Автор конспекта:
Автор(ы): — Назаренко Наталья Константиновна

Место работы, должность: — МБОУ «Головчинская СОШ с УИОП»

Регион: — Белгородская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 6 класс

Предмет(ы): — История

Цель урока: —

создать условия для знакомства с русской культурой IX-XIIвеков

Задачи:

  • Познакомить учащихся с особенностями развития культуры в Древнерусском государстве, основными культурными памятниками рассматриваемого периода.
  • Способствовать развитию основ исторического мышления, развивать умения рассматривать произведения культуры как исторический источник, определять особенности культуры, объяснять смысл исторических понятий, терминов, делать выводы;умение организовывать учебное сотрудничество в парах.
  • Воспитывать уважение к культурному наследию страны; способствовать формированию бесконфликтного обмена мнениями.
  • Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

    Учащихся в классе (аудитории): — 18

    Используемые учебники и учебные пособия: —

    учебники «История России с древнейших времен до конца XVIвека.6 класс» под ред. А.А.Данилова, Л.Г.Косулиной "Просвещение", 2010 год, рабочие тетради на печатной основе

    Используемое оборудование: —

    ПК, м/м проектор, экран, авторская презентация, документы ( отрывок из первоисточника «Повесть временных лет» ),набор карточек с заданиями : 1. «Список необычных покупок», 2.Неполная схема «Особенности русской культуры», 3. Тесты. 4. «Словесная мозаика»,5. Отрывки из мультфильмов "Алеша Попович и Тугарин Змей", "Кострома", русской народной песни "Заплетись за плетень"

    Краткое описание: — Урок истории России в 6 классе проводился в соответствии с требованиями федерального компонента Государственного стандарта среднего ( полного) образования по истории ( базовый уровень) и базисного учебного плана, а также программы для общеобразовательных учреждений «История. » (6-11 кл.). М., «Просвещение», 2010 г. курс "История России с древнейших времен до конца XVI века", автор:А.А.Данилов по учебному пособию «История России с древнейших времен до конца XVI века.6 класс» под ред. А.А.Данилова, Л.Г.Косулиной "Просвещение", 2010 год 1. Место данного урока в теме, разделе, курсе. Урок по теме "Культура Древней Руси" является завершающим по главе I "Русь Древняя",позволяет создать представление учащихся о материальной и духовной культуре Древнерусского государства. Специфика урока в том, что он позволяет опираться на знания обучающихся, полученные на уроках ПК,ИЗО .Тип урока комбинированный.Форма урока : урок с применением ТРКМ, АМО, ИКТ 2. Цель: создать условия для знакомства с русской культурой IX-XII веков На уроке решались следующие задачи: 1. Познакомить учащихся с особенностями развития культуры в Древнерусском государстве, основными культурными памятниками рассматриваемого периода. 2. Способствовать развитию основ исторического мышления, развивать умения рассматривать произведения культуры как исторический источник, определять особенности культуры, объяснять смысл исторических понятий, терминов, делать выводы;умение организовывать учебное сотрудничество в парах. 3. Воспитывать уважение к культурному наследию страны; способствовать формированию бесконфликтного обмена мнениями. Главными были задачи развивающие и воспитательные. Была обеспечена комплексность задач. Структура урока: I. Организационный момент- обеспечение готовности к уроку обучающихся II.Изучение нового материала Эмоциональный настрой -создание эмоционального настроения на урок было обеспечено работой над эпиграфом, чтение которого происходило на фоне звучания русской народной песни "заплетись за плетень" и беседы с обучающимися. Мотивационно- информационная фаза- подготовка к автивной познавательной деятельности была обеспечена путем применения приемов "Кластер" ( модель "Планета и ее спутники"), игрой "Словесная мозаика"и приемом АМО ( активных методов обучения) "Список покупок" Фаза осмысления- проходила по пути выстраивания последовательности событий: 1.Особенности культуры Древней Руси 2.Письменность и грамотность. 3.Устное народное творчество. 4.Литература. 5.Зодчество и изобразительное искусство.Художественное ремесло. Основные приемы и методы ,которые применялись на этой фазе — прием "Совещание специалистов", "Мозговая атака" ( модель "Ключевые термины"),использовались словесные методы обучения, наглядные ( презентация,отрывок из мультфильма "Алеша Попович и Тугарин Змей"), практические -проводилась работа с историческими источниками, отрабатывались умения сравнивать, аргументировать свою точку зрения,делать выводы,работать с понятийным материалом. Основные формы познавательной активности обучающихся, применяемые на данном этапе: индивидуальная работа, работа в парах. Применяемые технологии- ТРКМ, АМО,здоровьесберегающие технологии. Учитывая психологические и возрастные особенности были включены здоровье — сберегающие технологии : физкультурная пауза ( которая включала в себя элементы русского народного танца из мультфильма "Кострома"). Фаза закрепления- на этой фазе проводилось тестирование, взаимопроверка и оценивание, что способствовало развитию у обучающихся навыков взаимооценки III.Комментирования домашнего задания IV.Подведение итогов V.Фаза рефлексии .Основной прием который применялся на этой фазе "Список покупок" , который был запланирован обучающимися на мотивационной фазе урока,а на фазе рефлексии дополнялся, изменялся .

    Тип урока:изучение нового материала

    Форма урока: урок с применением технологии развития критического мышления, АМО ( активных методов обучения), ИКТ.

    Ход урока

    I.Оргмомент.

    II.Изучение нового материала.

    Эмоциональный настрой. Чтение эпиграфа( на фоне песни «Заплетись за плетень») "О, светло светлая и прекрасно украшенная земля Русская! Многими красотами прославлена ты.. .Всем ты преисполнена , земля Русская…"( слайд 1)

    Как вы думаете , о каких красотах говорит автор? Устное народное творчество, литературные произведения, архитектура, иконопись, поразительной красоты ювелирных изделиях, которые создавались в русских землях. До сих пор мы восхищаемся ими! Это истоки, нашей, русской культуры. И, сегодня, мы будем говорить об этих истоках.

    Мотивационно — информационная фаза.

    ( Слайд 2 «Культура Древней Руси»)Какое слово является основным в теме? Правильно, культура, а какие ассоциации у вас вызывает это слово?(прием "Кластер", модель «Планета и ее спутники» ) ,(слайд 3). Можно ли из всех этих слов составить определение понятию «культура»? Нет. Создать определение понятия «культура» поможет вам игра «Словесная мозаика» (приложение 1)(карточки со словами: духовных, и, совокупность, благ, материальных, обществом, созданных, дети складывают следующее определение: « Культура-совокупность материальных и духовных благ, созданных обществом»(слайд №3)

    Прежде чем мы начнем знакомство с культурой Древней Руси, вы составите «Список необычных покупок» ( приложение 2), т.е. список того о чем вы хотите узнать и чему научиться на уроке. ( индивидуальная работа, прием АМО «Список покупок»). Список покупок откладываем и познакомимся с планом урока. ( слайд 5).

    Фаза осмысления

    1.Особенности культуры Древней Руси ( самостоятельная работа в парах с. 55, заполнение схемы , приложение 3, слайд 6)

    2.Письменность и грамотность( рассказ учителя, презентация, слайды 7,8,9,10)

    3.Устное народное творчество ( беседа : что такое устное народное творчество? Что вам больше всего нравится из устного народного творчества? Презентация, (слайд 11), чтение отрывка из былины "Илья Муромец и Соловей Разбойник". Ваши любимые былинные герои? Откуда вы о них узнали? Можно ли утверждать, что в мультфильмах и фильмах герои и их поступки изображены точно как в былинах? (предлагается просмотр отрывка из мультфильма "Алеша Попович и Тугарин Змей", поединок. Затем проводится работа с отрывком из былины "Алеша Попович и Тугарин Змеевич" тоже рассматривается поединок ( прием "совещание специалистов", работа выполняется в парах). Делается вывод о том, что в мультфильме поединок рассматривается совсем не так как в самой былине, поэтому знакомство с былинными героями нужно осуществлять не только путем просмотра мультфильмов и фильмов, но и путем чтения былин.

    Дальше проводится сравнение русских былин и западноевропейских рыцарских хроник, делается вывод.Как вы думаете в чем отличие русских былин от западноевропейских рыцарских хроник?( если затрудняются ответить зачитать текст с.56, абзац 2)

    ФИЗМИНУТКА — Русское народное творчество популярно и в наши дни скоро будет один из самых ярких праздников- масленица. Сейчас вы просмотрите отрывок из мультфильма и вместе с героями подготовитесь к этому празднику. (Просмотр отрывка из мультфильма "Кострома", танцуем вместе с героями: руки на пояс, топаем ногами, голову направо-налево, ручки вверх, кистями вертим вправо-влево и поворачиваемся вокруг себя, присели, встали, поклонились и сели на свои места) .

    4. Литература(рассказ учителя: В домонгольский период на Руси довольно широко были распространены книги. Установлено, что в XI — начале XIII веков в русских землях имелось в обращении, по меньшей мере, около 140 тыс. книг нескольких сот наименований. Если при этом учесть, что население Руси в то время не превышало 7 млн. человек, то этот показатель указывает на весьма высокий уровень грамотности среди русских людей в домонгольскую эпоху.- Как вы думаете, о чем любили читать русские люди в XI — начале XIII веков?

    презентация ,по ходу рассказа учителя выполняется задание 2 в рабочих тетрадях ( с.19), работа в парах с историческим источником (прием "Совещание специалистов"), учащиеся должны доказать , что произведения древнерусской литературы являются историческими источниками , слайды 12,13,14,15приложение 4)

    5.Зодчество и изобразительное искусство. Художественное ремесло. (рассказ учителя, презентация , прием "мозговая атака" модель "ключевые термины", работа в парах, задание: объясните термины "миниатюра" с.57, "фреска" с.60, "мозаика" с.61, "зернь", "скань"," эмаль" с. 62, выполните задание 3 в рабочих тетрадях с.19),( слайды 16-26)

    ВЫВОД: комментированное чтение с.62.

    III.Закрепление:тестовый контроль( приложение 5) , взаимопроверка ( критерии на слайде )

    IV.Домашнее задание:параграф 7, в.1-7, новые слова, выполнить задания 1,4,5 в рабочих тетрадях.

    V.Подведение итогов.

    VI.Рефлексия. Возьмите в руки "Список покупок", Удалось ли вам приобрести задуманные покупки? Появились ли в списке полезные,но не запланированные покупки? Лишние ? Почему?

    Файлы: Разработка урока .Назаренко Н.К..doc
    Размер файла: 97792 байт.

    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология