Автор конспекта:
Автор(ы): — Домнина Анастасия Анатольевна
Место работы, должность: — МАОУ «СОШ № 30 г.Йошкар-Олы»
Регион: — Республика Марий Эл
Характеристики урока (занятия) Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Класс(ы): — 2 класс
Предмет(ы): — Русский язык
Цель урока: —
закрепление и совершенствование знаний умений и навыков в правописании заглавных букв в именах собственных.
Тип урока: — Урок закрепления знаний
Краткое описание: — Задачи: 1)вспомнить и повторить правила правописания заглавной буквы в именах собственных, уметь применять их в практической деятельности; 2)воспитывать умение работать в паре, слушать и слышать товарища, формирование навыков межличностного общения; 3)развивать речь, совершенствовать навык письма, умение делать выводы, обобщения.
Ход урока:
1. Организационный момент.
— Здравствуйте, садитесь. В каком настроении вы пришли на урок? (Ответы детей)
-Чтобы ваше настроение стало ещё лучше, послушайте стихотворения. (Дети читают стихи)
— О чём были стихотворения? (О заглавной букве)
— А в каких словах пишется заглавная буква? (В именах собственных)
— Хотите, чтобы ваши знания были прочными и надолго? (Ответы детей)
— Тогда приступаем к уроку!
2. Минутка чистописания.
-Внимательно посмотрите на картинку и скажите, какие буквы здесь спрятались?
СУПМБВ
— Запишите эти буквы заглавными, в алфавитном порядке
Б В М П У С
-Молодцы! Слушайте следующее задание. На доске написаны слова (Ваня, Пенал, Собака, Петров, Ученик, Барсик, Сосновка, Море, Москва), посмотрите, прочитайте, выберете и назовите только те слова, которые пишутся с заглавной буквы. (Ваня, Петров, Барсик, Сосновка, Москва)
3. Сообщение целей урока.
— Сформулируйте цель и задачи нашего урока.
( 1. развитие умений писать большую букву в именах и фамилиях людей, расставлять их в алфавитном порядке;
2. развитие умений писать большую букву в отчествах людей, соотносить отчества с именами людей;
3. развитие умения писать большую букву в именах сказочных героев;
4. развитие умения писать большую букву в названиях городов, сёл, деревень;
5. развитие умений писать большую букву в названиях рек, морей, океанов;
6. развитие умений писать большую букву в кличках животных)
— Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность)
— Итак, ребята сегодня на уроке русского языка мы будем упражняться в правописании имён собственных, развивать свою речь, грамотно и красиво писать. А чтобы наше занятие было более интересным и необычным, нам будут помогать сказочные герои из мультфильма «Простоквашино»
3. Упражнения в правописании имён собственных.
Упражнения в написании заглавной буквы в фамилиях, именах, отчествах, и кличках животных.
— Давайте вспомним, как же звали наших героев? (Дядя Фёдор, пёс Шарик, кот Матроскин, галчонок Хватайка, почтальон Печкин, корова Мурка и телёнок Гаврюша – с каждым названным героем, вывешиваются рисунки)
— Молодцы! Всех вспомнили! А теперь давайте запишем имена этих сказочных героев, чтобы уж наверняка не забыть! А имена сказочных героев мы пишем…(С заглавной буквы – это тоже имена собственные) Работа у доски и в тетрадях.
— Фёдор – это… Шарик, Хватайка, Мурка и Гаврюша – это… Матроскин – это… Печкин – это…
— Сделайте вывод на основе наблюдения. ( ФИО, клички животных и имена сказочных героев пишем с заглавной буквы.)
Упражнения в написании заглавной буквы в названиях рек, озёр, морей и океанов.
— Как-то утром дядя Фёдор, пёс и кот дом в порядок приводили: паутину сметали, печку чистили и мусор выносили. А потом они мыться на речку отправились. Шарик с дядей Фёдором в воду залезли, а кот по берегу ходил и всё грустил о разных морях и океанах. Он же был морской кот, просто он воды боялся.
— Ребята, кот Матроскин до встречи с дядей Фёдором, плавал на разных кораблях… Где он только ни был
— У вас на парте есть карточки с названиями моря, озера, реки и океана. Вставьте нужную букву в название и соедините, и мы узнаем где побывал кот Мтроскин.
(И, и)ндийский озеро
(ч, Ч)ёрное океан
(В, в)олга море
(б, Б)айкал река
Работа с карточками со взаимопроверкой.
— Поменяйтесь карточками и проверьте друг друга. (Правильный алгоритм написать на доске)
— Кто справился с заданием и не сделал ни одной ошибки, поставьте смайлик с улыбкой J
— Кто сделал одну ошибку, поставьте смайлик без улыбки
— Кто сделал больше одной ошибки, поставьте грустный смайлик L
— Сделайте вывод на основе наблюдения. (Названия рек, озёр, морей и океанов пишутся с заглавной буквы.)
4. Физкультминутка.
5. Упражнения в правописании имён собственных.
Упражнения в написании заглавной буквы в названиях городов и стран.
— Как-то раз, путешествуя на корабле по Волге, кот Матроскин проплывал мимо красивейших, старинных городов с интересными названиями. Но какие это были города, Матроскин не знал – ведь он не умел читать. Давайте посмотрим, что это были за города. Откроем учебники на странице 107, упражнение 154. (Работа с учебником)
— Сделайте вывод на основе наблюдения. (Названия стран, городов, деревень и сёл пишутся с заглавной буквы)
6. Обобщение.
— День подходил к концу, солнце садилось за речку. Дядя Фёдор, пёс и кот сидели дома и пили чай с конфетами. Галчонок Хватайка кружил по комнате с журналом «Мурзилка», который утащил у почтальона Печкина. Внимание дяди Фёдора привлекла одна необычная статья с заданиями. Давайте и мы послушаем, что это были за задания.
— Закончите предложения словом/сочетанием.
1) С большой буквы пишутся имена _______________________ (собственные).
2) Имена бывают сокращённые и __________________________ (полные)
3) Сокращённое имя – Дима, а полное _____________________ (Дмитрий).
4) Названия стран, городов, деревень – это ______________________________________ (географические названия).
5) Названия животных пишутся с __________________________ (маленькой буквы).
6) Клички животных пишутся с ___________________________ (большой буквы).
7) Стрелка может быть названием ________________ (предмета) и ___________________ (кличкой животного).
7. Подведение итогов. Рефлексия.
— Наш урок подходит к концу. Давайте вспомним, какие цели вы перед собой ставили в начале урока? (Ответы детей)
— Чего достигли? (Ответы детей)
— Мы закрепили наши знания? (Ответы детей)
-Теперь прочно их знаем и надолго? (Ответы детей)
8. Домашнее задание.