Автор конспекта:
Автор(ы): — Иванов Георгий Александрович

Место работы, должность: — учитель обществознания

Регион: — Город Москва

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее образование

Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 10 класс
Класс(ы): — 11 класс

Предмет(ы): — Обществознание

Цель урока: — Цели и задачи:
— объяснить понятия и термины: «уровни человеческих знаний», — «мифическое знание», «рационально-логическое знание», — «жизненный опыт», «здравый смысл», «эсхаталогия», «паранаука»;
— ознакомить с видами и уровнями человеческих знаний, развивать у — учащихся умения осуществлять комплексный поиск, — систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, — анализировать, делать выводы, рационально решать — познавательные и проблемные задания;
— способствовать выработке гражданской позиции учащихся.

Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Учащихся в классе (аудитории): — 30

Используемые учебники и учебные пособия: —

Боголюбов. Обществознание. 10 класс

Используемая методическая литература: —

Нет

Используемое оборудование: —

Доска, мел, компьютер с выходом в Интернет, проектор

Используемые ЦОР: —

Ссылки:

http://mich-schola30.narod.ru/pok.pdf

http://www.prosv.ru/ebooks/Bogolubov_Obwestvozn_10_Ucheb/6.html

http://larisa.ucoz.ru/load/k_urokam_obshhestvoznanija/mnogoobrazie_putej_poznanija/3-1-0-1

Краткое описание: — план конспект урока в форме деловой игры

План-конспект открытого урока по обществознанию в 10-м классе

(профильный уровень)
Тема: Многообразие путей познания мира
Цели и задачи:
— объяснить понятия и термины: «уровни человеческих знаний», — «мифическое знание», «рационально-логическое знание», — «жизненный опыт», «здравый смысл», «эсхаталогия», «паранаука»;
— ознакомить с видами и уровнями человеческих знаний, развивать у — учащихся умения осуществлять комплексный поиск, — систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, — анализировать, делать выводы, рационально решать — познавательные и проблемные задания;
— способствовать выработке гражданской позиции учащихся.
Тип урока: урок-деловая игра.
I. Организационный момент.
Вводное слово учителя: В истории рассматривались различные виды — знаний: рациональное и чувственное, логичное и алогичное, научное и — ненаучное, обыденное и художественное, нравственное и философское и др.
И далеко не всегда процесс познания совершается за письменными — столами или в научных лабораториях. Не всегда люди стремились и к — академическим знаниям.
Всякая молитва, говорил И.С.Тургенев, сводиться к одному: «Господи, — сделай так, чтобы дважды два не было четыре».
— Действительно, нужна ли человечеству вера в чудесное?
— Какую роль играла фантазия в процессе познания истины?
— Помогает ли искусство лучше понять мир?
Поразмышляем над этими вопросами.
Тема урока: «Многообразие путей познания мира».2
— Какие вопросы нам предстоит рассмотреть на уроке?
Учащиеся называют пути познания мира и следующие вопросы:
1. Мифологическое познание мира.
2. «И опыт, сын ошибок трудных…»
3. Познание средствами искусства.
4. Там, где кончается наука.
II. Проверка знаний учащихся (мотивационный момент).
Даже сейчас, в XXI веке, большинство людей черпают сведения о мире — отнюдь не из научных трактатов. Как грибы, растут астрологические — прогнозы, появляются объявления с обещаниями решить все проблемы т от — «знаменитых» ясновидящих, необычайно популярными стали массовые — оздоровительные сеансы по телевизору. Следовательно, наряду с наукой — существует множество путей познания. Об этом пойдет речь на уроке, — который я предлагаю провести в виде ролевой игры.
Итак, класс должен разделиться на группы, каждая из которых будет — представлять определенную роль убежденных сторонников своих, — ненаучных способов познания мира и истины. Условие лишь одно: вы — должны быть убедительны во время представления своего способа — представления.
Группа I готовит выступление в защиту мифологических знаний.
Группа II готовит выступление в защиту обыденных знаний, народной — мудрости и здравого смысла.
Группа III готовит выступление в защиту художественно-образных — знаний.
Группа IV готовит выступление в защиту паранаучных знаний.
Каждая группа предъявит результаты своей работы на заседании — «круглого стола», опираясь на §23 и дополнительные материалы.
Отвечают учащиеся I группы — «Миф – первая фаза познания и — объяснения общества».3
Основные тематические циклы мифов:
— космогонические мифы – мифы о происхождении мира и Вселенной;
— антропогонистические мифы – мифы о происхождении человека и — человеческого общества;
— мифы о культурных героях – мифы о происхождении тех или иных — культурных благ;
— эсхатологические мифы – мифы о «конце света», о конце времени;
— биографические мифы – рождение, посвящение в полновозрастный — статус, брак, смерть мифологических героев.
Роль и значение мифов:
— черпаем знания о принятой в данном обществе системе правил и — ценностей;
— создаем картину целостной жизни народа;
— мифы сохраняют жизненный опыт народов;
— постигая мифы, человек соотносит свой личный опыт с продовым — опытом коллектива, сообщества людей;
— обеспечивает преемственность культурного опыта;
— передает лучшие нравственные качества героев и предлагает им — следовать последующим поколениям.
Учащиеся II группы используют описание историка С.М.Соловьева о — строительстве Успенского собора Московского Кремля. Учащиеся — рассказывают о том, какие практические знания появились у русского народа — в ходе сооружения собора.
Другой пример, учащиеся читают эпизод из рассказа Н.С.Лескова — «Левша», где царь в мелескоп рассматривает работу – подковы на ногах — механической «аглицкой» блохи и никак не может их увидеть, и отвечают на — вопрос, как житейский опыт помог мастеру справиться с поставленной — задачей: подковать блоху.4
— Какая практическая деятельность или житейские ситуации породили — следующие пословицы и поговорки:
Человека узнаешь, когда с ним пуд соли ложкой расхлебаешь;
Домашняя копейка лучше заезжего рубля.
Портной без кафтана, сапожник без сапог, а плотник без дверей.
Ученики делают выводы:
— опыт повседневной жизни – особый способ познания мира;
— способ формирования практического знания – трудовая деятельность;
— практические знания не претендуют на теоретическое обоснование и — обходятся без него;
Практическому знания свойственен свой язык: «чуть-чуть», «на глазок»;
— приобретаются не только практические знания, но и оценки, норму — поведения.
Учитель задает вопросы:
— Какие оценочные суждения вытекают из следующих пословиц? — Согласны ли вы с содержащейся в них оценкой:
Не спрашивай старого – спрашивай бывалого.
Иному горе – ученье, иному – мученье.
Не испортив дела, мастером не станешь.
Лучше жить бедняком, чем разбогатеть грехом.
Примеры народной мудрости:
-афоризмы: «Любишь кататься – люби и саночки возить»;
— поговорки: «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда»;
— суждения: «Куй железо, пока горячо».
Отличительная черта народной мудрости свод рецептов поведения для — разных случаев жизни.5
Здравый смысл – стихийно складывающиеся взгляды людей на — окружающую действительность и самих себя под воздействием — повседневного опыта.
Ученики III группы рассказывают о картине М.И.Хмелько — «Переяславская рада 1654 год» и проанализировали стихотворение — Р.Рождественского после посещения мим парижского кладбища Сен-Женьев — де Буа, где похоронены многие участники белого движения.
Особенность этой формы познания – художественное обобщение, образ.
Ученики IV группы приводят примеры информации (паранаучной). Там — а, где кончается наука. Характерные черты паранауки — туманность и — загадочность сведений, которыми они оперируют.
Причина появления – ограниченные возможности науки, которая не — может ответить на все вопросы.
Отличительные черты паранауки:
— паранаука отличается претензией на универсальность;
— завышенные претензии на внимание к себе;
— нередко нетерпимость к традиционной науке.
Положительное воздействие паранауки в том, что она способствует — выдвижению новых научных проблем.
III. Итог урока.
Учитель: вот и закончилась наша деловая игра, и давайте подведем ее — итоги.
– С какими ненаучными способами познания истины мы познакомились?
– Какой из них показался вам самым убедительным?
Что объединяет все эти направления?
– Можно ли утверждать, что ненаучное познание ведет человека к истине? — Ответ аргументируйте.
Домашнее задание: выучить §23, выполните задания.

Файлы: 11 класс.doc
Размер файла: 301056 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология