Автор конспекта:
Автор(ы): — Кучер С.И., Москалюк М., Подлесная А., Чернецова О.

Место работы, должность: — ВПК им. Ф.И. Панфёрова, преподаватель студенты группы 1Д1 дошкольного отделения

Регион: — Саратовская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее профессиональное образование

Целевая аудитория: — Все целевые аудитории

Предмет(ы): — Внеклассная работа
Предмет(ы): — Литература
Предмет(ы): — Русский язык

Цель урока: —

приобретение студентами умений и навыков интегрирования различных видов искусств посредством самостоятельной поисковой деятельности

Тип урока: — Комбинированный урок

Используемое оборудование: —

мультимедийный видеопроектор, презентация

Краткое описание: — Введение «Русская классическая литература, признанная в мире, – это наша каждодневная духовная и нравственная пища» С. Кетонина Важнейшая роль искусства слова общеизвестна… Оно способствует духовному и эмоциональному развитию детей, дарит радость от соприкосновения с прекрасным, формирует эстетическое начало личности. В то же время литературные произведения затрагивают самые глу-бинные и сокровенные чувства и мысли детей, создают условия для удовлетворения разнообразных интересов и потребностей в различных видах художественной деятельности. Сегодня всё настойчивее произведения, созданные для взрослых, проникают в детское чтение. Заметим, что круг детского чтения меняется с каждой эпохой. Его состав зависит от множества факторов. Изменяются исторические условия, а вместе с ними происходят изменения социальных, религиозных и семейных традиций детского чтения. Меняются идеологические установки, художественные вкусы, обновляются программы воспитания и образования, издатели отбирают те или иные произведения для массового выпуска, по-разному складываются домашние библиотеки.  В итоге круг чтения каждого человека с малых лет складывается по-своему. Лицеист Пушкин, например, читал античных авторов, французских просветителей, русских писателей предшествующего периода. А следующее юное поколение уже читало произведения самого Пушкина, а также Жуковского, Ершова, Гоголя… История изменений в круге детского чтения – это часть общей истории культуры, еще не исследованной фундаментально [1]. Интересы детей всегда выходили за пределы произведений, им непосредственно адресованных, поэтому круг их чтения постоянно пополняется произведениями из взрослой литературы. Вопросы о законах и путях освоения детьми произведений взрослой литературы еще мало исследованы. Но вполне очевидно, что появление в круге детского чтения взрослых книг (тем более книг адаптированных, т. е. облегченных и сокращенных) есть неизбежный процесс, без него невозможно духовное «кровообращение» в едином мире детей и взрослых. Вспомним хотя бы, как раздвигает горизонты детской жизни первое знакомство в повествованиях-пересказах с Робинзоном Крузо, Дон Кихотом, Мюнхгаузеном… Видимо, секрет перехода взрослых произве-дений к детям кроется в каком-то удачном соотношении прямо выраженного смысла и подтекста. Этот подтекст может быть не всегда и не во всем понятен, но он предчувствуется развивающимся детским сознанием. Изучая курс общей литературы, мы обратили внимание на тот факт, что многие произведения Ф. И. Тютчева, как нам кажется, могли бы сегодня быть понятными дошкольникам и младшим школьникам. Речь не идёт о тех произведениях поэта, которые давно и прочно утвердились в детской литературе («Весенние воды», «Чародейкою Зимою», «Зима недаром злится» и др.). Мы говорим о других стихотворениях, которые менее известны широкому кругу читателей, но которые, на наш взгляд, могли бы украсить любой сборник поэтических произведений для детей. Поскольку в круг детского чтения, как уже отмечалось, всё чаще входят произведения адаптированные, т.е. облегчённые и сокращённые, мы постарались подобрать такие произведения у величайшего русского поэта Ф.И. Тютчева. Наша будущая профессия – воспитатель дошкольных образовательных учреждений (ДОУ). Именно воспитатель формирует у ребят эмоционально – эстетиче-скую отзывчивость на прочитанное, преподносит азы изобразительной грамотности, развивает творческое воображение своих воспитанников. Всё это возможно при иллюстрировании детьми художественных литературных произведений. Наиболее широкий простор для детской фантазии даёт, без сомнения, лирика. В своём исследовании мы не только попытались собрать доступные для детского восприятия поэтические произведения Ф. И. Тютчева и само-стоятельно оформить их зрительное восприятие, но и создать свои собственные лирические стихотворения для детей дошкольного возраста. Создание книги – это процесс сложный, но творческий. «Точно так же, как в архитектуре художественный образ порождается самой комбинацией материалов и пропорций, так и в книге художественный образ порождается материалом. Шершавая книга, маленькая, тёплая, мягкая – или большая, плоская, блестящая… Даже на ощупь понятно, что это совершенно разные предметы, имеющие разную ауру духовного излучения. И работа художника – это работа с телом книги. Телом, которое само по себе создаёт художественный образ и оказывается дополнением к литературе»[3]. Результатом наших исследований и творческой деятельности стал сборник лирических произведений под названием «Жизнь играет, солнце греет». Произведения сопровождены иллюстрациями авторов стихотворений студенток Москалюк М., Подлесной А., Чернецовой О. Методический паспорт проекта Название проекта: Творческий мир, в котором живёт человек, — мир добра, красоты, радости. Цель педагогическая: приобретение студентами умений и навыков интегрирования различных видов искусств посредством самостоятельной поисковой деятельности. Цель практическая: творческое развитие личностных и профессиональ-ных качеств студентов. Задачи:  изучение, сбор, анализ и систематизация информации по изучаемой проблеме;  самостоятельное планирование своих действий;  анализ вариантов выполнения проекта;  выбор варианта выполнения проекта. Формирование компетентности:  компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности;  оценивание собственных навыков самоорганизации и творческой активности;  культуроведческая компетенция. Методы реализации проекта:  информационно – развивающий;  проблемный;  поисковый;  исследовательский;  практический. Возраст учащихся: 16 лет. Разработка проекта: 7 месяцев. Режим работы: аудиторный и внеаудиторный. Методическое оснащение: учебная и специальная литература, конспекты занятий, фотоаппарат, мультимедийные средства (компьютер, видеопроектор, сканер, принтер). Знания, умения и общенаучные навыки, необходимые студентам для самостоятельной работы:  умение определять цели и задачи деятельности, выделять её этапы;  умение анализировать имеющийся материал, выделять главное, де-лать выводы;  умение выполнять интегрированные творческие задания;  умение публично демонстрировать результаты своей деятельности. Мотивация к познанию: – личный интерес студентов, дидактическая значимость проекта, творческая самореализация. Предлагаемые продукты проекта:  презентация проекта;  портфолио;  создание сборника поэтических произведений. Перспективы проекта:  апробация данного проекта в последующей учебно-педагогической деятельности;  привлечение внимания к использованию интегрированного подхода в воспитании и образовании дошкольников. Характеристика учебного проекта: 1. доминирующие виды деятельности: исследовательский, практико-ориентированный, творческий; 2. предметно-содержательная отрасль: межпредметный (литература, изо-бразительное искусство); 3. характер координации проекта: непосредственный (гибкий); 4. количество участников: групповой; 5. продолжительность: 7 месяцев. Содержание проекта Автор проекта: студенты ГОУ СПО «Вольский педагогический колледж им. Ф.И. Панферова, группа 1, Д1. Руководитель проекта: Кучер Светлана Ивановна. Название проекта: «Творческий мир, в котором живёт человек, — мир добра, красоты, радости». Девиз проекта: «Грёзы наяву, когда глаза ваши открыты, а мозги во — всю работают, должны привести к совершенствованию мира. Ребёнок с развитым воображением со временем вырастает в мужчину или женщину с развитым воображением и, значит, сможет сам взращивать, вести вперёд цивилизацию». (Л.Ф. Баум, американский писатель). Актуальность проекта Определяется потребностями современного общества, нуждающегося в творческих людях, и умеющих делать собственные открытия. Цель: формирование собственного взгляда на мир художественного произведения, умение интегрировать различные виды искусств. Задача: развивать профессиональные качества – исследовательские навыки, творческую активность. Краткая аннотация проекта: В основе проекта лежит идея расширения круга детского чтения за счёт так называемых адаптированных (сокращённых) произведений, напи-санных для взрослой аудитории, а также за счёт создания собственных лирических произведений. В данном проекте рассматриваются возможности самостоятельной разработки и оформления сборника поэтических произведений для детей. В основе проекта лежит идея интеграции литературы и изобразительного искусства. Основополагающий вопрос. Возможно ли появление в круге детского чтения «взрослых» книг (адаптированных), поскольку литературный процесс имеет единый ха-рактер? Проблемные вопросы:  при изменении исторических, социальных, семейных традиций ме-няются художественные вкусы, обновляются программы воспитания и образования;  отбираются те или иные произведения для массового выпуска, по-разному складываются домашние библиотеки, в итоге круг чтения каждого человека складывается по-своему, а деление литературы на «детскую» и «взрослую» становится весьма условным;  возможным становится собственное творчество (поэтическое и оформительское) взрослых и детей. Учебные вопросы:  изучить круг детского чтения;  возможности интеграции литературы и изобразительного искусства;  разработать сборник поэтических произведений, оформив его собственными иллюстрациями. Этапы проекта № п./п. Этапы Содержание Сроки 1 Предварительный Погружение в проект:  определение проблемного поля;  цели проекта;  определение участников проекта;  определение конечного результата Сентябрь 2010 2 Организационный  определение направления проекта;  подбор информационного мате-риала;  разработка технологии проекта (принципов, форм, методов реали-зации) Октябрь 2010 3 Поисково-исследовательский  анализ информационного материала;  планирование проектной деятельно-сти;  анализ вариантов выполнения проекта;  выбор варианта выполнения проекта Ноябрь-февраль 2010-2011 4 Оценочно-результативный  анализ результатов выполнения про-екта;  рефлексия;  оформление портфолио и презентации;  создание сборника Март-апрель 2011 Проект реализовывался поэтапно. На предварительном этапе происходило погружение в проект: определение проблемного поля, целей, участников проекта, а также конечного результата. Участники проекта обсуждали последовательность выполнение проекта. На втором этапе (организационном) определялись направления проектной деятельности, подбирался информационный материал, разрабатывалась технология проекта, принципов и методов реализации. На третьем этапе (поисково-исследовательском) анализировался ин-формационный материал, планировалась проектная деятельность, анализировались и выбирались возможные варианты проекта. На четвёртом (оценочно-результативном) этапе проводился анализ результатов выполнения проекта, рефлексия, самоанализ, оформлялась презентация, создавался сборник. В разработке проекта принимали участие студенты группы 1 Д1: Москалюк М., Чернецова О., Подлесная А.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология