Автор конспекта:
Автор(ы): — Тохтобина Надежда Петровна

Место работы, должность: — ТМОУ «ДСШ №1″ учитель истории

Регион: — Красноярский край

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 5 класс

Предмет(ы): — История

Цель урока: — 1. Обобщение и систематизация знаний о хозяйстве, обществе и религиозных верованиях древних египтян. 2. Развитие способностей к самостоятельному раскрытию причинно-следственных связей, обобщению фактов, полученных в ходе изучения раздела о Древнем Египте. 3. Формирование чувства коллективизма, ответственности за собственные действия в групповой работе.

Тип урока: — Урок обобщения и систематизации знаний

Учащихся в классе (аудитории): — 26

Используемое оборудование: —

Мультимедийная презентация, карточки с вопросами, фрагмент фильма «Древний Египет».

Краткое описание: — Итогово-обобщающий урок по истории. 5 класс. По теме "Древний Египет" Цель: Обобщение и систематизация знаний о хозяйстве, обществе и религиозных верованиях древних египтян.

Ход урока

I. Перед тем как сформулировать тему и цели урока сделаем небольшую разминку. Сейчас все посмотрите на экран, будем отгадывать кроссворд. Все вопросы у нас идут по вертикали. Если вы правильно отгадаете все слова, то по горизонтали выделится всем вам знакомое слово.

Вопросы к кроссворду:

1. Бог земли (Геб).

2. Бог-покровитель правящего в Египте фараона (Гор).

3. Столица объединенного царства Египта около 3000 лет до нашей эры (Мемфис).

4. Старейший род сухопутных войск (пехота).

5. Равнина, на которой река делится на несколько рукавов (дельта).

6. Люди, занимавшиеся возделыванием земли (крестьяне).

Как же будет называться тема нашего урока. Правильно, тема нашего урока «Древний Египет». Как вы думаете, что мы будем делать на этом уроке (ответы учеников).

Ребята в течение ряда уроков мы изучали страну Египет. Сегодня вы постарайтесь вспомнить все, что вы знаете об этой стране, будете выполнять различные задания, касающиеся этой страны. А к концу урока мы вместе сделаем выводы.

II. Далее у нас идет такое задание. Перед вами 4 предложения, внимательно прочтите все предложения и найдите исторические ошибки (3 предложения с ошибкой, 1 без ошибки):

1. Нил не разливался уже несколько лет и изрядно обмелел.

2. Греция - так называется страна, которая располагалась на берегах Нила от первого порога до Средиземного моря.

3. Примерно три тысячи лет до нашей эры царь Южного Египта окончательно подчинил Северный Египет, объединив всю страну.

4. После жатвы ремесленники разбрасывают колосья на твердой; утоптанной площадке и прогоняют по ним скот, чтобы обмолотить зерно.

Молодцы, отлично справились с заданием (получают жетоны, учащиеся активно участвовавшие в обсуждении).

III. Как мы уже с вами знаем, что население Египта разделилось на большие группы людей – классы. А теперь посмотрите на экран и скажите, какие же социальные группы здесь пропущены. Вам нужно найти какое же слово спряталось за звездочкой.

Фараон

Вельможи (пропуск)

Чиновники

Крестьяне и ремесленники (пропуск)

Рабы

Если бы не Рома мы бы может быть так и не узнали, кто идет у нас после фараона (жетон).

IV. Работа в группах. Сейчас вы будете работать в группах. Египетский фараон Тутмос отправил нам 4 письма и хотел бы узнать, ответы на вопросы о его стране. В каждом письме по 2 вопроса, на которые вам нужно посовещавшись ответить. Вам дается 3 минуты на обсуждение. Вы выбираете одного человека из группы, который будет отвечать на вопросы.

I группа

1. Почему земледелие превратилось в главное занятие египтян значительно раньше, чем у других народов?

2. Почему корона фараона Древнего Египта было бело-красной?

II группа

1. Почему крестьяне боялись писцов?

2. Почему о жизни египетских вельмож мы знаем гораздо лучше, чем о жизни земледельцев и ремесленников?

III группа

1. Почему Египет называли «даром Нила»?

2. Почему в гробницу вельможи ставили и маленькие фигурки работников?

IV группа

1. Вели ли Египтяне воины, если да, то с кем?

2. Почему вельможи говорили о фараоне «Царь – это пища»?

Все группы хорошо поработали. Молодцы.

V. Ребята у вас на столах лежит очередное задание. Ваша задача просмотрев фильм о Древнем Египте, сопоставить даты со значимыми событиями. Задание всем понятно. А теперь внимательно смотрим фильм.

Кто раньше справиться с заданием поднимает руку.

VI. Тест на самопроверку. Следующее задание будет такое. Теперь каждый работает сам за себя. Перед вами тест, здесь 6 вопросов, нужно в каждом вопросе выбрать один правильный ответ.

1. Служитель богов в храме – это

А) вельможа

Б) жрец

В) фараон

2. Укрепление из насыпей глины и тростника для защиты низменностей от затопления – это

А) канал

Б) дамба

В) дельта

3. Самый главный бог в Египте

А) Амон

Б) Апоп

В) Анубис

4. Богиня-покровительница женщин и их красоты

А) Исида

Б) Нут

В) Бастет

5) Первая столица Египетского царства

А) Фивы

Б) Мемфис

В) Ахетатон

6. Самые крупные завоевания совершил фараон Тутмос

А) около 3000 лет до нашей эры

Б) около 2000 лет до нашей эры

В) около 1500 лет до нашей эры

А теперь обменяйтесь с соседом тетрадями, проверяем правильно ли вы решили тест. Посмотрите все на экран, перед вами ключ к тесту. Если всё правильно – 5; один неправильный ответ – 4, два или три неправильных ответа – три, четыре и более – два. Поднимите руки у кого 5, 3, 4, 2 (даю жетоны).

VII. Следующее задание будет такое. У вас на столах лежат карточки с заданием. Ваша задача представить, что вы член какой-то социальной группы: либо вы фараон, либо вы военачальник, либо вы крестьянин, либо раб. И написать в тетради, опираясь на данные в задании слова, о своей жизни. Когда закончите, прочитаете о своей жизни классу.

1. Составить рассказ от имени фараона, опираясь на следующие слова:

жезл, плеть, правитель, слуга.

2. Составить рассказ от имени военачальника, опираясь на слова:

лук, копье, колесница, пехота.

3.Составить рассказ от имени крестьянина, опираясь на слова:

налог, канал, дамба, серп, плуг.

4. Составить рассказ от имени раба, опираясь на слова:

труд, бесправие, день и ночь, свобода.

Кто желает нам прочитать свой рассказ (читают).

Все внимательно слушали рассказы Ромы, Малины, Насти и Вики. Женя скажи пожалуйста, чей рассказ тебе понравился больше всех и почему. А Маше чей-нибудь рассказ понравился. (Очень интересно рассказывал о свой жизни фараон Рома (назвать у кого), он воспользовался всеми опорными словами и написал очень увлекательный рассказ).

Вывод к уроку: (делают учащиеся). Ребята, что вы узнали о Египте. Что вы можете сказать об этой древней цивилизации. Пожалуйста, Вика.

Вы сегодня поработали и в группах, и индивидуально. Какая форма работы вам понравилась больше. Чем же работа в группах отличается от индивидуальной работы. Вы чувствуете ответственность за всю группу?

Выполнение какого задания понравилось больше всего и почему?

Всем спасибо. Вы сегодня все хорошо поработали. Особенно благодарю группы 2 и его лидера. А теперь выложите свои жетоны на край стола.

Файлы: презентация к внекласснму мероприятию Отчизны славные сыны. Александр Невский.ppt
Размер файла: 781824 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология