Автор конспекта:
Автор(ы): — Сасоева Светлана Владимировна

Место работы, должность: — МБОУ «Печорская гимназия», учитель начальных классов

Регион: — Псковская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — начальное общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 4 класс

Предмет(ы): — Окружающий мир

Цель урока: —

Цели урока:

Образовательные:

сформировать у учащихся представление о лесной зоне;

сформировать у учащихся представление о роли леса в жизни человека в мире природы;

ознакомить с экологическими проблемами леса.

ознакомить с географическим положением зоны лесов, с частями лесов;

показать особенности лесной зоны;

познакомить с растительным и животным миром.

Развивающие:

развивать самостоятельность и интерес к окружающему миру;

развивать познавательную активность детей, умение использовать ранее полученные знания через рассуждения и выражение собственных мыслей;

развивать умение работать с картой.

Воспитательные:

воспитывать уважение и любовь к природе, культуру поведения.

Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Учащихся в классе (аудитории): — 23

Используемые учебники и учебные пособия: —

Учебник А.А. Плешакова, Е.А. Крючкова «Мир вокруг нас», рабочая тетрадь к учебнику

Используемое оборудование: —

Компьютер, проектор,карта природных зон, иллюстрации с изображением частей лесной зоны, запись голосов птиц.

Краткое описание: — Урок окружающего мира, который знакомит четвероклассников с зоной лесов России.

Цели урока:

Образовательные:

сформировать у учащихся представление о лесной зоне;

сформировать у учащихся представление о роли леса в жизни человека в мире природы;

ознакомить с экологическими проблемами леса.

ознакомить с географическим положением зоны лесов, с частями лесов;

показать особенности лесной зоны;

познакомить с растительным и животным миром.

Развивающие:

развивать самостоятельность и интерес к окружающему миру;

развивать познавательную активность детей, умение использовать ранее полученные знания через рассуждения и выражение собственных мыслей;

развивать умение работать с картой.

Воспитательные:

воспитывать уважение и любовь к природе, культуру поведения.

Оборудование:

учебник А.А. Плешакова, Е.А. Крючкова «Мир вокруг нас», рабочая тетрадь к учебнику, карта природных зон, иллюстрации с изображением частей лесной зоны, запись голосов птиц, презентация.

Ход урока

I. Организационный момент урока

II. Актуализация знаний

— По какой природной зоне мы путешествовали на предыдущем занятии? (Это была зона тундры) (Слайд 2)

— Покажите на карте тундру.

Выполнение теста “Тундра”(Слайд 3-22)

III. Сообщение темы и целей урока

Здравствуй лес! Дремучий лес,

Полный сказочных чудес!

Ты о чем шумишь листвою

Ночью темной, грозовою?

Что ты шепчешь на заре,

Весь в росе, как в серебре?

Что в глуши твоей таится?

Что за зверь? Какая птица?

С. Погореловский (Слайд 23)

— В этом стихотворении спрятана тема нашего урока.

— Как вы думаете, в какую природную зону мы отправимся? (В зону лесов)

IV. Работа над новой темой

— Давайте определим план нашего урока, что мы будем изучать. (Слайд 24)

Работа с картой. (Слайд 25)

— Где находится зона лесов относительно зоны тундры? (Она находится южнее зоны тундры)

— Каким цветом обозначена на карте? (На карте зелёным цветом)

— Лесная зона тянется от западных границ нашей страны на восток. (Слайд 26)

Зона лесов занимает больше половины территории России. Но это не значит, что вся территория покрыта сплошными лесами, здесь много водоемов, лугов. Немалую часть люди вырубили, чтобы построить города и поселки, железные дороги, создали поля и сады.

— В каком тепловом поясе она расположена? (В умеренном поясе)

— Значит, в зоне лесов ярко выражены 4 времени года. (Слайд 27)

К югу от тундры солнце выше поднимается над горизонтом, и его лучи поэтому приносят больше тепла. В результате в лесной зоне лето более теплое и длиннее, чем в тундре, зима короче и менее морозная, осадков выпадает достаточно для роста растений. Почвы в лесной зоне богаче питательными веществами, чем в тундре.

— На каких равнинах расположена? (Зона лесов расположена на Восточно-Европейской равнине, Западно-Сибирской равнине, Среднесибирском плоскогорье) (Слайд 28)

— Давайте, ребята, сейчас попробуем войти в лес. Закройте глаза и представьте, что вы там. (Звучит запись звуков леса)

— А теперь расскажите, в каком лесу вы были? (Ответы детей)

— Вы называли разный лес. Каждый из них выделить на карте невозможно. Поэтому их объединяют в типы. Посмотрите на карту природных зон России и назовите те леса, которые выделены. (Тайга, смешанные и широколиственные леса, муссонные леса Дальнего Востока) (Слайд 29)

— Северная часть лесной зоны покрыта хвойными лесами – тайгой. (Слайд 30)

Тайга — это хвойный лес, он занимает большую часть лесной зоны. Зима в тайге холодная, а лето теплее, чем в тундре, поэтому здесь растут деревья, которые не очень требовательны к теплу, — это хвойные деревья. У хвойных деревьев листья — это хвоинки, и они всегда зеленые. Это высокие деревья с мощными корнями.

— Какие хвойные деревья вы знаете?

(Слайд 31)

Ель — всем знакомая новогодняя елка. У ели хвоинки короткие, грубоватые, расположены по одиночке и густо покрывают ветки.

Шишки имеют продолговатую форму. Ели — долгожительницы. В еловом лесу темно и влажно.

Сосна- хвойное дерево с ровным стволом желтого цвета. Хвоинки сосны длинные, сидят парами. Шишки сосны имеют округлую форму. Сосновые леса светлые и сухие

Пихта — отличается от ели тем, что ее хвоинки плоские, а шишки торчат вверх и даже зрелые не падают на землю, а просто с них опадают чешуйки.

Лиственница- единственное из хвойных деревьев, которое на зиму сбрасывает иголки.

Кедровую сосну в народе называют сибирским кедром. Ее хвоинки собраны в пучки по пять штук, а семена — кедровые орешки.

Работа в тетрадях. (стр. 32 №3, №4)

— Давайте представим, что мы попали в хвойный лес.

Еловые леса мало пропускают света на поверхность земли, поэтому в лесах обычно царит полумрак, сырость. К таким условиям приспособились маленькие кустарнички – брусника, черника. (Слайд 32)

В еловом лесе растут хрупкие, нежные травы, которые не выносят яркого света.

(Слайд 33)

Это кислица, (ее листочки кислые на вкус), майник, седмичник. Эти травы цветут белыми цветками. Благодаря белой окраске цветков их лучше замечают в тенистом лесу насекомые-опылители. Зеленым ярким ковром покрывают почву мхи. (Слайд 34)

В тайге холодостойкие растения.

V. Физкультминутка

Руки подняли и покачали-

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули-

Ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем-

Это к нам птицы летят.

Как они тихо садятся, покажем-

Крылья сложили назад.

VI. Работа по теме

Продолжение изучения новой темы.

К югу от тайги расположены смешанные леса. (Слайд 35)

В смешанных лесах растут, как хвойные, так и лиственные деревья. Смешанные леса более требовательны к теплу и влаге, поэтому они растут южнее тайги, в южных районах Сибири и центральных районах европейской части России. Лиственные деревья имеют широкие листья, в отличии от мелколиственных деревьев, встречающихся в тайге.

(Слайд 36)

Березу можно узнать по коре, она белая, такой коры нет больше ни у одного дерева, размножающего семенами.

Осина имеет округлые листья, и они дрожат при каждом дуновении ветра, кора у осины зеленоватая, весной можно увидеть длинные пушистые сережки

Ольха имеет небольшие темные шишечки на ветках, ствол черного или серого цвета. У черной ольхи листья с выемкой на вершине, у серой ольхи листья имеют острый кончик.

В смешанном лесу другие условия: светлее, суше и почва плодороднее. Поэтому и растения здесь разнообразнее. Много кустарников: орешник, бересклет, жимолость. Много и трав: сныть, копытень, зеленчук, медуница и другие. И мхов гораздо меньше- слой опавших листьев мешает им расти.

(Слайд 39)

Широколиственные лесаобразованы в основном теплолюбивыми деревьями с широкими листьями. Широколиственные леса расположены главным образом в Европейской части России и на Дальнем Востоке. Климат этих районов достаточно мягкий, он определяется относительно теплыми и влажными воздушными массами. Характерные особенности климата – количество осадков, выпадающих за год, примерно равны испарению. Для широколиственного леса характерно то, что деревья имеют разную высоту и в них растут разные виды кустарников. (Слайд 40)

Дуб можно узнать по могучему стволу и резным листьям, плодами дуба являются желуди.

Липа имеет листья в форме сердечка. Летом при цветении липа распространяет чудесный аромат. Плоды липы — темные орешки, сидящие по нескольку штук под одним крылышком

Клен бывает остролистный (с большими резными листьями), татарский (у него листья овальные с небольшими выступами) и американский (у него каждый лист состоит из трех-пяти отдельных листочков), а плоды у всех видов клена крылатые.

Весь лес – от верхушек деревьев до земли – заселен животными. В лесах благоприятные условия для жизни животных: достаточно корма, не трудно спрятаться, построить гнездо или дом. Животные между собой делят этажи леса: одни живут на деревьях, другие в кустах, третьи на земле или даже под землей.

Из птиц встречаются растительноядные – сойка, снегирь клест; насекомоядные – синица, дятел, кукушка; хищные- ястреб, сова. (Слайд 41)

Из млекопитающих травоядные – белка, заяц, мышь, лось; хищные – волк, лиса, рысь, куница; насекомоядные – крот; всеядные – кабан, медведь. (Слайд 42)

Много насекомых: жук- короед, тля, гусеницы, муравьи. (Слайд 43)

— Составьте цепь питания. (Слайд 44)

Работа в тетрадях. (стр. 34 №7)

VII. Подведение итогов урока

— Какие леса входят в зону лесов?

— Давайте расположим деревья по месту обитания. (Слайд 45)

VIII. Домашнее задание

Учебник (Стр.98-105).

Нарисуй, как ты представляешь себе тайгу, смешанный и широколиственный лес.

Файлы: звуки леса.mp3
Размер файла: 797744 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология