Автор конспекта:
Автор(ы): — Смородинова Алевтина Ильинична

Место работы, должность: — МБОУ «Мари-Турекская средняя общеобразовательная школа», учитель начальных классов

Регион: — Республика Марий Эл

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — начальное общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 2 класс

Предмет(ы): — Литературное чтение

Цель урока: —

1. Познакомить с дагестанской сказкой «Храбрый мальчик», учить детей работать с текстом, определять жанр произведения.

2. Развивать навык чтения, связную речь, расширять кругозор учащихся.

3. Воспитывать нравственные качества личности: доброту, смелость, любовь к Родине.

Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Учащихся в классе (аудитории): — 20

Используемые учебники и учебные пособия: —

1. Литературное чтение: учебник для 2 кл. общеобразоват. учреждений. – О.В.Кубасова. – 2-е изд. — Смоленск: Ассоциация XXIвек, 2007

Используемая методическая литература: —

1. Методические рекомендации к учебнику «Литературное чтении» для 2 класса общеобразовательных учреждений – 2-е изд. — Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010

Используемое оборудование: —

компьютер

Используемые ЦОР: —

http://www.eorhelp.ru/node/253622

Краткое описание: — Знакомство детей на уроке литературного чтения с дагестанской сказкой "Храбрый мальчик".

Урок литературного чтения во 2 классе

Тема: Дагестанская сказка «Храбрый мальчик»

Цели: 1. Познакомить с дагестанской сказкой «Храбрый мальчик», учить детей работать с текстом, определять жанр произведения.

2. Развивать навык чтения, связную речь, расширять кругозор учащихся.

3. Воспитывать нравственные качества личности: доброту, смелость, любовь к Родине.

Оборудование:

1. Компьютерная презентация к уроку «Республика Дагестан»;

2. Аудиозапись сказки «Храбрый мальчик»

3. Напечатанные слова: сказка, народная, волшебная; добрый, смелый, отважный, мужественный, храбрый.

4. Карта России.

План урока

  • Организация.
  • Придумано кем–то просто и мудро,

    При встрече здороваться «Доброе утро!»

    И каждый становится добрым, доверчивым,

    И доброе утро длится до вечера.

    И я вам хочу пожелать, чтобы доброе настроение длилось весь урок.

    2. Проверка домашнего задания.

    Чтение рассказа В. Голявкина «Про то, для кого Вовка учится». Игра «До первой ошибки» (Один ученик читает, а остальные внимательно следят .Как только читающий ученик ошибется, товарищи хлопают в ладоши. Это знак «ошибка». Чтение продолжает другой ученик, тоже до первой ошибки.

    — А для кого вы учитесь?

    — Какие пословицы об учебе, знаниях знаете?

    4. Постановка учебной проблемы:

    -Сегодня мы прочитаем произведение без названия. Наша задача: поработать над этим произведением , выяснить жанр этого произведения и озаглавить его.

    5. Подготовка к чтению учащимися.

    Выполнение заданий 1,2,3,4,5 с. 107-108

    -Последнее 6 задание выполним попозже. Чтобы его выполнить, вы должны внимательно послушать сказку.

    6. Знакомство со сказкой. Прослушивание аудиозаписи.

    7. Выявление первичного восприятия произведения.

    Выполнение задания 6 с. 108 (подготовка к чтению).

    — Кому понравилось произведение?

    — Чем оно понравилось?

    8. Чтение сказки учащимися «цепочкой».

    9. Работа с текстом.

    — Что произошло с мальчиком в лесу? (Мальчик гулял в лесу и заблудился, искал дорогу, устал, лег под куст отдохнуть.)

    — Что он увидел, когда лег отдохнуть?

    — Какое чувство испытал мальчик, когда увидел змею? (испугался)

    — Почему он решил помочь птенцам? (пожалел птенцов)

    — Как он помог птенцам? (Взял палку, размахнулся и ударил змею)

    — Легко ли досталась победа мальчику?

    — Почему чудо – птица не убила мальчика? (Потому что он спас ее птенцов от смерти)

    — Как чудо – птица отблагодарила мальчика? (Чудо – птица принесла мальчика прямо к его дому и опустила на крышу)

    — В каких словах выражена главная мысль сказки? (будь всегда таким, как сейчас), т.е. будь всегда храбрым.

    10. Физкультминутка. Песня-танец «Если весело живется».

    11. Характеристика мальчика.

    (Слова, характеризирующие мальчика, учитель вывешивает на доску)

    — Какой этот мальчик? (храбрый, смелый, отважный, мужественный, добрый)

    — А какая чудо – птица? (благодарная)

    12. Три типа упражнений из системы Федоренко – Пальченко на развитие оперативной памяти и артикуляционного аппарата.

    1). Жужжащее чтение в течение 1 минуты. Дети отмечают, до какого места дочитали простым карандашом.

    2). Повторное чтение этого же отрывка текста в течение минуты.

    -_Кто прочитал больше, чем в первый раз?

    3).Чтение в течение 30 секунд в темпе скороговорки (для развития артикуляционного аппарата)

    4). Повторное выразительное чтение этого же текста в течение 1,5 минут. Чтение с повышенной скоростью незнакомой части текста.

    13. Чтение по ролям. Игра «Радиотеатр» с. 109 (автор, чудо – птица, птенцы, мальчик)

    14. Работа над жанром произведения.

    -Какие литературные жанры знаете?

    — Что мы сейчас прочитали? К какому жанру мы отнесем это произведение? (сказка)

    — Почему? (Сказка, это рассказ, в котором говорится о таких событиях, которые в жизни произойти не могут, они невероятны, фантастичны .)

    — Какие бывают сказки? (народные и авторские) (волшебные, бытовые, о животных)

    — Как вы думаете, а наша сказка, какая? (волшебная)

    -Почему мы можем назвать ее волшебной?

    — Можем сказать, народная она или авторская?

    — Как бы вы ее озаглавили? Выполнение задания №2 с.110 (храбрый мальчик)

    — Почему именно это название больше всего подходит к сказке? (Говорится о мальчике, который совершил храбрый поступок)

    — Как мы можем проверить свои предположения относительно названия сказки? (мы можем посмотреть в оглавление с. 156)

    — Что еще узнали об этом произведении из «Содержания» учебника? (Это указание говорит о том, что сказка создана народом Дагестана)

    — Значит, эта сказка народная или авторская ? (народная)

    15. Презентация о Дагестане.

    Слайд 1, 2 — Наша страна Россия – многонациональное государство. Всего в России живет около 160 народностей. Мы живем в Республике Марий Эл, в центральной части России. (показ на карте г.Москва, РМЭ)

    Слайд 3, 4. — А Республика Дагестан расположена на Северном Кавказе (показ на карте России)

    Слайд 5.- Отличается Дагестан от других регионов России многоязычием. Коренное население говорит на 30 языках.

    Слайд 6.- Народы Кавказа высоко чтут храбрость, гостеприимство и это отразилось в их многочисленных произведениях, в том числе и в этой сказке.

    Слайд 7.– Сельское население Дагестана занимается разведением овец.

    Слайд 8- выращиванием абрикосов, персиков, мандаринов.

    Слайд 9.- Дагестанцы очень любят танцевать. На весь мир известен Государственный ансамбль песни и пляски «Лезгинка».

    Слайд 10.- Национальный поэт Дагестана Расул Гамзатов. Этот поэт своим творчеством утверждал, что дагестанский народ будет счастлив, если будет дружен с народами России.

    16. Обобщение учителя:

    — Что мы узнали о дагестанском народе?

    — Какие качества человека ценит дагестанский народ?

    — Как вы думаете, только ли дагестанский народ ценит храбрость?

    Вывод учителя: Такие качества человека, как доброта, храбрость, отвага, умение быть благодарным – это ценности, которые ценятся у каждого народа, передаются они из поколения в поколение. Каждый человек должен воспитывать в себе эти качества.

    Работа в паре «Собери пословицу»

    — У вас на парте конверты. Там пословицы. Вы должны собрать пословицу и объяснить, подходит она к нашему произведению или не подходит. (На парту одна пословица)

    — Жизнь дана на добрые дела.

    — Смелого и страх не берет.

    — Худо тому, кто добра не делает никому.

    — Где смелость, там и победа.

    — Как аукнется, так и откликнется.

    — За добро добром и платят.

    17. Подведение итога урока.

    — С каким произведением познакомились на уроке?

    — Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок.

    — Чему учит нас эта сказка?

    — Оценивание работ учащихся.

    18. Домашнее задание: с. 108 – 110 читать по ролям, нарисовать чудо-птицу.

    19. Рефлексия

    — А сейчас возьмите карточку и покажите, какое настроение у вас в конце урока?

    — Объясни свое настроение.

    Файлы: сказка.mp3
    Размер файла: 1619072 байт.

    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология