Автор конспекта:
Автор(ы): — Корнилова Евгения Николаевна

Место работы, должность: — МБОУ «Яльчикская СОШ»

Регион: — Республика Чувашия

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — начальное общее образование
Уровень образования: — основное общее образование
Уровень образования: — среднее (полное) общее образование
Уровень образования: — дополнительное образование детей

Целевая аудитория: — Библиотекарь
Целевая аудитория: — Воспитатель
Целевая аудитория: — Классный руководитель
Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — Все классы
Класс(ы): — 1 класс
Класс(ы): — 2 класс
Класс(ы): — 3 класс
Класс(ы): — 4 класс
Класс(ы): — 5 класс
Класс(ы): — 6 класс
Класс(ы): — 7 класс
Класс(ы): — 8 класс
Класс(ы): — 9 класс
Класс(ы): — 10 класс
Класс(ы): — 11 класс

Предмет(ы): — Внеклассная работа
Предмет(ы): — Литература
Предмет(ы): — Родной язык
Предмет(ы): — Русский язык

Цель урока: —

Цели:

общая – опираясь на рассказ Г. Н. Волкова, подвести учащихся к мысли о том, что человек, уважающий и любящий мать, будет счастлив в жизни

частные – ответить на вопросы:

  • Что надо сделать, чтобы мечты исполнились?
  • В чем смысл жизни?
  • Что ты считаешь главным богатством для тебя – деньги или что-то другое?
  • Есть ли у вас дома семейные реликвии?
  • Кем для тебя является мать?
  • Используемая методическая литература: —

    Рассказ Г.Н. Волкова «Мамина похлебка»

    Используемое оборудование: —

    Эпиграфы к уроку (на доске).

    Тексты на столах.

    Таблицы кластеров (пишутся на уроке).

    Компьютер

    Используемые ЦОР: —

    Презентация «Мама…Какое же это счастье»

    Краткое описание: — Урок осмысление по рассказу Г.Н. Волкова «Мамина похлебка» «Мама… Какое же это счастье»

    Эпиграфы к уроку: Горжусь… что имел подобную мать, ни о чем и ни о ком у меня мысль так не светла, воспоминание так не свято, как о ней. И.А. Гончаров Любовь и уважение к родителям без всякого сомнения есть чувство святое. В.Г. Белинский Для меня мама, никогда не учительствую, постепенно стала учителем жизни. Е. Евтушенко Словарь: Отменный – очень хороший. В пух и прах (разг) – совершенно, основательно, окончательно, пышно, богато. Диковинный – необыкновенный, странный. Зять – муж дочери или сестры. Снедь – пища, еда. Почтительно – с глубоким уважением. Съеживаться – 1. сутулясь, сжиматься всем телом; 2. сжаться, стянуться (сухие листья стянулись). Салма — овощная похлебка с вареными круглыми кусочками особым образом приготовленного теста Текст: Мамина похлебка Собрались, друзья на праздник через тридцать лет. Вместе учились. В одном классе. Рады друг другу. И угощение отменное. Едят-пьют. И рассказывают о своей жизни. У одного – роскошная машина, японская мебель, у другого – квартира просторная, у третьего – жена разодета в пух и прах, у четвертого – на даче растут фрукты заморские и цветы диковинные, пятый – получил премию и звание; у шестого – зять долго находился в командировке в какой-то стране и из-за границы всего навез… И по второму кругу пошли уже – рассказывают, рассказывают. Смеются, хохочут. Один – выиграл большую сумму, у другого – брат богато сыграл свадьбу дочери, третий – неожиданно получил продвижение по службе, у четвертого – надежные связи и поддержка, пятый – отдыхал на море, всякой редкой снеди дома полно, шестой – устроил, достал, достиг, добился … У шестого – глаза блестят от счастья, у друзей – от восхищения им. И тут же гаснут – от зависти. Все довольны, все счастливы. У всех все есть. Даже и не знают, что им надо. Вот-вот пойдут по новому кругу… и вдруг замечают, что один выбыл еще из первого круга. И не вошел в круг вовсе. Сидит и молчит. Почтительно слушает. Улыбается. А улыбка такая на лице, как будто друзей детства не узнает. Совсем чужой сидит. Все уставились на него, на седьмого. И ждут: чего добился в жизни за долгие годы? Что у него есть? Тому съеживаться бы под внимательными взглядами друзей детства. А он сидит себе – спокойный, невозмутимый. Уверенный в себе. — Мама сегодня накормила меня салмой. Прямо как в детстве. И запах – тот же. И цвет. И мама – та же. Старая, но по-прежнему красивая и добрая. Налила в глиняную миску до самых краев. Сто лет миске. Сохранила-таки. Вручила деревянную ложку – от отца осталась, его работа. Мастер же был! Когда заметил тревожную тишину среди друзей, торопливо продолжил: — Ну и мама у меня… Ласковая… Спасибо ей: на неделю сыт. Второго – и не надо. Как будто на всю жизнь накормила. Безо всякого третьего. Покой и уверенность влила в душу. Глубоко вздохнул напоследок и закончил: — Мама… Какое же это счастье!.. Ход урока Вызов интереса:

  • Слово учителя
  • Каждый из нас живет мечтою, ставит перед собою цель и прилагает усилия, чтобы добиться цели. Давайте напишем на листках бумаги, какой мечтой вы живете, что бы вы хотели иметь в жизни? Положим эти листочки в конверт и откроем через 20-30 лет. Погружение в текст: 1. Первичное знакомство с текстом (чтение и выявление первоначального восприятия) 2. Повторное чтение текста с подчеркиванием ключевых слов с целью выработки умения осмысленно воспринимать текст. 3. Составление кластера
    Деньги Материальное богатство
    4. Ответ на вопрос, исходя из текста Как ведет себя седьмой? «спокойный», «невозмутимый», «уверенный в себе» «сидит и молчит», «почтительно слушает», «улыбается» Почему он выпал из круга? Обратим внимание на монолог 7. Ведь в высказываниях проявляется характер человека 5. Беглое просматривание текста, выделение ключевого образа (мама) Это слово 4 раза повторяется в тексте, поэтому оно ключевое. 6. Нахождение слов, расшифровывающих слово-образ «мама» с целью осмысления его семантики: «старая», «но по-прежнему красивая и добрая», «ласковая» 7. Выстраивание ряда, состоящих из глаголов и прглагольных слов с целью формирования умения замечать слова автора «накормила салмой, налила в глиняную миску до самых краев», «вручила деревянную ложку, «сохранила таки» наполненность «Золотая пылинка» — (сказка) это земля – нам и отец родной, и мать – кормилица, и брат-защитник. Земля родная чиста и священна. Пылинка родной земли родная, глина – сладкая». (с 264) 100 лет миске — век Живое от отца осталась, его работа Бабушка. (Чугун твоего деда помнит. Мастер же был!) Сохранила память об отце – это семейная реликвия «как будто на всю жизнь накормила», «покой и уверенность влила в душу» 8. Выяснение того, что сообщает автор через название Похлебка
    Салма
    Детство
    Радость
    Жизнь
    Мать научила понимать смысл жизни – суть жизни. Научила хлебать эту похлебку, которая означает ЖИЗНЬ. 9. Выявление авторской позиции (Авторская позиция заключена в последнем произведении) 10. Выход на темы, явно просматривающиеся в тексте (Тема счастья сохранения традиций смысла жизни любви и уважения матери ). 11. Обозначения проблемы, то есть вопроса, что волнует автора. В тексте поднимается проблема счастья человеческого. Оно в наполненности жизни смыслом. Научить нас жить могут учителя, друзья, да каждый встречный учит нас жить. Но только родителям, которые с нами вместе с первых дней появления в жизни, смогут полностью выполнить эту задачу. Прежде всего эта работа ложится на плечи матерей. Та мать, которая научила своих детей понимать смысл жизни – «зачерпывать ложкой салму из похлебки» — имеет счастливых детей. Эти дети любят свою мать, относятся к ней с уважением. Горжусь… что имел подобную мать, ни о чем и ни о ком у меня мысль так не светла, воспоминание так не свято, как о ней. И.А. Гончаров Для меня мама, никогда не учительствую, постепенно стала учителем жизни. Е. Евтушенко Любовь и уважение к родителям без всякого сомнения есть чувство святое. В.Г. Белинский 12. Жизнь произведения во времени. Анатолий Кипеч «Пурнăç çулĕ такăр мар» с. 35 Рефлексия.Размышление над текстом. Презентация «Мама…Какое же это счастье»
    Файлы: Архив ZIP — Гринченко статья WinRAR.zip
    Размер файла: 28631 байт.

    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология