Автор конспекта:
Автор(ы): — Исмагилова Лилия Фаруковна

Место работы, должность: — МАОУ «СОШ №16″

Регион: — Республика Татарстан

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 8 класс

Предмет(ы): — Обществознание
Предмет(ы): — Психология

Цель урока: —

разъяснить учащимся сущность понятия «общение», его видов и форм; познакомить с элементами культуры общения; развивать умение вести дискуссию, владеть основами культуры диалога.

Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Используемые учебники и учебные пособия: —

А. И. Кравченко. Обществознание.8 кл.( " Русское слово")

Краткое описание: — В ходе урока учащиеся усвоят что такое общение,какие виды общения существуют,правила и способы общения.

Тема: Социально-психологический процесс общения.

Цель урока: разъяснить учащимся сущность понятия «общение», его видов и форм; познакомить с элементами культуры общения; развивать умение вести дискуссию, владеть основами культуры диалога.

I Приветствие

Здравствуйте те, кто хорошо позавтракал

Здравствуйте те, кто не завтракал и мечтает об обеде

Здравствуйте те, кто рад наступлению осени

Здравствуйте те, кто готов работать и общаться.

Я не зря выбрала такую форму приветствия. Это связано с темой нашего урока, который будет посвящен проблеме общения.

II Вводно-мотивационный этап.

Сегодня мы ответим на вопросы:

  • Что такое общение?
  • Какие виды общения существуют?
  • Поговорим о правилах и способах общения.

III Собственно учебная деятельность.

  • Фронтальная работа с учащимися. Формирование новых понятий.
  • Общение – это широкое и многоплановое понятие. Человек читает книгу, происходит общение, причем не только читателя с писателем, но и наоборот. Смотрит человек спектакль, выступает с лекцией, говорит по телефону, разговаривает с другом – все это общение.

    Существует и выражение «общение с природой».

    На стр. 59 ( Обществознание. А.И.Кравченко 8 класс) учебника дается определение этого понятия.

    (Учащиеся зачитывают и записывают)

    При всех различиях и понимании слова «общение» оно выражает обмен между людьми определенными результатами их психической деятельности – усвоенной информацией, мыслями, суждениями, чувствами.

    Работа со схемой на доске

    Структура общения.

    О б щ е н и е

    Коммуникация: Интеракция: Социальная перцепция:

    обмен информацией взаимодействие восприятие

    обмен действиями, понимание,оценка

    поступками

    Модель коммуникативного процесса включает 5 элементов:

    Кто? (передает сообщение) – коммуникатор

    Что? (передает) – сообщение (текст)

    Как? (осуществляется передача) – канал

    Кому? (направляется сообщение) – аудитория

    С каким эффектом – эффективность.

    Слово коммуникация (с латыни) означает «общее, раздельное со всеми».

    Т.о., можно говорить об общении как организации совместной деятельности и взаимоотношении включенных в нее людей.

    Схема на доске

    В и д ы о б щ е н и я

    Речевое Неречевое

    Вербальное (коммуникация) Невербальная коммуникация

    Осуществляется посредством Визуальные виды бщения-

    речи,т.е. при помощи слов и звуков мимика, пантомимика,покрас-

    Речь – универсальное средство нение

    коммуникации. Акустическая система –

    диапозон, смех, плач.

    Тактильная система–

    Пожатие руки, объятия.

    Так же запахи

    Выступление ученика с сообщением о формах общения.

    — Человек нуждается в общении с другим человеком, с момента своего рождения. Учеными установлено, что с 1,5 – 2 месячного возраста развитие ребенка происходит прежде всего в общении со взрослыми. Недостаток в таком общении может привести к отклонениям в развитии.

    Общение с другими людьми является жизненной необходимостью, для людей любого возраста, особенно оно важно в юности. Недаром у всех народов тяжким наказанием является одиночное наказание.

    — Что вы думаете о роли общения?

    Примерные ответы учеников:

    Получение знаний

    Передача опыта

    Усвоение культурных норм, правил поведения

    Ценности

    Оценивание поступков

    Вырабатывание таких качеств как доброта, честность, принципиальность, отзывчивость

    Развитие интересов человека

    Обмен мнениями, впечатлениями

    Узнавать себя и других и т.д.

    — Любой человек оценивает себя глазами других людей. От общения зависят наши успехи, настроение, удачи.

    -Вспомните с кем вы общались сегодня утром?

    — Изменилось ли ваше настроение?

    — Если да, то в какую сторону?

    Учащимся предлагается упражнение по определению настроения

    Цветные карточки отображающие настроение учащиеся складывают в коробочку.

    Учитель объясняет значение цветов.

    1)красный- психологическое значение этого цвета- возбуждение, активность, вера в собственные силы, уверенность в себе.

    2)желтый- соответствует чувству свободного развития, желтый цвет предпочитают люди стремящиеся к саморазвитию

    3)зеленый- выражает стабильность, твердость, постоянство. Зеленый цвет успокаивает нервную систему.

    4)серый- скромность, практичность, печаль.

    5)черный- противоположность всему позитивному, абсолютное отрицание. Человек предпочитающий черный стремится скрыть свой внутренний мир.

    -В каждом сообществе людей есть своего рода Кодекс правил общения.

    Выступление представителей групп о правилах общения.

    1) Правила общения по телефону

    2) Правила общения по sms

    3) Правила общения и работы в группе

    4) Правила ведения спора

    ( задание дается заранее)

    В общении существует понятие установки.

    В « Ревизоре» есть тому подтверждении (два учащихся показывают сцену общения гоголевских персонажей)

    «Городничий. Позвольте мне предложить вам переехать со мною на другую квартиру.

    Хлестаков.Нет, не хочу! Я знаю, что значит на другую квартиру: то есть в тюрьму! Да какое вы имеете право? Да как вы смеете? Да вот я…Я служу в Петербурге. (Бодрится.) Я,я,я…

    Городничий(в сторону). О, господи ты боже, какой сердитый! Все узнал, все рассказали, проклятые глупцы!

    Городничий (вытянувшись и дрожа всем телом). Помилуйте, не губите! Жена, дети маленькие…не сделайте несчастным человека.

    Хлестаков. Нет, я не хочу! Вот еще! Мне какое дело? От того, что у вас семья и дети, я должен идти в тюрьму, вот прекрасно!…Нет, благодарю покорно, не хочу».

    -Здесь мы с вами увидели психологическое явление, которое специалисты называют «установка».У Хлестакова и Городничего при встрече выявляются свои установки. Т.е., их представления о том , что должно произойти. Городничий ждал приезда ревизора, он уверен, что разговаривает с ревизором и боится за свою карьеру, стремится смягчить его. А Хлестаков знал, что он задолжал в гостинице, и его поэтому ждут неприятности, даже арест. Именно поэтому Городничий не сомневается в силе Хлестакова-ревизора , а Хлестаков в намерениях Городничего арестовать его. И истолковывают реплики друг друга на фоне собственных установок. Таким образом, установка может помешать началу разговора или привести к конфликту. Это мы и увидели в Гоголевском ревизоре.

    Мы с удовольствием проводим время с теми, кто нас понимает, кто нам интересен и стараемся избегать общения с людьми, которые неприятны и не вызывают симпатии.

    Однако такое общение не только неизбежно, оно может быть плодотворным и полезным.

    Историческая справка.Выступление учащегося о предвыборной борьбе Авраама Линкольна.

    -Таким образом можно сказать что нет такого человека, с которым нельзя было бы найти точки соприкосновения. Для того чтобы с кем-то поладить, подружиться надо приложить усилия, преодолеть ошибки в оценке людей, с которыми общаешься.

    Упражнение «Расшифруй слово».

    На доске слово «Общение»

    Каждую букву использовать для того, чтобы дать характеристику понятия «общение».

    Фронтальная работа.Вопросы к классу.

    — Всегда ли ваше общение с другими бывает успешным?

    — Нужно ли учиться общению?

    — Как вы считаете для чего это нужно?

    — Говорил ли кто-нибудь вам слова «я не хочу с тобой общаться»?

    — Были ли эти слова справедливы?

    — Как вы на них реагировали?

    Иногда общение сравнивают с танцем. Для его успешного исполнения важно вовремя отступить, пропустив партнера.

    В общение следует вступать без предвзятости М.Горький советовал:

    «Никогда не подходите к человеку, думая, что в нем больше плохого, чем хорошего».

    А писатель М.М. Рощин сказал о культуре общения: «Попробуйте не наступать, а уступать; не захватывать, а отдать; не спрятать, а поделиться; не орать, а выслушать; не разорвать, а склеить».

    - Умеем ли мы общаться, лучше всего знают те, с кем мы общаемся на улице, в школе с одноклассниками?

    Давайте проверим, какие вы в общении.

    При помощи теста «С тобой приятно общаться».

    Постарайтесь отвечать честно.

    Расшифровка баллов:

    +2 – с тобой приятно общаться

    +1 – ты не самый общительный человек

    0 – не знаю, я мало с тобой общаюсь

    -1 – с тобой иногда неприятно общаться

    -2 – с тобой очень тяжело общаться

    На листочке указывается балл и имя кому адресуется. Подсчет дома.

    — Существующее в современном мире многообразие способов общения так или иначе связаны с интернетом.

    Согласитесь, электронная почта, чаты, форумы, интернет журналы и газеты стали не менее важным аспектом повседневности чем телевизор и телефон.

    — В чем же плюсы и минусы интернет-общения?

    (Ответы учащихся)

    Информационный блок

    Я предлагаю вам запомнить правила общения:

    1. Не оправдывайте себя! (Меня не понимают, меня не ценят)

    2. Не снимайте с себя ответственности!

    3. Будьте искренни!

    4. Будьте справедливы!

    5. Радуйтесь успехам людей, которые вас окружают!

    6. Будьте естественны в общении!

    7. Анализируйте свои отношения с людьми, смотрите в них как в зеркало!

    — Подумайте и перечислите основные составляющие успешного общения.

    — Учащиеся от парты выходят к доске и прикрепляют лепестки ромашки к доске (в центре смайл желтого цвета) Примерные слова:

    расположенность к другим людям, чувство юмора, искренность, справедливость, ответственность, терпение, доверие, умение владеть собой, умение слушать и т.д.

    IVЗакрепление понятий

    — А сейчас поприветствуйте соседа по парте:

    Скажите «привет»- какой это вид общения?

    Пожмите руки- какой это вид общения?

    Помашите рукой– какой это вид общения?

    Скажите «как дела»- какой это вид общения?

    Учитель читает стихотворение

    Останься честен , говоря с толпой,

    Будь прям и тверд с врагами и друзьями.

    Пусть все в свой час считаются с тобой

    Наполни смыслом каждое мгновенье,

    Часов и дней неумолимый бег,

    Тогда весь мир ты примешь во владенье,

    Тогда, мой сын, ты будешь Человек!

    (Р. Киплинг)

    V Рефлексия

    — Сегодня для меня было главным…

    — Сегодня я понял, что…

    Домашнее задание: §8. Ответить на проблемный вопрос: « Может ли человеку в современном обществе что-либо ( TV, компьютер) заменить общение?»

    Файлы: Социально-психологический процесс общения.урок по общ 8 кл.doc
    Размер файла: 57856 байт.

    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология