Автор конспекта:
Автор(ы): — Кенжалиев Ризабек Капсикович
Место работы, должность: — Учитель географии и биологии. МБОУ «ЛЕБЯЖИНСКАЯ ООШ» Камызякский район.
Регион: — Астраханская область
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Класс(ы): — 8 класс
Предмет(ы): — Биология
Цель урока: —
: изучить строение основных отделов головного мозга; выполняемые ими функции; разъяснять особенности микроскопического строения мозга
Тип урока: — Комбинированный урок
Учащихся в классе (аудитории): — 10
Используемые учебники и учебные пособия: —
Базовый учебник
Н.И.Сонин, М.Р.Сапин. Биология. Человек.Дрофа, 2011.
Используемая методическая литература: —
Сонин, Н. И. Биология. Человек. 8 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / Н. И. Сонин, М. Р. Сапин. – М. : Дрофа, 2011.Сонин, Н. И. Биология. Человек. 8 класс : рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Человек» / Н. И. Сонин, И. Б. Агафонова. – М. : Дрофа, 2011.Биология. Большой справочник для школьников и поступающих в вузы / А. С. Батуева [и др.]. – 4-е изд., стереотип. – М. : Дрофа, 2002.
Используемое оборудование: —
: таблицы: «Схема строения нервной системы», «Спинной мозг и схема коленного рефлекса», «Головной мозг человека»; разборные модели головного мозга: проектор, экран, компьютер.
Используемые ЦОР: —
сайты http://school-collection.edu.ru/catalog/res/0000057c-1000-4ddd-c492-370046bc5017/view/ , http://school-collection.edu.ru/catalog/res/0000057f-1000-4ddd-d916-630046bc5017/view/ , http://school-collection.edu.ru/catalog/res/0000057d-1000-4ddd-a387-3c0046bc5017/view/ , http://school-collection.edu.ru/catalog/res/0000057e-1000-4ddd-2fbd-430046bc5017/view
Краткое описание: — I. Организационный момент. II. Проверка домашнего задания III. Фронтальный опрос. IV. Изучение нового материала.V. Итоги урока. Задание на дом.
Структура урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
Задание 53 в рабочей тетради
Головной мозг оказывает большое влияние на деятельность спинного мозга. Под контролем головного мозга находятся все сложные движения: ходьба, бег, трудовая деятельность.
Спинной мозг под контролем головного мозга регулирует работу внутренних органов (сердца, почек, органов пищеварения). Спинной мозг передает нервные импульсы от органов к головному мозгу и от него к органам.
III. Фронтальный опрос.
1) Из каких частей состоит центральная нервная система?
(Центральная нервная система состоит из спинногои головного мозга.)
2) К какой части нервной системы относятся спинномозговые нервы?
(Спинномозговыенервы относятся к периферическойнервной системе.)
3) Где расположен спинной мозг?
(Спинной мозг расположен в позвоночном канале.)
4) Что такое серое (белое) вещество мозга, где оно расположено в спинном мозге, какие функции выполняет?
Серое вещество, в форме бабочки состоящее из нервных клеток — скопление тел нейронов спинного мозга. Белое вещество мозга – отростки нейронов. В спинном мозге центральную часть занимает серое вещество, снаружи от серого вещества располагается белое вещество. В сером веществе спинного мозга находятся центры рефлекторных дуг ряда безусловных рефлексов, а белое вещество спинного мозга обеспечивает проводящие функции в самом спинном мозг е, а также обеспечивают проводящие функции между спинным и головным мозгом.
V. Изучение нового материала.
1. Учащиеся самостоятельно знакомятся с текстом учебника с. 63–68.
2. Беседа по прочитанному материалу.
– Где располагается головной мозг?
(Головной мозг располагается в полости черепа.)
– Какова масса головного мозга человека?
(Масса головного мозга человека составляет 1100–2000 г.)
– Из каких отделов состоит головной мозг?
(Головной мозг = ствол + мозжечок + полушария большого мозга.)
– Из каких частей состоит ствол головного мозга?
(Ствол = продолговатый мозг + мост + средний мозг + промежуточный мозг.)
3. Слово учителя.
На следующем этапе урока нам предстоит более детально изучить особенности строения и функции головного мозга. Обратимся к тексту учебника страницы 63 –68. Также сайты http://school-collection.edu.ru/catalog/res/0000057c-1000-4ddd-c492-370046bc5017/view/ , http://school-collection.edu.ru/catalog/res/0000057f-1000-4ddd-d916-630046bc5017/view/ , http://school-collection.edu.ru/catalog/res/0000057d-1000-4ddd-a387-3c0046bc5017/view/ , http://school-collection.edu.ru/catalog/res/0000057e-1000-4ddd-2fbd-430046bc5017/view . Заполним, используя данную информацию, таблицу « Головной мозг »
№
Отделы и части
отделов головного
мозга
Особенности
строения
Выполняемые функции
1
Ствол:
·продолговатый мозг;
·мост;
– серое вещество располагается отдельными скоплениями ядрами
(см. рис. с. 67);
– место, где располагаются нервные волокна;
· через ядра проходят рефлекторные дуги: рефлекса кашля; рефлекса чихания; рефлекса слезоотделения и т. д.;
·в ядрах располагаются центры, отвечающие за акт глотания, работу пищеварительных желез, регуляцию дыхания, деятельность сердца и сосудов;
· проводят импульс в кору головного мозга, к мозжечку, продолговатому и спинному мозгу;
2
·средний мозг;
· промежуточный мозг
Мозжечок
·состоит из полушарий и соединяющего их червя;
·поверхность имеет многочисленные поперечные углубления – борозды и узкие возвышения между ними – извилины. Это кора мозжечка
·обеспечивает рефлекторное изменение величины зрачка, кривизны хрусталика в зависимости от яркости света;
·проводит импульсы
к коре полушарий большого мозга от рецепторов кожи и органов чувств;
·отвечает за чувство жажды и голода; за поддержание постоянства внутренней среды, за работу желез внутренней секреции и вегетативной нервной системы
· принимает участие в координации движения, делая их точными и целенаправленными;
· обеспечивает равновесие тела
4. Слово учителя.
На следующем уроке мы познакомимся с еще одним самым молодым в эволюционном отношении отделом головного мозга – это полушария головного мозга. А сейчас более детально познакомимся с микроскопическим строением головного мозга. С этой целью изучим текст с.65 « Ретикулярная формация ствола мозга » и составим краткий конспект.
Примерное содержание конспекта.
В значительной части ствола головного мозга сосредоточено множество нервных клеток с сильно развитыми отростками. Они образуют густую сеть – ретикулярную формацию.
Ретикулярная формация все время возбуждена и способна возбуждать все отделы мозга, усиливать или ослаблять их активность в зависимости от ситуации.
Например: животному грозит опасность. В этот момент у него сильно возбуждаются центры мозга, связанные с защитой, но тормозятся все остальные, не имеющие к этому отношения. Спасающееся от врага животное не будет реагировать на самую лакомую пищу.
VI. Итоги урока. Задание на дом: изучить текст учебника с. 63–68; выполнить в рабочей тетради задание 34; устно поработать с заданиями рубрик «Проверьте свои знания»с.69учебникаи«Подумайте»с.69,http://schoolcollection.edu.ru/catalog/res/00000580-1000-4ddd-d607-080046bc5018/view/-интерактив;подготовиться к зачету по темам: »Организм человека и его строение», »Нервно-гуморальная регуляция физиологических функций».
Файлы: Прорастание семян1 (2).ppt
Размер файла: 2728448 байт.