Автор конспекта:
Автор(ы): — Мазилкина Ирина Валентиновна

Место работы, должность: — МОУ СОШ №11,учитель географии

Регион: — Мурманская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование

Целевая аудитория: — Методист
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 9 класс

Предмет(ы): — География

Цель урока: — Цели: 1.Формирование умений и навыков, носящих в современных условиях общенаучный и общекультурный характер; 2.Развитие у школьников теоретического, творческого мышления, а также формирования операционного мышления, направленного на выбор оптимальных решений; 3.Обучение школьников использованию Интернета Задачи: Воспитательная: Развитие познавательного интереса, творческой активности учащихся, воспитание информационной культуры; Развивающая: Развитие внимательности, логического мышления и расширение кругозора, подготовка учащихся к жизни в постиндустриальном обществе. Учебные: •выявить особенности географического положения и природно-ресурсного потенциала Урала; •составить “образ территорий”, входящих в состав УЭР •сформировать представление о специфике формирования населения района и его современном расселении; •дать характеристику отраслям специализации Урала и факторам их развития; •определить состояние экономики Урала и проблемы

Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Учащихся в классе (аудитории): — 25

Используемые учебники и учебные пособия: —

Normal 0 false false false RU X-NONE X-NONE /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:»Обычная таблица»; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-priority:99; mso-style-qformat:yes; mso-style-parent:»»; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin-top:0cm; mso-para-margin-right:0cm; mso-para-margin-bottom:10.0pt; mso-para-margin-left:0cm; line-height:115%; mso-pagination:widow-orphan; font-size:11.0pt; font-family:»Calibri»,»sans-serif»; mso-ascii-font-family:Calibri; mso-ascii-theme-font:minor-latin; mso-hansi-font-family:Calibri; mso-hansi-theme-font:minor-latin; mso-fareast-language:EN-US;} Normal 0 false false false RU X-NONE X-NONE  

Учебник: Дронов В.П., Баринова И.И., Ром В.Я., Лобжанидзе А.А.География России. Природа. Население. Хозяйство. 9 класс. — М.:Дрофа, 2004 г.

Географический атлас. 9 класс. — М.:Дрофа, 2008г.


Используемая методическая литература: —

Normal 0 false false false RU X-NONE X-NONE /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:»Обычная таблица»; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-priority:99; mso-style-qformat:yes; mso-style-parent:»»; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin-top:0cm; mso-para-margin-right:0cm; mso-para-margin-bottom:10.0pt; mso-para-margin-left:0cm; line-height:115%; mso-pagination:widow-orphan; font-size:11.0pt; font-family:»Calibri»,»sans-serif»; mso-ascii-font-family:Calibri; mso-ascii-theme-font:minor-latin; mso-hansi-font-family:Calibri; mso-hansi-theme-font:minor-latin; mso-fareast-language:EN-US;}

1. А.И. Алексеев География: население и хозяйство России. М. Пр.2005 г. учебник для 9 класса ОУ. С.289-297.

2. Вавилова Е.В. Экономическая география и регионалистика. М: Гардарики. -2003. -368с.

3. ГохбергМ. Уральский федеральный округ//Экономист.-2004.-N 2..- С. 55-70

4. Геологические памятники природы Оренбургской области/под ред. А.А. Чибилева;Ин-т степи; Ураль. отд. РАН; Комитет природных ресурсов по Оренбург. обл..-Оренбург:Оренбург. кн. изд-во ,2000.-400с.

5. Желтиков В.П., Кузнецов Н.Г. Экономическая география. Ростов На-Дону: Феникс. 2001. — 384 с.

6. Круглов В. В.Правовые и экономические проблемы охраны водных объектов в Уральском регионе//Экологическое право.-2004.-N 5.- С. 23-30

Используемое оборудование: —

Normal 0 false false false RU X-NONE X-NONE /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:»Обычная таблица»; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-priority:99; mso-style-qformat:yes; mso-style-parent:»»; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin-top:0cm; mso-para-margin-right:0cm; mso-para-margin-bottom:10.0pt; mso-para-margin-left:0cm; line-height:115%; mso-pagination:widow-orphan; font-size:11.0pt; font-family:»Calibri»,»sans-serif»; mso-ascii-font-family:Calibri; mso-ascii-theme-font:minor-latin; mso-hansi-font-family:Calibri; mso-hansi-theme-font:minor-latin; mso-fareast-language:EN-US;}

Оборудование:

1. Компьютерный класс (компьютеры с выходом в Интернет; мультимедийный проектор, интерактивная доска);

2. Учебник;

3. Атласы;

4. Интерактивная карта «Урал. Социально-экономическая карта»;

5. Презентации учащихся;

6. Авторская модель интерактивной карты «ЭГП Уральского экономического района»;

7. ОМС (открытые модульные системы) по теме «Урал» (К1, К2, К3, И1)

Используемые ЦОР: —

Normal 0 false false false RU X-NONE X-NONE /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:»Обычная таблица»; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-priority:99; mso-style-qformat:yes; mso-style-parent:»»; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin-top:0cm; mso-para-margin-right:0cm; mso-para-margin-bottom:10.0pt; mso-para-margin-left:0cm; line-height:115%; mso-pagination:widow-orphan; font-size:11.0pt; font-family:»Calibri»,»sans-serif»; mso-ascii-font-family:Calibri; mso-ascii-theme-font:minor-latin; mso-hansi-font-family:Calibri; mso-hansi-theme-font:minor-latin; mso-fareast-language:EN-US;}
Normal 0 false false false RU X-NONE X-NONE /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:»Обычная таблица»; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-priority:99; mso-style-qformat:yes; mso-style-parent:»»; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin-top:0cm; mso-para-margin-right:0cm; mso-para-margin-bottom:10.0pt; mso-para-margin-left:0cm; line-height:115%; mso-pagination:widow-orphan; font-size:11.0pt; font-family:»Calibri»,»sans-serif»; mso-ascii-font-family:Calibri; mso-ascii-theme-font:minor-latin; mso-fareast-font-family:»Times New Roman»; mso-fareast-theme-font:minor-fareast; mso-hansi-font-family:Calibri; mso-hansi-theme-font:minor-latin;} Конструктор интерактивных карт с проверяемыми заданиями (автор Алхазашвили Д.Н., Драхлер А.Б.), №179836

Краткое описание: — Особенность изучения районов – это комплексный подход к изучению. Предложенная система уроков по теме «Уральский экономический район» позволяет: •целостно рассмотреть весь район; •синтезировать информацию о территории УЭР для более глубокого понимания и выработки целостного представления о нем; • развивать информационно – коммуникативную компетентность учащихся посредством применения Интернет – ресурсов. •организовать учебный процесс на уровне класса и предмета в целом; •организовать внутриклассную координацию и активизацию; •обеспечить индивидуальное наблюдение за учащимися, оказание индивидуальной помощи; •подготовить компоненты информационной среды, связать их с предметным содержанием курса. Техническое обеспечение урока: плеер ОМС (диск №56, папка «Первая помощь»), flash-плагин версии не ниже 8 к браузеру; интерактивная доска ЭОР («Уральский экономический район (№159919)», ИИСС Единой образовательной коллекции («Конструктор интерактивных карт с проверяемыми заданиями (№ 179836)». Уроки представлены в виде презентаций. Это позволяет значительно расширить иллюстративный материал, усиливает эмоциональный фон обучения, формирует учебную мотивацию у обучаемых, дифференцирует и индивидуализирует учебный процесс.

Ресурс для профильной школы: — Ресурс для профильной школы

Normal 0 false false false RU X-NONE X-NONE /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:»Обычная таблица»; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-priority:99; mso-style-qformat:yes; mso-style-parent:»»; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin-top:0cm; mso-para-margin-right:0cm; mso-para-margin-bottom:10.0pt; mso-para-margin-left:0cm; line-height:115%; mso-pagination:widow-orphan; font-size:11.0pt; font-family:»Calibri»,»sans-serif»; mso-ascii-font-family:Calibri; mso-ascii-theme-font:minor-latin; mso-hansi-font-family:Calibri; mso-hansi-theme-font:minor-latin; mso-fareast-language:EN-US;} table.MsoTableGrid {mso-style-name:»Сетка таблицы»; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-priority:59; mso-style-unhide:no; border:solid black 1.0pt; mso-border-themecolor:text1; mso-border-alt:solid black .5pt; mso-border-themecolor:text1; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-border-insideh:.5pt solid black; mso-border-insideh-themecolor:text1; mso-border-insidev:.5pt solid black; mso-border-insidev-themecolor:text1; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:11.0pt; font-family:»Calibri»,»sans-serif»; mso-ascii-font-family:Calibri; mso-ascii-theme-font:minor-latin; mso-hansi-font-family:Calibri; mso-hansi-theme-font:minor-latin; mso-fareast-language:EN-US;}

Тема: “Уральский экономический район”

Количество часов – 2

Тип: уроки с применением ИКТ

Технология: личностно — ориентированная, проблемно-исследовательская, информационно- коммуникационная.

Оборудование:

1. Компьютерный класс (компьютеры с выходом в Интернет; мультимедийный проектор, интерактивная доска);

2. Учебник;

3. Атласы;

4. Интерактивная карта «Урал. Социально-экономическая карта»;

5. Презентации учащихся;

6. Авторская модель интерактивной карты «ЭГП Уральского экономического района»;

7. ОМС (открытые модульные системы) по теме «Урал» (К1, К2, К3, И1)

Цели:

  • Формирование умений и навыков, носящих в современных условиях общенаучный и общекультурный характер;
  • Развитие у школьников теоретического, творческого мышления, а также формирования операционного мышления, направленного на выбор оптимальных решений;
  • Обучение школьников использованию Интернета
  • Задачи:

    Воспитательная: Развитие познавательного интереса, творческой активности учащихся, воспитание информационной культуры;

    Развивающая: Развитие внимательности, логического мышления и расширение кругозора, подготовка учащихся к жизни в постиндустриальном обществе.

    Учебные:

    • выявить особенности географического положения и природно-ресурсного потенциала Урала;
    • составить “образ территорий”, входящих в состав УЭР
    • сформировать представление о специфике формирования населения района и его современном расселении;
    • дать характеристику отраслям специализации Урала и факторам их развития;
    • определить состояние экономики Урала и проблемы.

    Способы действия учащихся: анализировать презентацию урока, проведение исследования информационных данных Интернет-ресурсов, создание презентаций.

    Первый урок.

    ХОД УРОКА.

  • Организационный момент.
  • Изучение нового материала на основе презентации
  • Учитель объявляет тему урока.

    Сегодня мы начинаем изучать Уральский экономический район.

    Учитель:

    Урал – опорный край державы,

    Её добытчик и кузнец, ровесник нашей прежней славы,

    И славы нынешней творец.

    Учитель:

    Изучением Уральского экономического района мы будем заниматься на протяжении 2-х уроков. К концу темы мы должны ответить на проблемный вопрос: Почему Урал – опорный край державы?

    Для того, что бы ответить на этот вопрос мы должны на уроках:

    • Выявить значимость Уральского экономического района для хозяйства страны;
    • Оценить природные ресурсы УЭР для развития хозяйства региона;
    • Выделить этапы освоения территории Урала;
    • Установить специфические черты населения;
    • Определить отрасли специализации УЭР;
    • Сформулировать проблемы и выявить пути их решения.

    Вопрос к классу:

    Учитель: Что такое Урал?

    Учащиеся обдумывают и предлагают образы Урала:

  • Это низкие горы.
  • Это граница между Европой и Азией.
  • Горы вытянуты с севера на юг.
  • Учитель:

    А теперь определим, что же такое Урал с точки зрения экономической географии.

    Задание:

    Дайте оценку ЭГП Урала по плану:

  • Положение по отношению к государственным границам.
  • На территории страны.
  • Соседи.
  • Выход к морю.
  • Транспортное положение.
  • Приблизительные ответы учащихся:

  • Уральский район – это восточный район Европейской части России.
  • После распада СССР он стал пограничным районом – на юге граничит Казахстаном. Н западе – с Поволжьем и Центральной Россией – это экономически развитые регионы, с которыми Урал связан широтными железными и автодорогами, трубопроводами. На севере Урал граничит с Северным районом, но дорог на север фактически нет.
  • Урал – сухопутный район, но по р. Урал, Каме, Волге и каналам имеет выход в Азовское, Черное, Каспийское моря.
  • Железные дороги соединяют Урал с Европейской частью России и Сибирью.
    • В состав Уральского экономического района входят 2 республики
  • Удмуртия
  • Башкирия
    • 5 областей
  • Свердловская
  • Пермская
  • Челябинская
  • Оренбургская
  • Курганская
  • (Учащиеся проводят поисковую работу по сайтам).

    Задача – создать презентацию, в которой отразить образ территорий, входящих в состав УЭР.

    (создаются группы по 2 учащихся, каждая группа готовит презентации во внеурочное время) по плану:

  • Основные сведения (центр, территория, флаг, герб, географическое положение, климатические условия).
  • Население.
  • Хозяйство (отрасли специализации);
  • ИКТ-компетентности

    Сценарий для учащегося

    Примерные действия учащегося

    Доступ

    Используя программу поиска, найти необходимые материалы для создания образа территорий.

    В поисковой системе “Rambler ” “Yandex” учащийся вводит термин поиска или сразу вводит название территории.

    Управление

    Оценить сайты и выделить те, из которых можно получить необходимую информацию о какой – либо территории.

    Выбор сайтов

    Выбрать сайт, содержащий общую информацию по теме.

    Интеграции

    В отобранных статьях найти информацию о территориях, входящих в состав Уральского экономического района.

    В поисковой системе учащийся вводит термин поиска, ключевые слова.

    Оценка

    Сравнить информацию из разных статей.

    Чтение текста. Отбор информации.

    Создание

    Разработать документ в программе создания презентаций.

    Создание презентации.

    Основные научные труды

    Задания:

  • Прочитайте в учебнике (стр.290-291) статью и выделите основные этапы освоение территории Урала.
  • Почему на рубеже XIX-XX вв. хозяйство Урала вступало в полосу кризиса?
  • Слайд – 10.

    Учитель: Известный геолог Александр Евгеньевич Ферсман назвал Урал

    “жемчужиной минерального царства”, считая его важнейшим мировым центром геохимического сырья. Сложная геологическая структура Урала обусловила исключительные богатства и многообразие его ресурсов, а длительные процессы разрушения Уральской горной системы обнажили эти богатства и сделали их более доступными для эксплуатации.

    Природные ресурсы Урала отличаются большим разнообразием и оказывают огромное влияние на его уровень развития.

    Задание:

  • Докажите, что природные ресурсы Урала в целом малоблагоприятны (особенно зимой), более благоприятны условия имеет Предуралье и юг Урала.
  • Определите, какими природными ресурсами богат Урал? Какие ресурсы явились базой для развития промышленности на Урале? Нанесите их на контурную карту.
  • Учитель:

    Урал – граница между двумя культурными мирами, двумя цивилизациями. За свою историю он испытал множество влияний разных народов.

    Задание:

    По предложенной таблице постройте диаграмму “Соотношение башкир, чуваш и удмуртов с 1936 по 2007 гг.”

    Задания:

    Используя Интернет-ресурсы:

    • Определите численность и плотность населения района. Оцените степень заселения территории УЭР.
    • Проанализируйте динамику численности населения района. Сделайте выводы.
    • Оцените урбанизированность района. Перечислите города-миллионеры Урала.
    • Составьте рассказ о народах, проживающих на Урале.

    Учащиеся выполняют работу на уроке и во внеурочное время.

    Домашнее задание: пар. 56 – 57, составить презентации «образов» Урала по плану

    Второй урок. (смотри риложения к уроку)

    ХОД УРОКА.

    1.Организационный момент.

    Слайд 1

    постановка проблемного вопроса

    Учитель:

    Урал – опорный край державы,

    Её добытчик и кузнец, ровесник нашей прежней славы,

    И славы нынешней творец.

    Напоминаю, что к концу темы мы должны ответить на проблемный вопрос: Почему Урал – опорный край державы?

    Слайд 2,слайд 3

    2.Актуализация знаний, умений и навыков.

    1) работа учащихся в тестовом режиме с ОМС по темам: «Урал. Факторы формирования района. К1», «Урал. Население. К2», «Урал. Население. К3».

    2) работа с интерактивной моделью «ЭГП Уральского экономического района»

    Задание:

    Дайте оценку ЭГП Урала по плану:

  • Положение по отношению к государственным границам.
  • На территории страны.
  • Соседи.
  • Выход к морю.
  • Транспортное положение.
  • Приблизительные ответы учащихся:

  • Уральский район – это восточный район Европейской части России.
  • После распада СССР он стал пограничным районом – на юге граничит Казахстаном. Н западе – с Поволжьем и Центральной Россией – это экономически развитые регионы, с которыми Урал связан широтными железными и автодорогами, трубопроводами. На севере Урал граничит с Северным районом, но дорог на север фактически нет.
  • Урал – сухопутный район, но по р. Урал, Каме, Волге и каналам имеет выход в Азовское, Черное, Каспийское моря.
  • Железные дороги соединяют Урал с Европейской частью России и Сибирью.
  • Слайд 7

    3) «Слепая карта» (работа на интерактивной доске с интерактивным атласом России)

    • В состав Уральского экономического района входят 2 республики
  • Удмуртия
  • Башкирия
    • 5 областей
  • Свердловская
  • Пермская
  • Челябинская
  • Оренбургская
  • Курганская
  • Слайд 4

    «Соберите» состав Уральского экономического района. Укажите правильное количество субъектов федерации, входящих в УЭР.

    4) защита презентаций «Образы УЭР»;

    Слайд 5

    ( группы по 2 учащихся, каждая группа готовит презентации по плану:

    1.Основные сведения (центр, территория, флаг, герб, географическое положение, климатические условия).

    2.Население.

    3.Хозяйство (отрасли специализации);

    ИКТ-компетентности

    Сценарий для учащегося

    Примерные действия учащегося

    Доступ

    Используя программу поиска, найти необходимые материалы для создания образа территорий.

    В поисковой системе “Rambler ” “Yandex” учащийся вводит термин поиска или сразу вводит название территории.

    Управление

    Оценить сайты и выделить те, из которых можно получить необходимую информацию о какой – либо территории.

    Выбор сайтов

    Выбрать сайт, содержащий общую информацию по теме.

    Интеграции

    В отобранных статьях найти информацию о территориях, входящих в состав Уральского экономического района.

    В поисковой системе учащийся вводит термин поиска, ключевые слова.

    Оценка

    Сравнить информацию из разных статей.

    Чтение текста. Отбор информации.

    Создание

    Разработать документ в программе создания презентаций.

    Создание презентации.

    Основные научные труды

    4. Изучение нового материала.

    1. Мотивация учебной деятельности

    Учитель:

    «Образ» каждого субъекта федерации определяет «лицо» Уральского экономического района. Поэтому тема урока: «Хозяйство и проблемы Урала».

    Слайд

    Учитель:

    Мы продолжаем изучение Уральского экономического района.

    Сегодня на уроке мы должны:

    • Определить отрасли специализации УЭР;
    • Сформулировать проблемы и выявить пути их решения.

    2. Объяснение нового материала с помощью ОМС «Урал. Хозяйство. И1.»

    Учитель:

    Тема урока: «Хозяйство и проблемы Урала».

    Хозяйство Урала стало складываться еще в начале XVII в., но особенно быстро развивается в начале XVIIIв. после реформ Петра I. Вскоре район становится ведущей промышленной базой России. Урал, называемый “опорным краем державы”, вынес основную хозяйственную нагрузку в годы Великой Отечественной войны.

    Современный Урал – один из наиболее насыщенных тяжелой индустрией районов России. Этот факт, а также низкий технический уровень большинства предприятий индустрии определили крайне высокую энергоемкость валового регионального продукта района.

    Среди базовых отраслей промышленности ведущая роль принадлежит черной (18,8%), цветной (7,3%) металлургии, машиностроению и металлообработке (18,8%), а также химической и нефтехимической промышленности (7,2%).

    (прдолжается заполнение таблицы:

    Природные ресурсы

    Отрасли специализации

    Центры

    1.Железные руды

    1. черная металлургия

    Н.Тагил, Челябинск,Екатеринбург

    2.Медные руды

    2.цветная металлургия

    · производство никеля

    Реж

    · производство меди

    Красноуральск, Ревда

    · производство аллюминия

    Краснотурьинск, Каменск-Уральский

    · производство цинка

    Челябинск

    3.Калийная соль

    3.машиностроение

    · энергетическое

    Н.Тагил, Челябинск, Екатеринбург

    · электротехническое

    Пермь

    · приборостроение

    Курган

    · с\х машиностроение

    Пермь, Курган

    4.Поваренная соль

    4.химическая и нефтехимия

    Соликамск, Березняки, Уфа, Салават, Пермь

    5.Нефть, газ

    5.оборонная

    Н.Тагил, Ижевск, Новоуральск, Звездный, Снежинск

    6.Лесные

    7.Земельные

    8.Агроклиматические

    5. Задание:

    1 группа Используя Интернет – ресурсы составьте характеристику

    отраслей специализации района.

    2 группа определяет на стр. 191-193 – проблемы Урала, записывает их в инструкционные карты

    Слайд 9

    6. Заслушивание ответов учащихся

    7. Работа с интерактивной картой «Урал. Социально-экономическая карта», ОМС «Хозяйство» И1

    Слайд 10.

    Исторически Урал для России – это, безусловно, локомотив индустриально-промышленного развития. И сегодня роль этого региона для экономики всей страны продолжает оставаться крайне значимой.

    В настоящее время Урал переживает очень тяжёлый период своей истории.

    Задания:

    1.Определите основные проблемы УЭР.

    2.Обоснуйте причины существования этих проблем и пометьте пути их решения.

    4. Подведение итогов урока. Использование ОМС «Урал. Хозяйство. И1»

    Учитель:

    • В целом положение района очень благоприятное для его дальнейшего развития. Он входит в состав Западной экономической зоны России, граничит с районами Восточной зоны, отсюда — относительная близость к разнообразным минерально-сырьевым и топливно-энергетическим ресурсам Сибири, к рынкам сбыта готовой продукции, которая потребляется как в Западной, так и восточных районах страны. Урал имеет большое значение, как машиностроительная база освоения восточных районов.
    • Природные ресурсы Урала очень разнообразны и оказывают большое влияние на специализацию района и его уровень развития, природный потенциал исключителен по сочетанию различных видов минерального сырья. Здесь обнаружено 5 тысяч минералов и 15 тысяч месторождений полезных ископаемых. Из 70 элементов таблицы Менделеева, используемых в производстве, на Урале добывается 50. Однако многие регионы Урала недостаточно обеспечены водными ресурсами. Так же, некоторые природные ресурсы Урала либо исчерпаны, либо на грани исчерпания.
    • Население Уральского экономического района только уменьшается. Естественное движение населения на Урале к концу 90-х годов приобрело отрицательное значение (-3,3 чел. На 1000 жителей в 1998 г.) и было только отчасти компенсировано положительным коэффициентом миграции( -2,9 на 1000 жителей).
    • Главное направление дальнейшего развития хозяйства Уральского экономического района в условиях перехода к рыночной экономике — это всемирная интенсификация производства. Первоочередными задачами на Урале являются развитие наукоемких производств, сферы образования.

    Слайд 11.

    Слайд 12.

    Учитель

    Почему Урал – опорный край державы?

    Далее учитель объявляет итоги урока, анализирует представленные ресурсы учащихся, выставляет оценки за урок.

    Слайд 13

    Домашнее задание: §56-57 – повторить, §58, выполнить задания 4-6 на контурной карте, с.12; определить пути решения проблем Урала.

    Используемые ресурсы.

  • http://www.geogid.ru
  • http://www.geosite.com.ru

    http://www.ms45.edu.ru

    http://www.informeco.ru

    http://www.georus.by.ru/

    http://www.mojgorod.ru

    http://www.geografia.ru/r

    Литература.

    1. А.И. Алексеев География: население и хозяйство России. М. Пр.2005 г. учебник для 9 класса ОУ. С.289-297.

    2. Вавилова Е.В. Экономическая география и регионалистика. М: Гардарики. -2003. -368с.

    3. ГохбергМ. Уральский федеральный округ//Экономист.-2004.-N 2..- С. 55-70

    4. Геологические памятники природы Оренбургской области/под ред. А.А. Чибилева;Ин-т степи; Ураль. отд. РАН; Комитет природных ресурсов по Оренбург. обл..-Оренбург:Оренбург. кн. изд-во ,2000.-400с.

    5. Желтиков В.П., Кузнецов Н.Г. Экономическая география. Ростов На-Дону: Феникс. 2001. — 384 с.

    Файлы: моря крупные природные комплексы.zip
    Размер файла: 2540592 байт.

    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология