Автор конспекта:
Автор(ы): — Криулина Любовь Витальевна

Место работы, должность: — МКОУ СОШ №7 с. Старомарьевка

Регион: — Ставропольский край

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — начальное общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 1 класс

Предмет(ы): — Литературное чтение

Цель урока: —

(1 сл.) Урок по литературному чтению в первом классе.

УМК «Школа2100»

Тема урока: В. Драгунский «Друг детства»

(2 сл.) Цель:

  • Создание условий для работы над понятием «друг» при работе с художественным текстом;
  • развивать умение мылить, предполагать, рассуждать, анализировать, делать выводы;
  • продолжить работу по воспитанию качеств Человека.

(3 сл.) Задачи урока:

  • - развивать умение работать над понятием;
  • - воспитывать у детей чувство сострадания, любви, понимания и сочувствия
  • - учить видеть позицию автора, прогнозировать события, отвечать на вопросы;

Тип урока:работа с художественным текстом.

Технология: развитие критического мышления через чтение и письмо.

Приёмы: чтение с остановками, обращение к личному опыту учащихся, прогнозирование по названию, кластер, синквейн, использование “тонких” и “толстых” вопросов.

Оборудование:

  • - рассказ Виктора Драгунского «Друг детства»
  • - портрет писателя.
  • - книга писателя «Денискины рассказы»
  • - рисунки из книги на экране
  • - проектор

Ход урока

  • Стадия вызова.
  • Актуализация знаний

    Проверка домашнего задания.

    — Ребята, вы дома приготовили выразительное чтение стихотворений Якова Акима «Мой конь», С.Чёрный «Про девочку, которая нашла своего мишку» Чтение.

    — Как вы думаете, что объединяет прочитанные стихи? ( Их герои — дети и их любимые игрушки)

    — Почему поэты выделили некоторые слова в стихах? (Они выражают отношения детей к своим игрушкам)

    — Сегодня на уроке мы встретимся с новым автором и новым произведением. Но прежде чем мы перевернём страничку нашей книги, попробуем предположить, о чём расскажет нам автор в своём литературном произведении.

    — Определите первое слово синквейна?

    (4 сл.)

    ________(дружба)

    Преданная, взаимная

    Помогает, уважает, ценит

    Бескорыстные личные взаимоотношения между людьми

    Привязанность.

    — Так о ком или о чём мы будем читать на уроке? (О дружбе)

    Работа в парах. (Составление кластера)

    — Запишем слова, которые, по вашему мнению, характеризуют понятие

    « дружба» (по одному слову от каждой группы) (Кластер)

    — Откройте с. 16.Кто автор этого литературного произведения?

    (В. Драгунский.)

    • Как называется произведение? («Друг детства».)
    • Я не могу удержаться, чтобы не показать вам книгу, из которой авторы учебника взяли произведение. Вот эта книга. (5 сл.) (По­казываю.) Кто узнал эту книгу?
    • Как она называется? («Денискины рассказы».) В этой книге Виктора Юзефовича Драгунского 45 удивительных и забавных историй, случившихся с мальчиком Дениской. Вот с одной из этих историй мы и познакомимся сегодня.

    (6сл.) — Рассмотрите иллюстрации к произведению на экране, в учебнике. (7 сл.) Соответствует ли эти картинки названию произведения и нашей теме?

    • Что может произойти в рассказе с таким названием и такими иллюстрациями? (Каждая группа запишет в тетрадь свою версию)

    II Стадия осмысления.

    • Мы прочитаем текст, делая остановки, и попытаемся понять, какую дружбу хотел показать нам автор? (Дети слушают и следят по учебнику)

    Виктор Драгунский «ДРУГ ДЕТСТВА:

    Когда мне было лет шесть или шесть с половиной, я совер­шенно не знал, кем же я в конце концов буду на этом свете

    Мне все люди вокруг очень нравились и все работы тоже. То я хотел быть астрономом, то мечтал стать капитаном дальнего плавания, а на другой день мне уже приспичило стать боксёром Я сказал папе:

    • Папа, купи мне грушу!
    • Сейчас январь, груш нет. Съешь пока морковку.
      Я рассмеялся:

    — Нет, папа, не такую! Не съедобную грушу! Ты, пожалуйста,
    купи мне обыкновенную кожаную боксёрскую грушу!

    — Ты спятил, братец, — сказал папа. — Перебейся как-нибудь без груши.

    И он оделся и пошёл на работу.

    (8сл.)1остановка

    - Сколько лет было мальчику?

    - Часто герой менял свой выбор?

    - Кем мечтал стать Дениска, когда вырастет?

    -А что вы, слышали об этих профессиях? Что может нравиться в работе астронома, капитана дальнего плавания?

    - Почему именно «приспичило», а не «захотелось» стать боксером?Папа действительно не понял Дениску сначала?

    -Можно ли кожаную боксёрскую грушу считать обыкновенной?

    — Можно ли сказать, что у Дениски был плохой папа?

    А я на него обиделся за то, что он мне так со смехом отказал. И мама сразу же это заметила и сказала:

    — Стой-ка, я, кажется, что-то придумала.

    И она наклонилась и вытащила из-под дивана большую плетёную корзину. В ней были сложены старые игрушки, в которые я уже не играл.

    Мама стала копаться в этой корзинке, и, пока она копалась, я видел мой старый трамвайчик

    без колёс и на верёвочке,

    пластмассовую дудку,

    помятый волчок,

    одну стрелу с резиновой нашлёпкой,

    обрывок паруса от лодки

    и несколько погремушек,

    и много ещё разного игрушечного утиля.

    И вдруг мама достала со дна корзинки здоровущего плюшевого Мишку. Она бросила его мне на диван и сказала:

    — Вот. Это тот самый, что тебе тётя Мила подарила. Тебе тогда
    два года исполнилось. Хороший Мишка, отличный. Погляди, какой
    тугой! Живот какой толстый! Ишь как выкатил! Чем не груша? Ещё
    лучше!

    (9сл.)2остановка

    - Вы сразу догадались, что придумала мама?

    - А капаться это как?

    - Что же при этом увидел Дениска?

    - Так вы поняли, что такое утиль?

    - Почему, по мнению мамы именно мишка, такой хороший отличный, с большим животом подходит на роль боксёрской груши?

    -Почему мама, предло­жила ему для тренировки вместо груши старого плюшевого мишку? Правильно ли она поступила?

    - Итак, Дениске приспичило быть боксером. Как по вашему должны были поступить родители? (купить грушу, повести ребёнка в спортивную секцию…)

    Я очень обрадовался, что мама так здорово придумала. И я устро­ил Мишку поудобнее, чтоб мне сподручнее было тренироваться и развивать силу удара.

    Он сидел передо мной такой шоколадный, но здорово облезлый и у него были разные глаза: один — его собственный, а другой — из пуговицы от наволочки. И он расставил ноги и выпятил мне навстречу живот…

    И я вот так посмотрел на него и вдруг вспомнил, как я с этим Мишкой ни на минуточку не расставался, и сажал его рядом с собой обедать, и кормил его с ложки манной кашей. У него такая забавная мордочка становилась, когда я его чем-нибудь перемазывал, хоть той же кашей или вареньем, И я его спать с собой укладывал, и укачивал его, как маленького братишку, и шептал ему разные сказки прямо в его бархатные твёрденькие ушки. Я его любил тогда, любил всей душой, я за него тогда жизнь бы отдал. И вот он сидит сейчас на диване, мой быв­ший самый лучший друг, настоящий друг детства. Вот он сидит, смеётся разными глазами, а я хочу трениро­вать об него силу удара…

    (10сл.)3 остановка

    — Отчего же Мишка был облезлый?

    — А относились к нему как?

    — Дениска вспоминает, что когда то он его любил, жизнь бы отдал. А сейчас?

    - Какие, по вашему мнению, чувства испытывал Дениска в это время?

    (Мишка, как живой: так рад встрече, что про него вспомнили…)

    - Как вы понимаете выражение «быв­ший самый лучший друг, настоящий друг»

    — Ты что? — сказала мама. — Что с тобой?

    А я не знал, что со мной, я долго молчал, и я задрал глаза к потолку, чтобы слёзы вкатились обратно. И потом, когда я скрепился немного, я сказал:

    -Ты о чём, мама? Со мной ничего… Просто я раздумал. Просто я никогда не буду боксёром.

    (11сл.)4 остановка

    - Почему Дениска передумал стать боксёром?

    - Как ему в этом помог плюшевый мишка?

    - Почему Дениске не хотелось, чтобы мама увидела его слёзы?

    Отработка техники чтения.

    -Прежде чем приступить к самостоятельной работе, давайте поработаем над некоторыми словами.

    Слова у каждого ученика на листочке: (12сл.)

    астроном

    капитан

    приспичило

    перебейся как-нибудь

    волчок

    утиль

    плюшевый

    сподручнее

    облезлый

    наволочка

    — Сделаем над словами пометки

    ( я знаю — v; новое — +; ? — есть вопрос)

    Самостоятельное чтение рассказа.

    III Рефлексия

    — Посмотрите на экран, как те же самые слова нам объясняет толковый словарь. Соотнесите правильное значение слов с вашими пометками на листочке. (13сл.)

    Астроном- ученый, занимающийся астрономией, т.е. наукойо небесных телах и Вселенной.

    Капитан — командир судна.

    Приспичило — очень захотеть, понадобилось.

    Перебиться — с трудом прожить, обойтись некоторое время.

    Волчок- детская игрушка, то же, что юла.

    Утиль — отходы, негодные вещи, которые можно использовать в качестве сырья для дальнейшей переработки.

    Плюшевый — сделанный, сшитый из плюша, обтянутый, обитый плюшем.

    Плюш — шерстяная или шелковая ткань с длинным ворсом.

    Сподручнее — удобно.

    Наволочка — чехол для подушки.

    — Совпали ваши предположения?

    — Просмотрите ваши записи в тетрадях. Совпали ли ваши предположения, о чём будет рассказ с таким названием?

    — Так о чём прочитанный рассказ? ( О дружбе, о друге)

    — Какие качества характера появились у Дениски, когда он не стал тренировать силу удара об свою любимую игрушку?

    (14сл.)Теперь после чтения рассказа и сделанного нами вывода, давайте вернёмся к нашему кластеру и дополним его новыми словами характеризующими понятие дружба. (Заботился, любил, уважал)

    (15сл.)- Глядя на наш кластер подумайте и ответьте сами себе. Умеете ли вы дружить?

    — Считаете ли вы себя настоящим другом?

    — Что хотел показать нам автор своим произведением? ( Друг поможет сделать правильный выбор в жизни, пусть даже твой друг — старый плюшевый мишка)

    — Что вы можете сказать об авторе В. Драгунском? (Писатель пишет о детях)(16сл.)

    (17сл.)5. Дома.

    — Задание III.7 в тетради, с. 5

    Тип урока: — Комбинированный урок

    Учащихся в классе (аудитории): — 24

    Используемые учебники и учебные пособия: —

    Литературное чтение авт.:Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева 1 класс

    Используемое оборудование: —

    ИКТ

    Краткое описание: — На уроке использована технология "критического мышления"

    Файлы: мой урок литературы.pptx
    Размер файла: 5749328 байт.

    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология