Характеристики урока (занятия) Класс(ы): — 10 класс
Предмет(ы): — География
Цель урока: — Познакомить учащихся с новыми терминами и понятиями; начать формирование представлений и знаний о современной политической карте мира; рассмотреть особенности и этапы формирования современной политической карты мира; проанализировать события, вызывающие изменения на современной политической карте мира; продолжить формирование умения работать с различными источниками географической информации.
Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учеников в классе: — 24
Используемые учебники и учебные пособия: —
"Экономическая и социальная география мира" В.П. Максаковский
"Экономичексая и социальная география мира" Бахчиева О.А.
Используемое оборудование: — Политическая карта мира настенная, интерактивная, карты исторические — Древнего мира, Средних веков, мира в XVIII-XIX веках, карта мира в период после Первой и Второй мировых войн, а также настенная контурная карта, схемы, таблицы, мультимедийный учебник, компьютер, проектор, справочники.
Используемые ЦОР: —
Политическая карта мира № ресурса 169676 school-collection.edu.ru/catalog/res/ef04cf55-e870-41ec-93f0-5e2d4b12b52f/
Старые и новые названия государств files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000c22-2000-4ddd-3287-3400483aba5a/index.html (интерактивное задание)
Флаг как образ культуры и хозяйства страны files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000c29-2000-4ddd-ba87-3400483aba5a/index.html (интерактивное задание)
Формы государственного правленияfiles.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000c1f-2000-4ddd-31b8-3300483aba5a/index.html (интерактивное задание)
Формы государственного устройстваfiles.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000c21-2000-4ddd-b112-3300483aba5a/index.html (интерактивное задание)
Цифровые контурные карты мира school-collection.edu.ru/catalog/rubr/13b961f8-821e-430f-9ad9-84cb1865656a/118437/
— Повторение уже известных и знакомство с новыми терминами и понятиями; беседа с учащимися с использованием схем и таблиц о причинах, которые вызывают изменения на политической карте мира, и типах подобных изменений; рассказ учителя (с элементами лекции) о длительной и сложной истории формирования современной политической карты мира; практическая работа учащихся с использованием текста учебника и карт по заполнению таблицы «Этапы формирования полити ческой карты мира»; сообщения учащихся о важнейших событиях, которые привели к изменениям политической карты мира в XX веке; самостоятельная работа учащихся с использованием таблиц и карт атласа по определению современных колониальных владений и их принадлежности; дискуссия на тему «Как выглядела бы политическая карта мира, если бы в 1991 году не произошел распад мировой системы социалистических государств? ».
Основные термины и понятия:
Современная политическая карта мира, этапы формирования политической карты мира, сдвиги на политической карте мира — качественные и количественные, государства, колониальные владения.
Географические и исторические объекты:
Древний Египет, Карфаген, Древняя Греция, Рим, Византия, Киевская Русь, Священная Римская империя; Московское государство, Португалия, Испания, Англия; Османская империя, Австро-Венгрия, Пруссия; Югославия, Чехословакия, СНГ, СССР, ГДР, ФРГ, Германия, Эритрея, Эфиопия, ЮАР, НДРЮ, Йеменская республика, Словения, Босния и Герцеговина, Хорватия, Македония, Черногория, Сербия, Косово, Намибия; Гибралтар, Микронезия, Гонконг (Сяньган); Азербайджан, Армения, Белоруссия, Грузия, Казахстан, Киргизия, Латвия, Литва, Молдавия, Россия, Таджикистан, Туркмения, Украина, Узбекистан, Эстония (по выбору учителя).
Имена
Александр Македонский, Гай Юлий Цезарь, Карл Великий, Оттон I (создатель Священной Римской империи), Чингисхан, Тимур (Тамерлан), Иван Грозный, Петр I, Наполеон
Задания:
1. Найдите на политической карте мира страны, форма территории которых кажется вам интересной. На что похожи их очертания? Как вы думаете, имеет ли значение форма территории страны для проживающих в ней людей?
2. Выскажите свои суждения о размерах государственной территории. Какие плюсы и минусы жизни в большом по площади государстве и в очень маленькой стране вы можете назвать?
Практическая работа № 1. Составление комментариев к изменениям на политической карте мира. Характеристика политико-географического положения страны (по выбору) и «горячих точек» планеты.
Практическая работа выполняется в домашних условиях, а обсуждение ее результатов является интересным дискуссионным моментом следующего урока. Задания работы носят творческий характер, их выполнение требует установления межпредметных связей с историей и знания современных политических и социальных событий и проблем. Первая часть работы требует письменного ответа. «Горячие точки» указываются на контурной карте, которая по возможности сопровождается комментариями. Выполнение этой работы нередко вызывает у ребят затруднения, но в значительной степени повышает их интерес к изучению курса, иллюстрируя связь политической географии с текущими событиями в мире.
Файлы: img447.jpg
Размер файла: 41751 байт.