Автор конспекта:
Автор(ы): — Давыдова О.А.

Место работы, должность: — МБОУ Тацинская СОШ №1

Регион: — Ростовская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 7 класс

Предмет(ы): — Физика

Цель урока: —

Обосновать расположение поверхности однородной жидкости в сообщающихся сосудах на одном уровне. Показать примеры применения сообщающихся сосудов в быту и технике.

Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Используемые учебники и учебные пособия: —

А.В. Перышкин, Физика 7

Используемая методическая литература: —

В.А. Волков, С.Е. Полянский Поурочные разработки по физике

Используемое оборудование: —

компьютер, мультимедийный проектор, различные виды сообщающихся сосудов

Используемые ЦОР: —

Единая коллекция ЦОР по физике

Краткое описание: — Тема: «Сообщающиеся сосуды» Цели: Обосновать расположение поверхности однородной жидкости в сообщающихся сосудах на одном уровне. Показать примеры применения сообщающихся сосудов в быту и технике. Задачи урока: Образовательная:  повторить формулу для расчета гидростатического давления  дать понятие сообщающихся сосудов  продолжить формирование понятия давления жидкости на дно сосуда и изучение закона Паскаля на примере однородных и неоднородных жидкостей в сообщающихся сосудах; Развивающая:  формировать умения анализировать  устанавливать связи между элементами содержания ранее изученного материала  находить примеры сообщающихся сосудов в быту, технике, природе Воспитательная:  воспитание аккуратности, умения слушать и быть услышанным. Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, различные виды сообщающихся сосудов, рисунки для опроса. Тип урока: урок усвоения новых знаний. План урока Этапы урока Время, мин Приемы и методы 1. Организационный момент. 1 -2 Рассказ учителя. 2. Актуализация знаний. 2 Опрос по группам. 3. Изучение нового материала. 10 — 15 Беседа. Записи на доске и в листах. Проведение эксперимента. Обсуждение результатов. 4. Развитие знаний при решении творческих задач. 5 Решение экспериментальных задач. 5. Закрепление полученных знаний. 5 Индивидуальная работа с тестами. 6. Подведение итогов. 5-6 Выделение главного учителем. 7. Домашнее задание. 1 Запись на доске.

Урок физики в 7-м классе

Тема:«Сообщающиеся сосуды»

Цели:Обосновать расположение поверхности однородной жидкости в сообщающихся сосудах на одном уровне. Показать примеры применения сообщающихся сосудов в быту и технике.

Задачи урока:

Образовательная:

  • повторить формулу для расчета гидростатического давления
  • дать понятие сообщающихся сосудов
  • продолжить формирование понятия давления жидкости на дно сосуда и изучение закона Паскаля на примере однородных и неоднородных жидкостей в сообщающихся сосудах;

Развивающая:

  • формировать умения анализировать
  • устанавливать связи между элементами содержания ранее изученного материала
  • находить примеры сообщающихся сосудов в быту, технике, природе

Воспитательная:

  • воспитание аккуратности, умения слушать и быть услышанным.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, различные виды сообщающихся сосудов, рисунки для опроса.

Тип урока:урок усвоения новых знаний.

План урока

Этапы урока

Время, мин

Приемы и методы

1. Организационный момент.

1 -2

Рассказ учителя.

2. Актуализация знаний.

2

Опрос по группам.

3. Изучение нового материала.

10 — 15

Беседа. Записи на доске и в листах. Проведение эксперимента. Обсуждение результатов.

4. Развитие знаний при решении творческих задач.

5

Решение экспериментальных задач.

5. Закрепление полученных знаний.

5

Индивидуальная работа с тестами.

6. Подведение итогов.

5-6

Выделение главного учителем.

7. Домашнее задание.

1

Запись на доске.

Ход урока (класс разделен на три группы).

  • Видеофрагмент поющего фонтана (1 мин).
  • Сегодня мы с вами узнаем как устроены фонтаны, а также другие полезные и красивые вещи. А также что объединяет фонтан, чайник, водопровод в вашем доме, шлюз и лейку. (Слайд 1).

  • Но, как и в большинстве случаев, чтобы узнать что-то новое, нужно сначала вспомнить старое. У вас на столах лежат “Говорящие картинки”, под ними вы найдете вопросы, на которые каждая группа должна дать ответ в течение одной минуты.
  • Какой закон проявляется на этом опыте?

    Какова формулировка этого закона? (Слайд 2)

    Почему вода вытекает из отверстий? Из чего следует, что давление воды увеличивается с глубиной? (Слайд 3)

    В трех сосудах с одинаковой площадью дна налита вода до одного уровня.

    Одинаково ли давление воды на дно в этих сосудах?

    С одинаковой ли силой давит вода на дно этих сосудов? (Слайд 4)

  • Молодцы. А теперь проследите за небольшим экспериментом, который я проведу. У меня в руках две трубочки, соединенные резиновым шлангом. Такая конструкция называется сообщающиеся сосуды. Это и есть предмет нашего сегодняшнего изучения и тема нашего урока. Запишите ее. (Слайд 5)
  • Причем особенность таких сосудов в том, что при наливании жидкости в один из них, вода попадает и в другой. Поэтому можно ли назвать сообщающимися сосуды, соединенные так:

    (слайд 6). Так какие сосуды можно назвать сообщающимися?

    Учащиеся делают вывод и записывают его в страничку наблюдений: сосуды, соединенные между собой ниже уровня жидкости называются сообщающимися.

    Если я, зажав резиновый шланг, налью в обе трубочки разно количество воды, как вы думаете, будет ли она переливаться, если я разожму шланг?

    Почему?

    Давайте проверим ваши предположения. (Открыть зажим).

    Видите: жидкость стала перетекать.

    Вновь поставлю зажим и долью жидкость в одно колено.

    Одинаковые ли давления оказывают столбики жидкости справа и слева на середину?

    От чего зависит давление на нее? (От высот столбов.)

    Итак, давления разные, так как высоты столбов жидкости разные.

    Будет ли в равновесии жидкость, если давления справа и слева неодинаковы? (Нет, не будет.)

    И каково следствие этого? (Жидкость перетекает.)

    И как долго она будет перетекать? (До тех пор, пока давления на середину справа и слева не станут равными.)

    А что можно сказать об уровнях жидкости в обоих коленах сообщающихся сосудов, если движения жидкости в ней нет? (В покоящейся жидкости уровни будут одинаковы, т.е. должны находиться на равной высоте.)

    Учитель: Отметьте уровень жидкости на первом рисунке в своей страничке. Учащиеся отмечают уровни жидкости.

    Учитель. Можно ли это обосновать теоретически?

    Учащийся. Мы знаем, что на одном и том же уровне по закону Паскаля давление во всех точках жидкости одинаковое, т.е. р1=р2. Давление p1=gh1 и p2=gh2. Приравниваем их gh1=gh2. Сократим общие множители g и получим h1=h2, что и требовалось доказать.

    Учитель. Запишите вывод. Учащиеся записывают выводы к себе в странички.

    Учитель. Зависит ли положение уровня жидкости в сообщающихся сосудах от ширины или формы сосуда? Давайте это проверим на эксперименте. Для этого экспериментаторы нальют воду в эти сосуды. (Эксперимент: опыт с сосудами разной ширины и формы.)

    Какой вывод мы можете сделать?

    На основании опыта учащиеся делают вывод: в сосудах любой ширины и формы однородная жидкость устанавливается на одном уровне.

    Сделайте соответствующие пометки на втором рисунке. Учащиеся отмечают уровень жидкости на втором рисунке.

    Мы пришли к важному выводу. Сформулируем его.

    На основании опыта учащиеся делают вывод: в сосудах любой формы однородная жидкость устанавливается на одном уровне.

    Учитель. А если мы в сообщающиеся сосуды нальем две несмешивающиеся жидкости разной плотности. Будут ли они располагаться на одном уровне? А для того чтобы это узнать экспериментаторам необходимо дополнить одно из колен сосуда маслом. (Эксперимент: один сосуд заполняется водой, другой маслом.) Страничка ЦОР.

    Вывод:

    (слайд 7) Дополните чертеж разнородной жидкости.

    p1=p2,

    p1=gρ1h1, p2=gρ2h2,

    gρ1h1=gρ2h2, т.е h1:h2=ρ2:ρ1.

    Высоты столбов разнородных жидкостей в сообщающихся сосудах обратно пропорциональны их плотностям.

    Запишите этот вывод. Учащиеся записывают вывод.

    4. Учитель. А теперь, попытайтесь определить неизвестное вещество, налитое в сообщающийся сосуд, если известно, что в левом колене вода. Работаем группами. Не забывайте, что задача должна быть оформлена на страничках. (На столе находятся линейка, таблица плотностей, сосуды с разными жидкостями, резинка для выделения границы раздела двух сред.)

    Что же за вещество налито у вас в сообщающихся сосудах?

    В конце работы учащиеся дают ответ, на вопрос, что за вещество налито у них в сообщающиеся сосуды. (У каждой группы сосуд с водой и растительным маслом, чистым в первой группе и окрашенным зеленкой и йодом в двух других).

    Молодцы.

    Незнание простых законов физики подвело древних римлян. Рассказ об акведуках. (Слайды 8-11).

    Модель водопровода ЦОР

    Шлюзы ЦОР

    Виды современных фонтанов (Презентация "Фонтаны").

    5. Вы меня порадовали, но чтобы по достоинству оценить труд каждого я предлагаю вам выполнить контрольный тест.

    (Слайды 16-19)

    6. Я попрошу еще раз сделать общий вывод по нашему исследованию. Учащиеся дают ответы:

    В сообщающихся сосудах однородная жидкость устанавливается на одном уровне.

    В сосудах любой формы и ширины однородная жидкость устанавливается на одном уровне.

    Высоты столбов разнородных жидкостей в сообщающихся сосудах обратно пропорциональны их плотностям.

    Все цели нашего исследования достигнуты. В организации нашего исследования мы использовали все этапы научного творчества, показали себя хорошими, наблюдательными экспериментаторами, способными не только подмечать вокруг себя новое и интересное, но и самостоятельно проводить научное исследование.

    7.Домашнее задание (Слайд 25).

    (Слайды21-24 могут использоваться дополнительно или в качестве актуализации знаний на следующем уроке).

    Файлы: Фонтаны.pptx
    Размер файла: 6040231 байт.

    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология