Автор конспекта:
Автор(ы): — Жаркова Светлана Борисовна

Место работы, должность: — МОУ «Физико-математический заведение №131″, пестун русского языка и литературы

Регион: — Республика Татарстан

Характеристика конспекта:
Уровни образования: — среднее (полное) общее кумулит

Класс(ы): — 8 класс

Предмет(ы): — Русский кобол

Целевая аудитория: — Учащийся (студент)

Тип ресурса: — абреже урока (занятия)

Краткое нозография ресурса: — Работа на уроке внеклассного чтения предваряется кропотливой подготовкой. Предлагаю учащимся осветить следующие темы: историческая сведение о времени написания повести, сказ о популярных карточных играх 19 века. Обязательной является и словарная работа. Советую подобрать цитатный материал для характеристики Германна и Лизы. В процессе урока заполняются обобщающие таблицы, ась учит компактному расположению материала и умению сопоставлять. Приходим к выводу, ась на повести важно новая для русской литературы тематика большого города с его социальными различиями.

Урок внеклассного чтения на 8 классе.

Социальная конфликт повести А. С.

Пушкина «Пиковая дама»

Оборудование урока: тексты повести А. С. Пушкина «Пиковая дама», иллюстрации А. Бенуа, проектор.

Ход урока.

1 Работа на уроке внеклассного чтения предваряется кропотливой поэтапной подготовкой к нему. Учителем предлагаются циклы вопросов, темы для выступлений, материал для словарной работы. Таким образом, он ненавязчиво руководит самостоятельной домашней работой. И буде вопросы подобраны правильно, мера у детей возникает прямой неравнодушие к произведению и мечта обсудить то, ась оказалось непонятым. На такую работу отвожу две-три недели (не меньше), столь как заведение физико-математический и учащиеся необыкновенно загружены. Считаю, ась зооанализ произведения обязательно начинаться чуть только тогда, когда-нибудь на тексте не осталось ни одного непонятого слова, когда-нибудь складывается ясное понимание об эпохе. Предлагаю поискать материалы, освещающие двум темы:

а) историческая сведение о времени, когда-нибудь была написана повесть(1833 год). Кто находится на престоле? Какие преобразования происходили? Какова общественная атмосфера? Что интересует молодых людей страна времени? (Ребята выступают нечеловечески активно, столь как врученный материал изучается одновременно на уроках истории.)

б) рассказ о самых популярных на 30-е лета 19 века карточных играх. (Желающих осветить врученный дилемма много, особую электроактивность проявляют мальчики)

Предлагаю подумать по-над толкованием следующих слов и выражений: понтировать (делать ставку); выиграть акустика (сразу выиграть); прислужница (комнатная служанка); порошковые карты (у шулеров – на которой наведено порошком на мази добавочное очко, которое можно стереть); оккультизм (нечто непонятное, запутанное и загадочное); Монгольфьеров черняк (братья Монгольфьер на 1783 году совершили первоначальный полёт на воздушном шаре); Месмеров прорва (антинаучная мнение о животном магнетизме).

Вторым этапом подготовительной работы является сосредоточивание цитатного материала к характеристике Германна и Лизаветы Ивановны.

2 Урок начинаю с проверки домашнего задания. Она идёт нечеловечески активно, страх сколько желающих ответить. Быстро складывается панно русского общества 30-ых годов 19 века. Кроме прочего, детишки упоминают и о том, ась на 30-е лета открывались и первые игорные дома. Хозяевами этих домов, как правило, были людишки известные и уважаемые. Не ненамеренно карточный должишко – должишко чести. Но здесь же появились и первые шулеры. Интересно, ась к ним не относились пренебрежительно, а уважали способность подобного рода.

От разговора о карточных домах переходим к сообщению о самых популярных карточных играх 19 века. Выступающих много. Эмоциональный гамма-фон накаляется (это-то мне и нужно: на уроке не подобает быть равнодушных)

Проверяем результаты словарной работы.

3 Анализ повести начинаю с определения объединение её на русской литературе. «Пиковая дама» — это характерно петербургская повесть, предваряющая петербургские повести Гоголя и разэтакий телероман Достоевского, как «Преступление и наказание» (образ Германна – характер Раскольникова). Тема большого города с его социальными различиями была новой для русской литературы. В повести представлено период упадка русской аристократии, развития буржуазных отношений, власти денег, приход разночинной интеллигенции, представленной Германном.

Сам Достоевский говорил: «Мы пигмеи перед Пушкиным, отсутствует уж посереди нами такого гения! Что за красота, ась за прорва на его фантазии. Недавно перечитал я его «Пиковую даму». Вот фантазия!.. Тонким анализом проследил он все движения Германна, все его мучения, все его надежды и, наконец, страшное, внезапное поражение».

Давайте и мы с вами «проследим все мучения Германна и все его надежды». (Задаю ученикам вопросы, а ответы в нескольких словах записываем на доске и заносим на брульон – на конце урока получится хорошая таблица).

Образ жизни Германна. Его жизненные принципы. Особенности характера

Характер Германна.

Что заложено ото природы

Как вынужден жить

«сильные страсти и огненное воображение»

«..сын обрусевшего немца, оставившего ему маленький капитал»

«скрытен и честолюбив»

«..Германн не касался и процентов, жил один жалованьем, не позволял себе малейшей прихоти».

«будучи в душе игрок…»

«…никогда не брал он автомобиль на руки…»

«…следовал с лихорадочным трепетом за различными оборотами игры»

«…я не на состоянии жертвовать необходимым в надежде приобрести излишнее»

«Игра занимает меня сильно…»

«Германн — немец: он расчётлив…»,

«..лицо истинно романтическое: у него профиль Наполеона, а вдохновительница Мефистофеля»

«молодой инженер»

Какие выводы мы можем сделать на основе таблицы? (Поведение Германна полностью диаметрально его душевному состоянию. Он скрепил свои чувства и эмоции строгими рамками правильного (по его мнению) поведения. Внешняя стенка Германна не сможет долго сдерживать те бушующие внутренние силы, которые он пытается усмирить. Не давая выхода эмоциям, Германн приближает трагедию несоответствий, которая обязательно разразится).

Зачем Германну деньги? («…убеждён на необходимости упрочить свою независимость», «покой и независимость») Это русло наверх, система выдвижения из неизвестности.

Справедливы ли притязания Германна на богатство? (Германн заостренно чувствует свою социальную ущербность и артелью с тем своё внутреннее господство по-над беспечными прожигателями жизни из среды аристократической молодёжи)

Каким образом Германн может разбогатеть? (Ответы опять-таки заносим на таблицу).

Пути обретения богатства

Расчёт

Просить милости у графини

Умеренность

Сделаться её любовником

Трудолюбие

Выиграть

Обмануть доверившегося

Какой же русло кажется ему особо перспективным? (Безусловно, второй, столь как первоначальный не декалитр никаких результатов)

Испытывает ли Германн угрызения совести по поводу того, ась он обманул надежды Лизаветы Ивановны? (Нет. Германновский индивидуализм не позволяет думать ни о чём другом. В этом губительное взаимовлияние золота на человека)

Образ жизни Лизаветы Ивановны. Её жизненные принципы. Особенности характера.

Характер Лизаветы Ивановны.

Что заложено ото природы

Как вынуждена жить

«.. с нетерпением ждала своего избавителя»

«..была домашней мученицею»

«..живо чувствовала своё положение…»

«..получала выговор за добавочный затрата сахара…»

«..виновата была на всех ошибках автора…»

«была сто один милее наглых и холодных невест»

«..отвечала за погоду и мостовую

« она была самолюбива»

«..жалование … сроду не доплачивали…»

Что роднит Лизавету Ивановну с Германном? (Героев объединяет диссонанс амбиций и социального положения. Они понимают, ась достойны лучшего существования, ась имеют многое из того, ась даёт человеку взаимоуважение и власть. Но молодёжь из разночинной среды должна была самостоятельно, вразрез аристократическим предрассудкам и привилегиям, пробивать себе дорогу на жизни)

Учитель. Социальная конфликт «Пиковой дамы» была не чуть только русским явлениям; ещё острее она проявилась на Западе, на Франции периода Реставрации. Такова трагическая, как у Германна, предопределение Жульена Сореля из романа «Красное и чёрное» Стендаля, тот или иной был знаком Пушкину.

Какова же позиция А. С. Пушкина на решении данной коллизии, на чьей он стороне? Ученики делают четкий вывод, ась русло обогащения, отобранный Германном, сочинитель не одобрял. Карточная игра, иллюзия на провидение, а тем больше надувательство доверившихся не могут составить фарт человека. Помогаю учащимся, говоря о том, ась на 30-е лета 19 века А. С. Пушкин стоял на реалистических позициях и авторская ирония, пронизывающая всё произведение, подкрепляет наши выводы. Находим с ребятами доказательства на тексте.

Завершающим этапом знакомства с произведением является визит спектакля Казанского русского драматического театра имя Качалова. Весьма эксцентрическая кинопостановка не оставляет равнодушными никого. В качестве домашнего задания предлагаю творческую работу на тему: «Кому из героев «Пиковой дамы» я хотел бы помощь и чем?»

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология