Автор конспекта:
Автор(ы): — Руденченко Марина Николаевна
Место работы, должность: — МОУ СОШ №21 Ворошиловского р-на, г. Волгограда, учитель биологии
Регион: — Волгоградская область
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Класс(ы): — 7 класс
Предмет(ы): — Биология
Цель урока: —
Цель: Раскрыть роль зоологии в жизни современного общества на разных этапах развития зоологии, показывая многообразие животного мира, формулируя представления о виде как систематической категории, показывая достижения современной зоологии.
Задачи:
- показать необходимость изучения на разных этапах развития зоологии и доказать ее значение для современного человека, знакомя с работами Аристотеля, Антони ван Левенгука, К. Линнея, Ч. Дарвина, отмечая отличительные особенности систематики животного мира;
- указывать черты сходства и отличия животных от растений, называя географические точки где нет животных , обучая делать выводы об условиях абиотических и биотических факторах данных географических объектов;
- объяснить причины уникальности фауны Волгоградской области.
Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): — 25
Используемые учебники и учебные пособия: —
В.В. Латюшин,В.А. Шапкин "Биология. Животные." 7 класс: Учебник для общеобразовательных учебных заведений.- М,: Дрофа, 2005.-304с.
Используемая методическая литература: —
В.В. Латюшин, Г.А Уфимцев "Биология. Животные." 7 класс: Тематическое и поурочное планирование к учебнику "Биология. Животные." 7 класс.- М.: Дрофа, 2004, -192с.
Используемое оборудование: —
Оборудование: комнатные растения кабинета биологии, коллекции членистоногих, влажные препараты животных, чучела, таблицы с изображениями животных, книги: «Красная книга Волгоградской области», «Красная книга РФ», CD-диск «Красная книга Волгоградской области», «Природа России» Интер- активная доска, проектор и мультимедийное пособие «Красная книга Волгоградской области».
Используемые ЦОР: —
Интерактивная-доска, проектор.
Краткое описание: — Ход урока. I.Организационный момент: 1. учет посещаемости; 2. вводный инструктаж по охране труда и здоровья учащихся во время проведения уроков биологии; 3. знакомство с организацией учебных занятий в 7 классе по курсу «Биология. Животные.»: структура учебника и ведение рабочей тетради ; лабораторные , практические работы, семинарские занятия и выполнение тестовых проверочных и контрольных работ; критерии оценок. II. Объяснение новой темы ( иллюстрация объяснения – интер-активная доска и мультимедийное приложение). История развития и значение современной зоологии. 1. Зоология — наука, входящая в состав комплексной и интегрированной науки биологии (предмет, задачи и методы изучения), этапы развития зоологии: • Донаучный (возникновение) – накопление зоологических знаний; • описательный (становление науки) – классификация животного мира (К.Линней): • объясняющий (развитие науки) – эволюционная теория Ч.Дарвина: • творческий – современный. 2. Отличия растений и животных. • Способ питания • Строение клеток • Способность передвигаться • Различная продолжительность жизненных циклов (рост, половая зрелость, продолжительность жизни) 3. Сходство растений и животных • Клеточное строение • Обмен веществ (метаболизм) • Способность размножаться (репродукция) • Дыхание • Рост и развитие (онтогенез и филогенез) • Раздражимость (рефлекс, таксисы, тропизмы, настии) • Дискретность (деление на части) • Авторегуляция (гомеостаз) • Ритмичность (суточная, сезонная) • Энергозависимость – живые организмы это открытые системы • Наследственность • изменчивость 4. Многообразие животного мира, его классификация (царство, подцарство, тип, подтип, класс, отряд, семейство, род, вид). 5. Закономерности распространения животных на планете (абиотические и биотические факторы) Животных нет на территориях: • Во внутренних частях Антарктиды и Гренландии, на мелких островах Крайнего Севера; • На вершинах пиков гор; • В кратерах действующих вулканов; • В Мертвом море в Палестине. 6. Значение зоологических знаний. • Продукты питания • Сырье для изготовления одежды и обуви, аксессуаров • Сырье для изготовления лекарств и косметических средств • Источник наслаждения красотой природы • Разработка методов борьбы с вредителями и возбудителями болезней • Выведение новых пород • Интродукция животных • Генная инженерия • Биотехнологии • На-на технологии • Сохранение редких видов • Сохранение биосферы III. Задание на дом. • Прочитать инструкцию «Как работать с учебником», с.3; • Изучить *1-2; • Составить словарь терминов; • Раб. Тетрадь с. 4-5 • Повторить строение растительной клетки • Сообщения, или доклады, или рефераты к семинарскому занятию: Аристотель, К.Линней, Антони ван Левенгук, Ч.Дарвин и современные достижения науки зоологии. IV. Закрепление новой темы. 1. Что изучает биология? 2. Почему биология комплексная и интегрированная наука? 3. Что изучает зоология? 4. Почему зоология то же комплексная и интегрированная наука? 5. Какие этапы развития зоологии вы знаете? 6. Какие методы изучения животных использует зоология? 7. По каким признакам классифицируются животные? 8. Приведите примеры двойных названий животных и объясните их значение. 9. Что общего у растений и животных? 10. Чем животные отличаются от растений? 11. Где на планете нет животных и почему? 12. Какова роль зоологических знаний для современного человека? V. Итоги урока: • Оценки за урок • Вопросы • Пожелания и предложения
1. История развития и значение современной зоологии.
Зоология — наука, входящая в состав комплексной и интегрированной науки биологии (предмет, задачи и методы изучения).
этапы развития зоологии:
- Донаучный (возникновение)– накопление зоологических знаний;
- описательный (становление науки)– классификация животного мира (К.Линней):
- объясняющий (развитие науки)– эволюционная теория Ч.Дарвина:
- творческий –современный.
Отличия растений и животных.
- Способ питания
- Строение клеток
- Способность передвигаться
- Различная продолжительность жизненных циклов (рост, половая зрелость, продолжительность жизни)
Сходство растений и животных
- Клеточное строение
- Обмен веществ (метаболизм)
- Способность размножаться (репродукция)
- Дыхание
- Рост и развитие (онтогенез и филогенез)
- Раздражимость (рефлекс, таксисы, тропизмы, настии)
- Дискретность (деление на части)
- Авторегуляция (гомеостаз)
- Ритмичность (суточная, сезонная)
- Энергозависимость – живые организмы это открытые системы
- Наследственность
- изменчивость
Закономерности распространения животных на планете зависит от абиотических и биотических факторов. Лишь там, где оптимальное сочетание благоприятных факторов, биоразнообразие живых организмов велико. Это тропические леса, в них много света, тепла и высокая влажность.
Если хотя бы один экологический фактор имеет минимальное значение, биоразнообразие живых организмов скудное. Это арктические и знойные пустыни.
Животных нет на территориях:
- Во внутренних частях Антарктиды и Гренландии, на мелких островах Крайнего Севера;
- На вершинах пиков гор;
- В кратерах действующих вулканов;
- В Мертвом море в Палестине.
Значение зоологических знаний.
- Продукты питания
- Сырье для изготовления одежды и обуви, аксессуаров
- Сырье для изготовления лекарств и косметических средств
- Источник наслаждения красотой природы
- Разработка методов борьбы с вредителями и возбудителями болезней
- Выведение новых пород животных
- Интродукция животных
- Генная инженерия
- Биотехнологии
- На-на технологии
- Сохранение редких видов животных
- Сохранение биосферы – жизни на планете Земля.
Зоология (греч. Зоон — животное, логос – учение)– система наук, изучающая животных, особенности их строения, жизнедеятельности, закономерности индивидуального и эволюционного развития, многообразие и географическое распространение.
*Как наука возникла в древней Греции и связана с именем Аристотеля (384 – 322 гг. до нашей эры).
Окончательно сформировалась в конце XVIIIвека благодаря трудам :
- Ж. Бюффона (1706 -1788);
- Ж. Ламарка (1744 – 1829);
В России выдающийся вклад в развитие зоологии сделали:
- К . Бэр (1792 – 1876);
- А.О. Ковалевский (1840 – 1901);
- И.И. Мечников (18445 – 1916):
- В.О. Ковалевский (1842 – 1883);
- А.Н. Северцов (1866 – 1936).
*по биографии этих ученых рекомендуется сделать рефераты, доклады, сообщения или презентации.