Автор конспекта:
Автор(ы): — Забелина Ольга Игоревна

Место работы, должность: —

муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 4 г. Малая Вишера Новгородской области

учитель русского языка и литературы

Регион: — Новгородская область

Характеристика конспекта:
Уровни образования: — основное общее образование
Уровни образования: — среднее (полное) общее образование

Класс(ы): — 5 класс
Класс(ы): — 10 класс
Класс(ы): — 11 класс

Предмет(ы): — Литература
Предмет(ы): — Русский язык

Целевая аудитория: — Все целевые аудитории

Тип ресурса: — дидактический материал

Краткое описание ресурса: —

Данная презентация разработана в помощь учителю литературу при проведении урока в 10 классе по сказкам Салтыкова-Щедрина.

Цель: познакомить учащихся с личностью писателя; раскрыть художественное своеобразие сказок Щедрина и их значение для общества.

Ход урока:

  • Оргмомент.
  • Приятно говорить о том, что радует, доставляет удовольствие. Гораздо труднее произносить необходимые, но горькие истины. Такой смелостью несомненно обладает писатель-сатирик.
  • Сообщение темы и целей урока.

    Наше знакомство с писателем-сатириком мы начнём с рассказа А.И. Куприна «Исполин» (чтение рассказа учителем).

    - Каким вы увидели сатирика в этом рассказе?

    Обращение к эпиграфу урока (Писателя-сатирика волнует то, что большинству кажется привычным и даже нормальным, что успело войти в плоть и кровь человека, что составляет самую атмосферу его жизни.И.М. Сеченов). Давайте узнаем, в какой атмосфере рос и формировался будущий писатель-сатирик.

  • Сообщение учащихся о жизни и творчестве М.Е. Салтыкова-Щедрина (учащиеся выступают с приготовленными дома презентациями).
  • Творчество Щедрина чрезвычайно разнообразно. Он писал романы, драмы, очерки, обозрения, рассказы, статьи, рецензии, сказки. Форму литературной сказки использовали до Щедрина многие. Но сказки Щедрина отличаются. Его сказки — это итог сорокалетней деятельности писателя, итог всего его творческого пути. Всего написано 32 сказки. 28 созданы в течение 4-х лет (1882-1886). Цель сказок — пробудить народ, чтобы «дети изрядного возраста» возмужали и перестали быть детьми.
  • Каковы же объекты сатиры Щедрина?
  • Сатирические приёмы, используемые Щедриным?
  • Давайте посмотрим, как всё вышесказанное находит отражение в одной из первых сказок Щедрина «Дикий помещик»
  • - какие сатирические приёмы использует Щедрин для раскрытия «помещичьей» темы.

  • Анализ сказки «Дикий помещик» по плану
  • В этой сказке встречаются фольклорные элементы.
  • Д/З составить таблицу «Сказки Щедрина — русские народные сказки» (общие черты; черты отличия)

  • Хотя сказки Щедрина создавались более 130 лет назад, в определённое историческое время, при определённом строе, имели прототипы, легко узнаваемые современниками писателя, но и в наше время эти сказки читаются не как рассказы 19 века, а как журналистские очерки о современной жизни. Актуальность и узнаваемость персонажей сказок не перестают удивлять.
  • Просмотр мультфильма «Премудрый пескарь».
  • Заполнить таблицу .
  • Проверка таблицы.
  • Подведение итогов урока.
  • - Каково же значение сказок Щедрина для современников?

    Файлы: урок по щедрину.odp
    Размер файла: 135421 байт.

    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология