Автор конспекта:
Автор(ы): — Юмашев А.В.

Место работы, должность: — МОУ «Караваинская СОШ» учитель

Регион: — Тамбовская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 8 класс

Предмет(ы): — Физика

Цель урока: — — знакомство с новыми понятиями: магнитное поле Земли, магнитная аномалия, магнитная буря, магнитные полюса Земли и др.; — информация с передних рубежей науки; — формирование умений самостоятельно работать.

Тип урока: — Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся

Учащихся в классе (аудитории): — 12

Используемые учебники и учебные пособия: —

Физика 8 класс Перышкин,Астрофизика методическое пособие

Используемая методическая литература: —

Методика преподования физики

Краткое описание: — Наш сегодняшний урок пройдет в виде устного журнала о магнитном поле Земли и планет. Речь пойдет о земном и космическом магнетизме.

Урок — конференция «Магнитное поле Земли и других планет» 8класс

Цели урока:

- знакомство с новыми понятиями: магнитное поле Земли, магнитная аномалия, магнитная буря, магнитные полюса Земли и др.;

- информация с передних рубежей науки;

- формирование умений самостоятельно работать.

План занятия:

1. Вступление: о чем мы говорим

2. Устный журнал.

а) Первая страница: «Компас указывает на …» (о компасе).

б) Вторая страница: «Загадочный невидимка» (о магнитном поле Земли и его природе).

в) Третья страница: «Магнитное поле Земли и климат».

г) Четвертая страница: «Будь здоров» (о влиянии на человека и животных магнитного поля Земли).

д) Пятая страница: «Космические аппараты рассказывают …»(об исследовании магнитных полей Земли и других планет с помощью космических аппаратов).

3. Заключение (шестая страница: «Подумай!»)

Самостоятельная работа учащихся:

а) Ответы на вопросы.

б) Работа с тестом.

4. Домашнее задание, включающее составление кроссворда.

Содержание урока-конференции

Вступление

Учитель. Наш сегодняшний урок пройдет в виде устного журнала о магнитном поле Земли и планет. Речь пойдет о земном и космическом магнетизме.

Хочется, чтобы, слушая выступления, вы составляли план, который помог бы вам потом вспомнить все то, о чем мы будем говорить. Внимание! Приготовились слушать. Откройте свои рабочие тетради.

Первый ученик. Магнит — это камень из Магнесии — древнего города в Малой Азии, тело, обладающее намагниченностью. Магнитные явления известны людям с очень давних времен. В 1600 г. Уильям Гильберт выпустил книгу под названием «Новая физиология о магнитах, магнитных силах и великом магните — Земле», в которой привел факты, доказывающие, что наша планета — магнит: ведь вертикально стоящие оконные железные решетки с течением времени намагничиваются (очевидно, под влиянием этого магнита); известно, что кусок магнитного железняка, будучи подвешенным, ориентируется в пространстве особым образом (опять-таки, видимо, под влиянием этого магнита). Последний факт — основа одного из величайших изобретений человека — компаса.

Учитель. Первая страничка нашего устного журнала называется «Компас указывает на….». Ее ведет ученик … (оглашает его фамилию).

Второй ученик. Из истории компаса. Удивительная способность магнита притягивать железо была известна еще в древности. Свойство магнита указывать на юг и север Земли было открыто позже. Но уже в III в. изготавливали особые «югоуказатели» в виде маленького человечка с вытянутой рукой. Эта фигурка — древнейший компас — укреплялась на магните, который мог вращаться. Значительно позже (в VIII-IX вв.) арабы стали применять компас для мореплавания. Европейские мореплаватели пользовались компасом примерно с IX в., но не знали (так же, как китайцы и арабы), почему один конец стрелки указывает на юг, а другой — на север.

Первые компасы представляли собой небольшие кусочки намагниченного железа, прикрепленные к пробке, плавающей в глиняном сосуде с водой. Такие примитивные приборы применяли кочевники при переходах через пески бескрайних пустынь. Эти компасы были настолько ценны для кочевников, что их держали в специальных ящичках между горбами верблюдов.

Шло время, менялся внешний вид компаса. К стойке для стрелки стали прикреплять карточку с нанесенными обозначениями частей света. Потом ввели 4 промежуточных румба: северо-восточный, северо-западный, юго-восточный, юго-западный. Все направления изображали в виде лучей, расходящихся из центра круга в разные стороны, как лепестки цветка. Рисунок получил название «роза ветров».

Устройство простейшего сегодняшнего компаса такое: в плоской цилиндрической пластмассовой коробочке на острие стальной иглы находится магнитная стрелка. Один конец стрелки окрашен в синий цвет, он указывает направление на север; другой окрашен в красный, он указывает на юг; на дне коробочки расположено градусное кольцо.

Компасы бывают разные. Например, в маршрутах геологов и географов сопровождает горный компас, у которого есть приспособление для измерения еще углов наклона поверхности Земли и горных пластов.

Учитель. Рассмотрим внимательно компасы, лежащие на ваших столах.

Задание № 1. Определите: в каком направлении расположена классная доска.

Задание № 2. На столах перед вами три металлических цилиндра (из набора калориметрических тел). Определите с помощью компаса: какой из них изготовлен из стали.

Учитель. Всем известно, что магнитная стрелка компаса ориентируется в данном месте пространства всегда определенным образом. Как вы думаете: почему?

Попытаемся дать ответ, прослушав материал со второй страницы нашего устного журнала. Она носит название «Загадочный невидимка». Ее ведет ученик …

Третий ученик. Моя тема — «Магнитное поле Земли и его природа».

Сегодня ученые знают, что одна из особенностей Земли как планеты — наличие у нее магнитного поля. Именно благодаря ему мы можем пользоваться компасом.

Что же является источником этого магнитного поля? По современным воззрениям первая причина — это процессы, происходящие в недрах Земли. Ядро Земли является жидким и состоящим из железа; в нем циркулируют круговые токи, которые и порождают земное магнитное поле: вокруг токов всегда есть магнитное поле.

В 1958 г. при помощи космических аппаратов российские и американские ученые открыли существование вокруг Земли двух «поясов», которые расположены в экваториальной плоскости. Эти «пояса» (их называют радиационными) состоят из движущихся потоков заряженных частиц — протонов и электронов, которые создают кольцевой ток. Таким образом, радиационные пояса — вторая причина существования у Земли магнитного поля. В первом (грубом) приближении на не слишком больших расстояниях от поверхности планеты ее магнитное поле напоминает поле знакомого нам полосового магнита. Северный полюс этого магнита находится в Южном полушарии и не на поверхности Земли, а на некоторой глубине, а Южный магнитный полюс — в Северном полушарии и тоже в недрах планеты. Если мы мысленно соединим эти полюсы прямой, то полученный отрезок диаметром Земли не будет. Это — первая особенность магнитных полюсов Земли.

Есть еще одна интересная особенность этих полюсов: они постепенно смещаются. На основе изучения намагниченности извергнутых из глубин Земли и осадочных пород на морском дне получены данные, говорящие о том, что магнитное поле Земли некогда имело почти противоположное направление по сравнению с нынешним.

Учитель. На карте и глобусе обозначены полюсы Земли.

Что такое полюс? (Выслушивает ответ: «Полюс — точка пересечения воображаемой оси вращения Земли с земной поверхностью». На Земле — два полюса: Северный и Южный.)

Найдите полюса на глобусе, назовите их координаты (90° северной широты, 90° южной широты).

Как вы думаете: на какие два полюса — географический или магнитный — показывает стрелка компаса? (Выслушивает ответы.)

Третий ученик (продолжает). Итак, Земля обладает свойствами, позволяющими считать нашу планету магнитом с двумя полюсами — Северным и Южным. Магнитные полюса не совпадают с географическими: Южный магнитный полюс находится в Северном полушарии, Северный — в Южном.

Координаты магнитных полюсов (по данным на 1980-1985 гг.):

Южный — 77° северной широты, 102° западной долготы (Северная Америка, Канадский Арктический архипелаг, п-ов Бутия);

Северный магнитный полюс — 65,5° южной широты, 39,5° восточной долготы (Антарктида).

Найдите эти полюсы на глобусе, обозначьте флажками: синий флажок поставьте в Антарктиде (Северный магнитный полюс), красный — в Северной Америке (Южный магнитный полюс).

Если соединить магнитные полюсы линией по поверхности Земли, то получится магнитный меридиан. Магнитные меридианы — это силовые линии, идущие от одного магнитного полюса к другому. Магнитные меридианы не совпадают с географическими. Между ними образуется угол, называемый магнитным склонением.

Магнитное склонение бывает восточным (положительным) и западным (отрицательным). Чтобы определить точное направление на север, надо знать показания компаса и магнитное склонение, которое дается на топографических картах.

Магнитное склонение медленно изменяется, поэтому карты земных магнитных полей сохраняют свою точность лишь на несколько лет, и их составляют каждые 5 лет.

Четвертый ученик (продолжает сообщение). Магнитное поле Земли образует магнитосферу нашей планеты. Она простирается на расстояние 70-80 тыс. км в направлении на Солнце и на многие миллионы километров — в противоположную сторону. Это поле имеет магнитный шлейф, или магнитный «хвост»; он направлен на ночную сторону планеты. Земной магнитный шлейф тянется очень далеко и «заходит» за орбиту Луны. Советские космические аппараты «Марс-2» и «Марс-3» обнаружили следы этого шлейфа на расстоянии ~ 20 млн. км от Земли.

Пятый ученик. В некоторых районах Земли величина, характеризующая ее магнитное поле, индукция, всегда резко отличается от средних значений. Эта ненормальность (аномалия) может охватывать большие региональные площади или малые. Большинство аномалий объясняется залеганием под поверхностью Земли горных пород, содержащих железные руды. Примерами могут служить такие места, как Криворожский бассейн, Горная Шория. В районе Курской магнитной аномалии индукция магнитного поля в 5 раз сильнее среднего значения.

Кратковременные изменения магнитного поля Земли, называемые магнитными бурями, вызывают вспышки на Солнце и сопровождающие их выбросы потоков заряженных частиц. Особенно сильные магнитные бури возникают в том случае, когда такой поток охватывает всю Землю, менее сильные порождаются потоками частиц, проходящих мимо Земли.

Магнитное поле Земли оказывает влияние на процессы, происходящие в атмосфере, например, на возникновение Полярных сияний, которые наблюдаются в высоких широтах на высотах до 1000 км. Сияние вызывают потоки заряженных частиц, идущих из космоса; в магнитном поле Земли в условиях разреженного воздуха так светятся обычно атомы кислорода и молекулы азота,

Учитель. Переворачиваем вторую страницу нашего журнала. Теперь мы — на третьей. Она называется «Магнитное поле Земли и климат».

Шестой ученик. В последние годы в исследовании изменений земного климата большую роль играют физические методы. С их помощью была, в частности, установлена связь серьезных климатических изменений, происходивших на Земле в течение миллионов лет, с изменениями концентрации радиоактивных изотопов и магнитного поля Земли. На первый взгляд, эта связь кажется странной. Климат зависит, прежде всего, от притока лучистой солнечной энергии и от состава газов в земной атмосфере. Но это — поверхностное мнение. Процессы, происходящие в недрах Земли, порождают земное магнитное поле; оно изменяется от эпохи к эпохе. Это поле препятствует проникновению заряженных частиц и космических лучей в атмосферу. Чем оно сильнее, тем препятствия значительнее.

В 80-е гг. XX в. ученые разработали методы определения индукции магнитного поля, которую Земля имела тысячи и миллионы лет назад. Было установлено, что вулканическая лава, остывая, фиксирует магнитное поле, которое Земля имела во время извержения. Изучая образцы лав разных эпох, ученые находят значения остаточных магнитных полей и по ним определяют дату остывания лавы и восстанавливают историю магнитного поля Земли.

Ученые обратили внимание на то, что в последние миллионы лет магнитное поле Земли возрастало. В то время, когда на Земле случались крупные оледенения, оно было наиболее сильным. Первые признаки оледенения Гренландии и Антарктиды проявились практически вместе с проявлением магнитного поля Земли: около 3-4 млн. лет назад. С тех пор индукция магнитного поля Земли возросла в 6-10 раз; особенно высокой она была примерно 380 тыс. лет назад, тогда и происходил активный процесс оледенения континентов и океана, шло понижение температуры мирового океана.

Интересны такие данные: конец последнего оледенения (около 12 тыс. лет назад) совпал с периодом резкого усиления магнитного поля Земли. Период же очень теплого климата (бывший 608 тыс. лет назад) совпал с периодом очень слабого магнитного поля Земли (оно было в 2-3 раза слабее современного, хотя последнее относят к полям относительно слабым).

Эти совпадения не случайны, а свидетельствуют о том, что процессы, происходящие на Земле, связаны с космическими процессами.

Сейчас считают, что изменения климата нашей планеты, по-видимому, связаны с изменениями магнитного поля Земли. Дальнейшие исследования океана, атмосферы и особенно космического пространства помогут специалистам более полно выявить связь магнитного поля Земли и климата на ней.

Учитель. Теперь мы знаем, что живем в магнитном поле Земли. Замечает ли наш организм это магнитное поле или нет? А если замечает, то в чем это проявляется? Надеемся это узнать из четвертой страницы нашего устного журнала. Она называется «Будь здоров». Будем говорить о влиянии магнитного поля Земли на человека и животных.

Шестой ученик. Магнитное поле Земли (геомагнетизм) — еще один фактор воздействия среды обитания на человека и живые существа; его относят к геофизическим факторам. Действие геомагнетизма на здоровье человека может быть благоприятным и неблагоприятным в зависимости от силы воздействия.

У истоков изучения этого явления стоял наш выдающийся соотечественник — биолог А.Л.Чижевский (1897-1964). Это был достойный восхищения исследователь, мужественный, не жалевший себя, никогда не жаловавшийся на трудности ученый, преданный науке. 16 лет жизни он провел в заключении — в лагерях ГУЛАГа. В день освобождения обратился к коменданту с просьбой: оставить его в лагере на месяц для завершения научной работы. Свою книгу «Физические факторы исторического процесса» он издал в 1924 г. на собственные деньги, которых хватило лишь на 300 экземпляров. В ней молодой ученый утверждал, что происходящие на Земле природные «буйства» (землетрясения, извержения вулканов и др.) и многие социальные события (эпидемии, войны, голодные моры) в значительной степени зависят от 11-летнего цикла солнечной активности и солнечных бурь, вызывающих на Земле бури магнитные. В беседах с К.Э.Циолковским он доказывал, что магнитные бури влияют на состояние нервной системы, которая является их своеобразным «приемником». И нервы, и головной мозг — очень чувствительные «приемники» и реагируют с большой быстротой. Нет никого, кто был бы свободен от воздействия геомагнитного поля. Открытия ученого опередили науку почти на столетие.

В наше время все знают о неблагоприятных днях (когда сильны магнитные возмущения), о том, что кровать или диван, на котором спят, надо ставить изголовьем на север, чтобы магнитные силовые линии геомагнитного поля шли параллельно телу, тогда мозг и нервная система отдыхают более продуктивно.

Влияние магнитных бурь на организм человека, и особенно на больных сердечно-сосудистыми заболеваниями, было выявлено французскими медиками в 1915—1919 гг. Они установили, что во время таких бурь больных охватывают продолжительные приступы болей, длящиеся 2-3 дня.

Исследования показали, что реакция организма человека на магнитные бури зависит от его возраста, пола и реактивности нервной системы, состояния здоровья. У людей пожилого возраста в эти дни учащается пульс и повышается артериальное давление.

Было отмечено также, что мужчины более подвержены воздействию магнитных бурь, чем женщины. В магнитоактивные дни инфаркты миокарда случаются на 4,5 % чаще, чем в магнитоспокойные дни.

Почему организм человека реагирует на магнитные бури?

Известно, что магнитное поле действует на движущиеся электрические заряды, электрические токи, магниты. В биологических системах, в том числе в организме человека, существуют упорядоченные движения электрических зарядов (электронов и ионов), определяющие все основные процессы жизнедеятельности клеток. Кроме токов и зарядов, в живом организме имеются маленькие «магнитики»; это — молекулы различных веществ, прежде всего молекулы воды. Известно, что магниты взаимодействуют. Именно поэтому меняющееся магнитное поле вызывает переориентацию маленьких «магнитиков» в организме, располагая их иначе, чем прежде. Отклоняясь от обычного направления, они перестают нормально выполнять свои функции, отчего начинает страдать весь организм. В организме человека возникают дополнительно к существующим в нем биотокам иные электрические токи, что еще больше нарушает его нормальную жизнедеятельность. Наибольшей чувствительностью обладает нервная система.

А.Л.Чижевский считал, что физика может помочь оградить человека от такого рода вредных влияний природной среды. По его мнению, в роли спасителя выступает металл. Ученый предлагал помещать больных на период магнитных бурь в экранированные металлом палаты. В реальных же условиях люди в периоды магнитных бурь остаются незащищенными. Поэтому большое значение имеют заблаговременные прогнозы магнитоактивных дней: люди могут заранее принять лекарства.

За многие годы эволюции организмы человека и животных адаптировались к существованию магнитного поля Земли и его некоторым колебаниям. Так, в нем есть электромагнитный «регулятор».

Электромагнитные свойства крови имеют существенное значение для ее движения; если бы кровь не обладала этими свойствами, то нагрузка на сердце значительно бы возросла, и оно должно было бы иметь большие размеры.

Магнитное поле Земли — своеобразный щит, оберегающий нас и весь органический мир. Не будь у Земли магнитного поля, защищающего ее от солнечной радиации, наша планета превратилась бы в выжженную пустыню, а живые существа погибли бы.

Учитель. Исследования ученых продолжаются. Многие данные о магнитных полях Земли и планет получены с помощью автоматических межпланетных станций (АМС).

Как вы думаете, существуют ли магнитные поля у других планет Солнечной системы? Современная наука дает ответы на этот вопрос.

Переворачиваем очередную страницу нашего устного журнала и оказываемся на странице «Космические аппараты рассказывают…».

С помощью космических аппаратов было установлено наличие у Марса магнитного поля. Оно обнаружено магнитометрами советских АМС «Марс-2» и «Марс-3» (1972 г.). Значение его индукции и направление в разных местах планеты получены с помощью советских АМС «Марс-5» (1974 г.) и «Фобос-2» (1989 г.). Оказалось, что Марс обладает собственным полем, направление которого подобно земному: Северный магнитный полюс находится в южном полушарии. Значение индукции магнитного поля на участке экваториальной поверхности Марса слабее, чем на Земле, и не превышает 1/800 значения индукции магнитного поля на поверхности Земли.

О существовании магнитного поля у Юпитера было известно ранее из радиоастрономических наблюдений, но лишь полеты американских аппаратов «Пионер-10» (1973 г.) и «Пионер-11» (1974 г.) позволили обнаружить некоторые особенности магнитосферы этой планеты: магнитная ось Юпитера направлена на север, т.е. для этой планеты Северный географический полюс совпадает с Северным магнитным, но полюса не лежат на одной прямой; магнитное поле планеты очень сильное; оно, как и земное, имеет «хвост» (или «шлейф»), протянувшийся очень далеко: за пределы орбиты следующей планеты — Сатурн. Явления, наблюдаемые на дневной стороне планеты, похожи на явления в ее магнитном хвосте.

Магнитное поле у Сатурна есть; оно сильнее земного, но слабее, чем у Юпитера. Это выяснилось благодаря пролету американского космического аппарата «Пионер-11» (1979 г.) вблизи планеты — на расстоянии около 21,4 тыс. км от нее.

В 1974 г. была открыта магнитосфера Меркурия во время пролета около него американской АМС «Маринер-10». Оказалось, что магнитное поле этой планеты вблизи ее поверхности примерно в 100 раз слабее, чем на поверхности Земли. Этого поля едва достаточно, чтобы повлиять на поток солнечного излучения.

Единственный из пролетевших около планеты Уран (на расстоянии 81,2 тыс. км) космический аппарат «Вояджер-2» (США, запущен в 1977 г.) выяснил, что эта планета тоже имеет магнитное поле, причем более сильное, чем у Сатурна.

«Встретившийся» с Нептуном (на расстоянии примерно 5 тыс. км) в 1989 г. американский КА «Вояджер-2» обнаружил магнитное поле у этой планеты и то, что линия, соединяющая магнитные полюса, отклонена от оси вращения на 50°.

Единственной, насколько пока известно, планетой, у которой нет собственного магнитного поля, является Венера.

Почти похожа на Венеру в этом отношении Луна — естественный спутник Земли. Запущенный в 1959 г. советский космический аппарат «Луна-2» обнаружил, что Луна практически не имеет магнитного поля. На высоте 55 км над лунной поверхностью его индукция очень мала. Но некоторые образцы лунного грунта имеют слабую остаточную намагниченность. Ученые считают, что она могла возникнуть либо под влиянием магнитного поля Солнца или Земли, либо того поля, которое было у Луны ранее.

Учитель. Итак, мы с вами познакомились поближе с земным и космическими магнитными полями. Теперь послушаем вас. Открываем шестую страницу устного журнала. Ее название «Подумай!»

Часть первая — ответы на вопросы:

1. В книге «Пятнадцатилетний капитан» Жюля Верна есть такие строки:

«… По палубе скользнула какая-то тень. Это был Негоро. Подкравшись к компасу, судовой кок подложил под нактоуз (деревянный шкаф, на верхнем основании которого установлен компас) какой-то тяжелый предмет, который он держал в руке. Несколько секунд он смотрел …, а затем бесшумно исчез.

Если бы Дик Сэнд, сменивший поутру Тома, заметил предмет, положенный Негоро под нактоуз, он поспешил бы убрать его.

Это был железный брусок ».

Кто читал роман Жюля Верна, тот помнит, что корабль попал вместо Америки в Африку.

Как вы думаете: могло ли случиться такое под влиянием железного бруска или это фантазия автора? (Ответ: Да, могло. Железо намагничивается в магнитном поле Земли и стрелка компаса с ним взаимодействует; показания ее искажаются.)

2.Куда указывает стрелка исправного компаса? (Синее острие обращено к Южному магнитному полюсу и находящемуся неподалеку Северному географическому.)

3.Куда направлено острие стрелки компаса вблизи Северного географического полюса? (На Южный магнитный полюс.)

3.Стальные пластины и рельсы, лежащие на складе, с течением времени оказываются намагниченными. Почему? (Они находятся под влиянием магнитного поля Земли.)

Часть вторая – тест.

Учитель. Теперь проверим, насколько вы были внимательны и как усвоили основные понятия, о которых шла речь. Предлагаю тест. В листках, которые лежат перед вами, необходимо дописать фразы.

Тест по теме «Магнитное поле»

Вариант I

1. Источник магнитного поля Земли …

2. Южный магнитный полюс Земли находится вблизи … географического полюса.

3. Области на земном шаре, где направление магнитной стрелки всегда образует большой угол с направлением магнитных силовых линий Земли, называют …

4.Магнитная аномалия объясняется …

5.Стальной кожух печи (рис.), находящейся в северном полушарии Земли, имеет в своей верхней части … полюс, так как …

Вариант II

1. Магнитная стрелка, свободно вращающаяся вокруг вертикальной оси, всегда устанавливается в данном месте Земли в определенном направлении потому, что …

2. Северный магнитный полюс Земли находится у … географического полюса.

3. Кратковременный «всплеск» изменения магнитного поля Земли называют …

4. Причина магнитной бури …

5. Все стальные и железные предметы намагничиваются в магнитном поле Земли. Стальной кожух печи (рис.), находящейся в северном полушарии Земли, имеет в нижней своей части … полюс.

Ответы на тест

Вариант I.

1 - Круговые токи в ядре Земли; радиационные пояса.

2 - Северного географического полюса.

3 — Магнитной аномалией.

4 — Залежами железной руды.

5 — Северный магнитный полюс.

Вариант II.

1 — У Земли существует магнитное поле.

2 — Южного географического полюса.

3 — Магнитной бурей.

4 — Солнечная активность, выброс Солнцем заряженных частиц.

5 — Южный магнитный полюс.

Учитель. Окончили работу? Поменяйтесь тестами и проверьте труд соседа; подчеркните неверно данные окончания фраз волнистой линией. Выполнили? Поменяйтесь листочками в обратном направлении. Поднимите руки, кто в тесте не сделал ни одной ошибки. Ваша оценка «5». Поднимите руки, кто сделал одну ошибку. Ваша оценка «4». Прошу поднять руки тех, кто сделал две ошибки. Ваша оценка «3».

IV. Домашнее задание

Учитель. Теперь запишем задание на дом. Прочесть в учебнике тему «Магнитные явления». Кроме того, нужно составить на отдельных листах по этой теме кроссворд. Алгоритм выполнения задания даю вам на листочке; возьмите его с собой.

Алгоритм составления кроссворда

1. Выберите форму кроссворда: традиционный, диагональный, дуговой, циклический.

2. Определите тему, которой будет посвящен кроссворд.

3. Выберите слова по теме. Помните, что они в кроссворде могут быть только именами существительными в именительном падеже, единственном числе. (Не имеющие единственного числа слова, например, «очки», также могут быть использованы.)

4. Цифры в сетке пишите аккуратно и четко в верхнем углу клетки, чтобы оставалось место для буквы.

5. Порядковые номера проставляют последовательно в клетках, предназначенных для первой буквы слова, независимо от его горизонтального или вертикального положения. Если слова в горизонтальном и вертикальном рядах образуют прямой угол и начинаются с общей буквы, они «идут» под одним номером.

6. Придумайте «вопросы», давая каждому слову научно правильное, лаконичное толкование (определение).

7. Желательно, чтобы «вопросы» кроссворда содержали дополнительную информацию, а не только взятую из учебника. Свободное поле на листе украсьте различными рисунками по теме.

8. Запишите кроссворд и ответы к нему на отдельных листах.

9. Помните: кроссворд на отличную оценку должен состоять из 13-15 слов.

Укажите список литературы, которой вы пользовались.

10. Не забудьте написать свою фамилию и имя, класс.

Для подготовки к опросу по материалу урока учащиеся получают уменьшенную ксерокопию краткого опорного конспекта, выполненного на листе ватмана.


Опорный конспект МАГНИТНОЕ ПОЛЕ ЗЕМЛИ

Источники

круговые токи в недрах планеты

радиационные пояса

Виды изменений

магнитная аномалии

(залежи железной руды)

магнитная буря

(выбросы Солнцем заряженных частиц)

Обнаружение

по влиянию на магнитную стрелку

Действия

защита от космического излучения

влияние на климат Земли

влияние на жизнедеятельность живых организмов

Файлы: МНОГОБОРЬЕ Физика 8-9.ppt
Размер файла: 1796608 байт.

Рубрики: Физика Метки:
( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология