Автор конспекта:
Автор(ы): — Шелпакова Татьяна Александровна

Место работы, должность: —

МБОУ СОШ г.Котовска, учитель начальных классов

Регион: — Тамбовская область

Характеристика конспекта:
Уровни образования: — начальное общее образование

Класс(ы): — 3 класс

Предмет(ы): — Литература

Целевая аудитория: — Учащийся (студент)

Тип ресурса: — сценарий урока (занятия)

Краткое описание ресурса: —

Урок чтения 3 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа»

города Котовска Тамбовской области

урок литературного чтения

«Стихотворение И. Сурикова « Детство».

3 класс

Учитель начальных классов

Шелпакова Татьяна Александровна

2012год

Тип урока: творческое исследование, погружение в тему.

Цель:

Познакомить учащихся с художественным своеобразием произведения И.З.Сурикова.

Задачи:

1.Познакомить учащихся с содержанием и с образной системой стихотворения;

2.Развивать навыки чтения;

3.Прививать чувство уважения и любви к традициям русского народа и развивать способность видеть и чувствовать красоту родной природы.

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Речевая разминка.

Выгляну в оконце,

Лежит белое суконце.

Всю зиму лежит,

А весной убежит. (Снег)

- Прочитайте «жужжащим» чтением.

- Прочитайте с вопросительной интонацией, выделяя голосом глаголы.

- Прочитайте шёпотом.

- Теперь громко начать, а закончить тихо.

- Прочитать выразительно.

- К какому виду устного народного творчества можно отнести данное четверостишие?

III. Введение в тему.

-Отгадка на загадку из речевой разминки поможет нам заполнить первый пункт кроссворда.

Разгадав кроссворд, вы узнаете, с творчеством какого поэта мы познакомимся на уроке.

1). Разгадывание кроссворда.

3

2

1

Р

К

О

4

2. Белый дед – белее нет.

Старый, горбатый,

Лежит возле хаты.

Лежит всю зиму –

Никто не поднимает.

Весна придёт –

Он сам уйдёт. (Сугроб)

3. Что можно увидеть с закрытыми глазами? (Сновидение).

4. Кручу,

Бурчу,

Знать ничего не хочу. (Вьюга)

- Прочитайте слово, получившееся по горизонтали.

2). Работа в парах.

- А имя и отчество поэта узнаете, выполнив задание в парах.

- Соедините фамилии уже известных вам поэтов с их именами и отчествами.

Тютчев Афанасий Афанасьевич

Никитин Иван Захарович

Фет Фёдор Иванович

Суриков Иван Саввич

Проверка выполнения задания (Слайд 1)

Портрет писателя (Слайд 2)

3). Рассказ учителя о поэте.

Будущий поэт родился в Ярославской губернии в глухой деревушке Новосёлово в семье крестьянина. До 8 лет жил с матерью и бабушкой, а потом, после смерти матери, его привезли в Москву к отцу, который открыл в городе овощную лавку. Жизнь мальчика, проводившего целые дни в лавке отца, была очень тяжёлой. Но, помогая отцу в торговле, он урывками учился грамоте. Под впечатлением от прочитанных стихотворений А.С.Пушкина Суриков сам стал складывать свои стихи. Его стихи отличаются простотой и мелодичностью. Их основная тема – тяжёлое положение народа. Многие стихи поэта посвящены русской природе и детям, а некоторые из них стали популярными народными песнями («Рябина», «В степи», «Степь да степь кругом»). Не в силах вырваться из нищеты, Суриков до конца жизни был вынужден торговать железным старьём. Умер он от чахотки в расцвете своего большого таланта. Ему было только 39 лет.

Но до 8 лет, пока была жива его мама, ему жилось хорошо. И своё детство он считал счастливым.

Детства прошлого картины!

Только вы светлы:

Выступаете вы ярко

Из сердечной мглы.

Время детства золотое.

Юность без тревог!

Хоть бы день из этой жизни

Возвратить я мог!

Детство, нет тебе возврата!

Пронеслось, прошло;

Только в памяти живёшь ты

Ярко и светло.

IV. Работа над новым материалом.

1). Первичное чтение стихотворения.

Перед прочтением объясняем значение слов лапти, прялка, светец.

- Что такое лапти? (Лапти – в старое время: крестьянская обувь, сплетённая из лыка, охватывающая только стопу) (Слайд 3)

- Кто из вас видел прялку? (Прялка – приспособление для ручного прядения, приводимое в движение ножной педалью). (Слайд 4)

- Найдите значение слова светец в словаре учебника. (Слайд 5)

- Внимательно слушайте стихотворение «Детство» в исполнении артиста.

(Аудиозапись)

Постарайтесь представить те картины, которые рисует поэт, а о самой впечатляющей из них рассказать после чтения.

2). Обмен впечатлениями после прочтения.

- Какая картина ярче всех преставилась вам?

- Кто из вас сам переживал события, о которых говорится в стихотворении?

3). Физкультминутка.

4). Повторное чтение стихотворения.

Прочитайте стихотворение, найдите слова, значение которых вам непонятно.

Словарная работа: перезябнуть, ветхая шубёнка, огонёк светца, сердце так и мрёт, сон глаза смежит и т. д.

- Похожи ли забавы крестьянских детей на ваши?

-Прочитайте строки, в которых представлена картина: семья зимним

вечером.

- Найдите строки, которые говорят о большой любви мальчика к сказкам.

- Перечитайте строки, где мальчик рассказывает о своих любимых сказках.

- Как вы прочитаете эти строки: спокойно, медленно или с волнением,

ожиданием волшебства?

- Какая сказка снилась мальчику?

- А вы любите сказки? Назовите самые любимые.

5). Работа по карточкам.

-Найдите слова, которые говорят о неодушевлённых предметах как о живых существах.

(Карточки трёх видов для детей с разным уровнем подготовки.)

№1 к с.74

Сердце — …

Ветер — …

Речь – …

Сон -…..

№2 к с.73

Солнышко — …

Вьюга — …

Вьюга — …

№3 к с.75

Солнышко — …

Года -…

Проверка : Прочитайте слова, которые вы нашли.

- В прямом или переносном значении употреблены эти слова?

- Слова, которые употреблены в переносном значении и говорят о неодушевлённых предметах как о живых существах, называются олицетворением.

6). Деление стихотворения на части.

- На сколько частей можно разделить стихотворение? (3 части)

Определение границ каждой части и озаглавливание частей.

1. Салазки (Зимние забавы).

2. Бабушкины сказки (В семье вечером).

3. Волшебный сон.

7). Подготовка к выразительному чтению.

- Как надо читать каждую часть стихотворения.

1 –ю – радостно, весело;

2 –ю – тихо, медленно, «усыпляющее»;

3 – ю — волнующе, с ожиданием волшебства, со страхом.

8). Выразительное чтение стихотворения.

V. Итог урока.

- Чем отличается ваше детство от описанного в стихотворении?

VI. Домашнее задание.

1. Выучить наизусть первые 4 четверостишия из стихотворения.

2. По желанию сделать иллюстрацию к любимому отрывку.

Файлы: Урок чтения 3 класс.doc
Размер файла: 72192 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология