Автор конспекта:
Автор(ы): — Гарифзянова Регина Раисовна

Место работы, должность: — ГБОУ РМЭ «Национальная президентская школа-интернат основного общего образования» г.Йошкар-Ола.

Регион: — Республика Марий Эл

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование

Целевая аудитория: — Воспитатель
Целевая аудитория: — Классный руководитель
Целевая аудитория: — Учащийся (студент)

Класс(ы): — 5 класс
Класс(ы): — 6 класс
Класс(ы): — 7 класс
Класс(ы): — 8 класс

Предмет(ы): — Краеведение
Предмет(ы): — Культурология

Цель урока: —

изучение природных объектов и явлений в орнаменте марийской вышивки.

Тип урока: — Комбинированный урок

Учащихся в классе (аудитории): — 20

Используемая методическая литература: —

Меджитова, Э.Д. Марийское народное искусство = Марий калык искусство: Альбом / Меджитова Э.Д. – Йошкар-Ола: Марийск. кн. изд-во, 1985. – 269 с.

Крюкова, Т.А. Марийская вышивка = Марий ту:р / Т.А. Крюкова; Марийск. научн.-исслед. ин-т яз., лит. и истории, Гос. музей этнографии народов СССР. – Л., 1951.

Молотова, Т.Л. Марийский народный костюм / Т.Л. Молотова. — Йошкар-Ола: Марийскоекнижное издательство, 1992. — 112 с.: ил.

Используемое оборудование: —

— традиционные марийские платья, головные уборы;

— иллюстрации из альбома Э. Меджитовой «Марийское народное искусство»;

— презентация, интерактивная доска, проектор.

Краткое описание: — Знакомство с орнаментом, символикой марийской вышивки. Воспитание любви к родному краю, марийской культуре.

Ход мероприятия.

1. Организационный момент (слайд 1).

Учитель: богата и разнообразна культура марийского края. Испокон веков мари соблюдают свои традиции, обряды, религию, чтут память предков, отмечают национальные праздники. И сегодня мы с вами познакомимся с одной из самых прекрасных традиций марийского народа – искусством вышивания.

Чтение стихотворения Т. Сафроновой«Марийская вышивка» (слайд 2).

Расцветов и закатов ярких краски,
И разноцвете луга, пестрота лесов,
Загадочною вышитою сказкой,
Легли узорами на чистоту холстов.
А тёмно-красный в чёрном обрамленье
Узор марийский радовал века,
Сейчас расцвечен он на удивленье -
Как радуга переливаются цвета.
Квадраты, треугольники и ромбы,
Розетты и простые уголки,
Переплетенье их торжественно и строго,
И как они на белом льне легки.
На платьях фартуках, рубашках,
Искусно вышит женскою рукой,
Верёвочкой, и крестиком, и гладью -
Ведёт узор волшебный разговор.

2. Основная часть.

У: ребята, а как вы думаете, что такое вышивка?

Ответы детей.

Вышивка– вид женского рукоделия, который передается из поколения в поколение (слайд 3).

У: Самым развитым и распространенным видом декоративно-прикладного искусства мари была вышивка, которая прославилась не только в пределах нашего края. Её красоту заметили и другие народы.

Сообщение обучающегося:

«Еще до середины 1917 года рукоделия марийских мастериц выставлялись на зарубежных выставках и заслужили широкое признание. Так, на Всемирной Колумбовой выставке в Америке в 1892 году вышитые марийские изделия получили второе место. Таким образом, вышитые изделия использовались не только как предметы домашнего обихода, но и нашли сбыт, как на местных, так и на отдаленных рынках. Во многих селениях Казанской губернии вышивание приобрело характер кустарного промысла».

У: поскольку одежда связана с бытом народа, с его обычаями и обрядами, то вышивка отражает и этническую (т.е. народную) историю, культурные связи с другими народами. А самое главное – свидетельствует, что вышивка сохранила традиционные техники и приемы исполнения, орнаментальные узоры и украшения (слайд 4).

Скажите, какой материал служит для вышивания? На чём вышивали? (на холсте)

Из чего получали холст? Отгадайте загадки (слайд 5):

Летом смотрит на небо,

Зимой на землю (конопля).

Парень – паренёк

В сыру землю зашёл,

Синюю шапку нашёл (лён).

У: марийские женщины стремились, как можно раньше научить своих дочерей искусству вышивки. Неумение вышивать считалось большим недостатком. По вышивке судили о трудолюбии девушки. Поэтому девочек с 8 -10 лет начинали обучать вышиванию, а с 12 лет начинали готовить себе одежду для замужества, т.к. подарки невеста дарила всем родственникам, то представьте себе, сколько ей надо было вышивать платьев, рубах, полотенец, делать головных уборов!

Как вы думаете, чем вышивали на холсте? Сообщение обучающегося:

«Вышивали шерстяными домашнего приготовления и покупными шёлковыми нитками. Нитки красили натуральными красками. Краски получали из цветов, листьев, корней трав и коры деревьев. Красный цвет получали из корня растения марены, а чёрный из дубовой коры. Зелёный цвет — из чертополоха, а жёлтый — из боровой травы благуна».

У: ребята, посмотрите на вышитые изделия, они о чем-то могут нам рассказать, попробуйте определить, что могут обозначать эти узоры?

Ответы детей.

У: древние мари боготворили окружающую природу, животных и птиц. Поэтому мари вышивали на одежде определенные узоры, которые их оберегали, приносили удачу, изобилие, богатый урожай. Все, что изображалось на вышивке, отражало окружающую природу, быт и уклад народа.Эти узоры называются орнаментом (слайд 6).

Орнамент– украшения, узоры, которые могут образовывать орнаментальную композицию.

Основные типы орнамента:

Геометрический– изображение ромбов, квадратов, углов, полос, линий, крестов и кругов. Круг – символ солнца. Крест – символ леса. Ромб – символ плодородия (слайд 7).

Растительный– изображения деревьев, цветов, листьев служили знаком семьи, рода (слайд 8).

Зооморфный (животный). Лошадь – символ трудолюбия, благополучия, достатка. Птица считалась воплощением света и жизни. Изображение двух птиц или животных служило знаком семьи и рода. Утка являлась олицетворением семьи и плодородия. Лебедь – символ добра и красоты. Олень – символ охоты.Бабочка– символ легкости и нежности, вместилище человеческих душ, ушедших в мир иной (слайд 9).

Часто вышивали утку и лебедя, так как считали, что утка дала начало роду мари.

Все эти знаки встречались не только в вышивке, но и на резных ручках ковшей, на берестяных изделиях и старинных украшениях.

Цветовая гамма:

У: обратите внимание, какие цвета преобладают ввышивке?

Ответы детей.

Сообщение обучающегося: «Традиционным цветом у марийцев считается белый, который ассоциируется с понятием чистоты, верности, а красный цвет – цвет огня, солнца. Черный цвет – цвет земли, темные помыслы. Зеленый – цвет растительности, символ плодородия. Желтый – цвет разума»(слайд 10).

В образцах старинной марийской вышивки вплоть до середины 19 века встречается в основном 4 цвета: красный – для заполнения узора, черный (темно-синий) – для обводки контура, темно-зеленый и желтый – для расцветки узора.В конце 19 века появляется большое количество ярких переходных тонов: розовый, светло-зеленый, голубой, оранжевый (слайд 11).

Виды швов (слайд 12):

1. Роспись – двусторонний шов, рисующий узор линейными стежками.

2. Косой стежок – использовался для заполнения орнаментальных узоров, предварительно очерченных швом.

3. Счетная гладь – его вышивали по счету нитей ткани без контура.

4. Набор – напоминает узорное тканье, рисунок получался двусторонним.

Функции вышивки (слайд 14):

В древности вышивка выполняла защитную функцию и была признаком, указывающим на принадлежность к той или иной родовой группе.

Особенно много вышивки располагалось в области груди, с целью охраны женщины-матери – продолжательницы человеческого рода.У луговых мариек на груди располагается по обе стороны орнаментальная розетка – «сторож грудей».

3. Закрепление нового материала.

Что такое вышивка?

Какие типы орнаментов вы знаете?

Какие фигуры вышивали в геометрическом орнаменте? В растительном?

В животном?

Что в вышивке обозначает символ коня? Утки? Лебеди? Птицы?

Что обозначает круг? Ромб? Крест?

Какие цвета преобладают в марийской вышивке?

Красный цвет – цвет чего? А белый?

Ниткой какого цвета выполняли основной рисунок?

Для чего применялся черный цвет?

Какие виды швов употреблялись при вышивании?

Какую самую главную функцию выполняла вышивка?

4. Подведение итогов.

Ребята, сегодня мы с вами познакомились с традиционной марийской вышивкой, рассмотрели типы орнаментов, символику, цветовую гамму, виды швов. Мы увидели, что вышивка относится к одному из самых ярких и самобытных проявлений декоративно-прикладного искусства народа.

Теперь вы знаете, что вышивка – это целый мир – огромный, загадочный и интересный.

Файлы: Традиционная вышивка народа мари.ppt
Размер файла: 2217472 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология