Автор конспекта:
Автор(ы): — Коновалова Татьяна Викторовна
Место работы, должность: — МБОУ СОШ № 3г. Петровска Саратовской области, учитель истории и обществознания
Регион: — Саратовская область
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Класс(ы): — 9 класс
Предмет(ы): — История
Предмет(ы): — Обществознание
Цель урока: —
обобщение опыта
Тип урока: — Урок закрепления знаний
Учащихся в классе (аудитории): — 22
Используемые учебники и учебные пособия: —
учебники-автор Боголюбов
Используемая методическая литература: —
« Обществознание» 10 КЛАСС под ред.Л.Н.Боголюбова
Используемое оборудование: —
компьютер
Краткое описание: — Одной из важнейших задач школы является формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания. Именно социально-гуманитарные предметы (история, обществознание) дают учащимся необходимую для полноценной гражданской жизни систему знаний, способов деятельности, ценностных ориентаций, образцов поведения.
ЦЕННОСТЬ СЕМЬИ ГЛАЗАМИ ПОДРОСТКОВ
Цель: из опыта работы в классе социально-гуманитарного профиля
Подготовила учитель истории
и обществознания
МБОУ СОШ № 3 г. Петровска
Саратовской области
Конвалова Татьяна Викторовна
Одной из важнейших задач школы является формирование у школьниковгражданской ответственности и правового самосознания. Именно социально-гуманитарные предметы (история, обществознание) дают учащимся необходимую для полноценной гражданской жизни систему знаний, способов деятельности, ценностных ориентаций, образцов поведения.
Особенностью Академического школьного учебника « Обществознание» 10 КЛАСС под ред.Л.Н.Боголюбова, профильный уровень ( М. «Просвещение», 2009) является наличие открытых проблем. Учащимся предлагаются для анализа и обсуждения различные точки зрения и оценки тех или иных аспектов общественного развития. Это позволяет избежать навязывания школьникам готовых выводов. Курс насыщен идеями и положениями различных, нередко противоположных направлений общественной мысли – что предполагает расширение использования диалоговых форм в преподавании. И это не только диалог «учитель-ученик», «ученик-ученик», это прежде всего общение с незримым оппонентом или единомышленником – тем философом, ученым, публицистом, чья мысль, приведенная в контекстах урока, отвергается или принимается старшеклассником. С другой стороны, важно помочь ученику не растеряться на этом перекрестке идей и мнений. Нацелить на выработку собственной мировоззренческой позиции, соответственной с личным опытом и общественными ценностями.
Главным в своей работе считаю развивать у ученика способность думать, умение формулировать свои мысли, отстаивать свои позиции, ПОНИМАТЬ И ПРИНИМАТЬ ДРУГИХ, АДЕКВАТНО ОЦЕНИВАТЬ СВОИ СИЛЫ И НАХОДИТЬ ВОЗМОЖНОСТИ ИХ ПРИМЕНЕНИЯ, принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность, АДАПТИРОВАТЬСЯ К СОЦИАЛЬНЫМ УСЛОВИЯМ.
Из множества тем курса всегда особенный интерес вызывает тема «Семья как малая группа». Учащиеся обозначают проблему: в чем причина кризиса современной семьи, определяют последовательные шаги в ее разработке. Делятся на 3 группы, каждая выполняет свою задачу, работая с текстом учебника, справочниками, материалами СМИ. Ребята первой группы изучают виды семей: расширенные, нуклеарные, полные, неполные, многодетные, малодетные, бездетные. По тому, как решается в семье вопрос о лидерстве, выделяют два типа семьи:
а) традиционная или патриархальная и б) партнерская или эгалитарная. Ученики второй группы рассматривают основные функции семьи, изучают причины семейных конфликтов. Третья группа учащихся изучает различные стили воспитания в семье:
а) диктат;б) опека в семье; в) невмешательство; г) сотрудничество. Затем в процессе открытого обсуждения ребята на основе собственного социального опыта, данных СМИ, Интернет-ресурсов выявляют причины кризиса современной семьи, выясняют – почему в данный период семья не выполняет своих воспитательных функций. В результате обсуждения приходят к выводам, что причины в следующем:
а) увеличение числа семей с неполным составом; б) недостаточный уровень знаний и навыков родителей по воспитанию детей; в) ухудшение материального положения семей; г) тенденция разрушения нравственных устоев семьи. Творческая группа представляет презентацию проекта «Ценность семьи глазами подростков». Ученики провели исследование в форме опроса среди старшеклассников школы. Главная цель проекта — выявление ценности семьи для старшеклассников. В современной России ценность семьи уже не бесспорна. Карьера, материальный достаток стали волновать молодых людей гораздо больше, чем «вечные» любовь и семья. Так ли это на самом деле? Старшеклассникам были предложены вопросы: ВЫ ХОТЕЛИ БЫ ИМЕТЬ СЕМЬЮ? Что может сделать семью крепкой, а что может разрушить? Что готовы простить старшеклассники ради сохранения семьи? Кто в семье должен зарабатывать деньги? Кто должен вести хозяйство? Кто должен воспитывать детей? Проанализировав ответы, творческая группа пришла к вывода: СЕМЬЯ ЯВЛЯЕТСЯ ОДНОЙ ИЗ ГЛАВНЫХ ЖИЗНЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ СТАРШЕКЛАССНИКОВ. Мотивом создания и укрепления семьи старшеклассники назвали любовь. Оба супруга в семье должны иметь равны права и обязанности: оба зарабатывать деньги, заниматься хозяйством и воспитывать детей, что говорит о демократичности взглядов на семью. Разрушить семью могут: отсутствие любви, плохие взаимоотношения между супругами. Ради сохранения семьи старшеклассники готовы простить: плохие привычки супругов, разовые измены, невнимание со стороны супруга (супруги). Но не простят рукоприкладство и постоянные измены, что говорит о росте чувства собственного достоинства среди молодежи. В заключении авторы проекта предлагают: — более активную пропаганду среди молодежи таких ценностей, как любовь, семья, дети; более весомую поддержку молодых семей со стороны государства в плане трудойстройства, в решении ЖИЛИЩНОЙ ПРОБЛЕМЫ.
Делается общий вывод: СЕМЬЯ – ВАЖНЕЙШИЙ СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ И ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ
Несомненно, в решении задач гражданского воспитания и правового образования большое значение имеет изучение Конституции Российской Федерации. Важно, чтобы учащиеся приобщились к ценностям, представленным в Конституции России, включая отношение к человеку, его правам и свободам как высшей ценности, гражданский мир и согласие, исторически сложившееся государственное единство, любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость.
Изучая Конституцию, работаем по группам. Задание первой группе: 1. Прочитайте статьи 1-5,7, 10013, 15 Конституции, письменно ответьте на вопросы: а) как определены в Конституции формы правления, государства и политического режима в Российской Федерации? Б) какие принципы демократии закреплены в главе 2 Конституции; в) назовите основные Конституционные принципы; г) объясните смысл следующей конституционной нормы: «Конституция РФ имеет … прямое действие на всей территории Российской Федерации». Подобные задания получают вторая и третья группы учащихся. Занятие завершается обсуждением, в котором участвуют по несколько представителей от каждой группы.
Бывают ситуации, когда рассматриваемый юридический вопрос не имеет однозначного ответа с правовых или, что чаще, с нравственных позиций. В подобном случае возможна дискуссия. Например, к вопросу о применении смертной казни. Как правило, среди учащихся находятся и сторонники и противники высшей меры наказания. Из ребят выбирается по 3 сторонника и противника применения это меры наказания. Каждый выступает по 1 мин. с аргументами. Затем оппоненты задают вопросы. Остальные учащиеся также вовлечены в происходящее. До начала урока проводится «голосование» по обсуждаемой проблеме. После основных выступлений наступает время «свободного микрофона», когда любой может высказаться по обсуждаемому вопросу. В заключение учитель вместе с классом подводит итоги дискуссии:
1) Интересно ли прошла дискуссия?
2) Изменил ли ты свою точку зрения на обсуждаемый вопрос? (возможно повторное голосование)
3) Что необходимо изменить, чтобы в будущем урок прошел более интересно и познавательно?
Каждый год обязательно знакомимся вместе со старшеклассниками с Посланием Президента Федеральному Собранию, анализируя и обсуждая его.
Файлы: Урок 1 Тема урока Гражданская война.doc
Размер файла: 187392 байт.