Автор конспекта:
Автор(ы): — Мухина Галина Ивановна
Место работы, должность: — МКОУ «СОШ № 3 имени А. С. Макаренко»
Регион: — Волгоградская область
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Класс(ы): — 6 класс
Предмет(ы): — Русский язык
Цель урока: —
содействовать повышению интереса к изучению русского языка, обучать нормам культурного общения, совершенствовать навыки творческой самостоятельности.
Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): — 6
Используемая методическая литература: —
Используемое оборудование: —
мультимедийный проектор, интерактивная доска, раздаточный и дидактический материалы.
Краткое описание: — Стилистика и культура речи
Урок в 6 классе учителя русского языка и литературы
МКОУ «Средняя школа № 3 город Фролово Волгоградской области
Мухиной Галины Ивановны.
Тема урока: «Стилистика и культура речи» (деловая игра).
Цели урока: содействовать повышению интереса к изучению русского языка, обучать нормам культурного общения, совершенствовать навыки творческой самостоятельности.
Задачи урока: закрепить имеющиеся знания на практике, вооружить учащихся разнообразными стилистическими умениями, создать условия для формирования представления об особенностях художественного стиля.
Метод обучения: проблемно-репродуктивный.
Оборудование: мультимедийный проектор, интерактивная доска, раздаточный и дидактический материалы.
Эпиграф урока «И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово»
(А. Ахматова)
Ход урока.
1. Орфоэпическая разминка (всему классу). Предложим, звонят, повторим, мельком, прадед, договор, чопорный, зубчатый, намерение, жалостливый, щавель, петля, цемент, цепочка, красивее, хвоя.
- Что такое орфоэпия?
- Кто автор орфоэпического словаря?
Предлагается индивидуальное задание.
Задание по орфооэпии (на карточках) в каждой группе учащихся.
Организационная форма деловой игры – это микрокласс, где группа учащихся их пяти человек, один из которых «эксперт» (он контролирует качество выполнения задания), в помощь «эксперту» выбираются ассистенты.
Работа учащихся оценивается баллами по группам.
Теоретические вопросы:
2. (Фронтальный опрос)
- Что изучает стилистика?
- Какова история этой науки?
- Назовите имена ученых – стилистов.
- Что есть стилистическая норма?
- Каковы разновидности стилистических ошибок? (Приведите примеры.)
- Как связана стилистика с орфоэпией?
3. Редакционная правка.
/Запись на доске/
Полный кворум. Без единого брака. Первый дебют.
Он пользуется деловым авторитетом.
Они впервые познакомились совершенно случайно.
Можно подсказать, что купить.
Следует отметить следующие недостатки.
Стоимость продукции во много раз дешевле.
Не портьте себе зрение чтением книг при недостаточном свете.
Учащиеся определяют виды стилистических ошибок, высказывают свои предположения, осуществляют взаимопроверку, формулируют выводы.
4. Практические задания по командам (группам).
Исправь речевой недочет.
Природный пейзаж.
Буду в районе двух часов. Оплатить за проезд. Занавески из тюли.
Тесты (на доске).
Грустить
а) о ком?
б) по кому?
Дверь с трудом
а) поддалась
б) подалась
Мимо.
а) окон
б) окон
Свойственный
а) кому?
б) для кого?
5. Реклама о русском языке.
(Творческое задание)
Чтобы слово написать, нужно правила все знать. Если хочешь быть успешным, русский надо знать, конечно.
Языка законы в школе знай и дома! Словесные «перлы»- это сорняк, вырвать их с корнем должен всяк.
Если русский будешь знать, все преграды можешь взять!
6. Проблемный диалог о жаргонизмах.
Сленг лучше литературных слов?
Жаргонизм – протест против стандартности или это «штампы наизнанку»?
Инсценировки учащихся (это домашнее задание) помогают им аргументировать свою точку зрения, найти истину.
Шестиклассники приходят к выводу, что жаргонизмы говорят о невысокой культуре человека, они засоряют и огрубляют русскую речь, это «сорняки», их «с корнем должен вырвать всяк». (См. «Пионерскую правду № 5 26.02.2009г.)
7. Творческая работа.
Учащиеся наблюдают над особенностями поэтического языка, выявляют стилистическую роль художественных тропов, учатся лингвистическому толкованию слов, проводят параллель между картиной И.Левитана «Золотая осень» (1895г.) и стихотворением И. Бунина «Листопад» (1900г.), пишут творческую работу (миниатюру), т.е. имеет место сравнительная интерпретация художественного текста и произведения живописи.
Подводятся итоги работы групп.
8. Предлагается дифференцированные варианты домашнего задания по культуре речи и стилистике, учитываются индивидуальные особенности учебной деятельности каждого обучающегося.
Методическая литература к уроку:
Файлы: Урок в 6 классе учитель русского языка и литературы.doc
Размер файла: 44544 байт.