Автор конспекта:
Автор(ы): — Воробьева Оксана Сергеевна

Место работы, должность: —

МБОУ СОШ №1 г.Покров

Регион: — Владимирская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 10 класс

Предмет(ы): — Русский язык

Цель урока: —

— расширение лингвистического кругозора учащихся за счёт усвоения стилистических знаний;

— совершенствование практических, коммуникативных умений учащихся.

Используемая методическая литература: —

Д.Э.Розенталь “Практическая стилистика русского языка”, Москва “Высшая школа” 1987 г.

Д.Э.Розенталь “Справочник по орфографии и пунктуации”, Москва “Высшая школа” 1999г.

Д.Э.Розенталь. Домашний репетитор. Москва “Высшая школа” 2000г.

А.И.Власенкова, Л.М.Рыбченкова “Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. Москва “Просвещение” 2004г.

Голуб И.Б. Стилистика. — М.:Айрис-пресс, 2007.

Голуб И. Б., Розенталь Д.Э. Занимательная стилистика. — М.: Просвещение, 1988.

Краткое описание: —

— ознакомление учащихся с основными понятиями стилистики;

— расширение и углубление знаний учащихся о стилистических средствах языка;

— углубление знаний учащихся о функциональных стилях речи;

— предупреждение речевых и грамматических ошибок, отработка умения находить и исправлять речевые и грамматические ошибки.

— вырабатывать умение редактировать текст.

Пояснительная записка.

Программа факультатива «Стилистика русского языка и основы редактирования текста» предназначена для учащихся 10-х классов и рассчитана на 34 часа. Научной основой содержания и структуры курса послужила теория В.В.Виноградова, связавшая изучение разных вопросов стилистики с тремя основными направлениями: стилистикой ресурсов языка, функциональной стилистикой и стилистикой художественной литературы.

Цели курса:

— расширение лингвистического кругозора учащихся за счёт усвоения стилистических знаний;

— совершенствование практических, коммуникативных умений учащихся.

Задачи курса:

— ознакомление учащихся с основными понятиями стилистики;

— расширение и углубление знаний учащихся о стилистических средствах языка;

— углубление знаний учащихся о функциональных стилях речи;

— предупреждение речевых и грамматических ошибок, отработка умения находить и исправлять речевые и грамматические ошибки.

— вырабатывать умение редактировать текст.

В результате учащиеся должны:

иметь представление

— о стилистике как учебной дисциплине, её структуре, её связи с другими лингвистическими науками;

знать

— содержание понятий «языковая норма», «стилистическая окраска», «стилистические средства», «стиль речи» и т.д.;

— стилистические средства языка (фонетические, лексические, грамматические);

— стилистическую синонимию различных языковых средств;

— особенности функциональных стилей речи;

— природу типичных орфоэпических, речевых и грамматических ошибок, их классификацию;

уметь

— определять стиль речи и анализировать тексты разных стилей;

— находить в тексте стилистические средства разных уровней языка;

— различать стилистическую окраску языковых средств разных уровней языка;

— оценивать целесообразность использования в речи различных языковых средств;

— владеть нормами литературного языка, правильно употреблять языковые средства в зависимости от коммуникативной целесообразности;

— пользоваться справочной литературой с целью получения информации о различных языковых нормах, стилистически окрашенных средствах языка;

— исправлять речевые и грамматические ошибки в предложении и тексте;

— уметь редактировать текст.

Для закрепления теоретических положений в программу включены задания и упражнения, назначение которых – выработать у учащихся навыки стилистического анализа текста, привить им умение оценивать и выбирать синонимические варианты. Иллюстративный материал для программы отобран из произведений художественной литературы, научных, публицистических и деловых текстов. В основном представлены микротексты – отдельные предложения, со структурой которых связаны те или иные правила.

В работе с данным содержанием возможно использовать следующие виды деятельности:

— изучение теоретических сведений;

— работа с лекционным материалом;

— конспектирование материала;

— анализ предложений по темам;

— работа с официально-деловыми бумагами.

Программа факультативного курса “Стилистика русского языка и основы редактирования текста” включает материал, не содержащийся в базовой программе по русскому языку: грамматическая стилистика и лексическая стилистика, а также содержит знания, вызывающие познавательный интерес учащихся, о стилистическом использовании форм частей речи, лексической сочетаемости слов, стилистических функциях синонимов, антонимов и др.

Содержание программы способствует интеллектуальному, творческому, эмоциональному развитию школьников. Предусматривается формирование умений и навыков в области культуры чтения, составления деловых бумаг; умений собирать, обрабатывать, анализировать и излагать материал, содействовать повышению речевой культуры учащихся. Данная программа не создает учебных перегрузок для школьников, т.к. домашнее задание отсутствует.

Программа курса содержит все необходимое для достижения запланированных в ней учебных целей – работа с теоретическим материалом, практическим, использование наглядности, художественной литературы, официальных бумаг. Содержание построено таким образом, что изучение всех последующих тем обеспечивается предыдущими знаниями базовых курсов. В процессе занятий вводятся новые сведения, но вместе с тем повторяются, углубляются и закрепляются знания, полученные ранее, развиваются умения применять эти знания на практике в процессе самостоятельной работы. Программа основывается преимущественно на активных методах обучения (исследовательские, проблемные и т.д.). Конкретно определены ожидаемые результаты обучения и методы проверки их достижимости. Учащиеся должны овладеть нормами литературного языка, наиболее целесообразно использовать средства языка в соответствии с содержанием текста, его жанром и назначением. Материал программы распределен с постепенным усложнением форм и методов учебной работы во времени с учетом его достаточности для качественного изучения материала и получения запланированных результатов.

В программе имеются необходимые разделы: пояснительная записка с обязательным целеполаганием, основное (тематическое) содержание, планируемые результаты обучения, список литературы.

Программа построена с учётом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса.

Программа курса

Введение (1 час)

Стилистика как лингвистическая дисциплина. Цели и задачи стилистики. Структура стилистики. Основные понятия стилистики. Связь стилистики с другими филологическими дисциплинами. Роль стилистики в совершенствовании речевой культуры.

Раздел 1. Стилистика языка (22часов)

Стилистика и фонетика.

Орфоэпия. Нормы ударения и произношения. Благозвучие речи. Стилистическое использование звукописи.

Лексическая стилистика.

Значение слова. Лексическая сочетаемость. Речевая избыточность и недостаточность. Стилистическая окраска слов. Стилистическое использование омонимов и многозначных слов. Стилистическое использование синонимов. Стилистическое использование антонимов. Стилистическое использование иноязычных слов. Стилистическое использование слов ограниченной сферы употребления.

Речевые ошибки и их исправление. Стилистическая правка предложений и текста. Выразительные возможности лексики. Тропы.

Фразеология и стилистика.

Стилистическое богатство русской фразеологии. Классификация фразеологизмов.

Речевые ошибки, связанные с использованием фразеологизмов.

Стилистика и словообразование.

Стилистически окрашенные морфемы. Выразительные возможности морфемики и словообразования. Грамматические ошибки, связанные со словообразованием, и их исправление.

Стилистика и морфология.

Морфологические нормы. Особенности употребления существительных. Особенности употребления прилагательных. Особенности употребления числительных. Особенности употребления местоимений. Особенности употребления глаголов, причастий и деепричастий. Особенности употребления наречий. Особенности употребления служебных частей речи. Синонимия форм частей речи.

Выразительные возможности употребления частей речи. Грамматические (морфологические) ошибки и их исправление.

Стилистика и синтаксис.

Стилистика словосочетания. Нормы управления. Нормы согласования. Синонимия словосочетаний.

Стилистика простого предложения. Стилистика сложного предложения. Синонимия синтаксических конструкций.

Грамматические (синтаксические) ошибки и их исправление. Выразительные возможности синтаксиса. Стилистические фигуры.

Раздел 2. Стилистика речи (5 часов)

Функциональная стилистика.Стили речи. Разговорный стиль. Научный и официально-деловой стиль. Публицистический стиль. Художественный стиль. Сфера использования стилей, основные черты. Разновидности стиля. Жанры. Языковые особенности стилей речи. Стилистический анализ текста.

Раздел 3. Основы редактирования текста(6 часов)

Литературное редактирование как учебная дисциплина.История вопроса. Определение дисциплины, ее целей и задач. Становление литературного редактирования в России. Задачи литературного редактирования текста.

Тексткак предмет работы редактора.Трактовка термина "текст". Основные характеристики текста: целостность, связность, закрепленность, информативность. Виды информации: ключевая, уточняющая, дополнительная, повторная, нулевая.

Методика редакторского анализа и правки текста.Традиционные филологические методики анализа текста и практики редактирования: "лингвистический эксперимент" (Щерба Л.В.), стилистический эксперимент (Пешковский А. М.), конкретизация. Виды редакторского чтения: ознакомительное, углубленное, шлифовочное. Процесс правки текста. Виды правки: правка-вычитка, правка-сокращение, правка-обработка, правка-переделка, их последовательность и особенности. Компьютер в редактировании. Основные технические требования к правке. Специфика редактирования телевизионных и радиотекстов.

Работа редактора над композицией произведения

Построение литературного произведения. Две трактовки термина "композиция" – литературоведческая и лингвистическая. Анализ структуры литературного произведения. Типичные недостатки композиции журналистского материала. Оценка приемов композиции. Работа редактора над планом. Три вида планов: план будущего произведения; план завершенного автором произведения; план переработки материала. Начальные фразы, концовка, заголовок. Контактные и конструктивные функции заголовка. Жанр как композиционная форма.

Работа редактора с фактической основой текста. Оценка значимости факта для текста. Золотые правила работы с фактами. Конкретизация представления как метод проверки факта. Факт и слово его называющее. Уточнение понятия и высказывания. Сопоставление фактов. Проверка фактов по авторитетным источникам информации. Цифра как вид фактического материала и элемент текста. Требования к ней. Работа редактора со статистикой. Таблицы и выводы как способ оформления статистических данных. Цитаты как вид фактического материала. Приемы их использования. Понятия точности цитирования. Приемы и правила проверки цитат.

Способы изложения и виды текста. Классификация способов изложения и видов текста. Логическая и синтаксическая структуры различных видов текста. Их построение. Повествование и описание. Сообщение. Информационное описание. Рассуждение. Умозаключение. Определение и объяснение.

Тематическое планирование уроков стилистики.

1.Введение. Цели и задачи стилистики. Основные понятия стилистики.

2.Стилистика и фонетика. Орфоэпия.

3.Лексическая стилистика. Лексическая сочетаемость.

4.Речевая избыточность и недостаточность.

5.Стилистическая окраска слов.

6.Стилистическое использование омонимов и многозначных слов.

7.Стилистическое использование синонимов и антонимов.

8.Стилистическое использование иноязычных слов.

9.Стилистическое использование слов ограниченной сферы употребления.

10.Речевые ошибки и их исправление.

11.Стилистическое использование фразеологии.

12.Тропы.

13.Стилистическое использование словообразования.

14.Стилистика и морфология. Стилистическое использование существительных.

15.Стилистическое использование прилагательных.

16.Стилистическое использование числительных.

17.Стилистическое использование местоимений.

18.Стилистическое использование глагола.

19.Стилистическое использование причастий и деепричастий.

20.Стилистическое использование служебных частей речи.

21.Стилистика и синтаксис. Нормы управления и согласования.

22.Стилистика простого и сложного предложений.

23.Стилистические фигуры.

24.Функциональная стилистика. Разговорный стиль.

25.Научный и официально-деловой стиль.

26.Публицистический стиль.

27.Художественный стиль.

28.Стилистический анализ текста.

29.Литературное редактирование как учебная дисциплина.

30.Текст как предмет работы редактора.

31.Методика редакторского анализа и правки текста.

32.Работа редактора над композицией произведения

33.Работа редактора с фактической основой текста.

34.Способы изложения и виды текста.

Файлы: Родительный падеж.zip
Размер файла: 7189527 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология