Автор конспекта:
Автор(ы): — Калашникова Елена Викторовна
Место работы, должность: —
МБОУ «Чернянская СОШ №1 с углубленным изучением отдельных предметов»,учитель информатики и ИКТ
Регион: — Белгородская область
Характеристика конспекта:
Уровни образования: — основное общее образование
Класс(ы): — 5 класс
Предмет(ы): — Информатика и ИКТ
Целевая аудитория: — Методист
Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: — дидактический материал
Краткое описание ресурса: —
Предмет
Информатика
Класс
5
Автор УМК
Л.Л. Босова
Тема урока
Действия с информацией.Хранение информации
Тип урока
Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности.
Предметная цель
Организовать деятельность по восприятию, осмыслению и первичному запоминанию новых знаний и способов деятельности. Расширить представления учащихся о способах хранения информации.
Планируемые результаты
Личностные:
владение навыками действий с информацией, приобретение опыта использования различных способов хранения информации в учебной и практической деятельности
Метапредметные:
владение навыками постановки задачи на основе известной и усвоенной информации и того, что еще не известно, умение выбирать средства ИКТ для решения задач из разных сфер человеческой деятельности
Предметные:
закрепление понятия информация; получение представления об информационных процессах, о базовых понятиях, связанных с хранением, обработкой и передачей данных.
Оборудование:
— компьютерный класс, мультимедиа проектор, ЦОР: презентация Хранение информации; дидактический раздаточный материал маршрутные листы для индивидуальной работы
Калашникова Елена Викторовна, учитель информатики и ИКТ
МБОУ «Чернянская СОШ №1 с углубленным изучением отдельных предметов»
Технологическая карта урока, реализующего формирование УУД
Предмет
Информатика
Класс
5
Автор УМК
Л.Л. Босова
Тема урока
Действия с информацией.Хранение информации
Тип урока
Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности.
Предметная цель
Организовать деятельность по восприятию, осмыслению и первичному запоминанию новых знаний и способов деятельности. Расширить представления учащихся о способах хранения информации.
Планируемые результаты
Личностные:
владение навыками действий с информацией, приобретение опыта использования различных способов хранения информации в учебной и практической деятельности
Метапредметные:
владение навыками постановки задачи на основе известной и усвоенной информации и того, что еще не известно, умение выбирать средства ИКТ для решения задач из разных сфер человеческой деятельности
Предметные:
закрепление понятия «информация»; получение представления об информационных процессах, о базовых понятиях, связанных с хранением, обработкой и передачей данных.
Оборудование:
— компьютерный класс, мультимедиа проектор, ЦОР: презентация «Хранение информации»; дидактический раздаточный материал – маршрутные листы для индивидуальной работы
Ход урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Познавательная
Коммуникативная
Регулятивная
Осуществляе-мые действия
Формируемые способы деятельности
Осуществляе-мые действия
Формируемые способы деятельности
Осуществляе-мые действия
Формируе-мые способы деятельности
Организационный этап
Учитель:
Добрый день, друзья!
Все услышали звонок?
Начинаем наш урок!
Вы сегодня просто класс!
Очень рада видеть вас.
Будем думать, отвечать и пятерки получать!
Вы, ребята, не ленитесь и к экрану обратитесь.
Посмотрите, пожалуйста, на слайд.
(На слайде 1 изображения различных информационных процессов).
Ребята, с чем ассоциируются у вас эти изображения?
Если хочешь ты ответить, не тушуйся, выступай. Только руку поднимай!
Возможные ответы:
— Люди слушают, пишут, разговаривают, наблюдают, обсуждают, играют …
Учитель подводит к тому что, люди выполняют различные действия с информацией.
Учитель: Ребята обратите внимание на экран (демонстрирует несколько слайдов с изображениями картин, наскальных рисунков, знаковой письменности, книг и т.п.)
Учитель: Что вы увидели на слайдах, как в нашей жизни используются эти предметы…?
Возможные ответы:
— Используются для хранения информации.
Учитель: Как вы думаете, какова же тема нашего урока? Попробуйте сформулировать цели урока. Чем мы будем заниматься на уроке, чтобы достичь названных целей.
После высказываний учащихся учитель формулирует тему и цели урока, план работы на уроке.
— Проверяет подготовленность уч-ся к учебному занятию;
— проверяет подготовленность классного помещения к занятию.
-Приветствует обучающихся, фиксирует отсутствую-щих;
— организует внимание школьников.
— Подводит к раскрытию темы урока, общей цели урока и плана его проведения.
Рассматривают слайды.
Отвечают на вопросы.
Выдвигают предположе-ния о теме и целях урока.
Записывают в тетрадь дату и тему урока.
Выделять существенные особенностей воспринимае-мой информации.
Выдвигать гипотезу и обосновывать ее.
Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта
Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме
Слушать собеседника.
Строить понятные для собеседника высказывания
Целеполагание
Контроль правильности ответов обучающихся.
Анализируют ответы обучающихся
Уметь слушать в соответствии с целевой установкой.
Принимать и сохранять учебную цель и задачу.
Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания.
Целеполага-ние.
Планирование.
Этап актуализации субъектного опыта учащихся
Учитель:
Ребята вы уже знакомы с понятием информации, сформулируйте его.
Учитель:
Какую роль в действиях с информацией играет компьютер?
Возможные ответы:
Компьютеры облегчают труд человека, помогают справиться с большими объемами информации.
С помощью компьютера человек выполняет математические расчеты, управляет сложным оборудованием, может рисовать, слушать мелодии, смотреть мультфильмы и делать многое другое.
Хранить, обрабатывать и передавать информацию
Учитель:
А как называется наука, изучающая способы передачи, хранения и обработки информации?
…
Учитель:
Правильно, информатика.
1. Выяснение степени усвоения обучающимися пройденного учебного материала
2. Определение типичных недостатков в знаниях и причин их появления.
3. Ликвидация обнаруженных недостатков.
Отвечают на вопросы, рассуждают.
Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта.
Взаимодействуют с учителем
Слушать собеседника.
Формулировать изучаемые понятия.
Умения строить высказывания.
Контролиро-вать правильность ответов одноклассни-ков.
Уметь слушать в
соответствии с целевой установкой.
Выявлять отклонения от эталона.
Этап изучения новых знаний и способов деятельности
Учитель:
Ребята, я предлагаю вам открыть свои учебники и найти§ 1.2, 1.3. Ваша задача, работая в парах изучить содержание §§. Один из вас работает с § 1.2, другой — с § 1.3. Затем вы обсуждаете прочитанный материал и заполняете маршрутные листы. (В маршрутных листах – фиксируются основные понятия новой темы:
действия с информацией, оперативная память, долговременная память, память отдельного человека, память человечества).
— организация внимания уч-ся;
— сообщение основной идеи изучаемого материала
— обеспечение осмысления
— обеспечение усвоения методики воспроизведения изучаемого материала
читают текст учебника. Записывают понятия в маршрутные листы.
Работа осуществляется с целью:
• отработки приемов понимания обучающимися содержания текста.
Анализировать содержание изучаемого материала.
Выделять существенную информацию.
Взаимодействуют с учителем (слушают), с одноклассниками (обсуждают формулировки основных понятий)
Формулировать изучаемые понятия.
Умения строить высказывания.
Работать в парах, принимать участие в обсуждении
Уметь слушать всоответствии сцелевой установкой.
Принимать и сохранять учебную цель и задачу.
Этап первичной проверки понимания изученного
Учитель:
Ребята, предлагаю вам ответить на вопросы к параграфам (стр. 13, 16)
Учащиеся по очереди вслух читают вопросы и отвечают на них.
— Проверка учителем понимания уч-ся того, что является сущностью основного содержания;
— проверка полноты и осознанности усвоения уч-ся новых знаний и способов действий;
— выявление пробелов первичного осмысления уч-ся изученного материала;
— ликвидация неясностей осмысления уч-ся изученного материала
Читают вопросы к §. Формулируют ответы.
Работа осуществляется с целью:
• отработки приемов понимания обучающимися содержания текста.
Анализировать содержание изучаемого материала.
Выделять существенную информацию.
Взаимодействуют сучителем вовремя опроса, осуществляемого вофронтальном режиме
Слушать собеседника.
Строить понятные для собеседника высказывания
Контролируют правильность ответов обучающихся
Уметь слушать всоответствии сцелевой установкой.
Принимать исохранять учебную цель изадачу.
Дополнять, уточнять высказанные мнения посуществу полученного задания.
Осуществлять взаимоконтроль
Этап информации о домашнем задании
Учитель инструктирует учащихся о выполнении домашнего задания:
§ 1.2, 1.3, РТ: № 4 стр. 5
— Информация о д/з;
— мотивирование выполнения д/з;
— инструктаж по выполнению д/з;
— проверка понимания уч-ся содержания и способов выполнения д/заданий.
Слушание учителя и запись домашнего задания в тетради.
Выделение существенной информации из слов учителя.
Взаимодействие с учителем
Слушание учителя
Развитие регуляции учебной деятельности.
Регуляция учебной деятельности.
Этап закрепления изученного
Учитель:
Ребята, для закрепления изученного материала предлагаю вам выполнить задание в маршрутном листе, которое называется «Лестница технической эволюции» с историческими ступеньками, затем осуществить вз/проверку.
А поможет вам в этой работе компьютер.
Скопируйте из сетевой папки вашего класса презентацию «Хранение информации», в которой вы найдете всю необходимую вам информацию. Вы также можете использовать «Материал для любознатель-ных» в учебнике.
Один человек будет работать на интерактивной доске. У него задача более сложная, ему будет необходимо переключаться между презентацией и «исторической лестницей»[i] .
— организация деятельности уч-ся по отработке изученных знаний и способов действий посредством их применения в ситуациях по образцу и измененных ситуациях;
Перед работой на компьютере учитель проводит инструктаж по правилам ТБ.
Во время работы обучающихся за ПК наблюдает за соблюдением правил ТБ, отвечает на организационные вопросы.
По завершению работы проводит физкультминут-ку, организует взаимопроверку в парах, а затем общее обсуждение правильности выполнения задания на интерактивной доске.
Работают за ПК, просматривают презентацию, текст учебника. Записывают события в маршрутные листы.
Отрабатывают навыки работы с различными источниками информации, навыки представления информации различными способами, приемы понимания содержания информации, представлен-ной в электронной и «бумажной» формах.
Анализировать содержание изучаемого материала.
Выделять существенную информацию.
Преобразовывать информацию из одной формы представления в другую без потери ее смысла.
Доказывать, аргументиро-вать свою точку зрения
Взаимодействуют сучителем, сверстниками вовремя взаимопровер-ки, общего обсуждения, осуществляемого в парной работе, вофронтальном режиме
Слушать собеседника.
Строить понятные для собеседника высказывания
Планируют собственную деятельность. Корректируют свои действия.
Выполняют упражнения физкультминут-ки под руководством физорга класса.
Контролируют правильность ответов обучающихся
Уметь слушать всоответствии сцелевой установкой.
Принимать исохранять учебную цель изадачу.
Контроль в форме сличения результата действия с эталонным.
Коррекция деятельности.
Дополнять, уточнять высказанные мнения посуществу полученного задания.
Этап обобщения и систематизации
Учитель:
Ребята сегодня мы с вами изучили много нового. Давайте быстро ответим на вопросы:
1. Как человек хранит информацию?
2. Какими свойствами обладает память человека?
3. Чем отличается память человека от памяти человечества?
4. Как люди хранят информацию различных видов? Приведите примеры.
— Организация деятельности обуч-ся по переводу отдельных знаний и способов действий в целостные системы знаний и умений.
Отвечают на вопросы
Выделение существенной информации из слов учителя.
Осуществление актуализации личного жизненного опыта.
Умение структуриро-вать знания.
Умение строить речевое высказывание.
Умение адекватно передавать содержание текста.
Анализ объектов с целью выделения признаков.
Синтез.
Выбор оснований и критериев для сравнения.
Классификация объектов.
Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.
Взаимодействие с учителем и с одноклассника-ми
Слушание учителя и товарищей, построение понятных для собеседника высказываний.
Слушание.
Чтение.
Говорение.
Умение слушать и вступать в диалог.
Умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации.
Контроль правильности ответов обучающихся
Умение слушать в соответствии с целевой установкой. Принятие и сохранение учебной цели и задачи. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся
Коррекция.
Оценка.
Саморегуля-ция.
Постановка вопросов.
Этап подведения итогов учебного занятия
Дает качественную оценку работы класса и отдельных учащихся.
-
-
Слушают характеристику учителя.
Рефлексия своих действий
По мере необходимости исправляют, дополняют, уточняют озвученный анализ
Уметь слушать. Коррекция.
Оценка.
Саморегуля-ция
Этап рефлексия
Учитель: Завершился наш урок. Многое узнали. Вот пришел и ваш черед. Сочиняйте сами.
Задание:
составить синквейн к словосочета-нию «хранение информации»
Напоминает обучающимся, что синквейн – такое стихотворение в котором:
Первая строка — одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна.
Вторая строка — два прилагатель-ных, характеризую-щих данное предложение.
Третья срока — три глагола, показывающие действие понятия.
Четвёртая строка — короткое предложение, в котором автор высказывает своё отношение.
Пятая строка — одно слово, обычно существитель-ное, через которое человек выражает свои чувства, ассоциации, связанные с данным понятием.
Проводит анализ представленных обучающимися синквейнов.
Составляют синквейн.
Анализировать содержание изучаемого материала.
Выделять существенную информацию.
Характеризуют понимание изученного на занятии материала.
Открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценке;
прогнозирование способов саморегуляции и сотрудничества.
Умение формулировать собственное мнение.
Учатся проводить саморефлек-сию.
Уметь самостоятельно анализировать свои действия.
[i] «Историческая лестница»
Подберите к каждой дате историческое событие.
80-е гг. XX
Середина XXвека
Конец XIXвека (1895 г.)
1839 год
Середина XVIвека
1440 г.
I-II тыс. до н.э.
V-IV тыс. до н.э.
Файлы: Технологическая карта урока.doc
Размер файла: 104960 байт.