Автор конспекта:
Автор(ы): — Автор: учитель физики Земит Надежда Владимировна.
Место работы, должность: — Место работы: РФ 662634, Красноярский край, Минусинский район, с.Шошино, ул.Хвастанцева 48 Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Шошинская средняя общеобразовательная школа №13 ( МКОУ Шошинская СОШ № 13)учитель физики
Регион: — Красноярский край
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Класс(ы): — 7 класс
Предмет(ы): — Физика
Цель урока: —
Дидактическая цель урока:создание условий для осознанного изучения нового материала и включение учащихся в процесс познания.
Цель урока:
образовательная
-сформировать представление о сообщающихся сосудах;
— выяснить, как будут располагаться поверхности однородной и неоднородной жидкости в сообщающихся сосудах;
— показать широкое применение сообщающихся сосудов в быту и технике;
— осмыслить практическую значимость, полезность приобретаемых умений, знаний;
— интересными формами урока способствовать усвоению основного материала, правильного образного мышления,
развивающая
— формировать умения выделять главное, сопоставлять, делать выводы;
— развивать речь, совершенствовать интеллектуальные способности;
— решать тренировочные задачи.
воспитательная
- способствовать привитию культуры умственного труда, создать условия для повышения интереса к изучаемому материалу.
Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): — 10
Используемые учебники и учебные пособия: —
Литература: А.В. Перышкин. Учебник физики 7 класс. А.В. Перышкин. Сборник задач по физике 7-9 класс. Марон А.Е., Е.А Марон Дидактический материал 7 класс. Марон А.Е., Е.А Марон Сборник качественных задач по физике. 7-9 класс. В.И. Лукашик Сборник задач по физике 7-9 класс. Интернет – ресурсы ЦОР(видеоролик, анимации). Я.И. Перельман. Занимательная физика. Вера Широкова. Вода.Москва СЛОВО/SLOVO2001
Используемая методическая литература: —
Марон А.Е., Е.А Марон Дидактический материал 7 класс.
Марон А.Е., Е.А Марон Сборник качественных задач по физике. 7-9 класс.
В.И. Лукашик Сборник задач по физике 7-9 класс.
Интернет – ресурсы
ЦОР(видеоролик, анимации).
Я.И. Перельман. Занимательная физика.
Вера Широкова. Вода.Москва СЛОВО/SLOVO2001
Используемое оборудование: —
Оборудование: компьютер, проектор, экран, модель сообщающихся сосудов, трубки одинакового и разного сечения, чайник, кофейник, лейка, презентации.1-3 , набор карточек (для каждого учащегося) по теме ( на каждой карточке крупно написано обозначение одной физической величины — m, V, ρ и набор карточек с обозначением единиц измерения этих величин в СИ.
Используемые ЦОР: —
Список используемого программного обеспечения и готовых электронных образовательных ресурсов:
Краткое описание: — Данная разработка урока позволяет формировать представление о сообщающихся сосудах; выяснить свойства сообщающих, показать их широкое применение в быту и технике; осмыслить практическую значимость, полезность приобретаемых умений, знаний; создать условия для развития творческих и исследовательских навыков; отработать навыки работы с физическими приборами. На уроке формируются умения анализировать, умение ставить опыты, выделять главное, сопоставлять, решать тренировочные задачи; отрабатываются умения строить предположение, подтверждать его опытом, работать в группе, самостоятельно делать выводы; развивать речь учащихся; совершенствовать интеллектуальные способности. Воспитывается чувство коллективизма при работе в группах, внимательного отношения к окружающим, учебной дисциплине. В данном материале представлен конспект урока и презентации, анимации, видеоролик, т.е материалы ЦОР. Данный урок проводился в 7 классе МКОУ Шошинская СОШ №13. В классе 10 учащихся. Все они заинтересованы в получении хороших знаний по физике. Структура и цели соответствуют заявленной теме урока и изучаемому на нем материалу. По типу данный урок «Сообщающиеся сосуды и их применение» является уроком изучения нового материала и первичного закрепления. Эта тема имеет важное мировоззренческое и политехническое значение, так как учащиеся получают сведения о сообщающихся сосудах, которые находят широкое применение во множестве областей науки и техник. Вследствие этого основные этапы урока были следующие: I. Организационный момент. II. Актуализация знаний учащихся. III. Фронтальный опрос (работа с карточками) IV. Изучение нового материала проводилось с использованием компьютера. V. Закрепление. Применение сообщающихся сосудов в быту, технике, природе. VI. Рефлексия. VII. Домашнее задание. Все части урока последовательно и логически связаны между собой. При организации учебной деятельности на уроке учитывала психофизиологические и индивидуальные особенности учащихся. Главной отличительной особенностью является обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, которая соответствует его личным интересам. В основе лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Решение проблемы предусматривает использование разнообразных методов, средств обучения, предполагает необходимость интегрирования знаний, умений применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. К примеру, мои ученики, при подготовке дополнительного материала, использовали научно-популярную литературу, периодику, ресурсы INTERNET. Содержание урока соответствует требованиям государственных программ. Изучаемый на уроке материал излагается научным, доступным для понимания учащихся языком. Список используемого программного обеспечения и готовых электронных образовательных ресурсов: 1. ЦОР №7 190 Анимация со звуком «Артезианский колодец». 2. ЦОР №7 191 Видеоролик – анимация «Закон сообщающихся сосудов». 3. ЦОР №7 199 Анимация со звуком «Водопровод и водонапорная башня». 4. Презентации 1-3 5. Интернет – ресурсы
Ход урока I. Организационный момент. II. Актуализация знаний учащихся. Здравствуйте! Садитесь. Сегодня речь пойдет о сообщающихся сосудах, их применение в быту и технике. Это тема продолжает раскрывать, изученные вами ранее темы «Давление», «Давление в жидкости и газе» III. Фронтальный опрос (работа с карточками) Прошу взять карточки с буквенными обозначениями физических величин. Задание1: Прошу показать карточки с обозначением плотности вещества, затем массы, объема, давления, высоты. Дальше предлагаю назвать единицы измерения физических величин m, V, ρ. Задание 2 .Давайте вспомним некоторые физические термины. 1. Что называют давлением? 2. Какие вы знаете единицы давления? 3. Как читается закон Паскаля? 4. По какой формуле рассчитывают давление жидкости на дно и стенки сосуда? 5. От каких величин и как зависит давление жидкости на дно сосуда? Задание 3. Цифровой диктант: Соглашаясь с утверждением, дети ставят 1, при несогласии -0. Презентация 1. Задание 4. Задача на расчет давления. Определить давление воды в баке, если высота воды 2 м? р=ɡρh= 2•10•1000=20000Па Физкультминутка IV. Изучение нового материала проводилось с использованием компьютера. Учитель: Ребята! Перед вами на столе чайник, лейка, кофейник, сосуды различной формы. Что общего у этих сосудов? Учащиеся. Они соединены между собой и у них общее дно, т.е. они сообщаются. Учитель: Итак, сегодня на уроке мы будем говорить о сообщающихся сосудах. Запишите, пожалуйста, тему сегодняшнего урока. Учащиеся записывают тему урока. Презентация 2.Слайд 1 Учитель: Какие сосуды мы можем назвать сообщающимися? Слайд 2 Ученик: Сосуды, имеющие общую (соединяющую их) часть, заполненную покоящейся жидкостью, называются сообщающимися. Учитель. С сообщающимися сосудами можно проделать простой опыт. Возьмем две стеклянные трубки, соединенные резиновой трубкой. Сначала резиновую трубку в середине зажимаем и в одну из трубок нальем воды. Что произойдет, если открыть зажим? Учащиеся. Жидкость установиться в обоих сосудах на одном уровне. Учитель. Как поведет себя жидкость, если одну из трубок поднять? Учащиеся. Жидкость установиться в обоих сосудах на одном уровне. Учитель. Как поведет себя жидкость, если одну из трубок опустить? Учащиеся. Жидкость установиться в обоих сосудах на одном уровне. Учитель. Как поведет себя жидкость, если одну из трубок наклонить? Учащиеся. Жидкость установиться в обоих сосудах на одном уровне. Вывод Однородная жидкость в сообщающихся сосудах устанавливается на одном уровне. (Учащиеся записывают закон в тетради). Изменится ли уровень жидкости, если правый сосуд будет шире левого? уже левого? если сосуды будут иметь разную форму? Эксперимент. Учащиеся работают в парах с сообщающимися сосудами. Вывод. Нет, жидкость установиться в обоих сосудах на одном уровне. Слайд 3 Учитель. Уровни воды в сообщающихся сосудах не зависят от формы сосудов и останутся равны. (Демонстрация опыта с сообщающимися сосудами различной формы). Видеоролик « Сообщающиеся сосуды» Физкультминутка Задача1. В два сосуда налита вода. Будет ли переливаться вода из одного сосуда в другой при открытом кране. Слайд 4 Решение. Вода будет переливаться из левого сосуда в правый и установится на одном уровне. Так как это сообщающиеся сосуды, то поверхности однородной жидкости установятся на одном уровне. Учитель. Что произойдет, если в сообщающиеся сосуды налить две несмешивающиеся жидкости разной плотности Эксперимент. Учащиеся по парам проводят этот опыт и делают вывод Вывод. Высота столбов жидкостей в сосудах будет разной. Учитель. Откройте учебник на странице 94. Прочитайте и сделайте вывод. Слайд 5 Вывод. При равенстве давлений высота столба жидкости большей плотности меньше, чем высота столба жидкости меньшей плотности. (Учащиеся записывают в тетради). Высоты столбов разнородных жидкостей сообщающихся сосуда обратно пропорциональны их плотностям. (Учащиеся записывают в тетради) V. Закрепление. Применение сообщающихся сосудов в быту, технике, природе. Учитель. Сообщающиеся сосуды мы встречаем ежедневно. Приведите их примеры? Учащиеся. Лейка, чайник, кофейник… Учитель. Что общего у этих предметов? Учащиеся. Вода, налитая, например, в чайник, стоит всегда в резервуаре чайника и в боковой трубке на одном уровне. Боковая трубка и резервуар соединены между собой. Учащиеся. А где ещё применяют закон сообщающихся сосудов? Учитель. Закон сообщающихся сосудов люди используют в разных технических устройствах, например в фонтанах. Каскады падающей воды украшают многие города, а действуют фонтаны благодаря закону сообщающихся сосудов. А вот городе Красноярске есть поющие фонтаны. Презентация 3. Учитель. Закон сообщающихся сосудов люди используют в водопроводах с водонапорной башней. Водонапорная башня и стояки водопровода являются сообщающимися сосудами, поэтому жидкость в них устанавливается на одном уровне. Анимация 7 199 В водомерном стекле парового котла, паровой котел (1) и водомерное стекло (3) являются сообщающимися сосудами. Когда краны (2) открыты, жидкость в паровом котле и водомерном стекле устанавливается на одном уровне, так как давления в них равны. Слайд 6 Действие артезианских колодцев и гейзеров основано на законе сообщающихся сосудов. Горячий фонтан в местечке Гейзер в Исландии. От названия этого местечка возник термин «гейзер». Анимация 7 190 Экологическая справка. (Выступление учащегося.) Подземные воды составляют на сегодняшний момент самый большой резервуар пресной воды, их запасы составляют 90% запасов пресной воды на планете. Подземные воды обеспечивают сегодня пресной водой примерно 2 миллиарда человек и для многих стран являются жизненно необходимыми источниками. Для США уровень потребления подземных вод составляет 50% всей потребляемой воды, а в степных местностях этот процент достигает 95%. На сегодняшний момент 31 страна мира, совокупное население которых составляет 8% всего населения земли, испытывают хронический недостаток питьевой воды. К 2025 году, при сохранении нынешнего положения, число стран, испытывающих эти трудности, достигнет 48. Подземные воды являются самыми надежными и безопасными источниками пресной воды для человечества. Кроме того, эти воды могут использоваться в виде геотермальной энергии в производстве энергии, обеспечивая экономию расхода энергии. Историческая справка. (Выступление учащегося.) Слайд 7 Римлянам был неизвестен закон сообщающихся сосудов. Для снабжения населения водой они возводили многокилометровые акведуки, водопроводы, доставлявшие воду из горных источников. Инженеры древнего Рима опасались, что в водоемах, соединенных очень длинной трубой, вода не установится на одинаковом уровне. Они полагали, что если трубы проложены в земле, следуя уклонам почвы, то в некоторых участках вода должна течь вверх, – и вот римляне боялись, что вода вверх не потечет. Поэтому они обычно придавали водопроводным трубам равномерный уклон вниз на всем их пути. Одна из римских труб, Аква Марциа, имеет в длину 100 км, между тем как прямое расстояние между ее концами вдвое меньше. Полсотни километров каменной кладки пришлось проложить из-за незнания элементарного закона физики! Закрепления материала 1. Какие сосуды называются сообщающимися 2. Приведите примеры использования закона сообщающихся сосудов в природе, быту и технике. Учащиеся. Это гейзеры, фонтаны, водопровод с водонапорной башней, водомерные стекла, артезианские колодцы. Слайды 8-11 VI. Рефлексия. Сегодня на уроке мы познакомились с сообщающимися сосудами, в которых жидкость устанавливается на одном уровне. Мне очень интересно было работать с вами. Вы показали отличный уровень подготовки к уроку. Теперь вы знаете, что закон сообщающихся сосудов люди используют в разных технических устройствах: водопроводах с водонапорной башней; водомерных стеклах; фонтанах. VIII. Домашнее задание. § 39.Зад.9 (1, 3)
Файлы: Своя игра.ppt
Размер файла: 116736 байт.