Автор конспекта:
Автор(ы): — Сергеев

Место работы, должность: — учитель обществознания МБОУ «Петровская СОШ»

Регион: — Город Санкт-Петербург

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее образование

Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 11 класс

Предмет(ы): — Обществознание

Цель урока: —

Цели: — раскрыть некоторые понятия и положения социологии как систематизированной области знания: социальная группа, социальная мобильность, социальная дифференциация, связь социальной сферы современного российского общества с экономикой;

— выявить влияние экономических факторов на социальные отношения, причины социального неравенства, возможности изменения социального статуса;

— дать учащимся представление о характере, особенностях и тенденциях развития социальных отношений в современном мире и в первую очередь – в нашем обществе;

— помочь школьникам осознать свою собственную социальную позицию и возможные перспективы её изменения;

Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Учащихся в классе (аудитории): — 30

Используемые учебники и учебные пособия: —

Боголюбов. Обществознание. 11 класс

Используемая методическая литература: —

Нет

Используемое оборудование: —

Доска, мел, компьютер с выходом в Интернет , проектор

Используемые ЦОР: —

Википедия:

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%97%D0%B0%D0%B3%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%86%D0%B0

Краткое описание: — план-конспект

План-конспект урока обществознания в 11 классе по теме: «Тенденция развития социальных отношений в России»

Цели: — раскрыть некоторые понятия и положения социологии как систематизированной области знания: социальная группа, социальная мобильность, социальная дифференциация, связь социальной сферы современного российского общества с экономикой;

— выявить влияние экономических факторов на социальные отношения, причины социального неравенства, возможности изменения социального статуса;

— дать учащимся представление о характере, особенностях и тенденциях развития социальных отношений в современном мире и в первую очередь – в нашем обществе;

— помочь школьникам осознать свою собственную социальную позицию и возможные перспективы её изменения;

Ход урока.

IОрганизационный момент.

IIПисьменная проверочная работа по изученным темам.

Задание 1: с помощью приёма условно-графической наглядности изобразить социальную структуру:

а) западноевропейских стран (лимон с развитой центральной частью (средние слои), относительно невысокими полюсами высшего класса (элита) и группами беднейших слоёв);

б) латиноамериканских стран (это Эйфелева башня с широким основанием (беднейшие слои), вытянутой средней частью (средние слои) и верхушкой (элита);

в) стран Восточной Европы России (это своеобразная придавленная к земле пирамида, основание которой составляет примерно 80% населения (бедные слои), около 3-5% — её вершина; средний же класс, насчитывающий примерно 13% населения, занимает между ними очень тонкую полоску);

Задание 2: Что такое социальные лифты? (перемещение людей и целых групп по вертикали).

Задание 3: Маргинал—это… (человек, находящийся в промежуточном положении, вне какой-либо социальной группы или класса).

III Вступительное слово учителя по теме урока (учащиеся конспектируют в тетрадях).

— Основными тенденциями развития социальных отношений в России являются:

а) возрастание социальной дифференциации;

б) падение статуса многих массовых интеллектуальных профессий;

в) появление новых социальных групп;

г) усиление маргинализации общества;

д) противоречивость идущих социальных процессов (например, 20-30% населения России живёт за чертой бедности, но — доходы населения в последние годы возрастают).

IV Беседа по следующим вопросам (индуктивный подход рассмотрения проблемы).

  • В чём, по-вашему, главное отличие профессионала от непрофессионала?
  • Какая из двух тенденций преобладает в нашем обществе: рост профессионализма или усиление некомпетентности? Выводы обоснуйте.
  • Какова сегодня роль образования в достижении более высокого статуса? Что можно сказать о престиже преподавательской деятельности?
  • Можно ли утверждать, что большинство людей в нынешних условиях работают много и интенсивно? Если «да», то чем это стимулируется?
  • Существуют противоположные оценки возможностей людей изменить свой социальный статус в сложившихся условиях. Одни утверждают, что социальная мобильность резко возросла. Другие считают, что попасть в высшие социальные страты сегодня также трудно, как и 10 лет назад. А каково ваше мнение?
  • Какие противоположные тенденции социальной структуры нашего общества нам удалось выявить? (ответы учащихся обобщаются).
  • V Итоги урока. Оценки выставляются в начале следующего занятия на основе активности учащихся в ходе беседы и результатов письменной проверочной работы.

    VI Домашнее задание:(на доске записано учителем во время выполнения учащимися проверочной работы).

    1. Составление таблицы.

    Появление новой группы и её укрепление в социальной структуре.

    Изменение традиционного положения (постепенное повышение статуса).

    Постепенное понижение статуса группы.

    Перспектива распада группы и её исчезновения.

    Распределить по графам таблицы следующие группы нашего общества: фермеры, высококвалифицированные рабочие, научно-техническая интеллигенция, колхозное крестьянство, предприниматели, канцелярские служащие, офицеры Вооружённых Сил, церковнослужители, казачество, работники правоохранительных органов, чиновничество, преподаватели высшей и средней школы;

    2. Смотрите записи в тетради.

    Файлы: konspekt_uroka_po_obschestvu.doc
    Размер файла: 60928 байт.

    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология