Автор конспекта:
Автор(ы): — Корнилова Евгения Николаевна
Место работы, должность: — МБОУ «Яльчикская СОШ»
Регион: — Республика Чувашия
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — начальное общее образование
Уровень образования: — основное общее образование
Уровень образования: — среднее (полное) общее образование
Уровень образования: — дополнительное образование детей
Целевая аудитория: — Библиотекарь
Целевая аудитория: — Воспитатель
Целевая аудитория: — Классный руководитель
Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Класс(ы): — Все классы
Класс(ы): — 1 класс
Класс(ы): — 2 класс
Класс(ы): — 3 класс
Класс(ы): — 4 класс
Класс(ы): — 5 класс
Класс(ы): — 6 класс
Класс(ы): — 7 класс
Класс(ы): — 8 класс
Класс(ы): — 9 класс
Класс(ы): — 10 класс
Класс(ы): — 11 класс
Предмет(ы): — Внеклассная работа
Предмет(ы): — Литература
Предмет(ы): — Родной язык
Предмет(ы): — Русский язык
Цель урока: —
Цели:
общая – опираясь на рассказ Г. Н. Волкова, подвести учащихся к мысли о том, что человек, уважающий и любящий мать, будет счастлив в жизни
частные – ответить на вопросы:
Используемая методическая литература: —
Рассказ Г.Н. Волкова «Мамина похлебка»
Используемое оборудование: —
Эпиграфы к уроку (на доске).
Тексты на столах.
Таблицы кластеров (пишутся на уроке).
Компьютер
Используемые ЦОР: —
Презентация «Мама…Какое же это счастье»
Краткое описание: — Урок осмысление по рассказу Г.Н. Волкова «Мамина похлебка» «Мама… Какое же это счастье»
Эпиграфы к уроку: Горжусь… что имел подобную мать, ни о чем и ни о ком у меня мысль так не светла, воспоминание так не свято, как о ней. И.А. Гончаров Любовь и уважение к родителям без всякого сомнения есть чувство святое. В.Г. Белинский Для меня мама, никогда не учительствую, постепенно стала учителем жизни. Е. Евтушенко Словарь: Отменный – очень хороший. В пух и прах (разг) – совершенно, основательно, окончательно, пышно, богато. Диковинный – необыкновенный, странный. Зять – муж дочери или сестры. Снедь – пища, еда. Почтительно – с глубоким уважением. Съеживаться – 1. сутулясь, сжиматься всем телом; 2. сжаться, стянуться (сухие листья стянулись). Салма — овощная похлебка с вареными круглыми кусочками особым образом приготовленного теста Текст: Мамина похлебка Собрались, друзья на праздник через тридцать лет. Вместе учились. В одном классе. Рады друг другу. И угощение отменное. Едят-пьют. И рассказывают о своей жизни. У одного – роскошная машина, японская мебель, у другого – квартира просторная, у третьего – жена разодета в пух и прах, у четвертого – на даче растут фрукты заморские и цветы диковинные, пятый – получил премию и звание; у шестого – зять долго находился в командировке в какой-то стране и из-за границы всего навез… И по второму кругу пошли уже – рассказывают, рассказывают. Смеются, хохочут. Один – выиграл большую сумму, у другого – брат богато сыграл свадьбу дочери, третий – неожиданно получил продвижение по службе, у четвертого – надежные связи и поддержка, пятый – отдыхал на море, всякой редкой снеди дома полно, шестой – устроил, достал, достиг, добился … У шестого – глаза блестят от счастья, у друзей – от восхищения им. И тут же гаснут – от зависти. Все довольны, все счастливы. У всех все есть. Даже и не знают, что им надо. Вот-вот пойдут по новому кругу… и вдруг замечают, что один выбыл еще из первого круга. И не вошел в круг вовсе. Сидит и молчит. Почтительно слушает. Улыбается. А улыбка такая на лице, как будто друзей детства не узнает. Совсем чужой сидит. Все уставились на него, на седьмого. И ждут: чего добился в жизни за долгие годы? Что у него есть? Тому съеживаться бы под внимательными взглядами друзей детства. А он сидит себе – спокойный, невозмутимый. Уверенный в себе. — Мама сегодня накормила меня салмой. Прямо как в детстве. И запах – тот же. И цвет. И мама – та же. Старая, но по-прежнему красивая и добрая. Налила в глиняную миску до самых краев. Сто лет миске. Сохранила-таки. Вручила деревянную ложку – от отца осталась, его работа. Мастер же был! Когда заметил тревожную тишину среди друзей, торопливо продолжил: — Ну и мама у меня… Ласковая… Спасибо ей: на неделю сыт. Второго – и не надо. Как будто на всю жизнь накормила. Безо всякого третьего. Покой и уверенность влила в душу. Глубоко вздохнул напоследок и закончил: — Мама… Какое же это счастье!.. Ход урока Вызов интереса:
Каждый из нас живет мечтою, ставит перед собою цель и прилагает усилия, чтобы добиться цели. Давайте напишем на листках бумаги, какой мечтой вы живете, что бы вы хотели иметь в жизни? Положим эти листочки в конверт и откроем через 20-30 лет. Погружение в текст: 1. Первичное знакомство с текстом (чтение и выявление первоначального восприятия) 2. Повторное чтение текста с подчеркиванием ключевых слов с целью выработки умения осмысленно воспринимать текст. 3. Составление кластера
Деньги Материальное богатство
4. Ответ на вопрос, исходя из текста Как ведет себя седьмой? «спокойный», «невозмутимый», «уверенный в себе» «сидит и молчит», «почтительно слушает», «улыбается» Почему он выпал из круга? Обратим внимание на монолог 7. Ведь в высказываниях проявляется характер человека 5. Беглое просматривание текста, выделение ключевого образа (мама) Это слово 4 раза повторяется в тексте, поэтому оно ключевое. 6. Нахождение слов, расшифровывающих слово-образ «мама» с целью осмысления его семантики: «старая», «но по-прежнему красивая и добрая», «ласковая» 7. Выстраивание ряда, состоящих из глаголов и прглагольных слов с целью формирования умения замечать слова автора «накормила салмой, налила в глиняную миску до самых краев», «вручила деревянную ложку, «сохранила таки» наполненность «Золотая пылинка» — (сказка) это земля – нам и отец родной, и мать – кормилица, и брат-защитник. Земля родная чиста и священна. Пылинка родной земли родная, глина – сладкая». (с 264) 100 лет миске — век Живое от отца осталась, его работа Бабушка. (Чугун твоего деда помнит. Мастер же был!) Сохранила память об отце – это семейная реликвия «как будто на всю жизнь накормила», «покой и уверенность влила в душу» 8. Выяснение того, что сообщает автор через название Похлебка
Салма
Детство
Радость
Жизнь
Мать научила понимать смысл жизни – суть жизни. Научила хлебать эту похлебку, которая означает ЖИЗНЬ. 9. Выявление авторской позиции (Авторская позиция заключена в последнем произведении) 10. Выход на темы, явно просматривающиеся в тексте (Тема счастья сохранения традиций смысла жизни любви и уважения матери ). 11. Обозначения проблемы, то есть вопроса, что волнует автора. В тексте поднимается проблема счастья человеческого. Оно в наполненности жизни смыслом. Научить нас жить могут учителя, друзья, да каждый встречный учит нас жить. Но только родителям, которые с нами вместе с первых дней появления в жизни, смогут полностью выполнить эту задачу. Прежде всего эта работа ложится на плечи матерей. Та мать, которая научила своих детей понимать смысл жизни – «зачерпывать ложкой салму из похлебки» — имеет счастливых детей. Эти дети любят свою мать, относятся к ней с уважением. Горжусь… что имел подобную мать, ни о чем и ни о ком у меня мысль так не светла, воспоминание так не свято, как о ней. И.А. Гончаров Для меня мама, никогда не учительствую, постепенно стала учителем жизни. Е. Евтушенко Любовь и уважение к родителям без всякого сомнения есть чувство святое. В.Г. Белинский 12. Жизнь произведения во времени. Анатолий Кипеч «Пурнăç çулĕ такăр мар» с. 35 Рефлексия.Размышление над текстом. Презентация «Мама…Какое же это счастье»