Автор конспекта:
Автор(ы): — Подшивалова Т.Б.
Место работы, должность: — МОУ СОШ №6 п. Чегдомын, учитель литературы
Регион: — Хабаровский край
Характеристика конспекта:
Уровни образования: — среднее (полное) общее образование
Класс(ы): — 9 класс
Предмет(ы): — Литература
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: — конспект урока (занятия)
Краткое описание ресурса: — План-конспект урока по теме "М.Ю.Лермонтов. Судьба поэта и его поколения. Сопоставительный анализ стихотворений "Монолог" И "Дума"
Урок литературы в 9 классе.
М.Ю.Лермонтов. От «Монолога» к «Думе». Судьба поэта и его поколения.
Цель: продолжить обучение анализу лирического произведения; формировать навыки сопоставительного анализа стихотворений.
—
У Лермонтова много стихотворений-«двойников». Напряжённость его поисков, энергия души и неподвижность действительности, которая окружала поэта, приводили Лермонтова к возвратам мотивов, тем, даже композиции стихотворений. Но возвращение не было повтором, напротив, часто становилось пересмотром позиции. Как это и происходит в «Монологе» и «Думе».
— 2.Работа по вопросам: ( смотри презентацию – слайд №1-2)
— — Почему раннее стихотворение Лермонтова названо «Монологом», а позднее — «Думой»?
— В чём видит Лермонтов трагедию поколения и кого (и как) винит в ней в том и в другом стихотворениях?
— В каком стихотворении сильнее звучит сочувствие поколению, в каком – обвинение ему?
— — Чем отличаются и какую оценку содержат такие сравнения, как: (слайд №3)
— А) Мы, дети Севера, как здешние растенья.
Цветём недолго, быстро увядаем… («Монолог»)
— Б) Как тощий плод, до времени созрелый,
Ни вкуса вашего не радуя, ни глаз,
Висит между цветов, пришлец осиротелый,
— — И час их красоты – его паденья час!..(«Дума»)
— / В «Монологе» Лермонтов ещё сочувствует поколению и винит обстоятельства, ещё надеется на понимание, не случайно это монолог, т.е. форма, предполагающая наличие собеседника.
«Дума» — размышление наедине с самим собой, а не обращение. Собеседников у поэта нет, он смотрит на своё поколение отчуждённо, хотя местоимение «мы» непрестанно повторяется в тексте. Однако начало и конец стихотворения отделяют поэта от поколения, и суд в «Думе» беспощаден. Равнодушие, с которым поколение отнеслось к жизни, даже к своей судьбе, оказывается обоюдоострым мечом. Равнодушное поколение заслужит лишь презрение потомков./
— 3.О том, какой резонанс имело это стихотворение, свидетельствуют слова В.Г.Белинского: ««Эти стихи писаны кровью; они вышли из глубины оскорблённого духа: это вопль, это стон человека, для которого отсутствие внутренней жизни есть зло, в тысячу раз ужаснейшее и физической смерти!» (Слайд №4)
— -Прокомментируйте высказывание критика.
—
-А с каким посланием вы бы хотели обратиться к своим ровесникам? Попробуйте написать его в стихах или впрозе. (Слайд №5)
— Домашнее задание: подготовка к сочинению «Сопоставительный анализ стихотворений М.Ю.Лермонтова «Бородино» и «Дума».
Файлы: Сопоставительный анализ стихотворений М.ppt
Размер файла: 155136 байт.