Автор конспекта:
Автор(ы): — Подшивалова Т.Б.

Место работы, должность: — МОУ СОШ №6 п. Чегдомын, учитель литературы

Регион: — Хабаровский край

Характеристика конспекта:
Уровни образования: — среднее (полное) общее образование

Класс(ы): — 9 класс

Предмет(ы): — Литература

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Тип ресурса: — конспект урока (занятия)

Краткое описание ресурса: — План-конспект урока по теме "М.Ю.Лермонтов. Судьба поэта и его поколения. Сопоставительный анализ стихотворений "Монолог" И "Дума"

Урок литературы в 9 классе.
М.Ю.Лермонтов. От «Монолога» к «Думе». Судьба поэта и его поколения.

Цель: продолжить обучение анализу лирического произведения; формировать навыки сопоставительного анализа стихотворений.

  • Слово учителя: Судьба Лермонтова неразрывно связана с судьбой поколения, входившего в жизнь в начале 30-х годов 19 века. Судьба самого поэта не была лёгкой (ссылка на Кавказ, невозможность выйти в отставку и заниматься литературным трудом). А какова же участь его современников? Об этом задумался сам поэт ещё в 1829г. – стихотворение «Монолог», а затем вновь обращается к этой теме в 1838г. — «Дума».
  • У Лермонтова много стихотворений-«двойников». Напряжённость его поисков, энергия души и неподвижность действительности, которая окружала поэта, приводили Лермонтова к возвратам мотивов, тем, даже композиции стихотворений. Но возвращение не было повтором, напротив, часто становилось пересмотром позиции. Как это и происходит в «Монологе» и «Думе».
    — 2.Работа по вопросам: ( смотри презентацию – слайд №1-2)
    — — Почему раннее стихотворение Лермонтова названо «Монологом», а позднее — «Думой»?
    — В чём видит Лермонтов трагедию поколения и кого (и как) винит в ней в том и в другом стихотворениях?
    — В каком стихотворении сильнее звучит сочувствие поколению, в каком – обвинение ему?
    — — Чем отличаются и какую оценку содержат такие сравнения, как: (слайд №3)
    — А) Мы, дети Севера, как здешние растенья.
    Цветём недолго, быстро увядаем… («Монолог»)
    — Б) Как тощий плод, до времени созрелый,
    Ни вкуса вашего не радуя, ни глаз,
    Висит между цветов, пришлец осиротелый,
    — — И час их красоты – его паденья час!..(«Дума»)
    — / В «Монологе» Лермонтов ещё сочувствует поколению и винит обстоятельства, ещё надеется на понимание, не случайно это монолог, т.е. форма, предполагающая наличие собеседника.
    «Дума» — размышление наедине с самим собой, а не обращение. Собеседников у поэта нет, он смотрит на своё поколение отчуждённо, хотя местоимение «мы» непрестанно повторяется в тексте. Однако начало и конец стихотворения отделяют поэта от поколения, и суд в «Думе» беспощаден. Равнодушие, с которым поколение отнеслось к жизни, даже к своей судьбе, оказывается обоюдоострым мечом. Равнодушное поколение заслужит лишь презрение потомков./
    3.О том, какой резонанс имело это стихотворение, свидетельствуют слова В.Г.Белинского: ««Эти стихи писаны кровью; они вышли из глубины оскорблённого духа: это вопль, это стон человека, для которого отсутствие внутренней жизни есть зло, в тысячу раз ужаснейшее и физической смерти!» (Слайд №4)
    — -Прокомментируйте высказывание критика.

  • Самостоятельная работа.
  • -А с каким посланием вы бы хотели обратиться к своим ровесникам? Попробуйте написать его в стихах или впрозе. (Слайд №5)
    Домашнее задание: подготовка к сочинению «Сопоставительный анализ стихотворений М.Ю.Лермонтова «Бородино» и «Дума».

    Файлы: Сопоставительный анализ стихотворений М.ppt
    Размер файла: 155136 байт.

    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология