Автор конспекта:
Автор(ы): — Ксенофонтова Валентина Ивановна

Место работы, должность: — МБОУ «Сугутская СОШ» Батыревского района Чувашской Республики,учитель физики и математики

Регион: — Республика Чувашия

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование
Уровень образования: — среднее (полное) общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 7 класс

Предмет(ы): — Физика

Цель урока: —

Выявить роль трения в нашей жизни

Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Учащихся в классе (аудитории): — 7

Используемые учебники и учебные пособия: —

Перышкин. Физика ,7 класс.

Используемое оборудование: —

Мульимедийный проектор

Краткое описание: — Урок формирования новых знаний с использованием мультимедийной презентации

МБОУ «Сугутская СОШ» Батыревского района

Учитель физики и математики Ксенофонтова Валентина Ивановна.

Урок формирования новых знаний с использованием мультимедийной презентации.

Урок по теме «Трение везде и всюду» (7 класс)

Цель урока: выявить роль трения в нашей жизни

Задачи урока

Образовательные:

  • Сформировать знания учащихся о трении и силе трения.
  • Показать значение трения в жизни человека, быту, технике.
  • Выяснить от чего зависит сила трения.
  • Воспитательные:

  • Воспитание мотивов учения, используя интересные сведения.
  • Развивать умение работать в паре или группой.
  • Развивающие:

  • Развивать умение учащихся наблюдать, анализировать, обобщать, делать выводы.
  • Способствовать расширению кругозора.
  • Тип урока: урок формирования новых знаний

    Вид урока: комбинированный урок

    Оборудование: динамометр, трибометр, брусок деревянный, набор грузов с двумя крючками, лист бумаги, лист наждачной бумаги, карандаши круглые, мультимедийная презентация

    Учебник: Перышкин А.В., Родина Н.А. Физика: Учеб.для 7 класса сред.шк.- М: Просвещение, 2009 год.

    Структура занятия

    Этап занятия.

    Дидактические задачи этапа.

    Методы, приемы, средства.

    Формы учебной работы.

    1. Организация начала занятия. /1мин./

    Подготовка учащихся к работе на занятии.

    2. Подготовка к основному этапу. /5 мин./

    Обеспечение мотивации и принятие учащимися цели учебно-познавательной деятельности; актуализация опорных знаний и умений.

    Беседа с элементами проблемной ситуации

    Мультимедийный проектор

    Фронтальная работа

    3. Усвоение новых знаний. /19 мин./

    Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания

    Беседа

    Метод наблюдения

    Исследовательская работа

    Фронтальная работа

    Групповая работа

    4. Закрепление знаний. /10 мин./

    Обеспечение усвоения новых знаний и формирования умений применять их в ходе своей деятельности.

    Классификационный метод

    Метод сравнения

    Фронтальная работа

    5. Контроль знаний. /8 мин./

    Выявление качества и уровня овладения знаниями обеспечение возможности их коррекции.

    Мультимедийный проектор

    Анализ

    Фронтальная работа

    Индивидуальная работа

    6. Информация о домашнем задании. /2 мин./

    Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

    Содержание.

  • Организационный этап.
  • Здравствуйте. Меня зовут Валентина Ивановна. Я учитель физики Сугутской средней общеобразовательной школы Батыревского района.

    2. Подготовка к основному этапу.

    — Ребята, вы любите отгадывать загадки? Отгадайте о чем эта загадка.

    « Три, три, три. Что будет ?». (Дырка).

    Как вы думаете, о чем это загадка? (о трении).

    Тема нашего урока «Трение везде и всюду» (слайд1).

    А вы когда ни будь задумались

    — почему живую рыбу трудно удержать в руке?

    — почему бревно легче катить, чем тащить;

    Цель нашего урока разобраться со всеми «почему».

    — выяснить причины возникновения силы трения

    — разобраться какие виды трения бывают

    — исследовать от чего зависит сила трения.

    — показать значение трения в жизни человека, быту, технике

    Но сначала мы вернемся в прошлое и вспомним,

    -какие силы вы уже знаете?

    Сила тяжести

    Сила всемирного тяготения

    Сила упругости.

    3.Усвоение новых знаний.

    А теперь Посмотрим, как понятие «трение» определяет энциклопедический словарь С. Ожегова (слайд 3). (Учащиеся анализируют понятие «трение» у Ожегова).

    — Какое минимальное количество тел участвуют, когда мы говорим о трении, проанализировав все три определения.(2 тела)

    -Как эти тела должны располагаться по отношению друг к другу. (Соприкасаются)

    -Какое явление происходит между телами? (движение)

    -Трение помогает движению или нет? (направлено противоположно движению)

    Соотнесем толкование слова «трение» С. Ожегова и физическое понятие. Найдите признаки трения в определении с точки зрения физики (слайд 4).

    -Сила, возникающая при движении одного тела по поверхности другого, приложенная к движущемуся телу и направленная против движения.

    (2 тела, при соприкосновении, направлено противоположно движению).

    Демонстрация проявления силы трения.

    Вывод. 1. рисунок с указанием сил

    2. Сила трения =силе тяги.

    - Почему возникает сила трения?

    Проведите рукой по столу, что вы почувствовали? (неровности)

    опыт со стеклами: почему трудно разъединить стекла. (Межмолекулярное притяжение) (слайд 5).

    Виды трения:

    Демонстрация опыта с круглым телом : - трение покоя

    — трение скольжения

    — трение качения.

    Как вы назвали эти виды трения? (трение покоя, трение скольжения, трение качения) (слайд 7)

    ( Слайд 8). Посмотрите, в этих примерах проявляется трение? (ответы детей).

    — Чем отличается трение в этих примерах? Что делают? (коньки скользят, ролики катятся, стоят на месте, т. е в покое)

    Во многих литературных произведениях встречаются физические явления. На примерах поэтических строк попытайтесь увидеть проявление трения и назвать вид

    В зимние сумерки нянины сказки
    Саша любила. Поутру в салазки
    Саша садилась, летела стрелой,
    Полная счастья, с горы ледяной. Н. А. Некрасов (трение скольжения)

    Хоть тяжело подчас в ней бремя,
    Телега на ходу легка;
    Ямщик лихой, седое время,
    Везет, не слезет с облучка. А. С. Пушкин (трение качения)

    Кошка за Жучку
    Жучка за внучку
    Внучка за бабку
    Бабка за дедку
    Дедка за репку Тянут – потянут, вытянуть не могут. (Трение покоя)

    -Подумаем, зависит ли сила трения от чего-нибудь. Одинаковая она будет в разных видах? Где скользить легче: по асфальту или льду? Двигать легче одну книгу или стопку книг? На все эти вопросы мы ответим, проведя опыты.

    Выполняют эксперименты в группах (слайд 14).

    Группа1.Изучение зависимости силы трения скольжения от рода трущихся поверхностей.

    Приборы и материалы: динамометр, трибометр, брусок деревянный, набор грузов с двумя крючками, лист бумаги, лист наждачной бумаги.

    Порядок выполнения работы:

  • Измерьте силу трения скольжения бруска с двумя грузами:
  • а) по поверхности линейки трибометра;

    б) по гладкой бумаге;

    в) по наждачной бумаге.

    Для этого перемещайте брусок с грузами равномерно при помощи динамометра. Результат измерений силы трения скольжения запишите в таблицу.

    Вид трущихся поверхностей

    Сила трения скольжения, Н

    Дерево по дереву

    Дерево по гладкой бумаге

    Дерево по наждачной бумаге

  • ВЫВОД: сила трения ….. от рода трущихся поверхностей.
  • Группа 2.Изучение зависимости силы трения скольжения от давления.

    Приборы и материалы: динамометр, трибометр, брусок деревянный, набор грузов с двумя крючками.

    Порядок выполнения работы:

  • Положите на линейку трибометра брусок большой гранью, а на него – груз. Измерьте силу трения скольжения бруска. Для этого перемещайте брусок с грузом равномерно при помощи динамометра. Результат измерения силы трения скольжения запишите в тетрадь.
  • Положите на брусок второй груз и снова измерьте силу трения скольжения бруска. Результат измерения силы запишите в тетрадь. Сравните полученные данные.
  • Положите на брусок третий груз и снова измерьте силу трения скольжения бруска. Результат измерения силы запишите в тетрадь. Сравните полученные данные.
  • F тр. скольжения

    1 груз

    2 груза

    3 груза

  • ВЫВОД: чем больше сила, прижимающая тело к поверхности, тем ….. сила трения скольжения.
  • Группа3.Сравнение сил трения скольжения и качения..

    Приборы и материалы: динамометр, брусок деревянный, набор грузов с двумя крючками, карандаши круглые – 2 шт.

    Порядок выполнения работы:

  • Измерьте силу трения скольжения бруска с грузами по столу. Для этого перемещайте брусок с грузами равномерно по столу при помощи динамометра. Результат измерения силы запишите в тетрадь.
  • Измерьте силу трения качения бруска по столу. Для этого положите брусок с двумя грузами на два круглых карандаша и перемещайте равномерно брусок по столу при помощи динамометра. Результат измерения силы запишите в тетрадь.
  • сила трения скольжения, Н

    сила трения качения, Н

    6. Вывод: трение качения….. трения скольжения.

    Каждая группа проговаривает результат своей работы.

    ВЫВОДЫ (слайд 11.12.13):

    -сила трения зависит от силы, прижимающей тело к поверхности;

    -сила трения качения меньше силы трения скольжения, при равных нагрузках;

    -сила трения зависит от материалов, соприкасающихся поверхностей и качества обработки поверхностей.

    Физминутка(слайд 10).

    -разогреем ладони

    -сейчас зима можно заболеть гриппом, давайте повысим иммунитет (потрем мочки ушей, в которых находятся биологически активные точки, влияющие на иммунитет).

    -для расслабления мышц спины, кулачками потрите вдоль позвоночника, для улучшения кровообращения в этих мышцах.

    -пройдемся (3 шага вперед и три назад).

    В каких упражнениях вы встретили трение? (ответы детей)

    Закрепление знаний.

    Сейчас мы ,ребята . послушаем стихотворение.

    1. Трение – наш друг и враг

    • Что такое трение?
      Трение – явление.
      Враг оно нам или друг?
      Это знают все вокруг:
      Если б трение пропало,
      Что б со всеми нами стало?
      Мы ходить бы не смогли,
      Оттолкнувшись от Земли.
      Если б взял ты что-то вдруг,
      Оно выпало б из рук.
      Помогает трение
      Начинать движение
      Всем машинам, тракторам,
      Мотоциклам, поездам.
      Ну а также тормозить
      И их всех остановить.
      Очень нужно тренье нам
      Всем растеньям и зверям!
      Но, притом, приносит вред
      И немало разных бед:
      В станках, приборах трутся части –
      И это главное несчастье.
      Ну а все автомашины
      Быстро снашивают шины!
      И поэтому вопрос
      Не настолько уж и прост:
      Трение – друг нам или враг?
      Ответ двоякий: так и так!

    Обсуждения учащихся.

    Примеры полезного и вредного трения.

    Значит: трение и полезное и вредное.

    2. Способы увеличения и уменьшения трения.(слайд 13)

    3. Пословицы и поговорки.

    Соотнесите пословицы с выводами, каждая группа в соответствии со своей работой выберет пословицу (слайд 18, 19, 20)

    -баба с возу- кобыле легче; (русская)

    -пошло дело — как по маслу; (русская)

    -что кругло — легко катится. . (японская)

    -без мыла в душу влезет. (русская)

    -от того телега запела, что давно дегтя не ела. (русская)

    -нет, такого человека, который хоть раз не поскользнулся по льду. (осетинская)

    -не смазанное колесо ось перетрет. (узбекская)

    -не подмазанная арба не поедет. (таджикская)

    -сухая ложка рот дерет. (русская)

    -плуг от работы блестит. (русская)

    -ключ, который часто в работе, блестит. турецкая)

    -от работы пила, раскалилась до бела. (русская)

    -ржавый плуг только на пахоте очищается. марийская)

    -жнущий серп всегда блестит. (мокша)

    -кататься, как сыр в масле. (русская)

    -мел оставляет белый след,а уголь – черный. (индонезийская)

    -против шерсти не гладят. (русская)

    -угря в руках не удержишь. (французская)

    -не подмажешь, не поедешь. (французская)

    -колодезная веревка, сруб перетирает. (японская)

    -Коси коса, пока роса: роса долой и мы домой. (русская)

    -Тихая вода подмывает берега.

    -лыжи скользят по погоде;

    -все перемелется мука будет;

    Давайте рассмотрим примеры из различных областей жизни (слайд 21, 22, 23, 24, 25).

    • - трудно удержать живую рыбу в руках?
    • - при передвигании тяжелых предметов под них подкладывают катки?
    • - ящик удерживается на наклонном транспортере?
    • . - мел оставляет след на классной доске?
    • - в велосипедах все вращающиеся части ставят на шарикоподшипниках?
    • - для чего иголки для шприцев тщательно полируют?

    - — колеса порожней машины буксуют больше, чем колеса груженой?

    • Когда-то фараоны Древнего Египта строили свои усыпальницы, камни для которых везли от берега Нила на громадных санях по каменным дорогам.. Сани тащили сотни рабов. Можно ли было облегчить труд этих рабов?
    • Почему изобретение колеса считается величайшим событием?

    5. Контроль знаний.

    -экспресс-тестирование

    -рефлексия.

    6. Информация о домашнем задании.

    Домашнее задание (слайд 27).

  • Используя буклет и учебник (§ § 30-32), повторить изученное в классе. (Обязательное)
  • Выберите для себя домашнее задание:
  • -написать мини-сочинение на тему «Мир без трения».

    -используя сайты в Интернет, научно-популярную литературу написать сообщение на тему «Трение в мире животных», «Трение в мире растений», «Трение – вред или польза?»

    Сегодня мы не работали с вами в тетрадях, но все о чем мы говорили на уроке, я занесла в буклет. Также в них вы найдете адреса сайтов в Интернете, рассказывающих о силе трения. Если вам захочется пообщаться со мной, в них указан мой электронный адрес.

    Раздать буклеты по теме урока «Сила трения».

    Не подмажешь, не поедешь.

    (французская)

    Угря в руках не удержишь.

    (французская)

    Мел оставляет белый след,

    а уголь – черный.

    (индонезийская)

    Жнущий серп всегда блестит.

    (мокша)

    Ключ, который часто в работе, блестит.

    (турецкая)

    Что кругло – легко катится.

    (японская)

    Баба с возу – кобыле легче.

    (русская)

    Сухая ложка рот дерет.

    (русская)

    Не подмазанная арба не поедет.

    (таджикская)

    Не смазанное колесо ось перетрет.

    (узбекская)

    От того телега запела,

    Что давно дегтя не ела.

    (русская)

    Пошло дело, как по маслу.

    (русская)

    Коси, коса, пока роса,

    Роса долой – и ты домой.

    (русская)

    Против шерсти не гладят.

    (русская)

    От работы пила,

    раскалилась до бела.

    (русская)

    Нет, такого человека, который хоть раз

    не поскользнулся по льду.

    (осетинская)


    ТЕСТ « Сила трения»

    1. Санки скатываются с горы. Какой вид силы трения действует на санки?

    П. сила трения качения

    У. сила трения скольжения

    В. сила трения покоя

    2. В гололедицу тротуары посыпают песком. При этом сила трения подошв обуви о лед…

    С. увеличивается

    Д. не изменяется

    Е. уменьшается

    3. Как направлена сила трения при движении тела?

    А. по движению

    П. против движения

    Н. не имеет направления

    4. При смазке трущихся поверхностей сила трения…

    И. не изменяется

    Е. уменьшается

    У. увеличивается

    5. Электровоз, двигаясь равномерно, тянет железнодорожный состав силой 150 кН. Чему равна сила трения?

    К. 15 кН

    Л. 300 кН

    Х. 150 кН

    ТЕСТ « Сила трения»

    1. Санки скатываются с горы. Какой вид силы трения действует на санки?

    П. сила трения качения

    У. сила трения скольжения

    В. сила трения покоя

    2. В гололедицу тротуары посыпают песком. При этом сила трения подошв обуви о лед…

    С. увеличивается

    Д. не изменяется

    Е. уменьшается

    3. Как направлена сила трения при движении тела?

    А. по движению

    П. против движения

    Н. не имеет направления

    4. При смазке трущихся поверхностей сила трения…

    И. не изменяется

    Е. уменьшается

    У. увеличивается

    5. Электровоз, двигаясь равномерно, тянет железнодорожный состав силой 150 кН. Чему равна сила трения?

    К. 15 кН

    Л. 300 кН

    Х. 150 кН


    ТЕСТ « Сила трения»

    1. Санки скатываются с горы. Какой вид силы трения действует на санки?

    П. сила трения качения

    У. сила трения скольжения

    В. сила трения покоя

    2. В гололедицу тротуары посыпают песком. При этом сила трения подошв обуви о лед…

    С. увеличивается

    Д. не изменяется

    Е. уменьшается

    3. Как направлена сила трения при движении тела?

    А. по движению

    П. против движения

    Н. не имеет направления

    4. При смазке трущихся поверхностей сила трения…

    И. не изменяется

    Е. уменьшается

    У. увеличивается

    5. Электровоз, двигаясь равномерно, тянет железнодорожный состав силой 150 кН. Чему равна сила трения?

    К. 15 кН

    Л. 300 кН

    Х. 150 кН

    ТЕСТ « Сила трения»

    1. Санки скатываются с горы. Какой вид силы трения действует на санки?

    П. сила трения качения

    У. сила трения скольжения

    В. сила трения покоя

    2. В гололедицу тротуары посыпают песком. При этом сила трения подошв обуви о лед…

    С. увеличивается

    Д. не изменяется

    Е. уменьшается

    3. Как направлена сила трения при движении тела?

    А. по движению

    П. против движения

    Н. не имеет направления

    4. При смазке трущихся поверхностей сила трения…

    И. не изменяется

    Е. уменьшается

    У. увеличивается

    5. Электровоз, двигаясь равномерно, тянет железнодорожный состав силой 150 кН. Чему равна сила трения?

    К. 15 кН

    Л. 300 кН

    Х. 150 кН

    Файлы: КВН 2013 публикация.doc
    Размер файла: 165888 байт.

    Рубрики: Физика Метки:
    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология