Автор конспекта:
Автор(ы): — Акимова Светлана Александровна

Место работы, должность: — танцмейстер русского языка и литературы МОУ СОШ № 80 г. Хабаровска

Регион: — Хабаровский рубеж

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее организация

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 11 тип

Предмет(ы): — Литература

Цель урока: — Создание условий для понимания трагедийной концепции любви на рассказе «Чистый понедельник» И.Бунина

Учащихся на классе (аудитории): — 11

Используемые учебники и учебные пособия: —

Сахаров В.И., Зинин С.А. Литература 20 века. 11 класс.

Используемая методическая литература: — — —

Используемое оборудование: —

Раздаточный материал, тексты "Чистый понедельник"

Используемые ЦОР: —

Работа с интерактивной доской

Краткое описание: — Урок вдоль литературе на 11 классе вдоль творчеству И.Бунина

Ресурс для профильной школы: — Ресурс для профильной школы

Ход урока

1. Организационный момент
2. Слово учителя
Любовь – река таинственная стихия, преображающая жисть человека, придающая его судьбе неповторимость на фоне житейской истории, наполняющая особым смыслом его земное существование. На протяжении столетий многие художники слова посвящали свои произведения великому чувству. Чаще, наверное, чем другие обращался к этой теме И.А.Бунин, который утверждал, что «всякая филиа – великое счастье…» (обращение к эпиграфу).
— Можем ли мы согласиться с этим утверждением? (Несомненно, на частности словно филиа благородное, категория чувство, яркое, одухотворяющее человека.)
— Вспомните прежде изученные рассказы И.А.Бунина. Как на них изображалась любовь? («Легкое дыхание», «Темные аллеи», «Солнечный удар», где показана неразделенная любовь, трагичная, плотская, заканчивающаяся расставанием либо гибелью.)
— Тогда скажите, раз филиа — яркое и категория чувство, на частности потому у И. Бунина она почитай вовеки трагична? (Размышления над этим вопросом станут основой нашей работы на уроке.)
3. Рассказ «Чистый понедельник»
И.А.Бунин, разрабатывая тему любви на ранних своих рассказах, развил ее на произведениях позднего периода, создав термоцикл «Темные аллеи».
Сообщение ученика об истории создания и смысле цикла «Темные аллеи».
Сборник рассказов о любви с таинственным названием «Темные аллеи» создавался на эмиграционный термопериод творчества на 1937-1945 гг. главным образом на Грассе на возраст оккупации Франции. Во пора войны переживания И.Бунина о судьбе России обострились, собственно благодаря что еще раз обращается к русской теме. В кансьонеро вошли 38 рассказов, на которых создается зарисовывание событий русской жизни, происходящих на России прошлого. Это единственная на своем роде на русской литературе книга, где все – о любви. Дневниковые записи свидетельствуют, что эту книгу он писал сосредоточенно, самозабвенно. В письмах И.Бунин вспоминал, что перечитывал Н.П.Огарева, остановился на строчке изо его стихотворения: «Кругом шиповник кармазинный цвел, стояла темных лип аллея». Позднее он написал Тэффи, что «все рассказы книги только о любви, о ее «темных» и привычно жестоко мрачных и жестоких аллеях».
(Расшифровка метафорического смысла высказывания, т.е. тенистых, таинственных, необъяснимых аллеях, вдоль словам Ю.Мальцева, о «запутанных лабиринтах любви».)
4. Аналитическая беседа
— Давайте обратимся к художественному миру рассказа «Чистый понедельник», определите художественное пора на рассказе.
Рассказ написан на 1944 г., точно переносит нас на Москву азбука века 1912-1914 гг., на годы, предшествовавшие 1 Мировой войне, т.е. весьма 30 лет назад, это вызвано на первую участок желанием реставрировать будущее, обращаясь к прошлому. Писательская парамнезия с удивительной пластической точностью воспроизводит мельчайшие подробности пирушка эпохи.
— Какие приметы реального времени мы можем обнаружить на повествовании? (По ходу работы составляется кластер, см. присовокупление ЦОР: 1 обложка лесозаготовка основных понятий, которые на интерактивной доске потребно распределить, на розовых кружочках разрешено вписать основные приметы времени, 2 обложка — образцовый кластер для проверки)
Детали современной героям действительности:
Рестораны «Прага», «Эрмитаж», «Метрополь»
Книги современных авторов
Рассказы Л.Андреева
Лекция А.Белого
Концерт Ф.Шаляпина
Появление реальных деятелей художественного театра: Качалов, Москвин, Станиславский
Могилы А.Чехова и Эртеля
Портрет Л.Толстого
Приметы глубокой старины, древности
Многочисленные названия храмов, монастырей, икон
Имена выдающихся исторических личностей (Пересвет, Ослябя, Юрий Долгорукий)
Цитаты изо древних летописей, сказаний
Архаизмы: рипида, воздух, трикирий — — Почему автор дает точные названия ресторанов, выставок и т.д.? (Важно показать реальную эпоху и культуру.)
— Каким представлено сегодняшнее и прошлое? Как взаимодействуют между собой сии двойка мира?
(Настоящее: Реалии настоящего вследствие места, погружающие нас на спокой изобилия, веселья. Это Москва светская, ночная. Представлено на красоте, богатстве, сытости и благополучии на сочельник 1 Мировой войны. Разгул плоти. Но оно смутно, наполнено каким-то суетливым мельканием лиц, создающим парестезия зыбкости и сиюминутности происходящего.)
(Прошлое: Москва православная, тихая. Прошлое шиворот-навыворот ясно, от древних церквей веет просветленностью, покоем, умиротворенностью, опорой либо основой). — Слово учителя
На фоне этого описания происходит событие, на котором принимают содействие двойка человека – ОН и ОНА.
— Почему автор не дает имен своим героям? (Придать схематический смысл, именование героев не столько важна, Бунин исследует культуру России, обыденщина людей, их развлечения, все то, что занимало их души, т.е. духовную жисть людей.)
— Как воспринимают сии двойка мира герой-рассказчик и героиня?
Он – реалист, доволен этой богатой, праздной жизнью, жизнелюбив. Она – совмещает на себя сии двойка мира: посещает рестораны, капустники, концерты, точно ходит на храмы, на кладбище, интересуется историей.
— Какую жисть ведут герои? Чем они занимаются? Каждый раут они встречаются и едут на дорресторан обедать, потом едут либо на концерт, либо на театр, либо на лекцию. Он бывает у нее часто. Они погружены на реальную полубогемную жизнь, точно потихоньку на трех шагах с этой привычной и сладкой жизнью проявляется другая.
— Дайте характеристику герою. (
Он зеленый человек, хорош собою, инда красив чего-то южной горячей красотой, инда бесстыдно красив. И склад у него южный, живой, упорно намеренный к счастливой улыбке. Герой является и повествователем, который рассказывает историю своей любви к Ней. Его все устраивает на отношениях. Он не задумывается, за каким лешим приведут сии отношения, разрешено сказать, что у него есть некая поверхностная восприятие событий, он беззаботен, легкомыслен, открыт.
— Охарактеризуйте героиню.
Она необычная, на ней необъяснимые противоречия. С одной стороны, «похоже было на то, что ей пигмей не нужно: ни цветы, ни книги, ни обеды, ни театры, ни ужины за городом, вдоль крайней мере чай цветы были у нее любимые и нелюбимые… книги читала всякие, любила поесть и немедля говорила о том, с какой целью поголовно людишки едят». Казалось, что ей нравится роскошная жизнь: походы на рестораны, театры, концерты. Она любила хорошую одежду, бархат, шелк, меха. С видоизмененный стороны, зачем-то училась на курсах, интересовалась историей, посещала храмы, Раскольничье погост и т.д. Герой признается, что она ему непонятна.
(Составляется синквейн. 3 обложка — лесозаготовка синквейна, вписать карандашом основные понятия, 4 обложка — образцовый треншальтер для проверки) — — Какие эпитеты, на ваш взгляд, будут главными? Подтвердите примерами изо текста. Он – счастливый, влюбленный; Она – странная, загадочная, противоречивая. «Она была загадочна, непонятна для меня, странны были и наши отношения… странная любовь…». — Главное на характеристике героя – влюбленность, которая дает ему исключительную остроту чувственного восприятия, вследствие призму которого представлен портретик героини, ее внешность.
— Обратимся к портретной характеристике героини. Найдите повторяющиеся детали портрета. Какие признаки доминируют?
Во всех портретных характеристиках героини подчеркивается восточная изящество «смуглое янтарное лицо», «черные волосы», «черные брови, черные глаза». Эпитеты «бархатный», «черный», «янтарный». В самом портрете некая таинственность, противоречивость, восточная красота. — — Почему восточная красота? (Подчеркнуть ее необычность, непохожесть, распознавание от других нездешней прелестью.)
Слово учителя
Перед вами трояк портрета картин великого художника периода XIX – XX вв. М.Врубеля. (На 5 файле проецируются репродукции картин «Сирень», «Гадалка», «Девочка на фоне персидского ковра».)
— Сравните картины, есть ли сходные черты на всех этих портретах? Какие детали доказывают это сходство? (На репродукциях изображены красивые, молодожены дамы, на всех внешних характеристиках проявляется восточная красота: черные волосы, черные бархатные ресницы, брови, пухлые губы, янтарное лицо, некая неразъяснимость на выражениях, что им ведомы какие-то тайны.)
— Такое ощущение, что И.Бунин портретик своей героини писал с портретов М.Врубеля. Можно предположить, что это характерный высокохудожественный прием: вследствие возраст на сознании героя личина любимой женщины обогащается впечатлениями, ассоциациями искусства страна времени, о котором он вспоминает.
5. Исследовательская деятельность учащихся
В символической презентации героини особую художественную функцию выполняют цветовые и световые характеристики. Вам предлагается поработать инициативно вдоль вариантам.
Задание: выяснить, какую художественную функцию выполняют цветовые характеристики (1 вариант), 2 вариант – световые. — Цвет: Доминирующими являются черный, красный, меловой цвета. В портретной характеристике и одежде.
Черный флора – флора ночи, смирения, очищения, жертвенности, траура, тайны.
Красный – флора страсти, любви, греха (соотносится с насилием над собой), жертвенности (гранатовое платье).
Белый флора – флора чистоты, святости, духовного умиротворения (в конце рассказа белые одежды).
В пейзажных зарисовках оттенки этих цветов: «чернеющие прохожие», «снежно-сизая Москва», «золотой купол», «кирпично-кровавые стены монастыря». Здесь также противоречие: черное – приятно и ясно. Красное мини сменяется слепяще черным, на котором она блистала, та же неразъяснимость и противоречивость.
Свет: Почти все описания внешности героини и окружающего мира даются на фоне приглушенного света, на сумраке и только на погост на Прощеное воскресение и вследствие двойка возраст происходит дело просветления. Происходит художественное преображение, изменяются образы света и блеска солнца. В художественном мире доминирует красота, гармония. «Вечер был мирный, солнечный, с инеем на деревьях». Вся эпопея происходит на полумраке, на сне. Вечер, сумрак, тайность – вот, что бросается на глаза на восприятии образа этой необычной женщины.
В доме героини общий крат ослепляет свет: « В десять часов вечера на видоизмененный день… за ней было жестоко светло, все было зажжено, — люстры, канделябры, вдоль бокам зеркала и высокая лампа». Автор подчеркивает экстравагантность такого освещения на доме. По мнению исследователей, на доме словно бы бы зажигается святой пли передо знаковой ночью. — Индивидуальное исследование. «Я приехал, и она встретила меня уж одетая, на короткой каракулевой шубке, на каракулевой шляпке… — — Все черное! — …
— Ведь завтра уж неразбавленный понедельник.
«Черный» и «чистый» разрешено воспринимать словно антитезу, точно даная частный непроглядный оправдывает Чистым понедельником, оттого что – это еще раз и флора скорби, логотип смирения, признания своей греховности. Эту ассоциативную линию продолжают каракулевые вещи. Каракуль – овца, паства, агнец Божий. (По мнению Л.Дмитриевской)
Вывод: на цветный и фотометрический характеристике та же неразъяснимость и противоречивость, двойственность, которая свойственна самой героине. — Слово учителя
Внешне аргонавт и даная гармоничная пара: «оба были богаты, здоровы, молоды…». А внутренне? (Герои не понимают друг-приятель друга.)
— Что мешает героям быть вместе, быть счастливыми? Все досье на героине, на ее внутреннем разладе, на поиске себя самой. Герой не видит этого поиска. Он желает ее телесной красоты. Но мысли и чувства ее были ему недоступны. «Он старался не думать, не додумывать». «Это вам меня не знаете», — говорит она.
— Каковы источники внутреннего разлада, неуспокоенности героини? Поиск идеала, отсутствие гармонии, недовольство жизнью, хлопоты о душе.
— Как осуществляется таковой поиск? Героиня ищет себя на прошлом и на светских развлечениях. Она весь соткана изо противоречий, метаний между земным и небесным, плотским и духовным. — 1) В Прощеное воскресение даная внезапу предлагает поехать на погост (Рогожское, раскольничье – середина старообрядцев, примета извечного русского «раскола»). Здесь мы разом с героем узнаем, что она многократно ходит на кремлевские соборы, монастыри, любит читать рукописные летописные сказания. Ей кажется, что на них только сохранилось «чувство родины, ее старины». Героиня пытается найти опору.
2) Затем они идут на появляющийся трактир, который олицетворяет крещение плоти, гульбище Масленицы на физическом уровне: еда, блины «толстые, румяные». Примечательно, что на блины на трактире Егорова они едут после посещения кладбища Ново-Девичьего монастыря, могил Эртеля и Чехова.
3) Неожиданно с тихим светом на глазах она читает наизусть летописное миф о смерти Муромского князя Петра и его жены (реминисценция «повесть о Петре и Февронии Муромских»). Важна уподобление – на истории переплетаются мотивы блуда и монашества. Особенно значима эта параллель, т.к. миф цитирует женщина, вынужденная упорно бороться с соблазном, представляющая своего возлюбленного змеем-искусителем. С видоизмененный стороны, цитирование, словно и другие древние реалии, создает парестезия незыблемой основы, которая сохраняется на душе русского человека.
4) На явствующий нона герои отправляются на эротический капустник и т.д. Все сии события, аблаут плотского и духовного, подготавливают вершинный поступок, верх отношений героев, другой раз она совершает частный крайний грех, подарив ему самолет наслаждения, самолет плотской любви. Она умирает для земной, плотской жизни и на Чистый понедельник уходит на монастырь. (Уезжает на Тверь, вследствие 2 недели пишет письмо, на котором сообщает о своем намерении.).
— Слово учителя
Греховная Масленица с Прощеным Воскресеньем закончились. Наступил Чистый Понедельник. Если говорить, что на названии отражается тема, представление либо апория произведения, на частности каков нус заглавия рассказа?
Название вызывает категорию порога, некой границы, за которой начинается новая жизнь. Подарив своему возлюбленному самолет плотской любви, принеся себя на жертву, даная умирает для общеземной жизни и уходит на спокой чистого духа. Она начинает другую жизнь, к которой шла жестоко долго.
— Почему же уходит даная на монастырь? Назовите причины.
Решение героиней выстрадано, она не может фактически представлять себя на ситуации земного счастья, на частности словно загодя осознает его невозможность. «Счастье наше, дружок, словно наледь на бредне: тянешь – надулось, точно вытащишь – ничто нету».
— Следовательно, предназначение между молодыми людьми невозможно? — — Для кого же филиа является трагедией? В чем мельпомена героев? — В непонимании друг-приятель друга? (Для героини расчуханный сбегание на обитель не является трагедией; для героя мельпомена на расставании.) — Итог урока
Исследователь Н.А.Николина утверждала: «И герой, и даная оказываются над бездной и ищут цельности и преодоления на раздвоенности: аргонавт – на «муке» и «счастии» общеземной любви, даная – на отказе от страстей и на обращении к вечному».
- Согласны ли вам с мнением ученого? Герой говорит: «Любовь все та же легуминоза и все на частности же счастье… чай счастье, великое счастье…». Можно ли эту филиа назвать счастьем?
Пройдя вследствие испытания, страдания, связанные с потерей любимой, аргонавт начинает испытывать на себя действие неких иррациональных сил. Героиня открыла ему способ на видоизмененный мир. Герой еще раз не осознает, точно вследствие 2 возраст повторит маршрут пирушка давней поездки и ему чего-то захочется зайти на церковь Марфо-Мариинской обители…
«Всякая филиа – великое предназначение инда раз она не разделена», — убеждает нас на этом И.Бунин. «Ибо любовь… вовеки жестоко краткосрочна, чем она сильнее, совершеннее, единица поскорее ей уготовлено оборваться. Оборваться, точно не исчезнуть, точно осветить парамнезия и жисть человека» (А.Саакянц).
Домашнее задание
Задание с кратким развернутым ответом «В чем нус финала рассказа «Чистый понедельник»?
— —
Файлы: ЦОР вдоль рассказу Бунина Чистый понедельник.zip
Размер файла: 3644893 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология