понятия отрицательного числа китайские учёные подошли ранее других учёных примерно во 2 веке до нашей эры. Более точно сказать трудно, так как император Ши Хуан Ди, разгневавших на учёных, повелел все научные книги сжечь, а их авторов и читателей казнить. Содержание этих книг дошло только в отрывках. Положительные количества назывались «чжен», отрицательные- «фу». Изображались разными цветами: «чжен»-красным, а «фу»-чёрным. Такой способ использовался в Китае до середины 12 столетия, пока Ли Е не предложил обозначение отрицательных чисел — цифры, которые изображали отрицательные числа перечеркивали чертой справа налево.

    Индийские учёные в 7 веке положительные числа трактовали как «прибыль», «имущество», а отрицательные — как «убыток», «долг».Индийский математик Брахмагуппа правила сложения и вычитания излагал так: «Сумма двух имуществ есть имущество», «Сумма двух долгов есть долг», «Сумма имущества и долга равна их разности».

    А знаков + и – в древности не было ни для чисел, ни для действий. Термины произошли от латинских слов -больше, -меньше. Сначала обозначали первыми буквами – р и м. Многие предпочитали или . Возникновение современных знаков не совсем ясно. Возможно, оно возникло из торговой практики: проданные меры вина отмечались на бочке «-« , а при восстановлении запасов записи перечёркивались, получался знак «+». В Италии ростовщики, давая деньги в долг, ставили перед именем должника сумму долга и черточку, вроде нашего минуса, а когда должник возвращал деньги, зачёркивали её, получалось вроде нашего плюса.

    Современные знаки + и – появились в Германии в последние десятилетия 15 века в книге Видмана, которая была руководством по счёту для купцов (1489г.). Ян Видман уже писал + и – для сложения и вычитания. В 1544 году была напечатана книга немецкого учёного Михеля Штрифеля «Полная Арифметика». В ней встречались такие записи для чисел:0-2;0+2;0-5;0+5. Числа 1 вида он назвал «меньше, чем ничего» или «ниже, чем ничего». Числа 2 вида «больше, чем ничего» или «выше, чем ничего».

    Об этих числах всегда велись в учёных кругах. Предлагались и другие обозначения. Объединённые знаки + и – встречались у Жирара (1626г.) в форме ____ . Такая запись была вытеснена знаками ____.

    Однако в математике наряду с вопросом «почему?» встаёт и вопрос «а зачем?». При составлении уравнений мы не знаем, какой получится ответ — положительный или отрицательный. Поэтому математики и ввели отрицательные числа и с их помощью решают самые сложные уравнения.

  • Решение задачи «Бережливый хозяин»
  • Бережливый хозяин должен знать как размер своего имущества так и свои долги. И вот однажды ростовщик решил посчитать с прибылью для себя или с убытком он прожил этот месяц?
    Если:
    1) первый человек отдал ему 32,4 меры своего долга;
    2) второму отдал ему половину этих денег;
    3) на пожертвование башни пожертвовал 30,8 меры;
    4) третий вернул 17,6 меры;
    5) и последняя сделка принесла доход в 10 мер.
    Составить выражение и вы узнаете в каком веке это было?
    Ответ: 32,4-32,4:2-30,8+17,6+10=13. В 13 веке.

  • Работа с учебником.
  • Решить: №1076(б,г,е). Дополнительно №1087, 1092(1).

  • Итог урока.Домашнее задание: № 1097(г,д,е), 1082, повторить правила.
  • Файлы: Действия с натуральными числами.ppt
    Размер файла: 102912 байт.

    Рубрики: Математика Метки:
    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология