Автор конспекта:
Автор(ы): — Сахаутдинова Лариса Владимировна

Место работы, должность: — МОУ «СОШ с. Терса Вольского района Саратовской области»

Регион: — Саратовская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее образование

Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 3 класс

Предмет(ы): — Музыка

Цель урока: —

Цель урока:

· Изучить духовные образы, образы матери в различных видах искусства: поэзии, живописи, музыки. Осознать единство темы. Выявить интонационное сходство через хар-р звучания, лад, динамику.

· Задачи урока:

· Уметь на слух определить характер и настроение музыки, соединение слуховых впечатлений детей со зрительными.

· Воспитывать умение чутко вслушиваться в музыкальную ткань произведения.

Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Используемые учебники и учебные пособия: —

•Учебник• Е.А.Критской Г.П. Сергеева. М. «Просвещение», 2003г.

•Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка» 3класс.

Краткое описание: — Тема урока: «Древнейшая песнь материнства». «Тихая моя, нежная моя, добрая моя мама!» (3 класс) Учитель: Сахаутдинова Л.В. Цель урока: • Изучить духовные образы, образы матери в различных видах искусства: поэзии, живописи, музыки. Осознать единство темы. Выявить интонационное сходство через хар-р звучания, лад, динамику. • Задачи урока: • Уметь на слух определить характер и настроение музыки, соединение слуховых впечатлений детей со зрительными. • Воспитывать умение чутко вслушиваться в музыкальную ткань произведения. Тип урока: углубление знаний. Вид урока: урок – исследование. Музыкальный материал: • Тропарь Владимирский иконе Божией матери. Протонерий о. Борис Писарев. • «Мама» муз. В. Гаврилина, сл. А.Шульгиной • «Мама» муз. Ч.А. Бикано, сл.Б. Керубин. Перевод Эм. Александровой. «Музыка» Доп. Мат: •Учебник• Е.А.Критской Г.П. Сергеева. М. «Просвещение», 2003г. •Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка» 3класс. •Презентация. Тема: «Древнейшая песнь материнства»

МОУ « СОШ с. Терса Вольского района Саратовской области»

Учитель: Сахаутдинова Л.В.

2010

Тема урока: «Древнейшая песнь материнства». «Тихая моя, нежная моя, добрая моя мама!» (3 класс)

Учитель: Сахаутдинова Л.В.

Цель урока:

· Изучить духовные образы, образы матери в различных видах искусства: поэзии, живописи, музыки. Осознать единство темы. Выявить интонационное сходство через хар-р звучания, лад, динамику.

· Задачи урока:

· Уметь на слух определить характер и настроение музыки, соединение слуховых впечатлений детей со зрительными.

· Воспитывать умение чутко вслушиваться в музыкальную ткань произведения.

Тип урока: углубление знаний.

Вид урока:урок – исследование.

Музыкальный материал:

· Тропарь Владимирский иконе Божией матери. Протонерий о. Борис Писарев.

· «Мама» муз. В. Гаврилина, сл. А.Шульгиной

· «Мама» муз. Ч.А. Бикано, сл.Б. Керубин.

Перевод Эм. Александровой.

«Музыка»

Доп. Мат: •Учебник• Е.А.Критской Г.П. Сергеева. М. «Просвещение», 2003г.

•Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка» 3класс.

•Презентация. Тема: «Древнейшая песнь материнства»

Ход урока:

1. Организационный момент.

Тема нашего урока «Древнейшая песнь материнства». Сегодня мы продолжим изучать духовный образ матери, художественный образ матери в живописи, поэзии и музыки.

Слайд №2.(стих) Углубление темы урока.

1. Чтение стихотворения М. Волошина.

•Кто главный герой этого стихотворения, про кого идет речь?(про маму, Богоматерь Владимирскую или про особого человека.) Обратите внимание на слова: они просты, но в тоже время благородны и величественны. Как точно подчеркивает величие иконы.

Слайд №3(Богоматерь Владимирская)

2. Работа по учебники стр.44.

На Руси есть иконы с удивительно поэтическими названиями: «Утоли мои печали», «Неувядаемый цвет», «Милостивая», «Нечаянная радость», «Все скорбящих радость». Особенно близка сердцу русского человека икона Богоматери Владимирской-небесной заступницы Москвы. Эта икона-величайшая святыня Руси. Предполагают, что икона «Богоматерь Владимирская» была написана с натуры великим евангелистом Лукою и из Византии попала в Вышгород, что близ Киева, в начале XIIв. Потом икону увез во Владимир князь Андрей Боголюбский, где она находилась в Успенском соборе, а затем была временно в 1395 г. перенесена в Москву. Во время нашествия войск татарского хана Темерлана, Железного Хромца, икона спасла город от гибели. в 1480 г. икона окончательно водворилась в Успенском соборе Московского Кремля, став небесной заступницей города и всего Русского государства. После октября 1917 г. хранится в Третьяковской галерее. На иконе – поясное изображение Девы Марии, держащей на правой руке младенца Христа, который обхватил своей левой ручкой шею матери, нежно прильнув к ее щеке. Такой тип изображения получил название «Богоматерь Умиление».Художник Грабарь назвал эту икону «Древнейшая песнь материнства»

Слайд№4(Тропарь)

По уставу Русской православной церкви каждому празднику полагается свой ТРОПАРЬ. Тропари составлены и написаны много лет назад ко всем иконам Божией Матери, а их в церковном календаре более ста.В нем частично рассказана история иконы.

Существует тропарь и к Владимирской иконе Божией матери.

3. Слушание Тропаря.

•Определить особенности мелодии. Разбор. Подвести к тому, что тропарь поется на определенный глас, т.е. имеет навсегда закрепленную за ним мелодию.

•О чем поется в тропаре. Разбор текста.(Хрестоматия музыкального материала)

• Почему икону назвали «Древнейшая песнь материнства» (Потому что она давно написана. Нарисована не обычная женщина, а Богоматерь, которая прежде всего мать, поэтому и чтят ее образ во всех странах мира как вечный символ страдающей матери. Все обращенной к ней несет характер светлой печали, скорби, умиления, прошения за самое дорогое.

4. Физминутка.

Слайд№5

Каковы значения слов в столбцах.

• Взаимосвязаны ли эти слова.Ведь все самое дорогое, родное, святое, связано с мамой.

Слайд№6(«Тихая моя, нежная моя, добрая моя мама»)

5.Работа по учебнику стр.46.

6.Рассмотреть картину Петрова-Водкина «Петроградская Мадонна». Охарактеризовать мать.

Вывод:

•Что хотел изобразить художник образ матери остается чистым, возвышенным.

7.Работа с учебником стр47.

Слайд№7(Мадам Шарпанье с детьми)

Картина передает атмосферу уюта, любви, счастья. Непринужденные поза матери, детей собаки полны покоя и умиротворения.

Вывод(с двух картин):

•Мамы какие на картинах,заботливые,любящие своих детей.

Слайд№8(Мама)

•Каков характер песен? (У Гаврилина песня(стр.45) по характеру спокойная, с благородно спокойными скачками. Итальянская песня про маму-чувствуется национальный калорит, музыка страстная)

Вывод:

Слайд№9(Стих)

Итог урока

В любом из видов искусств образ матери является неизменным символом доброты, любви, счастья, величия. Стих по слайду№9.

8. Пение песен.

Домашнее задание: вспомнить песню про маму.

Файлы: Древнейшая песнь материнства.rar
Размер файла: 1595865 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология