Автор конспекта:
Автор(ы): — Черкашина Жанна Владимировна

Место работы, должность: — МОУ СОШ №41 Г.Белгород, учитель начальных классов

Регион: — Белгородская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — начальное общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 3 класс

Предмет(ы): — Окружающий мир

Цель урока: — Познакомить с названиями нашей страны в разные исторические времена, познакомить с названием слова Русь, воспитывать чувство патриотизма.

Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Учащихся в классе (аудитории): — 28

Используемые учебники и учебные пособия: —

Учебник "Окружающего мира" под ред. Виноградовой и тетрадь

Краткое описание: — Урок знакомит детей с эпохами развития нашего государства от Древней Руси до Московской Руси.

Названия русского государства в разные исторические времена. Московская Русь.

Цель: познакомить с названиями нашей страны в разные времена, с возникновением слова Русь.

I. Знакомство с новым материалом.

1. Вступительное слово учителя.

Сегодня мы начинаем изучать новый раздел «Человек в разные исторические времена». Скажите, о чем вы узнаете в этом разделе и на какие вопросы ответите.

- Первая тема, с которой мы познакомимся, называется «Наша Родина: от Руси к России».

С историей России вы соприкасаетесь почти ежедневно: у стен древних крепостей, старинных домов, бывая в музеях, посещая памятники, поставленные в честь прошедших событий и героев войн. История находит отражение в народных песнях и сказках, в названиях городов, сел и улиц, именах и фамилиях. Но прежде чем изучать историю своей страны, надо знать, почему она называется Россией и как называлась наша родина раньше.

2. Работа по учебнику в рубрике «Выскажи предположение».

- Какое высказывание кажется вам более убедительным? (Ответы учащихся.)

- Вопрос о том, как произошли названия «Русь» и «Россия», очень давно волнует ученых, но до сих пор ответить на него с абсолютной точностью невозможно.

По мнению многих исследователей, эти наименования восходят к названию одного из славянских племен — родиев, россов или руссов. Отсюда недалеко и до «Руси», и до «России».

Русью, Русской землей стало называться с самого начала государство восточных славян, что послужило основой и для возникновения понятия «русский», «русские».

Название «Россия», как обозначение страны, впервые появляется в документах конца XV века, но до конца XVII века она чаще именовалась Русью, Русской землей или Московским государством. С середины XVI века Россией или Российским царством начали называть все земли, которые тогда вошли в единое государство во главе с Москвой. Позже понятие «российский» стало обозначать принадлежность к государству, понятие же «русские» уже в начале XVI века обозначало название народности.

- Являются ли слова Родина, Отечество, Отчизна синонимами? Почему?

- Я предлагаю отправиться на машине времени в путешествие по страницам истории нашей страны, чтобы узнать, как изменялось название нашего государства — от Древней Руси до Российской Федерации.

3. Беседа «Древняя Русь».

- Началом Русского государства считают конец IX века.

- Как называлось наше государство с IX по XIII века?

- Назовите предков русских людей.

- Каких первых русских князей вы знаете?

- Прочитайте высказывание в учебнике, согласны ли вы с ним?

4. Выполнение заданий нас. 20-21 в рабочей тетради № 2.

5. Чтение и обсуждение текста в рубрике «Жил на свете человек..,»,

- Известно очень много литературных источников, из которых мы узнаем об истории государства: о жизни нашей страны, о воинах и победах, о великих и простых, знатных и обыкновенных рос­сиянах, творивших историю своей страны. О том, существовали ли раньше литературные источники, рассказывающие историю страны, мы узнаем из рубрики «Жил на свете человек…».

- Найдите в словаре объяснение слова «монах».

Летопись - запись о событиях по годам (славянское слово «лето» соответствует нашему «год»). Сначала записи были очень краткими. Если на протяжении года — «лета» — ничего не произошло, летописец записывал: «В лето… не бысть ничего», «В лето… бысть тишина».

Самым известным из русских летописцев был Нестор, монах Киевского Печерского монастыря. Жил Нестор в конце ХI-начале XII века.

Главный труд Нестора — «Повесть временных лет» («Повесть о прошедших временах»). Это была не просто летопись. Нестор описывает историю Руси и связывает ее с историей всех славян и со­седних народов.

О содержании своего труда сам Нестор написал так: «Откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве наче перви княжити, и откуда Русская земля стала есть» (перевод: «Каково начало Русской земли, и кто первым начал княжить в Киеве, и как образовалось Русское государство») (цитаты записаны на доске).

6. Чтение и анализ текста «Московская Русь».

- Следующая страница истории нашей страны — Московская Русь.

Прочитайте текст в. учебнике.

- Объясните, когда и почему нашу страну стали называть Московской Русью.

-Назовите имена первых князей, правивших на Руси.

- Прочитайте отрывок из стихотворения. Соответствуют ли его строки содержанию текста «Московская Русь»?

- Первым русским царем был провозглашен в 16 лет Иван IV. В торжественной обстановке в Успенском соборе Московского Кремля в 1547 году состоялось венчание Ивана IV на царство (воз­ложение короны). С этого времени наше государство стало называться Московией, Московским царством, Московской Русью.

Первый русский царь родился в 1530 году в Москве, в семье великого князя Василия III. Мальчика в честь деда — Ивана III -назвали Иваном, а позже его назовут Грозным.

Мальчику было 3 года, когда отец его умер. По закону престол перешел к трехлетнему ребенку. Позже Иван IV писал, что с ним «ни в чем не поступали… так, как следует поступать с детьми».

Конечно, ребенок не мог править огромной страной — от его имени правила мать, но и она умерла, когда Ивану было всего 8 лет.

Началась борьба за власть, за влияние на юного князя между разными группами придворных. Эта борьба отразилась на характере Ивана: он стал замкнутым, жестоким, подозрительным, он нау­чился скрывать свои намерения и никому не доверять.

Пока Иван рос, страна приходила в упадок — разворовали государственную казну знатные богатые люди — бояре.

Когда Ивана провозгласили царем, он беспощадно расправлялся с непокорными. Всех, кого он считал своими противниками, приказывал казнить или жестоко наказывать. Даже сына своего -тоже Ивана — в приступе гнева смертельно ранил грозный царь. Жалел потом, но было поздно, юношу спасти не смогли.

Однажды царь заподозрил в измене целый город — Новгород. Явился туда во главе большого войска и устроил страшный погром.

Вот за это и прозвал народ первого русского царя Иваном Грозным. Иван IV правил государством 50 лет.

7. Просмотр рубрики «Картинная галерея».

- Какие чувства вызывает у вас этот портрет?

- Можно ли, описывая царя, употребить слова добродушный, доверчивый, добрый! Почему?

II. Итог урока.

- На каких двух страницах истории нашего государства мы сегодня «побывали»?

Домашнее задание: подготовить пересказ текста учебника на с. 93-94, подготовить доклад о Петре Великом (3 человека — выборочно); рабочая тетрадь № 2, с. 20-21.

Файлы: Конспект урока.doc
Размер файла: 56320 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология