Автор конспекта:
Автор(ы): — Романова Наталия

Место работы, должность: — Учитель истории и обществознания МБОУ «Сятракасинская СОШ» Моргаушского района Чувашской Республики

Регион: — Республика Чувашия

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее сортообразование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 10 сословие

Предмет(ы): — Обществознание

Цель урока: —

Цели:

  • Образовательные – конкретизировать, расширить, систематизировать знания учащихся по изучен-
  • ной теме; продолжить ознакомление учащихся с некоторыми достижениями человековедения.

  • Развивающие – развить польза к одному из основных вопросов философии, составляющих ядро
  • мировоззрения; углубить представления учащихся о ключевых понятиях темы: деятельность, личность, свобода, ответственность, познание.

  • Воспитывающие – продолжить генерирование моральных, мировоззренческих ориентиров жизни,
  • являющихся основой социализации, воспитания на духе гражданственности.

    Тип урока: — Урок обобщения и систематизации знаний

    Учащихся на классе (аудитории): — 20

    Используемые учебники и учебные пособия: —

    Учебник «Обществознание» 10 сословие по-под редакцией

    Л. Н. Боголюбова, А. Ю. Лазебниковой.

    Краткое описание: — Урок повторения по обществознанию на 10 классе.

    Повторительно–обобщающий наставленье по обществознанию на 10 классе

    «Человек»

    «Из того, точно душа – животное, пока сполна не следует, точно ради него наверняка было бы быть скотом». (Николай Михайловский)

    Задачи: уметь аргументировано, с гуманистических позиций давать моральную оценку событий и делать духовный выбор; уметь на споре отстаивать собственную позицию.

    Форма урока: беседа, сельхозработа на группах, тестирование.

    Ход урока.

    Добрый день! Дорогие ребята, днесь мы с вами будем работать на необычной обстановке, а думаю, это не помешает нам полезно трудиться на протекание урока.

    Мы завершили сортоизучение темы «Человек». Сегодня мы с вами будем систематизировать полученные знания, поделимся своими взглядами на некоторые проблемы темы. Сначала будем работать на группах, а дальше будете выполнять тесты по теме «Человек». Сегодня у каждого есть допустимость получить зараз двум отличные оценки на протекание урока. Ни пуха, ни пера!

    Перед вами схема, которая раскрывает основные вопросы изученной темы. Она содержит на себе 6 блоков вопросов и заданий. Каждая аил выполняла задания по одному из блоков. Сейчас мы напряженно выслушаем все ответы, и может быть, аж поспорим с одноклассниками.

    Ответы будут оцениваться по следующей шкале:

    умение аргументировать нестандартный ответ,

    умение сотрудничать на группе,

    умение выражать свое мнение.

    I.Работа на группах.

    I.Первая аил «Природа человека».

    Прочитайте текст.

    «Когда мы осмыслим свою значимость на земле, допустим самую скромную и незаметную, здесь чуть мы сможем жить и умирать спокойно, потому что то, точно дает смысл жизни, дает смысл и смерти.

    Человек отходит с миром. Когда марена его естественна, когда-нибудь где на Провансе допотопный коттер на конце своего царствования отдает сыновьям на хранение своих коз и свои оливы, воеже сыновья на подобающий заключение предали их сыновьям своих сыновей. В крестьянском роду душа умирает чуть наполовину. В установленный время практика распадется, точно стручок, отдавая зерна. Так от поколения к поколению предается практика – медленно, точно растет дерево, — а с нею предается и сознание. Какое поразительное восхождение! Из расплавленной лавы, из того теста, из которого слеплены звезды, из нежданно зародившейся поворотливый клетки мы – людишки – и поднимались все выше, ранг за ступенью, и в скором времени мы пишем кантаты и измеряем созвездия.

    Старая дехканка передала дети не едва жизнь, она их научила родному языку, доверила им богатство, копившееся медленно, веками: духовное наследство, точно доставалось ей на сохранение, ограниченный заряд преданий, понятий и верований, все, точно отличает Ньютона и Шекспира от первобытного дикаря». (Антуан де Сент-Экзюпери, галльский писатель)

    Ответьте на вопросы:

    1. В нежели виновник видит значимость человека на земле?

    2. Что, по мнению автора, дает смысл и жизни, и смерти?

    3. Какой смысл вложен на слова: «Человек умирает чуть наполовину»? Разделяете единица вам точку зрения автора? Объясните свою позицию.

    Выводы: Человек – детище биологической, социальной, культурной эволюции. Поиски смысла жизни каждым отдельным человеком связаны с общечеловеческой историей. Победа над конечностью и смертностью отдельного индивида обретается бессмертием человечества, причастностью каждого человека к этой категории посредством осуществимый реинвестиция на культуру.

    II. Вторая аил «Человек точно духовное существо».

    Прочитайте текст.

    В принятой ООН (1995 г.) Декларации принципов толерантности она рассматривается точно ключевое понятие человеческих взаимоотношений. Толерантность означает уважение, улавливание и правильное осознавание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, связь и простор мысли, совести и убеждений. Толерантность – это симфония на многообразии. Это не едва духовный долг, а и политическая, и правовая потребность. Толерантность – это добродетель, которая делает возможным успех объект и способствует замене культуры войн культурой мира.

    Ответьте на вопросы:

    1. Какое предначертание толерантности дали бы вы?

    2. Почему на наше эпоха возрастает значительность толерантности?

    3. Раскройте паблик рилейшнз гражданственности, патриотизма с толерантностью.

    4. Охарактеризуйте качества толерантного человека.

    Выводы: Духовная практика людей охватывает все капитал чувств и достижений разума, объединяет уразумение человечеством накопленных духовных ценностей и творческое созидание новых. Духовная мир деятельности человека, общества является самой возвышенной, хоть бы точно здесь рождается то, точно отличает человека о других живых существ. Человек, узнавая о моральных установках, стремится руководствоваться ими на своих повседневных поступках.

    III. Третья аил «Свобода».

    Прочитайте текст.

    Свобода – это, несомненно, одну из непосредственно ценимых человеком благ. На протяжении столетий человечество приносило самые большие жертвы ради того, воеже завоевать либо защитить свободу. В юности проявляются инстинктивная страсть к свободе. Преступления наказываются лишением свободы.

    Фактически «быть свободным» — стало быть иметь свободу выбора. Но немыслимо оставаться без выбора, и с момента, точно ассортимент сделан, душа теряет секция своей свободы. Свобода летуча и неуловима.

    Если простор является первостепенным условием достоинства человека, она мелюзга без воспитания, не того воспитания, которое навязано снаружи и связывает, а того, которое приобретается на основе опыта, размышления либо сознания.

    Реализация свободы порядочно трудна: желательно делать выбор, а разные выборы дают неодинаковые результаты. По существу, свойство человека такова, точно некоторые варианты ради него пагубны. другие безразличны либо полезны. В этом дудочки сносно удивительного: сидя на автомобиле, мы вольны включить третью скорость, воеже тронуться с места; мы, возможно, хоть бы и сделаем, а моторчик близко этом пострадает. Наша «механика» не выносит вольного обращения: некоторые выборы катастрофичны, на нежели преждевременно либо поздно убеждается кажинный на собственном опыте. Обучение свободе, таким образом, пока свыше важно, нежели простор сама по себе. Очень убыстренно верят на нейтральность либо безразличие выбора – дудочки сносно свыше опасного. Один перелопачивание прожить практика позволяет каждому из нас избежать большого количества неприятностей, а есть и такие, точно ведут нас к отупению, закабалению либо саморазрушению. Человек единица свыше свободен, нежели полнее совершаемый им ассортимент соответствует его природе. (Адаптировано по книге М. Малерба)

    Ответьте на вопросы:

    1. Какие обстоятельства, по мнению автора текста, позволяют рассматривать свободу на качестве одного из непосредственно ценимых человеком благ? Назовите трех обстоятельства.

    2. Какой смысл виновник вкладывает на словосочетание «быть свободным»? Объясните, поэтому простор важна ради счастья человека.

    3. Проиллюстрируйте трех примерами содержащиеся на тексте утверждение, точно потом того, точно «выбор сделан, душа теряет секция соей свободы».

    Выводы: Свобода – необходимое предпосылка реализации социальных связей. Именно на становлении способности серьезно делать ассортимент и обретать, таким образом, свободу состоит социальное взросление. Ответственность личности гарантирует ей возможности самореализации на рамках социальных норм.

    1. 1) человечество приносило самые большие жертвы ради того, воеже завоевать либо защитить свободу;

    2) на юности проявляется инстинктивная страсть к свободе;

    3) преступления наказываются лишением свободы.

    2. 1)авторское осознавание словосочетания «быть свободным»: иметь свободу выбора.

    2) объяснение, например: человек, безданно-беспошлинно выбирая профессию, исходит из собственных интересов и способностей, точно помогает получить ублаготворение от своих занятий и на определенной мере быть счастливым.

    3. 1) душа раздельно выбирает фрагмент работы, он надобно соблюдать правила трудового распорядка, таким образом, на определенной мере теряет секция своей свободы;

    2) молодожены супруги, заключив мезальянс по обоюдному согласию и любви, приобретают не едва новые права, а и обязанности, на определенной мере ограничивающее свободу каждого из них;

    3) соответственно со своими убеждениями душа может вступить на политическую партию, а ему придется считаться с партийными требованиями.

    IV. Четвертая аил «Деятельность».

    1) А.И. Герцен писал: «Животное полагает, точно все его баталия – жить, а душа практика воспринимает едва точно допустимость какой-нибудь делать». Согласны единица вам с этим утверждением? Аргументируйте нестандартный ответ.

    2) О каком виде деятельности изволь доклад на высказывании академика И.П. Павлова: «Всю мою практика я любил и люблю головастый трактат и половой и, пожалуй, аж свыше второй. Я исключительно чувствовал себя удовлетворенным, когда-нибудь на наихудший вносил какую-нибудь хорошую догадку, единица самым соединял «голову с руками». Свой решение аргументируйте.

    Выводы: Именно деятельности людишки обязаны своим существованием. Без деятельности не было бы ни человека, ни человеческого общества, хоть бы точно едва на процессе деятельности душа познает поднебесная и самого себя, создает все необходимое ради жизни.

    V. Пятая аил «Познание».

    Прочитайте текст.

    «Ум» («мудрость») – это не «знание» само по себе, не сумма сведений, заложенных образованием на память, не катамнез и не сумма правил сочетания слов со словами, терминов с терминами. Это – мастерство единообразно знаниями распоряжаться, мастерство соотносить эти знания с фактами и событиями реальной жизни, объективной реальности, и главное – раздельно эти знания добывать, пополнять – хоть бы испокон веков определяет «ум» всякая серьезно умная философия. И наверняка ведет к образованию ума, мышления. В состязании на простое зубрежка сведений непосредственно благорассудительный душа не сможет тягаться с самой глупой и несовершенной электронно-вычислительной машиной. Однако так-таки на этом его гандикап перед нею – гандикап наличия ума…Умный душа – на признание от глупого – аж близко небольшом запасе усвоенных на школе знаний умеет применять настоящий заряд к решению вопросов, встающих перед каждым из нас ежеминутно и почасно на жизни. Пусть аж эти вопросы несложные. И наоборот, буий душа аж близко огромном запасе хранящихся на его памяти знаний мера и баталия попадает впросак на самых несложных жизненных ситуациях, требующих самостоятельного, вперед (т.е. априори) не предусмотренного, не предписанного решения…» (Э.В. Ильенков, общероссийский философ)

    Ответьте на вопросы:

    1. Как вам понимаете основную идею приведенного текста?

    2. Противоречат единица рассуждения автора известному философскому утверждению «Знание – сила»?

    3. На основе приведенного текста определите основные признаки понятия «ум».

    4. Приведите примеры того, точно усвоенные знания помогают решать проблемы, возникающие на жизни.

    Выводы: Знания сами по себе неудовлетворительный ценности не имеют. Труден и противоречив курс человека к истинному знанию. Этот курс на истории человечества наполнен не едва великими открытиями, а и заблуждениями. Человек к началу третьего тысячелетия актуально расширил границы области познания, единица не менее, многие вопросы гносеологии по-прежнему имеют спорный характер.

    VI. Шестая аил «Личность».

    1) А. Пьерон говорил: «Ребенок мгновенно рождения не человек, а едва соискатель на человека». Каковы ваши мысли по поводу поднятой автором проблемы? В ответе используйте соответствующие понятия. Свой решение аргументируйте.

    2) Какие существенные свойства человека отражены на суждении о человеке: «Это животное, отлучающееся от обезьяны терпением, от попугая – инициативой, от бегемота – беспокойством, а от муравья – размерами». Свой решение аргументируйте.

    Выводы: Человек – двуединое существо, принадлежащее миру природы и миру социальных связей и отношений. Только паблик рилейшнз с обществом, активное модус сущностных свойств человека точно социального существа способствуют формированию личности.

    II. Тестирование.

    1. Выберите приверженный ответ.

    1. Природными свойствами человека обусловлены его потребности

    А) на служебном росте

    Б) на творчестве

    В) на утолении голода

    Г) на самореализации

    2. Совокупность черт, отличающих данного человека от всех других, присуща:

    А) личности

    Б) индивидуальности

    В) индивиду

    Г) физическому телу

    3. Истинное альвар на признание от ложного:

    А) создается на результате познавательной деятельности

    В) соответствует предмету познания

    Б) требует усилий ради понимания

    Г) является результатом наблюдений

    2. Напишите понятие:

    Совокупность представлений людей о идет и зле, справедливости — …

    3. Закончите фразу:

    Научное познание осуществляется на двух уровнях: эмпирическом и …

    4. Верны единица следующие суждения о жизни человека на обществе?

    А. В человеке самой природой заложено мастерство жить на обществе.

    Б. Личность может сформироваться едва на человеческом обществе.

    1) беспристрастно едва А

    2) беспристрастно едва Б

    3) верны оба суждения

    4) оба суждения неверны

    5. Верны единица следующие суждения обо истине?

    А. Истина – это объективное радиоэхо на сознании человека предметов и явлений.

    Б. Истина – это плод познания, имеющийся едва на виде понятий, суждений и теорий.

    1) беспристрастно едва А

    2) беспристрастно едва Б

    3) верны оба суждения

    4) оба суждения неверны

    6. Установите корреспондирование посередь характеристиками знаний и видами истины: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую ей позицию из второго столбца.

    ХАРКТЕРИСТИКА ЗНАНИЯ

    ВИД ИСТИНЫ

    1. Достоверное знание, не зависящее от мнений и пристрастий людей

    А. Объективная истина

    2. Исчерпывающее, полнее и достоверное альвар обо объективном мире

    Б. Относительная истина

    3. Знание, дающее приблизительное и неполное радиоэхо действительности

    В. Абсолютная истина

    4. Ограниченное альвар обо объекте на кажинный разрешенный момент

    5. Информация, соответствующая действительному положению вещей

    Ответ:

    1

    2

    3

    4

    5

    Ответы.

    1.1-В, 2-Б, 3-В; 2-мораль; 3-рационального; 4-2; 5-1; 6-13221

    III. «Я – философ».

    Ответьте на вопросы.

    Что трудно?

    Что самое приятное?

    Что утомительно?

    Что вредно?

    Что невыносимо?

    Что легко?

    Что слаще всего?

    Что прекрасно?

    Что опасно?

    Что страшно?

    Что безопасно?

    Что надежно?

    Что ненадежно?

    Что сладко?

    Что на человеке широко и дурно сразу?

    Что такое люди?

    Что есть разум?

    Что самое прекрасное?

    Что такое друг?

    Что считать счастьем?

    Познать себя (Фалес)

    Достичь того, точно желаешь (Фалес)

    Праздность (Фалес)

    Невоздержанность (Фалес)

    Невоспитанность (Фалес)

    Наставлять другого (Фалес)

    Успех (Фалес)

    Спокойствие (Периандр)

    Опрометчивость (Периандр)

    Будущее (Питтак)

    Прошлое (Питтак)

    Земля (Питтак)

    Море (Питтак)

    Надежда (Биант)

    Язык (Анахарсис)

    Смертные боги (Геракл)

    Здравый смысл (Эпихрам)

    Гармония (Пифагорейцы)

    Второй Я (Зенон Китийский)

    Свободу (Перикл)

    IV. Живи так, воеже о тебя шушваль не ушибался.

    Мы выяснили, точно душа – существо, непосредственно известное самому себе с точки зрения эмпирических фактов.

    Блезу Паскалю принадлежат слова:

    «Человек – всего хорошего чуть тростник, слабейшее из творений природы, а он – растение мыслящий. Чтобы его уничтожить, сполна не нужно всей Вселенной: порядочно дуновения ветерка, капли воды. Но допустим аж его уничтожит Вселенная, душа все одинаково возвышеннее, нежели она, потому что сознает, точно расстается с жизнью и точно послабее Вселенной, а она сносно не осознает.

    …Все наше звание на способности мыслить. Только нус возносит нас, а не пространство и время, на которых мы – ничто. Постараемся же мыслить достойно…»

    V. Домашнее задание. Написать очерк с вашим отношением к высказыванию Б. Паскаля.

    Подготовиться к проверочному тестированию по теме «Человек».

    У природы дудочки другого мозга, корме того, точно она с таким трудом втиснула человеку на голову.

    (Бернард Шоу)

    Человек – это знание, которое познает самое себя. (В. Гумбольдт)

    Человек – это существо, способное на деятельность, на которое не правомочно никакое другое существо. (Восточный философ)

    Человек – единственное животное, поведение которого на значительной степени определяет мысль. (Дж. Каллингвуд)

    Мир порядочно велик, воеже удовлетворить нужды любого человека, а слишком мал, воеже удовлетворить людскую жадность. (Махатма Ганди)

    Слабовольные людишки – это легкая конница армии дурных людей. (Николай Шамфор)

    Есть двум морали: раз пассивная, запрещающая зло, другая активная, которая повелевает делать добро. (Пьер Буаст – галльский лексикограф)

    Сознание того, точно какой-нибудь ложно, есть уж психика истины. (Артур Шопенгауэр – фрицевский философ)

    Никто не может судить о других, пока не научиться судить о самом себе. (Иоганн Вольфганг Гете – фрицевский поэт)

    Личность вечно главное. Человеческая интимность должна быть крепка, точно скала, потому что на ней все строится. (Иван Тургенев)

    Индивидуальность гибнет, интимность спасается. (Владимир Микушевич – общероссийский философ)

    Свобода не на том, ради того чтоб сдерживать себя, а на том, воеже владеть собой. (Ф. М. Достоевский, великоросс писатель)

    Файлы: Человек.ppt
    Размер файла: 119296 байт.

    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология