Автор конспекта:
Автор(ы): — Автор: учитель физики Земит Надежда Владимировна.

Место работы, должность: — Место работы: РФ 662634, Красноярский край, Минусинский район, с.Шошино, ул.Хвастанцева 48 Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Шошинская средняя общеобразовательная школа №13 ( МКОУ Шошинская СОШ № 13)учитель физики

Регион: — Красноярский край

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 7 класс

Предмет(ы): — Физика

Цель урока: —

Дидактическая цель урока:создание условий для осознанного изучения нового материала и включение учащихся в процесс познания.

Цель урока:

образовательная

-сформировать представление о сообщающихся сосудах;

— выяснить, как будут располагаться поверхности однородной и неоднородной жидкости в сообщающихся сосудах;

— показать широкое применение сообщающихся сосудов в быту и технике;

— осмыслить практическую значимость, полезность приобретаемых умений, знаний;

— интересными формами урока способствовать усвоению основного материала, правильного образного мышления,

развивающая

— формировать умения выделять главное, сопоставлять, делать выводы;

— развивать речь, совершенствовать интеллектуальные способности;

— решать тренировочные задачи.

воспитательная

- способствовать привитию культуры умственного труда, создать условия для повышения интереса к изучаемому материалу.

Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Учащихся в классе (аудитории): — 10

Используемые учебники и учебные пособия: —

Литература: А.В. Перышкин. Учебник физики 7 класс. А.В. Перышкин. Сборник задач по физике 7-9 класс. Марон А.Е., Е.А Марон Дидактический материал 7 класс. Марон А.Е., Е.А Марон Сборник качественных задач по физике. 7-9 класс. В.И. Лукашик Сборник задач по физике 7-9 класс. Интернет – ресурсы ЦОР(видеоролик, анимации). Я.И. Перельман. Занимательная физика. Вера Широкова. Вода.Москва СЛОВО/SLOVO2001

Используемая методическая литература: —

Марон А.Е., Е.А Марон Дидактический материал 7 класс.

Марон А.Е., Е.А Марон Сборник качественных задач по физике. 7-9 класс.

В.И. Лукашик Сборник задач по физике 7-9 класс.

Интернет – ресурсы

ЦОР(видеоролик, анимации).

Я.И. Перельман. Занимательная физика.

Вера Широкова. Вода.Москва СЛОВО/SLOVO2001

Используемое оборудование: —

Оборудование: компьютер, проектор, экран, модель сообщающихся сосудов, трубки одинакового и разного сечения, чайник, кофейник, лейка, презентации.1-3 , набор карточек (для каждого учащегося) по теме ( на каждой карточке крупно написано обозначение одной физической величины — m, V, ρ и набор карточек с обозначением единиц измерения этих величин в СИ.

Используемые ЦОР: —

Список используемого программного обеспечения и готовых электронных образовательных ресурсов:

  • ЦОР №7190 Анимация со звуком «Артезианский колодец».
  • ЦОР №7191 Видеоролик – анимация «Закон сообщающихся сосудов».
  • ЦОР №7199 Анимация со звуком «Водопровод и водонапорная башня».
  • Краткое описание: — Данная разработка урока позволяет формировать представление о сообщающихся сосудах; выяснить свойства сообщающих, показать их широкое применение в быту и технике; осмыслить практическую значимость, полезность приобретаемых умений, знаний; создать условия для развития творческих и исследовательских навыков; отработать навыки работы с физическими приборами. На уроке формируются умения анализировать, умение ставить опыты, выделять главное, сопоставлять, решать тренировочные задачи; отрабатываются умения строить предположение, подтверждать его опытом, работать в группе, самостоятельно делать выводы; развивать речь учащихся; совершенствовать интеллектуальные способности. Воспитывается чувство коллективизма при работе в группах, внимательного отношения к окружающим, учебной дисциплине. В данном материале представлен конспект урока и презентации, анимации, видеоролик, т.е материалы ЦОР. Данный урок проводился в 7 классе МКОУ Шошинская СОШ №13. В классе 10 учащихся. Все они заинтересованы в получении хороших знаний по физике. Структура и цели соответствуют заявленной теме урока и изучаемому на нем материалу. По типу данный урок «Сообщающиеся сосуды и их применение» является уроком изучения нового материала и первичного закрепления. Эта тема имеет важное мировоззренческое и политехническое значение, так как учащиеся получают сведения о сообщающихся сосудах, которые находят широкое применение во множестве областей науки и техник. Вследствие этого основные этапы урока были следующие: I. Организационный момент. II. Актуализация знаний учащихся. III. Фронтальный опрос (работа с карточками) IV. Изучение нового материала проводилось с использованием компьютера. V. Закрепление. Применение сообщающихся сосудов в быту, технике, природе. VI. Рефлексия. VII. Домашнее задание. Все части урока последовательно и логически связаны между собой. При организации учебной деятельности на уроке учитывала психофизиологические и индивидуальные особенности учащихся. Главной отличительной особенностью является обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, которая соответствует его личным интересам. В основе лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Решение проблемы предусматривает использование разнообразных методов, средств обучения, предполагает необходимость интегрирования знаний, умений применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. К примеру, мои ученики, при подготовке дополнительного материала, использовали научно-популярную литературу, периодику, ресурсы INTERNET. Содержание урока соответствует требованиям государственных программ. Изучаемый на уроке материал излагается научным, доступным для понимания учащихся языком. Список используемого программного обеспечения и готовых электронных образовательных ресурсов: 1. ЦОР №7 190 Анимация со звуком «Артезианский колодец». 2. ЦОР №7 191 Видеоролик – анимация «Закон сообщающихся сосудов». 3. ЦОР №7 199 Анимация со звуком «Водопровод и водонапорная башня». 4. Презентации 1-3 5. Интернет – ресурсы

    Ход урока I. Организационный момент. II. Актуализация знаний учащихся. Здравствуйте! Садитесь. Сегодня речь пойдет о сообщающихся сосудах, их применение в быту и технике. Это тема продолжает раскрывать, изученные вами ранее темы «Давление», «Давление в жидкости и газе» III. Фронтальный опрос (работа с карточками) Прошу взять карточки с буквенными обозначениями физических величин. Задание1: Прошу показать карточки с обозначением плотности вещества, затем массы, объема, давления, высоты. Дальше предлагаю назвать единицы измерения физических величин m, V, ρ. Задание 2 .Давайте вспомним некоторые физические термины. 1. Что называют давлением? 2. Какие вы знаете единицы давления? 3. Как читается закон Паскаля? 4. По какой формуле рассчитывают давление жидкости на дно и стенки сосуда? 5. От каких величин и как зависит давление жидкости на дно сосуда? Задание 3. Цифровой диктант: Соглашаясь с утверждением, дети ставят 1, при несогласии -0. Презентация 1. Задание 4. Задача на расчет давления. Определить давление воды в баке, если высота воды 2 м? р=ɡρh= 2•10•1000=20000Па Физкультминутка IV. Изучение нового материала проводилось с использованием компьютера. Учитель: Ребята! Перед вами на столе чайник, лейка, кофейник, сосуды различной формы. Что общего у этих сосудов? Учащиеся. Они соединены между собой и у них общее дно, т.е. они сообщаются. Учитель: Итак, сегодня на уроке мы будем говорить о сообщающихся сосудах. Запишите, пожалуйста, тему сегодняшнего урока. Учащиеся записывают тему урока. Презентация 2.Слайд 1 Учитель: Какие сосуды мы можем назвать сообщающимися? Слайд 2 Ученик: Сосуды, имеющие общую (соединяющую их) часть, заполненную покоящейся жидкостью, называются сообщающимися. Учитель. С сообщающимися сосудами можно проделать простой опыт. Возьмем две стеклянные трубки, соединенные резиновой трубкой. Сначала резиновую трубку в середине зажимаем и в одну из трубок нальем воды. Что произойдет, если открыть зажим? Учащиеся. Жидкость установиться в обоих сосудах на одном уровне. Учитель. Как поведет себя жидкость, если одну из трубок поднять? Учащиеся. Жидкость установиться в обоих сосудах на одном уровне. Учитель. Как поведет себя жидкость, если одну из трубок опустить? Учащиеся. Жидкость установиться в обоих сосудах на одном уровне. Учитель. Как поведет себя жидкость, если одну из трубок наклонить? Учащиеся. Жидкость установиться в обоих сосудах на одном уровне. Вывод Однородная жидкость в сообщающихся сосудах устанавливается на одном уровне. (Учащиеся записывают закон в тетради). Изменится ли уровень жидкости, если правый сосуд будет шире левого? уже левого? если сосуды будут иметь разную форму? Эксперимент. Учащиеся работают в парах с сообщающимися сосудами. Вывод. Нет, жидкость установиться в обоих сосудах на одном уровне. Слайд 3 Учитель. Уровни воды в сообщающихся сосудах не зависят от формы сосудов и останутся равны. (Демонстрация опыта с сообщающимися сосудами различной формы). Видеоролик « Сообщающиеся сосуды» Физкультминутка Задача1. В два сосуда налита вода. Будет ли переливаться вода из одного сосуда в другой при открытом кране. Слайд 4 Решение. Вода будет переливаться из левого сосуда в правый и установится на одном уровне. Так как это сообщающиеся сосуды, то поверхности однородной жидкости установятся на одном уровне. Учитель. Что произойдет, если в сообщающиеся сосуды налить две несмешивающиеся жидкости разной плотности Эксперимент. Учащиеся по парам проводят этот опыт и делают вывод Вывод. Высота столбов жидкостей в сосудах будет разной. Учитель. Откройте учебник на странице 94. Прочитайте и сделайте вывод. Слайд 5 Вывод. При равенстве давлений высота столба жидкости большей плотности меньше, чем высота столба жидкости меньшей плотности. (Учащиеся записывают в тетради). Высоты столбов разнородных жидкостей сообщающихся сосуда обратно пропорциональны их плотностям. (Учащиеся записывают в тетради) V. Закрепление. Применение сообщающихся сосудов в быту, технике, природе. Учитель. Сообщающиеся сосуды мы встречаем ежедневно. Приведите их примеры? Учащиеся. Лейка, чайник, кофейник… Учитель. Что общего у этих предметов? Учащиеся. Вода, налитая, например, в чайник, стоит всегда в резервуаре чайника и в боковой трубке на одном уровне. Боковая трубка и резервуар соединены между собой. Учащиеся. А где ещё применяют закон сообщающихся сосудов? Учитель. Закон сообщающихся сосудов люди используют в разных технических устройствах, например в фонтанах. Каскады падающей воды украшают многие города, а действуют фонтаны благодаря закону сообщающихся сосудов. А вот городе Красноярске есть поющие фонтаны. Презентация 3. Учитель. Закон сообщающихся сосудов люди используют в водопроводах с водонапорной башней. Водонапорная башня и стояки водопровода являются сообщающимися сосудами, поэтому жидкость в них устанавливается на одном уровне. Анимация 7 199 В водомерном стекле парового котла, паровой котел (1) и водомерное стекло (3) являются сообщающимися сосудами. Когда краны (2) открыты, жидкость в паровом котле и водомерном стекле устанавливается на одном уровне, так как давления в них равны. Слайд 6 Действие артезианских колодцев и гейзеров основано на законе сообщающихся сосудов. Горячий фонтан в местечке Гейзер в Исландии. От названия этого местечка возник термин «гейзер». Анимация 7 190 Экологическая справка. (Выступление учащегося.) Подземные воды составляют на сегодняшний момент самый большой резервуар пресной воды, их запасы составляют 90% запасов пресной воды на планете. Подземные воды обеспечивают сегодня пресной водой примерно 2 миллиарда человек и для многих стран являются жизненно необходимыми источниками. Для США уровень потребления подземных вод составляет 50% всей потребляемой воды, а в степных местностях этот процент достигает 95%. На сегодняшний момент 31 страна мира, совокупное население которых составляет 8% всего населения земли, испытывают хронический недостаток питьевой воды. К 2025 году, при сохранении нынешнего положения, число стран, испытывающих эти трудности, достигнет 48. Подземные воды являются самыми надежными и безопасными источниками пресной воды для человечества. Кроме того, эти воды могут использоваться в виде геотермальной энергии в производстве энергии, обеспечивая экономию расхода энергии. Историческая справка. (Выступление учащегося.) Слайд 7 Римлянам был неизвестен закон сообщающихся сосудов. Для снабжения населения водой они возводили многокилометровые акведуки, водопроводы, доставлявшие воду из горных источников. Инженеры древнего Рима опасались, что в водоемах, соединенных очень длинной трубой, вода не установится на одинаковом уровне. Они полагали, что если трубы проложены в земле, следуя уклонам почвы, то в некоторых участках вода должна течь вверх, – и вот римляне боялись, что вода вверх не потечет. Поэтому они обычно придавали водопроводным трубам равномерный уклон вниз на всем их пути. Одна из римских труб, Аква Марциа, имеет в длину 100 км, между тем как прямое расстояние между ее концами вдвое меньше. Полсотни километров каменной кладки пришлось проложить из-за незнания элементарного закона физики! Закрепления материала 1. Какие сосуды называются сообщающимися 2. Приведите примеры использования закона сообщающихся сосудов в природе, быту и технике. Учащиеся. Это гейзеры, фонтаны, водопровод с водонапорной башней, водомерные стекла, артезианские колодцы. Слайды 8-11 VI. Рефлексия. Сегодня на уроке мы познакомились с сообщающимися сосудами, в которых жидкость устанавливается на одном уровне. Мне очень интересно было работать с вами. Вы показали отличный уровень подготовки к уроку. Теперь вы знаете, что закон сообщающихся сосудов люди используют в разных технических устройствах: водопроводах с водонапорной башней; водомерных стеклах; фонтанах. VIII. Домашнее задание. § 39.Зад.9 (1, 3)

    Файлы: Своя игра.ppt
    Размер файла: 116736 байт.

    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология