Автор конспекта:
Автор(ы): — Шевченко Марина Викторовна

Место работы, должность: — МОУ СОШ №22, учитель биологии

Регион: — Краснодарский край

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование

Целевая аудитория: — Учащийся (студент)

Класс(ы): — 6 класс

Предмет(ы): — Биология

Цель урока: —

Тема открытого урока: “Органы цветковых растений. Корень".

6-й класс

Шевченко Марина Викторовна,учитель биологии

Цели:раскрытие основных понятий о корне как органе растения; характеристика основных признаков корня; особенности строения и значения в жизни растений; применение теоретических знаний на практике и различие корневых систем; формирование умений сравнивать и делать выводы; работать с учебником, рабочей тетрадью; воспитание бережливого отношения к природе.

Оборудование:гербарные экземпляры растений со стержневой и мочковатой корневой системами (например: пастушья сумка, дикая редька, пшеница, овес и др.); таблицы «Типы корневых систем», «Внутреннее строение корня или зоны корня», «Видоизменение корней»; таблицы и схемы на доске, рисунки учебника.

Ход урока.

I. Актуализация знаний из курса природоведения об органах цветковых растений.

Учитель обращает внимание учеников на тему урока, которая записана на доске, предлагает вспомнить и назвать: Какие органы цветковых растений они знают? Учащиеся называют: корень, стебель, листья, цветок, семена и плод.

Проводится беседа с использованием таблиц и рисунков в учебнике на странице 38

II. Изучение нового материала.

Учитель предлагает ученикам открыть свои тетради и записать дату, название темы урока, которая написана на доске. Выходит к доске ученик и читает стихотворение.

Мы в букет собрали маки жарки,

Много незабудок голубых.

А потом цветов нам стало жалко,

Снова в землю посадили их.

Только ничего не получается.

От любого ветерка качаются!

Почему осыпались и вянут?

Без корней расти и жить не станут!

Как ни тонок, не приметен

Под землею корешок,

Но не может жить на свете

Без него любой цветок!

(В. Жак)

Беседа учителя с учащимися о главных органах цветкового растения и записывают определение «орган».

1) Орган –часть тела, выполняющая определенные функции.

Учитель предлагает написать в тетради словесную схему, которая записана на доске

Корень– осевой, вегетативный орган растения.

Показ учителем корней на таблицах и гербарных экземплярах, рисунок в учебнике на странице 38

У: Совокупность корней главного, боковых и придаточных образуюткорневую систему. Рассмотрим типы корневых систем и заполним таблицу №1 [см.Приложение2 ].

Эту таблицу ученики делают в своей тетради, а один из учеников работает у доски. Самостоятельная работа с учебником (стр.38 и 39) [1] и таблицей. Заполнение таблицы проводится в беседе учителя с учениками.

2)Прослушаем сказку «Два братца» (дети заранее приготовили сценку).

Сказка «Два братца»

Ведущая (девочка): Жили были два братца: корень и стебель. Они тесно были cвязаны между собой, но никогда не виделись, т.к. каждый из них жил в своем царстве и заняты были каждый своим делом.

Стебель (мальчик): Я живу со своим семейством в царстве «Солнца» и очень привязан ко всем членам своей семьи. С большой любовью отношусь к почкам листьев, бутонам цветка, плодам с семенами. Все лето я о них заботился, поил, кормил. Но пришла осень, последний лист упал на землю, а это значит, что я славно потрудился, можно зиму отдохнуть.

Корень (мальчик): Я же корень, живу со своим семейством в царстве «Тьмы». Летом я своими корявыми руками – путами, как насосом вытягиваю из почвы воду и минеральные вещества. Но не для себя, мне много не надо. Я отсылаю этот питательный раствор к стеблю, который сам распределяет между членами своей семьи. Но стебель в свою очередь передает мне органические вещества в землю, которые я откладываю про запас. А еще я своими корявыми руками укрепляю стебель в почве и прямо удерживаю его в течение всей жизни.

Ведущая (девочка): Но корень никогда не отдыхает: ни зимой, ни летом. А его непрерывные работы повлияли на его характер. Поэтому корень всегда угрюм, сер и коряв.

У: На основании прослушанной сказки можно определить функции и значение корня для растений. Определите функции и значение корня и запишите вои выводы.

Функции корня:

1. защитная

2. удерживает растение в почве

3. всасывание воды и минеральных веществ

4. накопление питательных веществ

Значение корня:

Корень является основным органом растения, без которого цветковые растения жить не могут. Обеспечивает стебель и его членов семьи водой и минеральными веществами, т.е. осуществляет почвенное питание. Накапливает органические вещества в запас.

3) Особенности внутреннего строения корня

У: Все живые организмы имеют клеточное строение. Корень — орган, часть организма или тела. Рассмотрим его строение и сделаем его рисунки в тетрадь.

У: Корень свои питательные вещества накапливает в видоизмененных корнях.

Учитель предлагает ученикам рассмотреть таблицу на доске, затем рисунки в учебнике на странице 39 и назвать видоизмененные корни. В тетрадях записать схему №1

III. Закрепление материала о строении корня, корневых систем и значении в жизни растений.

Фронтальный опрос:

  • Какие виды растений вы узнали (показать на таблице)?
  • Какие типы корневых систем характерны для двудольных растений? Для однодольных растений? Показать на гербариях. Отв.: стержневая и мочковатая
  • Что такое орган, корень, корневая система? Раскрыть их определения.
  • Назовите функции корня.
  • Назовите зоны корня и покажите на таблице.
  • Какие видоизмененные корни вы знаете?
  • Каково значение корня для растений?
  • IV. Домашнее задание.

    Изучить раздел 6 на странице 38, рассмотреть рисунки с изображениями корневых систем, внешнего и внутреннего строения корня, используя конспекты в тетради. В рабочей тетради самостоятельно выполнить задание с 26 по 30 и лабораторную работу «Корневые системы» на странице 16.

    V. Подведение итогов урока.

    Рефлексия:

    Литература:

    1. Биология. Живой организм. 6 кл. Н.И.Сонин. Издательский дом «Дрофа» 2002г.

    2. Рабочая тетрадь. Живой организм. 6 кл. Н.И.Сонин. Москва. 2002г.

    Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

    Используемая методическая литература: —

    Литература:

    1. Биология. Живой организм. 6 кл. Н.И.Сонин. Издательский дом «Дрофа» 2002г.

    2. Рабочая тетрадь. Живой организм. 6 кл. Н.И.Сонин. Москва. 2002г.

    Используемое оборудование: —

    Оборудование:гербарные экземпляры растений со стержневой и мочковатой корневой системами (например: пастушья сумка, дикая редька, пшеница, овес и др.); таблицы «Типы корневых систем», «Внутреннее строение корня или зоны корня», «Видоизменение корней»; таблицы и схемы на доске, рисунки учебника.

    Краткое описание: — Цели: раскрытие основных понятий о корне как органе растения; характеристика основных признаков корня; особенности строения и значения в жизни растений; применение теоретических знаний на практике и различие корневых систем; формирование умений сравнивать и делать выводы; работать с учебником, рабочей тетрадью; воспитание бережливого отношения к природе.

    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология