Автор конспекта:
Автор(ы): — Кенжалиев Ризабек Капсикович

Место работы, должность: — Учитель географии и биологии. МБОУ «ЛЕБЯЖИНСКАЯ ООШ» Камызякский район.

Регион: — Астраханская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 8 класс

Предмет(ы): — Биология

Цель урока: —

: изучить строение основных отделов головного мозга; выполняемые ими функции; разъяснять особенности микроскопического строения мозга

Тип урока: — Комбинированный урок

Учащихся в классе (аудитории): — 10

Используемые учебники и учебные пособия: —

Базовый учебник

Н.И.Сонин, М.Р.Сапин. Биология. Человек.Дрофа, 2011.

Используемая методическая литература: —

Сонин, Н. И. Биология. Человек. 8 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / Н. И. Сонин, М. Р. Сапин. – М. : Дрофа, 2011.Сонин, Н. И. Биология. Человек. 8 класс : рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Человек» / Н. И. Сонин, И. Б. Агафонова. – М. : Дрофа, 2011.Биология. Большой справочник для школьников и поступающих в вузы / А. С. Батуева [и др.]. – 4-е изд., стереотип. – М. : Дрофа, 2002.

Используемое оборудование: —

: таблицы: «Схема строения нервной системы», «Спинной мозг и схема коленного рефлекса», «Головной мозг человека»; разборные модели головного мозга: проектор, экран, компьютер.

Используемые ЦОР: —

сайты http://school-collection.edu.ru/catalog/res/0000057c-1000-4ddd-c492-370046bc5017/view/ , http://school-collection.edu.ru/catalog/res/0000057f-1000-4ddd-d916-630046bc5017/view/ , http://school-collection.edu.ru/catalog/res/0000057d-1000-4ddd-a387-3c0046bc5017/view/ , http://school-collection.edu.ru/catalog/res/0000057e-1000-4ddd-2fbd-430046bc5017/view

Краткое описание: — I. Организационный момент. II. Проверка домашнего задания III. Фронтальный опрос. IV. Изучение нового материала.V. Итоги урока. Задание на дом.

Структура урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Задание 53 в рабочей тетради

Головной мозг оказывает большое влияние на деятельность спинного мозга. Под контролем головного мозга находятся все сложные движения: ходьба, бег, трудовая деятельность.

Спинной мозг под контролем головного мозга регулирует работу внутренних органов (сердца, почек, органов пищеварения). Спинной мозг передает нервные импульсы от органов к головному мозгу и от него к органам.

III. Фронтальный опрос.

1) Из каких частей состоит центральная нервная система?

(Центральная нервная система состоит из спинногои головного мозга.)

2) К какой части нервной системы относятся спинномозговые нервы?

(Спинномозговыенервы относятся к периферическойнервной системе.)

3) Где расположен спинной мозг?

(Спинной мозг расположен в позвоночном канале.)

4) Что такое серое (белое) вещество мозга, где оно расположено в спинном мозге, какие функции выполняет?

Серое вещество, в форме бабочки состоящее из нервных клеток — скопление тел нейронов спинного мозга. Белое вещество мозга – отростки нейронов. В спинном мозге центральную часть занимает серое вещество, снаружи от серого вещества располагается белое вещество. В сером веществе спинного мозга находятся центры рефлекторных дуг ряда безусловных рефлексов, а белое вещество спинного мозга обеспечивает проводящие функции в самом спинном мозг е, а также обеспечивают проводящие функции между спинным и головным мозгом.

V. Изучение нового материала.

1. Учащиеся самостоятельно знакомятся с текстом учебника с. 63–68.

2. Беседа по прочитанному материалу.

– Где располагается головной мозг?

(Головной мозг располагается в полости черепа.)

– Какова масса головного мозга человека?

(Масса головного мозга человека составляет 1100–2000 г.)

– Из каких отделов состоит головной мозг?

(Головной мозг = ствол + мозжечок + полушария большого мозга.)

– Из каких частей состоит ствол головного мозга?

(Ствол = продолговатый мозг + мост + средний мозг + промежуточный мозг.)

3. Слово учителя.

На следующем этапе урока нам предстоит более детально изучить особенности строения и функции головного мозга. Обратимся к тексту учебника страницы 63 –68. Также сайты http://school-collection.edu.ru/catalog/res/0000057c-1000-4ddd-c492-370046bc5017/view/ , http://school-collection.edu.ru/catalog/res/0000057f-1000-4ddd-d916-630046bc5017/view/ , http://school-collection.edu.ru/catalog/res/0000057d-1000-4ddd-a387-3c0046bc5017/view/ , http://school-collection.edu.ru/catalog/res/0000057e-1000-4ddd-2fbd-430046bc5017/view . Заполним, используя данную информацию, таблицу « Головной мозг »

Отделы и части

отделов головного

мозга

Особенности
строения

Выполняемые функции

1

Ствол:

·продолговатый мозг;

·мост;

– серое вещество располагается отдельными скоплениями ядрами
(см. рис. с. 67);

– место, где располагаются нервные волокна;

· через ядра проходят рефлекторные дуги: рефлекса кашля; рефлекса чихания; рефлекса слезоотделения и т. д.;

·в ядрах располагаются центры, отвечающие за акт глотания, работу пищеварительных желез, регуляцию дыхания, деятельность сердца и сосудов;

· проводят импульс в кору головного мозга, к мозжечку, продолговатому и спинному мозгу;

2

·средний мозг;

· промежуточный мозг

Мозжечок

·состоит из полушарий и соединяющего их червя;

·поверхность имеет многочисленные поперечные углубления – борозды и узкие возвышения между ними – извилины. Это кора мозжечка

·обеспечивает рефлекторное изменение величины зрачка, кривизны хрусталика в зависимости от яркости света;

·проводит импульсы
к коре полушарий большого мозга от рецепторов кожи и органов чувств;

·отвечает за чувство жажды и голода; за поддержание постоянства внутренней среды, за работу желез внутренней секреции и вегетативной нервной системы

· принимает участие в координации движения, делая их точными и целенаправленными;

· обеспечивает равновесие тела

4. Слово учителя.

На следующем уроке мы познакомимся с еще одним самым молодым в эволюционном отношении отделом головного мозга – это полушария головного мозга. А сейчас более детально познакомимся с микроскопическим строением головного мозга. С этой целью изучим текст с.65 « Ретикулярная формация ствола мозга » и составим краткий конспект.

Примерное содержание конспекта.

В значительной части ствола головного мозга сосредоточено множество нервных клеток с сильно развитыми отростками. Они образуют густую сеть – ретикулярную формацию.

Ретикулярная формация все время возбуждена и способна возбуждать все отделы мозга, усиливать или ослаблять их активность в зависимости от ситуации.

Например: животному грозит опасность. В этот момент у него сильно возбуждаются центры мозга, связанные с защитой, но тормозятся все остальные, не имеющие к этому отношения. Спасающееся от врага животное не будет реагировать на самую лакомую пищу.

VI. Итоги урока. Задание на дом: изучить текст учебника с. 63–68; выполнить в рабочей тетради задание 34; устно поработать с заданиями рубрик «Проверьте свои знания»с.69учебникаи«Подумайте»с.69,http://schoolcollection.edu.ru/catalog/res/00000580-1000-4ddd-d607-080046bc5018/view/-интерактив;подготовиться к зачету по темам: »Организм человека и его строение», »Нервно-гуморальная регуляция физиологических функций».

Файлы: Прорастание семян1 (2).ppt
Размер файла: 2728448 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология