Автор конспекта:
Автор(ы): — Руденченко Марина Николаевна

Место работы, должность: — МОУ СОШ №21 Ворошиловского р-на, г. Волгограда, учитель биологии

Регион: — Волгоградская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 7 класс

Предмет(ы): — Биология

Цель урока: —

Цель: Раскрыть роль зоологии в жизни современного общества на разных этапах развития зоологии, показывая многообразие животного мира, формулируя представления о виде как систематической категории, показывая достижения современной зоологии.

Задачи:

  • показать необходимость изучения на разных этапах развития зоологии и доказать ее значение для современного человека, знакомя с работами Аристотеля, Антони ван Левенгука, К. Линнея, Ч. Дарвина, отмечая отличительные особенности систематики животного мира;
  • указывать черты сходства и отличия животных от растений, называя географические точки где нет животных , обучая делать выводы об условиях абиотических и биотических факторах данных географических объектов;
  • объяснить причины уникальности фауны Волгоградской области.

Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Учащихся в классе (аудитории): — 25

Используемые учебники и учебные пособия: —

В.В. Латюшин,В.А. Шапкин "Биология. Животные." 7 класс: Учебник для общеобразовательных учебных заведений.- М,: Дрофа, 2005.-304с.

Используемая методическая литература: —

В.В. Латюшин, Г.А Уфимцев "Биология. Животные." 7 класс: Тематическое и поурочное планирование к учебнику "Биология. Животные." 7 класс.- М.: Дрофа, 2004, -192с.

Используемое оборудование: —

Оборудование: комнатные растения кабинета биологии, коллекции членистоногих, влажные препараты животных, чучела, таблицы с изображениями животных, книги: «Красная книга Волгоградской области», «Красная книга РФ», CD-диск «Красная книга Волгоградской области», «Природа России» Интер- активная доска, проектор и мультимедийное пособие «Красная книга Волгоградской области».

Используемые ЦОР: —

Интерактивная-доска, проектор.

Краткое описание: — Ход урока. I.Организационный момент: 1. учет посещаемости; 2. вводный инструктаж по охране труда и здоровья учащихся во время проведения уроков биологии; 3. знакомство с организацией учебных занятий в 7 классе по курсу «Биология. Животные.»: структура учебника и ведение рабочей тетради ; лабораторные , практические работы, семинарские занятия и выполнение тестовых проверочных и контрольных работ; критерии оценок. II. Объяснение новой темы ( иллюстрация объяснения – интер-активная доска и мультимедийное приложение). История развития и значение современной зоологии. 1. Зоология — наука, входящая в состав комплексной и интегрированной науки биологии (предмет, задачи и методы изучения), этапы развития зоологии: • Донаучный (возникновение) – накопление зоологических знаний; • описательный (становление науки) – классификация животного мира (К.Линней): • объясняющий (развитие науки) – эволюционная теория Ч.Дарвина: • творческий – современный. 2. Отличия растений и животных. • Способ питания • Строение клеток • Способность передвигаться • Различная продолжительность жизненных циклов (рост, половая зрелость, продолжительность жизни) 3. Сходство растений и животных • Клеточное строение • Обмен веществ (метаболизм) • Способность размножаться (репродукция) • Дыхание • Рост и развитие (онтогенез и филогенез) • Раздражимость (рефлекс, таксисы, тропизмы, настии) • Дискретность (деление на части) • Авторегуляция (гомеостаз) • Ритмичность (суточная, сезонная) • Энергозависимость – живые организмы это открытые системы • Наследственность • изменчивость 4. Многообразие животного мира, его классификация (царство, подцарство, тип, подтип, класс, отряд, семейство, род, вид). 5. Закономерности распространения животных на планете (абиотические и биотические факторы) Животных нет на территориях: • Во внутренних частях Антарктиды и Гренландии, на мелких островах Крайнего Севера; • На вершинах пиков гор; • В кратерах действующих вулканов; • В Мертвом море в Палестине. 6. Значение зоологических знаний. • Продукты питания • Сырье для изготовления одежды и обуви, аксессуаров • Сырье для изготовления лекарств и косметических средств • Источник наслаждения красотой природы • Разработка методов борьбы с вредителями и возбудителями болезней • Выведение новых пород • Интродукция животных • Генная инженерия • Биотехнологии • На-на технологии • Сохранение редких видов • Сохранение биосферы III. Задание на дом. • Прочитать инструкцию «Как работать с учебником», с.3; • Изучить *1-2; • Составить словарь терминов; • Раб. Тетрадь с. 4-5 • Повторить строение растительной клетки • Сообщения, или доклады, или рефераты к семинарскому занятию: Аристотель, К.Линней, Антони ван Левенгук, Ч.Дарвин и современные достижения науки зоологии. IV. Закрепление новой темы. 1. Что изучает биология? 2. Почему биология комплексная и интегрированная наука? 3. Что изучает зоология? 4. Почему зоология то же комплексная и интегрированная наука? 5. Какие этапы развития зоологии вы знаете? 6. Какие методы изучения животных использует зоология? 7. По каким признакам классифицируются животные? 8. Приведите примеры двойных названий животных и объясните их значение. 9. Что общего у растений и животных? 10. Чем животные отличаются от растений? 11. Где на планете нет животных и почему? 12. Какова роль зоологических знаний для современного человека? V. Итоги урока: • Оценки за урок • Вопросы • Пожелания и предложения

1. История развития и значение современной зоологии.

Зоология — наука, входящая в состав комплексной и интегрированной науки биологии (предмет, задачи и методы изучения).

этапы развития зоологии:

  • Донаучный (возникновение)– накопление зоологических знаний;
  • описательный (становление науки)– классификация животного мира (К.Линней):
  • объясняющий (развитие науки)– эволюционная теория Ч.Дарвина:
  • творческий –современный.

Отличия растений и животных.

  • Способ питания
  • Строение клеток
  • Способность передвигаться
  • Различная продолжительность жизненных циклов (рост, половая зрелость, продолжительность жизни)

Сходство растений и животных

  • Клеточное строение
  • Обмен веществ (метаболизм)
  • Способность размножаться (репродукция)
  • Дыхание
  • Рост и развитие (онтогенез и филогенез)
  • Раздражимость (рефлекс, таксисы, тропизмы, настии)
  • Дискретность (деление на части)
  • Авторегуляция (гомеостаз)
  • Ритмичность (суточная, сезонная)
  • Энергозависимость – живые организмы это открытые системы
  • Наследственность
  • изменчивость

Закономерности распространения животных на планете зависит от абиотических и биотических факторов. Лишь там, где оптимальное сочетание благоприятных факторов, биоразнообразие живых организмов велико. Это тропические леса, в них много света, тепла и высокая влажность.

Если хотя бы один экологический фактор имеет минимальное значение, биоразнообразие живых организмов скудное. Это арктические и знойные пустыни.

Животных нет на территориях:

  • Во внутренних частях Антарктиды и Гренландии, на мелких островах Крайнего Севера;
  • На вершинах пиков гор;
  • В кратерах действующих вулканов;
  • В Мертвом море в Палестине.

Значение зоологических знаний.

  • Продукты питания
  • Сырье для изготовления одежды и обуви, аксессуаров
  • Сырье для изготовления лекарств и косметических средств
  • Источник наслаждения красотой природы
  • Разработка методов борьбы с вредителями и возбудителями болезней
  • Выведение новых пород животных
  • Интродукция животных
  • Генная инженерия
  • Биотехнологии
  • На-на технологии
  • Сохранение редких видов животных
  • Сохранение биосферы – жизни на планете Земля.

Зоология (греч. Зоон — животное, логос – учение)– система наук, изучающая животных, особенности их строения, жизнедеятельности, закономерности индивидуального и эволюционного развития, многообразие и географическое распространение.

*Как наука возникла в древней Греции и связана с именем Аристотеля (384 – 322 гг. до нашей эры).

Окончательно сформировалась в конце XVIIIвека благодаря трудам :

  • Ж. Бюффона (1706 -1788);
  • Ж. Ламарка (1744 – 1829);

В России выдающийся вклад в развитие зоологии сделали:

  • К . Бэр (1792 – 1876);
  • А.О. Ковалевский (1840 – 1901);
  • И.И. Мечников (18445 – 1916):
  • В.О. Ковалевский (1842 – 1883);
  • А.Н. Северцов (1866 – 1936).

*по биографии этих ученых рекомендуется сделать рефераты, доклады, сообщения или презентации.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология