Автор конспекта:
Автор(ы): — Юзбекова Елена Ивановна

Место работы, должность: —

Учитель географии МБОУ СОШ № 20 г. Новочеркасск

Регион: — Ростовская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 9 класс

Предмет(ы): — География

Цель урока: —

  • Создать условия для осмысления необходимости районирования территории страны.
  • Познакомить с различными подходами к районированию территории страны.
  • Отработать навыки районирования территории на примере школьного двора и своего города.
  • Подвести обучающихся к проблемам районирования территории страны и путям их решения.
  • Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

    Используемые учебники и учебные пособия: —

    География России. Хозяйство и географические районы.В.П.Дронов, И.И.Баринова, В.Я. Ром, А.А. Лобжанидзе

    Используемое оборудование: —

    компьютер учителя, мультимедийный проектор, экран, мобильный компьютерный класс.

    Используемые ЦОР: —

    Мультимедийное приложение к учебнику, разработанное Республиканским мультимедиа центром Минобразования России по заказу Министерства образования Российской Федерации, 2002г.

    Краткое описание: —

    Лекция с элементами практикума.

    Ход урока.

    1.Актуализация знаний.

    В процессе беседы обучающиеся вспоминают, какова площадь территории страны. Далее учитель совместно с обучающимися раскрывает причинно-следственные связи:

    S территории страны (17, 1 млн. км2, самая большая по занимаемой площади страна мира) => разнообразие природы: климат, рельеф, растительность и животный мир, природные ресурсы => различия в размещении населения => различия в хозяйственной освоенности территории страны.

    2.Получение новых знаний.

    Постановка проблемного вопроса:

    - Можно ли такую разнообразную территорию рассматривать всю в целом?

    – Нет.

    Т.о, возникла необходимость выявлять, описывать и оценивать непохожие друг на друга территории – районы.

    По учебнику §18 знакомятся с понятием «район» и «районирование».

    Работа с электронным приложением к учебнику: у учителя на экране, у обучающихся на ноутбуках ЭОР № 1: Районирование России → Цели районирования.

    Учитель акцентирует внимание обучающихся на целях районирования: улучшение территориального управления и проведение региональной политики государства.

    Далее рассматривают по электронному учебнику материал ЭОР № 2: способы и результаты районирования (варианты районирования):

    Как может осуществляться районирование? Существует несколько вариантов. Во-первых, всю территорию можно разделить на районы, не оставляя свободных пространств. В этом случае районирование отличается

    однородностью и многоступенчатостью. Каждый крупный район можно подразделить на районы среднего уровня, а те, в свою очередь, на микрорайоны и т.д. Примерами такого районирования может служить деление на крупные природные комплексы в физической географии (Русская

    равнина, Урал и т.д.), административно-территориальное деление и выделение экономических районов. Во-вторых, можно выделять только отдельные центры объектов или явлений и территории, тяготеющие к ним. В этом случае территория получается неоднородной ("сгустки" и "пустые" места), а границы районов менее четкие. Влияние центров на окружающую их территорию можно сравнить с камнем, брошенным в воду. Отличие лишь в том, что "круги" (границы) будут не концентрическими. Влияние центра может быть и отрицательным. Например, он может "выкачивать" ресурсы с периферии. Такое районирование носит проблемный характер. Третий вариант — выделение зон или полос: зона Севера, основная полоса расселения и т.д. Его применяют при строительстве новых транспортных магистралей, вокруг которых возникают "зоны тяготения" или "полосы развития" (транспорт) тяготение к БАМу). Выделение зон связано с определенными нормативами (благоприятность для проживания человека, степень хозяйственной освоенности и др.) Итогом районирования является сетка экономических районов (карта).

    ЭОР № 3: Районирование России. Действующая сетка экономических районов принята в 1961 г. (с последними преобразованиями в 1982 г.) и к настоящему времени устарела. Критику вызывают насыщенность районов (сравните Северо-Западный — 196 тыс. кв. км. и Дальневосточный — 6216 тыс. кв. км.), их состав, новые экономические реалии. В сложных условиях реформирования экономики субъекты Российской Федерации создали региональные ассоциации экономического взаимодействия. Это гибкие системы (некоторые регионы одновременно могут находиться в двух ассоциациях), которые позволяют координировать хозяйственную деятельность и реконструировать экономику.

    ЭОР № 4: Федеральные округа. Для укрепления Федеральной государственной власти и контролем за исполнением законов на местах, были образованы семь федеральных округов. Они подчинены Президенту России через назначенных в них полномочных представителей.

    Уточнение учителя: в настоящее время федеральных округов – 8, т.к. в 2010 году указом Президента России Д.А.Медведевым из состава Южного федерального округа был выделен Северо – Кавказский с центром в г. Пятигорск.

    В процессе изучения материала электронного приложения к учебнику в тетрадях делают записи основных моментов темы урока:

    Виды районирования:

    - административное районирование;

    - физико-географическое районирование;

    - системы расселения населения в России;

    - степень благоприятности природных условий и жизни населения;

    - районирование «снизу» (узловое);

    - федеральные округа;

    - экономическое районирование.

    Постановка проблемного вопроса:

    - Любую ли территорию можно районировать?

    – Да, только необходимо четко выделить признаки районирования.

    Самостоятельная работа в тетрадях: разработать примеры районирования территории школьного двора (данная работа рассчитана на 3-5 минут). По окончании зачитывают варианты районирования с указанием принципов.

    Работа с электронным приложением.

    ЭОР № 5: Новые подходы к районированию:

    - районирование (широтное) две зоны: социально-экономическая и экологическая (зона Севера и зона основного расселения).

    Планируя будущее районирование России, можно предложить много новых вариантов. Остановимся на одном из них. В России выделяются две

    широтные социально-экономические и экологические зоны: зона Севера и

    основная зона расселения и хозяйственного освоения. Иными словами, мы

    имеем вновь два макрорегиона, только разделенных не меридиональной, а

    широтной границей.

    В этом случае зона Севера может быть поделена на несколько частей-районов: Европейский Север, Обский Север, Дальневосточный Север и Северо-Восток.

    Для нового районирования густозаселенной и староосвоенной территории должны быть учтены следующие факторы: исторический – как поэтапно осваивалась территория; расселенческий – как размещается население; экономический – учет промышленных узлов и районов, научных центров с наукоемкими производствами; природный.

    3.Закрепление знаний:

    Работа с электронным приложением к учебнику: раздел «Практика», выполнить задание № 1 (ноутбуки). «На контурной карте России обозначьте экономические районы. Для этого перенесите названия районов на карту».

    4.Подведение итогов урока.

    Домашнее задание: §18, письменно в тетради предложить свой вариант районирования территории города Новочеркасска (по желанию учащихся).

    Выставление отметок за работу.

    Файлы: вводный контроль.doc
    Размер файла: 765952 байт.

    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология