Автор конспекта:
Автор(ы): — Ненашева Натьля Михайловна

Место работы, должность: —

МБОУ Стаевская СОШ учитель биологии, технологии, экологии, педогог ДОП образования

Регион: — Тамбовская область

Характеристика конспекта:
Уровни образования: — основное общее образование

Класс(ы): — 6 класс

Предмет(ы): — Биология

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Тип ресурса: — конспект урока (занятия)

Краткое описание ресурса: —

Ролевая игра-конференция о многообразии живых организмов, об особенностях строения и способах питания шляпочных грибов, об умении различать съедобные и ядовитые грибы, о воспитании чувства ответственности за свою жизнь и здоровье.

Цель: развивать понятия о многообразии грибов, их значение, учить различать съедобные и ядовитые грибы, познакомить с правилами сбора, особенности строения способа питания, воспитать чувство ответственности за свою жизнь и здоровье.

Наглядность: таблицы, дидактический материал: тесты, набор открыток – грибы; понятия на доске: спора, мицелий, микориза, симбиоз, гифы, гаметы, грибница, сапрофиты, паразиты; литература, кроссворды.

На столах: миколог, ботаник, эколог, врач, поэт, журналист, грибник, художник – историк, химик.

Историк:После Теофраста упоминания о грибах встречаются в трудах древнеримских учёных Диоскорида и Плиния Старшего живших в 1в. до н.э. Они описывали крупные шляпочные грибы, упоминали об их свойствах, в том числе и леченых Плиний Старший попытался классифицировать грибы на съедобные и несъедобные. А один из грибов получил у него название царского гриба и подавался к столу только знатным патрициям.

Из средних веков до нас дошло мало сведений о грибах. В эпоху Возрождения началось интенсивное изучение растений, появились «травники» в них входили и описания грибов. Грибами, судя по летописи, пытались лечить Владимира Мономаха. В конце 16 – начале 17 вв.Карл Линей в своём труде «Система природы» описал 95 видов грибов. Он, поместил их среди растений, не имеющих цветов.

Ведущий: В настоящее время известно 100 тыс. видов грибов, и их выделяют в отдельное царство. А, почему расскажет ботаник.

Ботаник:

Отличительные признаки грибов:

— клетки грибов не содержат хлорофилла;

— оболочка клеток по химическому составу сходны с оболочкой клеток животных ( из хитина );

— питаются готовыми органическими веществами. По способу питания грибы делятся на грибы – сапрофиты и грибы – паразиты;

— грибы не передвигаются;

— растут в течение всей жизни;

— питаются путём всасывания, а заглатывания пищи, что роднит их с растениями, на основании чего их раннее объединяли в одну группу.

Ведущий: Появление микроскопа позволило увидеть у грибов споры и грибницу или микоризу. Что они из себя представляют? Слово предоставляется учёному – микологу, а художник рисует на доске.

Миколог: От греческого слова микос (гриб) получила своё название и наука о грибах. Микология как наука возникла в конце 19 века, основателем её считается русский учёный Ф.М.Каменский.

Грибница – важная часть каждого гриба. На этих тонких ветвящихся белых нитях, т.е. гифах развиваются плодовые тела. У большинства грибов плодовое тело образовано ножкой и шляпкой.

Шляпка и ножка состоит из плотно прилегающих друг другу гифов грибницы. Плодовое тело около месяца растёт под землёй, но, выйдя на поверхность, увеличивается в размерах быстро. В шляпке нити образуют 2 слоя – верхний и нижний. Нижний состоит из трубочек, как подберёзовика, это трубчатые грибы, и из пластинок как у лисички, это пластинчатые.

Плодовое тело у грибов может иметь причудливую форму и яркую окраску. В трубочках и пластинках шляпки образуются особые клетки – споры, с помощью которых размножаются. В распространении спор помогают ветер, животные. Грибам свойственно и половое размножение, они образуют половые клетки – гаметы.

Поэт:

1) Называют меня люди

Часто боровик

Потому что знают люди –

К бору я привык.

Нравятся мне сосны,

Ели я люблю,

Со многими деревьями

Я вообще дружу.

2) Под осинами, на кочке,

Гриб в оранжевом платочке,

Подосиновиком звать.

Меня любят собирать

Я люблю тепло и влагу,

А от солнышка бегу

Вот, наверно, потому – то

Я на юге не расту.

3) Во лесу, как на подушке, -

Беленькое ушко.

Это груздь, надо взять.

А за ним ещё штук пять.

Под осинами на кочке

Гриб в малиновом платочке.

Подосиновиком звать,

И его придётся взять.

Эколог:Симбиоз – отношения, при которых оба организма получают пользу от совместного существования. Образование микоризы, т.е. симбиоза гриба и дерева происходит избирательно: белый гриб — с берёзой, дубом, маслёнок – с сосной, рыжик – с елью, лиственный маслёнок – только с лиственницей. Гифы грибов оплетают корни растений и проникают внутрь, в ткани.

Питаясь отмирающими растительными клетками, они снабжают корни необходимыми солями, витаминами, водой.

Красивые тропические цветы орхидеи без микорицы с грибами жить вообще не могут: их семена не приживаются.

Ведущий:Роль грибов в природе и жизни человека велика. А каков состав грибов, из каких веществ они состоят.

Химик:Грибы содержат до 40% белков, 10 – 15% углеводов, соли фосфата, калия, железа, витамины А, В1, В2,С, РР, Д. Микроэлементы – медь, йод, цинк и другие. Из – за большого содержания в них белков грибы называют растительным мясом. Из некоторых грибов получают ценные лекарства. Несколько грибов, добавленных в суп, делают его сразу ароматным и вкусным.

Ведущий: Какое удовольствие – сбор грибов! Идёшь по лесу – мох, опавший прошлогодний лист, ряд красных мухоморов, янтарные бусы лисичек.

Однако собирать грибы надо с большой осторожностью иначе не далеко и до беды.

Недаром народная мудрость гласит: «Всякий гриб в руки берут, да не всякий в кузов кладут».

Поэт:Памятка сборщику грибов:

1.Не обламывайте плодовые тела грибов и не срезайте, т.к. остающиеся пеньки загнивают, грибница разрушается.

2.Лучше всего гриб осторожно выкрутить из грибницы. Образующуюся ямку присыпьте листвой или хвоей.

3. Не собирайте старые и червивые – в них может быть яд.

4.Не срывайте грибы зря: ими питаются многие животные.

Грибник:Необходимо точно знать, как выглядит не съедобный Григ, чтобы не спутать его со съедобными.

Бледная поганка более всего похожа на шампиньоны, сыроежки. Шляпка её белая, бывает и желтоватая, зеленоватая. Пластинки, не прикреплённые к ножке, белые. От ножки съедобных её отличает клубневидное утолщение у основания заключённое в белую или зеленоватую плёнку – воротничок.

Ложные опятаимеют яркие окраски шляпок. Можно запомнить с помощью рифмы:

«Имеет съедобный опёнок

На ножке кольцо из плёнок,

А у ложных опят

Ноги голые до пят».

Мухоморы вонючий, поганковидный. Пластинки всегда белые, на ножках нежное кольцо, а у основание клубневидное утолщение.

Внимательно осматривайте каждый сорванный гриб!

Ведущий:Что бывает, когда человек не способен отличать ядовитые грибы от не ядовитых? Послушаем об этом газетную прессу.

Поэт:

Рядышком с иголками

Мы растём под ёлками.

Любим сосны мы и ели,

Шляпку плоскую надели,

А под ней идут круги.

Срежь – ка нас инее беги,

Когда увидишь на руке

Сок, оранжевый на вид,

Не бойся, он не ядовит.

Ведущий:Что надо делать, если произошла беда?

Врач:Яд, содержащийся в бледной поганке поражает в первую очередь печень и почки. Яд не разрушается в процессе кулинарной обработки. Одна бледная поганка, попавшая в пищу, может погубить 3 – 4 взрослых человека. Клинические симптомы отравления – тошнота, рвота, резкая боль в животе, слабость, судороги – могут появиться даже спустя сутки. А за это время уже происходят не поправимые разрушения в клетках печени, почек, в нервной системе. Если ложные опята и другие не съедобные грибы попадут в пищу, спустя 1 – 2 часа у съевшего их резко возникает слабость, недомогание. Появляется бледность кожных и слизистых оболочек, наблюдается нарушение сердечного ритма, дыхания. Возникают боли в области желудка, печени, кишечника. Появляется тошнота, рвота.

Внимательно осматривайте каждый сорванный гриб. Придя домой, ещё раз сделайте ревизию, а если всё же по недосмотру в попадёт ядовитый гриб и через несколько часов появятся признаки отравления, надо, немедленно промыть желудок. Дайте пострадавшему 3 – 4 стакана воды комнатной температуры с пищевой содой(четверть чайной ложки соды на стакан воды) или слабого(светло-розового) раствора марганцевокислого калия. После этого надавливая двумя пальцами на корень языка, человек должен вызвать рвоту. Эту процедуру нужно повторять не менее 5 раз.

Затем необходимо принять слабительное: 1 столовую ложку горькой соли на стакан воды или 2 – 3 столовых ложки касторового масла.

Пострадавшего уложите в постель, напоите горячим чаем. Оказав первую помощь, вызывайте врача, а если состояние ухудшается – скорую помощь.

Обобщение: таким образом мы послушали выступления учёных, поэтов о грибах.

Закрепление: в игровой форме:

Загадки:

1.Я старушка вредная,

На мне шляпка бледная,

А нога в ботинке,

На чулке – пеструшки,

Вокруг ворота – пораспорото

Кто ко мне прикоснётся,

Тот уже не проснётся.

(Бледная поганка)

2.Из – под травки прошлогодней

Вылезают на свободу

Неразлучные сестрички –

Рыжеватые…….(Лисички)

3.Царь грибов на толстой ножке.

Самый лучший для лукошка.

Он головку держит смело,

Потому что гриб он……..(Белый)

А, сейчас поиграем в игру «Узнай по портрету». Карточки с грибами у вас в конвертах.

Угадайте название грибов и расположите в левую сторону не ядовитые, а в правую ядовитые грибы.

Каждый, проверяет сам себя по готовому ответу – карточке.

Следующая игра: «Три вопроса, три ответа — найди один правильный»

Тестирование:

1.Грибы питаются:

А) образуя на свету органические вещества;

Б) готовыми органическими веществами;

В) только органическими веществами живых организмов;

Г) поселяясь на продуктах питания.

2.Грибы размножаются:

А) спорами;

Б) семенами;

В) частью корня;

Г) частью стебля.

3.Какой из перечисленных грибов относится к ядовитым?

А) опёнок;

Б) сыроежка;

В) бледная поганка;

Г) трутовик.

4. К шляпочным и трубчатым относят:

А) сыроежки;

Б) опята;

В) грузди;

Г) маслята.

5. Шляпочным и пластинчатым грибам относят:

А) шампиньоны;

Б) подберёзовики;

В) подосиновики;

Г) маслята.

Подведение итогов конференции. Выставление оценок.

Файлы: презентация растительный и животный организм.ppt
Размер файла: 6512640 байт.

Рубрики: Биология Метки:
( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология