Автор конспекта:
Автор(ы): — Кашапова Наталья Николаевна

Место работы, должность: — МБСКОУ школа-интернат №4, учитель русского языка и литературы

Регион: — Челябинская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее образование
Уровень образования: — специальное (коррекционное) образование

Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 11 класс

Предмет(ы): — Литература

Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Учащихся в классе (аудитории): — 11

Краткое описание: — Анализ стихотворений А. Блока

I. Тема Родины в творчестве А. Блока достаточно полно раскрывается как в литературоведении, так и в методической литературе. И всё же для учащихся символика Блоковских стихов остаётся сложной, особенно цикла «На поле Куликовом». Предлагаемый вариант работы не претендует на оригинальность подхода или какую-то новую трактовку, но он даёт возможность помочь учащимся понять смысл стихотворений, включённых в цикл, и почувствовать их настроение. Ученикам уже знакомы некоторые стихи А. Блока о России, и они знают, что образ Родины необычен: поэт показывает её в образе женщины — это возлюбленная, невеста, жена. Поэтому ярче видна связь личной жизни поэта с судьбой страны. В более ранних стихах Россия – колдовская, таинственная, дремучая, она хранит какие-то тайны, и сама она – тайна непостижимая. В ней дремлют неведомые силы. Загадочная и непонятная, но дорогая и любимая, она и влечёт, и пугает. Позже в образе страны меньше дремучего и колдовского, но загадка остаётся. Нищая, убогая и всё же — внутренне сильная. Поэтому настроения тревоги, предчувствия перемен не делают стихи трагическими; поэт верит, что Русь всё вынесет, с ней «и невозможное возможно». II. Всё это уже знакомо учащимся: стихотворение «Россия» с его мотивами дороги, вечного движения, вечного боя рассматривалось на уроках в основной школе. Так что некоторое представление о символике Блока дети имеют. Цикл «На поле Куликовом» – продолжение работы над темой. В нём нет стихотворений, которые рассказывают об историческом событии. Блок не описывает ход битвы. Но до нас доносятся голоса воинов, нами переживается их настроение. Стихи цикла – это отражение восприятия поэтом прошлого, попытка осмыслить роль исторического события, понять его значение для настоящего. Написан цикл в период реакции. Поэт чувствует, что Россия накануне событий, которые по своей значимости не уступят Куликовской битве. Русь, как страдающая женщина, зовёт на помощь. Впереди тревоги, перемены, новые бои. И помочь современникам осознать это, пробудить в них стремление к борьбе – задача поэта. «Опять с вековою тоскою…» — С какого слова начинается стихотворение? Какую роль играет его повтор? — Как даётся описание степи? Какие чувства вызывает и почему (роль эпитетов: «звериная», «ущербной», «дикие»)? — Почему лирический герой стихотворения сравнивает себя с волком? — О чём скорбит лирический герой? Что дают для понимания смысла стихотворения образы «степных кобылиц», «далёкого и тихого пожара»? — Какое отношение к происходящему имеют образы туч? — Почему лирический герой «рыщет» на коне, но не вступает в битву? — Какие сомнения удерживают его? Как понять метафору «И падают светлые мысли, сожжённые тёмным огнём»? — Каков смысл метафоры «за ветром взывают мечи»? — Как вы думаете, какой выбор сделает лирический герой? Образ Руси в этом стихотворении – это просторы, степи без конца и без края. Но простор вызывает не восторг, а тревогу и тоску. Это чувство возникает из картины степи под ущербной луной («под игом»: иго – гнёт, порабощаюшая сила; ущербной луны»: ущерб – потеря, урон, недостаток, луна на ущербе – уменьшающийся серп, мало света), тумана над рекой, с тоской пригнувшегося к земле ковыля. Стихотворение начинается со слова «опять», которое потом ещё повторяется. В сочетании с эпитетом «вековая» (тоска) этот повтор заставляет задуматься: а были ли, вообще, на Руси счастливые времена. Именно потому, что тоска вековая, появляется ощущение безнадёжности, отчаяния. Эта могучая, какая-то звериная тоска заложена в памяти поколений, поэтому лирический герой стихотворения не просто знает о веках жизни под игом – он ощущает её на себе, не просто помнит, а слышит «трубные крики татар», не представляет, а видит зарево бесконечных пожарищ, и всё это отзывается в сердце его скорбью от бессилия что-то изменить. Трагическое ощущение остаётся от образа умчавшихся табунов степных кобылиц – символа древней воли. Древняя дикая воля исчезла безвозвратно, а дикие страсти остались, более того, их ничто не удерживает. Метафора «развязаны дикие страсти» помогает почувствовать: что-то страшное ждёт Родину. Что же делать герою стихотворения, если он не видит возможности положить предел первобытной страсти к человекоубийству? Страшен образ общей тьмы (луна – ущербная), освещаемой только заревом пожарищ. Нет покоя Руси: вечный рокот сечи, вечное зарево пожарищ, пожар «широкий и тихий» – битва ещё далеко, но ею охвачена, кажется, вся земля. Эта земля ему родная, и сердце истерзано болью за неё. Русь, как страдающая женщина, зовёт его («Опять за туманной рекою ты кличешь меня издали»), а он не может ничем помочь. Почему? Какие сомнения терзают душу лирического героя? Почему он не знает, «что делать с собою»? Его подавляет чувство безнадёжности, когда светлые мысли о счастье, любви, вера и надежда угасают от сознания того, что было уже столько жертв, а ничего не изменилось. Как среди этого вечного побоища сохранить доброе, светлое, человеческое, если всё это побеждено, сожжено будет «тёмным огнём» ненависти, скорби, тоски! А как жить без веры? И лирический герой взывает: «Явись, моё дивное диво! Быть светлым меня научи.» Он оглядывается в прошлое: там вечный бой, а в настоящем – отражение земных битв – картина сталкивающихся в тёмной вышине неба туч. Это предчувствие грядущих битв, и лирический герой стихотворения не знает, как принять их. Он пока не в гуще сечи, он как бы видит её со стороны, мучаясь в смятении: броситься ли в бой. А если нет веры? Как можно вступать в бой, не веря в победу?! Лирический герой «рыщет на белом коне», и это символическое выражение поисков своего пути в жизни. Личный путь переплетается с историческим путём Родины. И жизнь не оставляет возможности какого-то иного решения, кроме двух: идти в бой или нет – и всё, выбор надо делать сейчас. «Вздымается конская грива, за ветром взывают мечи». Не будет покоя. Иди и сражайся. Ведь Россия страдающая зовёт! И пока есть возможность бороться, надо надеяться и верить. В битве жизни отступит тоска. Может, и эта битва ничего не изменит и принесёт только новые страдания, но поэт-воин не может быть в стороне от неё. Это настроение героя событий прошлого и одновременно человека сегодняшнего дня. От начала стихотворения, от слова «опять», показывающего, что уже были дни, когда решалась судьба страны, и до конца стихотворения, где снова «взывают мечи», — символические образы испытаний, которые были и будут. И современники поэта должны быть готовы к будущим сражениям. «Русь моя, жизнь моя…» 1910г. Стихотворение начинается со слов «Русь моя, жизнь моя», эти понятия неразделимы для поэта. Его жизнь – это продолжение жизней русичей на протяжении всего времени существования страны, поэтому лирический герой стихотворения не просто знает историю страны, а переживает всё, что с ней когда-то происходило. История Руси – сплошная маята (маяться – томиться, мучиться), вечная каторга («Царь, да Сибирь, да Ермак, да тюрьма»). Она может внушить ужас и отчаяние, желание распрощаться с ней навсегда («Эх, не пора ль разлучиться, раскаяться? Вольному сердцу на что твоя тьма»). И современность не лучше – тьма невежества, угнетение, молчаливая покорность. Разве к этому шла Русь через тернии истории? В стихотворении много вопросов: поэт стремится понять душу народа и видит в ней что-то загадочное, дикое, необузданное. Может быть, история Руси покажет («Знала ли ты, или в Бога ты верила? Что там услышишь из песен твоих…»), что случилось с прежде непокорным народом? Какой путь пройден! Тяжёлый, но великий: проложены дороги через непроходимые леса и топкие болота, выросли города в некогда диких местах. (Чудь – название эстов и других финских племён, живших по реке Онеге и Северной Двине, меря – финно-угорское племя, жившее между Окой и Волгой и слившееся потом с восточными славянами). Это подвиг тяжкого труда. В прошлом были и боевые подвиги: в дальние половецкие степи залетали храбрые русские соколы. Как же случилось, что жизнь великого в боях и труде народа превратилась в каторгу? Как совместить это с вольным духом народа? Но именно история и показывает: были и раньше времена, когда подвиги труда и битв сменялись временами молчаливой покорности, мучительного терпения. Когда «кинулась из степи чёрная мгла», дни и ночи страны стали временем рабства. Русь как бы замерла под монгольским игом: «Дико глядится лицо онемелое», страшно от сознания, что закончилась история Руси. Но ведь не закончилась же! Победным громом Куликовской битвы завершились годы покорности — годы накопления сил. Так, может, и сейчас такое же время? Русь просто замерла, но молчание её обманчиво: нельзя навсегда усмирить страну. Недаром видится лирическому герою стихотворения «красное зарево», оно ещё тихое, оно скорее даже существует в воображении, чем в действительности, но это предчувствие грядущих страшных потрясений, когда страна очнётся. Вольный дух, перешедший к потомкам от предков, не утерян навсегда. Лирический герой стихотворения – наследник многих поколений – ощущает его в себе. Будут ещё битвы, и Русь народная покажет свою силу, своё желание быть свободной. III. Если таким образом «оживить» для учащихся образы стихотворений цикла «На поле Куликовом», им легче будет понять идейно-художественный смысл последнего значительного стихотворения А. Блока «Скифы», завершающего тему Родины в его творчестве.

Рубрики: Литература Метки:, ,
( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология