Автор конспекта:
Автор(ы): — Смородинова Алевтина Ильинична
Место работы, должность: — МБОУ «Мари-Турекская средняя общеобразовательная школа», учитель начальных классов
Регион: — Республика Марий Эл
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — начальное общее образование
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Класс(ы): — 2 класс
Предмет(ы): — Литературное чтение
Цель урока: —
1. Познакомить с дагестанской сказкой «Храбрый мальчик», учить детей работать с текстом, определять жанр произведения.
2. Развивать навык чтения, связную речь, расширять кругозор учащихся.
3. Воспитывать нравственные качества личности: доброту, смелость, любовь к Родине.
Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): — 20
Используемые учебники и учебные пособия: —
1. Литературное чтение: учебник для 2 кл. общеобразоват. учреждений. – О.В.Кубасова. – 2-е изд. — Смоленск: Ассоциация XXIвек, 2007
Используемая методическая литература: —
1. Методические рекомендации к учебнику «Литературное чтении» для 2 класса общеобразовательных учреждений – 2-е изд. — Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010
Используемое оборудование: —
компьютер
Используемые ЦОР: —
/node/253622
Краткое описание: — Знакомство детей на уроке литературного чтения с дагестанской сказкой "Храбрый мальчик".
Урок литературного чтения во 2 классе
Тема: Дагестанская сказка «Храбрый мальчик»
Цели: 1. Познакомить с дагестанской сказкой «Храбрый мальчик», учить детей работать с текстом, определять жанр произведения.
2. Развивать навык чтения, связную речь, расширять кругозор учащихся.
3. Воспитывать нравственные качества личности: доброту, смелость, любовь к Родине.
Оборудование:
1. Компьютерная презентация к уроку «Республика Дагестан»;
2. Аудиозапись сказки «Храбрый мальчик»
3. Напечатанные слова: сказка, народная, волшебная; добрый, смелый, отважный, мужественный, храбрый.
4. Карта России.
План урока
Придумано кем–то просто и мудро,
При встрече здороваться «Доброе утро!»
И каждый становится добрым, доверчивым,
И доброе утро длится до вечера.
И я вам хочу пожелать, чтобы доброе настроение длилось весь урок.
2. Проверка домашнего задания.
Чтение рассказа В. Голявкина «Про то, для кого Вовка учится». Игра «До первой ошибки» (Один ученик читает, а остальные внимательно следят .Как только читающий ученик ошибется, товарищи хлопают в ладоши. Это знак «ошибка». Чтение продолжает другой ученик, тоже до первой ошибки.
— А для кого вы учитесь?
— Какие пословицы об учебе, знаниях знаете?
4. Постановка учебной проблемы:
-Сегодня мы прочитаем произведение без названия. Наша задача: поработать над этим произведением , выяснить жанр этого произведения и озаглавить его.
5. Подготовка к чтению учащимися.
Выполнение заданий 1,2,3,4,5 с. 107-108
-Последнее 6 задание выполним попозже. Чтобы его выполнить, вы должны внимательно послушать сказку.
6. Знакомство со сказкой. Прослушивание аудиозаписи.
7. Выявление первичного восприятия произведения.
Выполнение задания 6 с. 108 (подготовка к чтению).
— Кому понравилось произведение?
— Чем оно понравилось?
8. Чтение сказки учащимися «цепочкой».
9. Работа с текстом.
— Что произошло с мальчиком в лесу? (Мальчик гулял в лесу и заблудился, искал дорогу, устал, лег под куст отдохнуть.)
— Что он увидел, когда лег отдохнуть?
— Какое чувство испытал мальчик, когда увидел змею? (испугался)
— Почему он решил помочь птенцам? (пожалел птенцов)
— Как он помог птенцам? (Взял палку, размахнулся и ударил змею)
— Легко ли досталась победа мальчику?
— Почему чудо – птица не убила мальчика? (Потому что он спас ее птенцов от смерти)
— Как чудо – птица отблагодарила мальчика? (Чудо – птица принесла мальчика прямо к его дому и опустила на крышу)
— В каких словах выражена главная мысль сказки? (будь всегда таким, как сейчас), т.е. будь всегда храбрым.
10. Физкультминутка. Песня-танец «Если весело живется».
11. Характеристика мальчика.
(Слова, характеризирующие мальчика, учитель вывешивает на доску)
— Какой этот мальчик? (храбрый, смелый, отважный, мужественный, добрый)
— А какая чудо – птица? (благодарная)
12. Три типа упражнений из системы Федоренко – Пальченко на развитие оперативной памяти и артикуляционного аппарата.
1). Жужжащее чтение в течение 1 минуты. Дети отмечают, до какого места дочитали простым карандашом.
2). Повторное чтение этого же отрывка текста в течение минуты.
-_Кто прочитал больше, чем в первый раз?
3).Чтение в течение 30 секунд в темпе скороговорки (для развития артикуляционного аппарата)
4). Повторное выразительное чтение этого же текста в течение 1,5 минут. Чтение с повышенной скоростью незнакомой части текста.
13. Чтение по ролям. Игра «Радиотеатр» с. 109 (автор, чудо – птица, птенцы, мальчик)
14. Работа над жанром произведения.
-Какие литературные жанры знаете?
— Что мы сейчас прочитали? К какому жанру мы отнесем это произведение? (сказка)
— Почему? (Сказка, это рассказ, в котором говорится о таких событиях, которые в жизни произойти не могут, они невероятны, фантастичны .)
— Какие бывают сказки? (народные и авторские) (волшебные, бытовые, о животных)
— Как вы думаете, а наша сказка, какая? (волшебная)
-Почему мы можем назвать ее волшебной?
— Можем сказать, народная она или авторская?
— Как бы вы ее озаглавили? Выполнение задания №2 с.110 (храбрый мальчик)
— Почему именно это название больше всего подходит к сказке? (Говорится о мальчике, который совершил храбрый поступок)
— Как мы можем проверить свои предположения относительно названия сказки? (мы можем посмотреть в оглавление с. 156)
— Что еще узнали об этом произведении из «Содержания» учебника? (Это указание говорит о том, что сказка создана народом Дагестана)
— Значит, эта сказка народная или авторская ? (народная)
15. Презентация о Дагестане.
Слайд 1, 2 — Наша страна Россия – многонациональное государство. Всего в России живет около 160 народностей. Мы живем в Республике Марий Эл, в центральной части России. (показ на карте г.Москва, РМЭ)
Слайд 3, 4. — А Республика Дагестан расположена на Северном Кавказе (показ на карте России)
Слайд 5.- Отличается Дагестан от других регионов России многоязычием. Коренное население говорит на 30 языках.
Слайд 6.- Народы Кавказа высоко чтут храбрость, гостеприимство и это отразилось в их многочисленных произведениях, в том числе и в этой сказке.
Слайд 7.– Сельское население Дагестана занимается разведением овец.
Слайд 8- выращиванием абрикосов, персиков, мандаринов.
Слайд 9.- Дагестанцы очень любят танцевать. На весь мир известен Государственный ансамбль песни и пляски «Лезгинка».
Слайд 10.- Национальный поэт Дагестана Расул Гамзатов. Этот поэт своим творчеством утверждал, что дагестанский народ будет счастлив, если будет дружен с народами России.
16. Обобщение учителя:
— Что мы узнали о дагестанском народе?
— Какие качества человека ценит дагестанский народ?
— Как вы думаете, только ли дагестанский народ ценит храбрость?
Вывод учителя: Такие качества человека, как доброта, храбрость, отвага, умение быть благодарным – это ценности, которые ценятся у каждого народа, передаются они из поколения в поколение. Каждый человек должен воспитывать в себе эти качества.
Работа в паре «Собери пословицу»
— У вас на парте конверты. Там пословицы. Вы должны собрать пословицу и объяснить, подходит она к нашему произведению или не подходит. (На парту одна пословица)
— Жизнь дана на добрые дела.
— Смелого и страх не берет.
— Худо тому, кто добра не делает никому.
— Где смелость, там и победа.
— Как аукнется, так и откликнется.
— За добро добром и платят.
17. Подведение итога урока.
— С каким произведением познакомились на уроке?
— Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок.
— Чему учит нас эта сказка?
— Оценивание работ учащихся.
18. Домашнее задание: с. 108 – 110 читать по ролям, нарисовать чудо-птицу.
19. Рефлексия
— А сейчас возьмите карточку и покажите, какое настроение у вас в конце урока?
— Объясни свое настроение.
Файлы: сказка.mp3
Размер файла: 1619072 байт.