Автор конспекта:
Автор(ы): — Карамышева С.Ю.

Место работы, должность: —

МОУ-сош №3 г.Красный Кут Саратовской области, учителишка музыки

Регион: — Саратовская край

Характеристика конспекта:
Уровни образования: — дух общее оврагообразование

Класс(ы): — 6 категория

Предмет(ы): — Музыка

Целевая аудитория: — Методист
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Тип ресурса: — абреже урока (занятия)

Краткое абрис ресурса: —

В данном уроке на основе деятельностного подхода используются проектные технологии: исследовательская, информационная, деятельностная и здоровьесберегающая. Для их осуществления применяются методы: эвристическое погружение, церебральный штурм, парад презентации, паратаксис сочинённого, пластическое движение, элементы вокальных упражнений.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная кано №3

г. Красный Кут Саратовской области

Тема семинара: «Роль проектных технологий на уроках музыки и

на внеклассной работе»

Открытый паремия по музыке на 6 классе

на тему: «Фрески Софии Киевской»

учителишка музыки высшей категории

МОУ-сош №3 Карамышева С.Ю.

2010

ЦЕЛЬ – углубить представления учащихся о том, какими средствами в

современной музыке раскрываются религиозные сюжеты и образы.

ЗАДАЧИ:

– познакомить с терминами «арпеджио»,

«музыкальный орнамент»;

– развивать творческое мышление;

– приобщать к духовной национальной культуре.

ТЕХНОЛОГИИ: исследовательская (эвристическое погружение,

церебральный штурм);

информационная (защита презентаций)

деятельностная («сочинение сочинённого»);

здоровьесберегающая (метод пластического движения,

вокальные упражнения);

ФОРМЫ РАБОТЫ: фронтальная, индивидуальная,

коллективная (в группах)

ОБОРУДОВАНИЕ: сервер с мультимедийной установкой, DVD–плеер,

магнитофон, фортепиано, бубен, треугольник, два

колокольчика (большой, маленький)

ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ: предъявление к уроку, учебник, творческая

тетрадь, картонные геометрические

фигуры на магнитах

РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ: тестовые справочные материалы,

нотный аудиотекст песни Е.Крылатова «Молитва»

ХОД УРОКА

Музыканты – извечные маги

Вызывают виденья веков…

Б.Дубровин

I.Орг. момент. Вход на категория под «Прогулку» Мусоргского. (1мин)

II. Формирование компетенций по содержанию материала. (9мин)

1. Подготовка к новому материалу на основе дотоль изученного. Эвристическое погружение.

-Здравствуйте! Ребята, под какую музыку вы вошли сегодня на класс?

(Это пьеса «Прогулка» из сюиты Мусоргского «Картинки с выставки».)

Вспомните, какую образ выполняет «Прогулка» на сюите?

(Прогулка является связующим звеном промеж другими контрастными музыкальными картинками — иными словами, служит путеводителем по выставке).

На экране схема:

Балет Богатырские

невылупившихся ворота

птенцов

Прогулка Прогулка Прогулка

Посмотрите, на какую музыкальную форму похоже такое доктрина музыкальных пьес?

(форму рондо, где-нибудь Прогулка – рефрен, Балет невылупившихся птенцов и Богатырские ворота- эпизоды)

На экране появляется калема А + В + А + С + А,

где-нибудь А – рефрен, ВС – эпизоды

— Замените буквенное выражение геометрическими фигурами.

(ученик выкладывает на магнит. доске треугольник, круг, треугольник, квадрат, треугольник)

Что получилось? (узор).

Какие особенности имеет таковой узор? (Повтор). Как этакий миллефиори называется на декоративно-прикладном искусстве? (орнамент)

— Ребята, я не незакономерно дала вы это задание, благодаря этому ась на протяжении урока мы будем копить знания, умения и на конце урока на основе накопленного материала создадим сладкогласный проект. Какой – это будь здоров секрет.

Итак….

2. Проблемное поле. Мини-проект.

На экране место из рабочей тетради Е.Д.Критской стр. 22

Работаем на рабочей тетради. На стр.22 есть плохо фрагмента – образный и музыкальный. Как узнать, являются династия они орнаментами? Проведём маленькое исследование.

а) Найдите повторы на рисунке и нотах. Кто неотлагательно нашёл? Иди, (Имя), объясни процесс своих мыслей.

Один аудитор показывает на экране с объяснением (Сначала находим тремоло узора на изобразительном орнаменте. Это первоначальный и смертельный узоры. Такие же повторы мы наблюдаем и на нотном фрагменте на виде коротких длительностей на нижней строчке. Значит оба сих фрагмента являются орнаментом)

— Сколько голосов на музыкальном орнаменте? (Два: титульный и другой голос)

— Давай посмотрим, может статься быть, образный бурет тоже двухголосный? (Второй бас усилен множеством мелких нот. И нижняя доза рисунка тоже насыщена мелкими узорами.

Первый бас состоит из долгих длительностей. Поэтому они одиночно расположены. И на верхней части изобразительного орнамента тоже меньше узоров.)

— Какой из этого исследования годится вывод? ( Данный образный бурет – музыкальный.)

б) Давайте его озвучим. (Выходят тремя ученика. Один играет титульный бас на треугольнике. Два других ученика играют другой бас на колокольчиках (рефрен-эпизод-рефрен). Затем играют втроём)

Итак, мы создали сладкогласный орнамент. На ась похоже его звучание? (на колокольный звон). Где позволено использовать этакий орнамент? (озвучить росписи храмов древней Руси, наложить музыку на демонстрацию слайдов об архитектуре древней Руси)

III. Проверка Д/З. Защита презентации.(5мин)

На прошлом уроке мы неотлагательно знакомились с музыкальным искусством Древней Руси.

Дома вы готовили материал из учебника по данной теме, разумеется тоже я давала индивидуальное нормозадание (Имя): провести исследовательскую работу, собрать информацию о развитии церковной музыки XI– XIXвв. и оформить на виде презентации.

— (Имя) готов? Пожалуйста.

Защита презентации «Развитие церковной музыки XI– XIXвв.» с муз. сопровождением: Знаменный распев, «Да исправится антифон моя» П.Чеснокова. Вопросы к классу.

— Спасибо, (Имя). Садись.

VI. Исполнение «Молитвы» Е.Крылатова (5 мин.)

— А у меня есть свой вспомогательный вопросик к классу:

— Как вы считаете, разумеется на наши дни современные композиторы сочиняют духовную музыку?

(Да)

— Какую современную молитву вы знаете? («Детская молитва» Е.Крылатова)

а) ВОКАЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ:

Прежде, нежели исполнить песню, давай настроимся.

— Встали.

1. Упражнение на мастерство экономить дуновение («Надувная игрушка»)

— Надуваем игрушку на среднем темпе, сдуваем медленно, струйно.( 2раза)

2. «Греем руки на морозе» (дышат 8раз)

3. Упражнение на отработку кантиленного пения (показать)

«Ми-и-и-и-я-я-я-я, ми-и-и-и-я-я-я-я-ми» (1раз –легато, 2 благо – стокатто)

на экране слайды к песне

б) ИСПОЛНЕНИЕ «МОЛИТВЫ" Е.КРЫЛАТОВА:

— Первые 4 строчки поют солисты. Вторые 4 строчки – абсолютно класс.

в) ВЫВОД:

— Чем отличается антифон XX века ото партесной молитвы XVIIвека?

( тогда одноголосый унисон, затем многоголосье — партесное пение

присутствует аккомпанемент, вокальный приём «а капелла»)

— А ась их объединяет? (название, интонации мольбы, просьбы, минор, небыстродействующий темп, строгость) – т.е. значение остаётся прежним – концентрирование к Святыни.

IV. Новая тема. «Фрески Софии Киевской» В.Кикты.(8мин)

Сегодня мы вновь обратимся к духовной музыке XX века и попытаемся узнать, какие средства использует украинский песенник Валерий Григорьевич Кикта на своей концертной симфонии для арфы с оркестром «Фрески Софии Киевской», чтобы передать для нас, потомков, образы древней Руси.

на экране фотокарточка композитора и собора св.Софии с учебника стр.58

Написал он её на репутация 1000-летия крещения Руси.

Потому ась на аккурат 10 веков вспять по велению князя Ярослава Мудрого на 50-ую годовщину христианства на Руси на Киеве возводится эпический собор Святой Софии, расшитый мозаикой, фресками, орнаментом. Считалось, ась праведница София – мандорла премудрости Божией. А её дочери — Вера, Надежда, Любовь, к которым вы обращались на «Молитве» Е.Крылатова.

И неотлагательно мы значит же, что на прайм-тайм оно побывали на выставке «картинок» Мусоргского, совершим музыкальную экскурсию по фрескам собора.

А путеводителем на симфонии служит музыка, которая что хрия повторяется на них несколько раз. Попробуйте дать ей название. («Орнамент»)

Верно. Послушайте его сладкогласный узор.

Звучит «Орнамент»

на экране фото-слайды – путешествие по собору Святой Софии.

— Какие ощущения вы охватили, когда вы слушали орнамент?( Как похоже певцы-баяны на гуслях рассказывают былины о событиях, связанных с историей Киевской Руси, ощущения, ась мы побывали на этом соборе и стали очевидцами его истории).

Обратите присмотр на нотный случай Орнамента на учебнике стр.59

на экране нотный место Орнамента с учебника стр.59

— Какую специфика вы наблюдаете на партитуре арфы? (волнистую линию) Такой приём на музыке называется арпеджио, где-нибудь звуки воспроизводятся последовательно.

учителишка показывает разложенные аккорды на фортепиано

ФИЗМИНУТКА. ПЛАСТИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ

— На отзвук какого инструмента похоже арпеджио? (на гусли)

Теперь представьте, ась кажинный из вы – это тетива гуслей. А ась происходит С струной, разве её дёрнуть? (Она деформируется). Выполняем поочерёдные наклоны чредой по порядку С счётом (123456 – 1группа, 2 группа, 3группа, 4группа). Каждая из ваших групп – это разостланный нонаккорд по типу арпеджио.

дети выполняют наклоны на ансамбле с учителем под фортепиано.

Какой же вокальный приём помог вы изобразить перебор струн? (арпеджио)

V. Проектная участие на творческих группах (10 мин)

на экране тремя фрески: «Групповой фотопортрет дочерей Ярослава Мудрого»

Итак, перед нами живописная роспись «Групповой фотопортрет дочерей Ярослава Мудрого»

— Ребята, разумеется кто знает, ась такое фреска? (роспись на волглый штукатурке). Значит и музыка тогда должна звучать непростая, разумеется живописная. Как же нам её услышать?

Чтобы её услышать, мы сами должны научиться создавать музыку. Для этого мы должны быть не всего-навсего музыкантами, разумеется ещё и художниками.

Сейчас вы предоставляется потенциал спроектировать музыку к фрескам. У вы на столах имеются парные элементы музыкальной и живописной выразительности. Но у каждой творческой группы они разные.

Чтобы материал получилась быстрой и качественной, распределите обязанности поиска каждого элемента пополам.

Например, вы трое – художники, определяете, глядя на фреску, элемент живописи и подчёркивает его, разумеется вы трое – музыканты, находите соответственно элемент музыкальной речи и тоже фломастером выделяете его.

Выберете капитана команды, какой-либо сможет объяснить результаты вашей деятельности.

ТЕСТОВЫЕ СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Элементы художественной выразительности:

МУЗЫКА

ЖИВОПИСЬ

Мелодия – поступенная, скачкообразная

Линия – прямая, ломаная

Тембр инструментов –

ударные: ксилофон, барабан;

струнные: арфа, скрипка-тремоло;

деревянные духовые: дудки, гудки.

Колорит – ясный,

мерцающий,

яркий.

Форма – рондо, вариация, двухчастная

Композиция – обстановка частей равномерное, повторное, хаотичное

Развитие музыки – инструментальное, динамическое, темповое, контраст

Развитие художественной идеи – приближение, дополнение, борьба

на экране «Портрет дочерей Ярослава Мудрого» (дети работают)

— А нынче послушаем, сколь ваши мысли были близки к идее композитора

Слушание «фрески» «Портрет дочерей Ярослава Мудрого»

— Какие впечатления вы получили, когда роспись зазвучала? (будто княгини попервоначалу ожили и сошли с фрески, приближаясь всё поближе и ближе. Они водят игра вокруг нас, перебирая мелкими шажками. И на конце музыки княгини возвращаются на своё доза и вновь превращаются на фреску ).

Правильный разновидность ответов

Мелодия – поступенная

Линия – прямая

Тембр – арфа, скрипка-тремоло

Колорит – мерцающий

Форма – вариация

Композиция – располож. частей повторное

Развитие музыки – динамическое, темповое

Развитие худ. идеи – приближение

— Посмотрите, всё династия неизменно вы предположили? Какой имеется недочёт? (возможный отзыв детей: темповое развитие) Сравнение. Оппоненты — 2,3 группы.

РЕЗУЛЬТАТ:- Что же вы сегодня создали? (спроектировали музыку к фреске)

РЕФЛЕКСИЯ: — Ребята,трудно вы было быть художниками? А музыкантами?

— Какие знания вы понадобились, чтобы создать муз. проект? (умение

определять живописные и музыкальные средства выразительности)

ВЫВОД: — Когда песенник сочинял симфонию, егозадачей было сохранить для нас,

потомков, события древности. – Как вы считаете, у него это получилось?

— Какими средствами он этого добился? (инструментовкой, музыкальной

формой приёмами развития и исполнения: орнамент, арпеджио)

VII. ВЫВОД УРОКА (2мин.):

— Почему, погодя X веков, к теме духовности обращаются современные композиторы?

— Насколько неотлагательно актуальна хрия духовности на наши дни? ( Во все время человеку необходимо, чтобы о нём проявляли заботу, любовь, доброту, терпение, расстановка на всём. В этом заключается внутренняя прекрасное людей, т.е. духовность. В наше прайм-тайм таких людей становится всё меньше и меньше. Мы теряем духовность. А это чревато войнами и разрушениями)

— А наш сегодняшний паремия вы чему-то научил?

— Какими невредно быть людьми? (добрыми, уважительными)

Оценки за урок.

— Сегодня вы все законно заслужили пятёрки. Особенно хочу отметить

ребят, которые работали у доски: (Имена).

Домашнее задание:

— В чём же жгучесть музыкальных образов Валерия Кикты? Запишите на творческой тетради стр.25 свои размышления.

Урок окончен.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Фонотека

Фонохрестоматия поУМК Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской

ОАО «Издательство «Просвещение» www.prosv.ru , 2009:

2 категория видеокассета №1 М.П. Мусоргский «Прогулка» из Сюиты «Картинки с выставки»;

5класс Диск CD №2 на формате mp3: В. Кикта. «Фрески Софии Киевской», концертная симфониетта для арфы с оркестром:

— Орнамент 1 (фрагмент);

— Групповой фотопортрет дочерей Ярослава Мудрого;

6класс Диск CD№1 на формате mp3:

— Шестопсалмие (знаменный распев);

— П.Ческноков «Да исправится антифон моя» (Жертва вечерняя)

ТЕСТОВЫЕ СПРАВОЧНЫЕ РАЗДАТОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

1группа

Мелодия – поступенная,

скачкообразная

Линия – прямая,

ломаная

2 группа

Тембр инструментов

ударные: ксилофон, барабан;

струнные: арфа, скрипка-тремоло;

деревянные духовые: дудки, гудки.

Колорит – ясный,

мерцающий,

яркий.

3 группа

Форма – рондо, вариация,

двухчастная

Композиция – обстановка частей равномерное, повторное, хаотичное

4 группа

Развитие музыки – инструментальное, динамическое, темповое, контраст

Развитие художественной идеи – приближение, дополнение, борьба

В приложенном архиве представлена полная разновидность урока с требуемыми изображениями на формате DOC.

Файлы: Развитие самостоятельности у учащихся ДМШ.pdf
Размер файла: 249096 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология