Автор конспекта:
Автор(ы): — Коновалова Татьяна Викторовна

Место работы, должность: — МБОУ СОШ № 3г. Петровска Саратовской области, учитель истории и обществознания

Регион: — Саратовская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 9 класс

Предмет(ы): — История
Предмет(ы): — Обществознание

Цель урока: —

обобщение опыта

Тип урока: — Урок закрепления знаний

Учащихся в классе (аудитории): — 22

Используемые учебники и учебные пособия: —

учебники-автор Боголюбов

Используемая методическая литература: —

« Обществознание» 10 КЛАСС под ред.Л.Н.Боголюбова

Используемое оборудование: —

компьютер

Краткое описание: — Одной из важнейших задач школы является формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания. Именно социально-гуманитарные предметы (история, обществознание) дают учащимся необходимую для полноценной гражданской жизни систему знаний, способов деятельности, ценностных ориентаций, образцов поведения.

ЦЕННОСТЬ СЕМЬИ ГЛАЗАМИ ПОДРОСТКОВ

Цель: из опыта работы в классе социально-гуманитарного профиля

Подготовила учитель истории

и обществознания

МБОУ СОШ № 3 г. Петровска

Саратовской области

Конвалова Татьяна Викторовна

Одной из важнейших задач школы является формирование у школьниковгражданской ответственности и правового самосознания. Именно социально-гуманитарные предметы (история, обществознание) дают учащимся необходимую для полноценной гражданской жизни систему знаний, способов деятельности, ценностных ориентаций, образцов поведения.

Особенностью Академического школьного учебника « Обществознание» 10 КЛАСС под ред.Л.Н.Боголюбова, профильный уровень ( М. «Просвещение», 2009) является наличие открытых проблем. Учащимся предлагаются для анализа и обсуждения различные точки зрения и оценки тех или иных аспектов общественного развития. Это позволяет избежать навязывания школьникам готовых выводов. Курс насыщен идеями и положениями различных, нередко противоположных направлений общественной мысли – что предполагает расширение использования диалоговых форм в преподавании. И это не только диалог «учитель-ученик», «ученик-ученик», это прежде всего общение с незримым оппонентом или единомышленником – тем философом, ученым, публицистом, чья мысль, приведенная в контекстах урока, отвергается или принимается старшеклассником. С другой стороны, важно помочь ученику не растеряться на этом перекрестке идей и мнений. Нацелить на выработку собственной мировоззренческой позиции, соответственной с личным опытом и общественными ценностями.

Главным в своей работе считаю развивать у ученика способность думать, умение формулировать свои мысли, отстаивать свои позиции, ПОНИМАТЬ И ПРИНИМАТЬ ДРУГИХ, АДЕКВАТНО ОЦЕНИВАТЬ СВОИ СИЛЫ И НАХОДИТЬ ВОЗМОЖНОСТИ ИХ ПРИМЕНЕНИЯ, принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность, АДАПТИРОВАТЬСЯ К СОЦИАЛЬНЫМ УСЛОВИЯМ.

Из множества тем курса всегда особенный интерес вызывает тема «Семья как малая группа». Учащиеся обозначают проблему: в чем причина кризиса современной семьи, определяют последовательные шаги в ее разработке. Делятся на 3 группы, каждая выполняет свою задачу, работая с текстом учебника, справочниками, материалами СМИ. Ребята первой группы изучают виды семей: расширенные, нуклеарные, полные, неполные, многодетные, малодетные, бездетные. По тому, как решается в семье вопрос о лидерстве, выделяют два типа семьи:

а) традиционная или патриархальная и б) партнерская или эгалитарная. Ученики второй группы рассматривают основные функции семьи, изучают причины семейных конфликтов. Третья группа учащихся изучает различные стили воспитания в семье:

а) диктат;б) опека в семье; в) невмешательство; г) сотрудничество. Затем в процессе открытого обсуждения ребята на основе собственного социального опыта, данных СМИ, Интернет-ресурсов выявляют причины кризиса современной семьи, выясняют – почему в данный период семья не выполняет своих воспитательных функций. В результате обсуждения приходят к выводам, что причины в следующем:

а) увеличение числа семей с неполным составом; б) недостаточный уровень знаний и навыков родителей по воспитанию детей; в) ухудшение материального положения семей; г) тенденция разрушения нравственных устоев семьи. Творческая группа представляет презентацию проекта «Ценность семьи глазами подростков». Ученики провели исследование в форме опроса среди старшеклассников школы. Главная цель проекта — выявление ценности семьи для старшеклассников. В современной России ценность семьи уже не бесспорна. Карьера, материальный достаток стали волновать молодых людей гораздо больше, чем «вечные» любовь и семья. Так ли это на самом деле? Старшеклассникам были предложены вопросы: ВЫ ХОТЕЛИ БЫ ИМЕТЬ СЕМЬЮ? Что может сделать семью крепкой, а что может разрушить? Что готовы простить старшеклассники ради сохранения семьи? Кто в семье должен зарабатывать деньги? Кто должен вести хозяйство? Кто должен воспитывать детей? Проанализировав ответы, творческая группа пришла к вывода: СЕМЬЯ ЯВЛЯЕТСЯ ОДНОЙ ИЗ ГЛАВНЫХ ЖИЗНЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ СТАРШЕКЛАССНИКОВ. Мотивом создания и укрепления семьи старшеклассники назвали любовь. Оба супруга в семье должны иметь равны права и обязанности: оба зарабатывать деньги, заниматься хозяйством и воспитывать детей, что говорит о демократичности взглядов на семью. Разрушить семью могут: отсутствие любви, плохие взаимоотношения между супругами. Ради сохранения семьи старшеклассники готовы простить: плохие привычки супругов, разовые измены, невнимание со стороны супруга (супруги). Но не простят рукоприкладство и постоянные измены, что говорит о росте чувства собственного достоинства среди молодежи. В заключении авторы проекта предлагают: — более активную пропаганду среди молодежи таких ценностей, как любовь, семья, дети; более весомую поддержку молодых семей со стороны государства в плане трудойстройства, в решении ЖИЛИЩНОЙ ПРОБЛЕМЫ.

Делается общий вывод: СЕМЬЯ – ВАЖНЕЙШИЙ СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ И ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ

Несомненно, в решении задач гражданского воспитания и правового образования большое значение имеет изучение Конституции Российской Федерации. Важно, чтобы учащиеся приобщились к ценностям, представленным в Конституции России, включая отношение к человеку, его правам и свободам как высшей ценности, гражданский мир и согласие, исторически сложившееся государственное единство, любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость.

Изучая Конституцию, работаем по группам. Задание первой группе: 1. Прочитайте статьи 1-5,7, 10013, 15 Конституции, письменно ответьте на вопросы: а) как определены в Конституции формы правления, государства и политического режима в Российской Федерации? Б) какие принципы демократии закреплены в главе 2 Конституции; в) назовите основные Конституционные принципы; г) объясните смысл следующей конституционной нормы: «Конституция РФ имеет … прямое действие на всей территории Российской Федерации». Подобные задания получают вторая и третья группы учащихся. Занятие завершается обсуждением, в котором участвуют по несколько представителей от каждой группы.

Бывают ситуации, когда рассматриваемый юридический вопрос не имеет однозначного ответа с правовых или, что чаще, с нравственных позиций. В подобном случае возможна дискуссия. Например, к вопросу о применении смертной казни. Как правило, среди учащихся находятся и сторонники и противники высшей меры наказания. Из ребят выбирается по 3 сторонника и противника применения это меры наказания. Каждый выступает по 1 мин. с аргументами. Затем оппоненты задают вопросы. Остальные учащиеся также вовлечены в происходящее. До начала урока проводится «голосование» по обсуждаемой проблеме. После основных выступлений наступает время «свободного микрофона», когда любой может высказаться по обсуждаемому вопросу. В заключение учитель вместе с классом подводит итоги дискуссии:

1) Интересно ли прошла дискуссия?

2) Изменил ли ты свою точку зрения на обсуждаемый вопрос? (возможно повторное голосование)

3) Что необходимо изменить, чтобы в будущем урок прошел более интересно и познавательно?

Каждый год обязательно знакомимся вместе со старшеклассниками с Посланием Президента Федеральному Собранию, анализируя и обсуждая его.

Файлы: Урок 1 Тема урока Гражданская война.doc
Размер файла: 187392 байт.

Рубрики: История Метки:
( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология