Автор конспекта:
Автор(ы): — Днепровская Татьяна Владимировна

Место работы, должность: —

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение Центр образования города Зеи

Учитель физики и информатики

Регион: — Амурская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование
Уровень образования: — среднее (полное) общее образование

Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 6 класс
Класс(ы): — 7 класс
Класс(ы): — 8 класс
Класс(ы): — 9 класс

Предмет(ы): — Информатика и ИКТ

Цель урока: —

Цели урока:

  • Сформировать у учащимся представление о файлах и файловых системах, именах файлов, пути к файлам; дать основные понятия, необходимые для работы на компьютере.
  • Воспитывать информационную культуру учащихся, внимательность, аккуратность, дисциплинированность, усидчивость.
  • Развивать познавательные интересы, навыки работы с мышью и клавиатурой, самоконтроль, умение конспектировать.

Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Учащихся в классе (аудитории): — 12

Используемые учебники и учебные пособия: —

УМК Семакин И.

Используемая методическая литература: —

Методическое пособие к учебнику Семакина И.

Используемое оборудование: —

  • персональные компьютеры;

  • операционная система Windows;

  • мультимедийный проектор и экран или интерактивная доска.

Используемые ЦОР: —

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/a21edc9a-abe4-49a6-ae55-25488285cfe0/75307/?interface=catalog&class=50&subject[]=19&subject[]=110427&subject[]=110430

Краткое описание: —

Учащиеся узнают определение файла, файловой структуры. Вводится понятия пути к файлу. Выполняется практическая работа. Домашнее задание отправляется по электронной почте.

Ход урока:
I. Организационный момент.

Приветствие, проверка присутствующих. Объяснение хода урока.

II. Проверка домашнего задания (кроссворд) – 5 мин.
Выполняют 2 ученика за ПК (желательно слабые).

Остальные опрос темы прошлого урока (см. файл Опрос д-з)

III. Актуализация знаний.
Вернемся снова к вопросу о файлах. Вам уже известно, что в файлах на устройствах внешней памяти хранится все программное обеспечение компьютера и все данные. Любому пользователю, работающему на компьютере, приходится иметь дело с файлами.

Работа с файлами на компьютере производится с помощью файловой системы, которая является частью операционной системы.

На этом уроке мы рассмотрим, что такое файлы и файловые системы.

IV. Теоретическая часть – Презентация.
Все программы и данные хранятся в долговременной (внешней) памяти компьютера в виде файлов.

Файл — это определенное количество информации (программа или данные), имеющее имя и хранящееся в долговременной (внешней) памяти.

Имя файла состоит из двух частей, разделенных точкой: собственно имя файла и расширение, определяющее его тип (программа, данные и т. д.). Собственно имя файлу дает пользователь, а тип файла обычно задается программой автоматически при его создании.

Тип файла

Расширение

Исполняемые программы

exe, com

Текстовые файлы

txt, rtf, doc

Графические файлы

bmp, gif, jpg, png, pds и др.

Web-страницы

htm, html

Звуковые файлы

wav, mp3, midi, kar, ogg

Видеофайлы

avi, mpeg

Код (текст) программы на языках программирования

bas, pas, cpp и др.

В различных операционных системах существуют различные форматы имен файлов. В операционной системе MS-DOS собственно имя файла должно содержать не более восьми букв латинского алфавита и цифр, а расширение состоит из трех латинских букв, например: proba.txt

В операционной системе Windows в имя файла:
Единицы измерения информации.doc

1. Разрешается использовать до 255 символов.
2. Разрешается использовать символы национальных алфавитов, в частности русского.
3. Разрешается использовать пробелы и другие ранее запрещенные символы, за исключением следующих девяти: /\:*?"|.
4. В имени файла можно использовать несколько точек. Расширением имени считаются все символы, стоящие за последней точкой.

Роль расширения имени файла чисто информационная, а не командная. Если файлу с рисунком присвоить расширение имени ТХТ, то содержимое файла от этого не превратится в текст. Его можно просмотреть в программе, предназначенной для работы с текстами, но ничего вразумительного такой просмотр не даст.

Файловая система. На каждом носителе информации (гибком, жестком или лазерном диске) может храниться большое количество файлов. Порядок хранения файлов на диске определяется установленной файловой системой.

Файловая система — это система хранения файлов и организации каталогов.
Для дисков с небольшим количеством файлов (до нескольких десятков) удобно применять одноуровневую файловую систему, когда каталог (оглавление диска) представляет собой линейную последовательность имен файлов. Для отыскания файла на диске достаточно указать лишь имя файла. Если на диске хранятся сотни и тысячи файлов, то для удобства поиска файлы организуются в многоуровневую иерархическую файловую систему, которая имеет «древовидную» структуру (имеет вид перевернутого дерева).Начальный, корневой, каталог содержит вложенные каталоги 1-го уровня, в свою очередь, в каждом из них бывают вложенные каталоги 2-го уровня и т. д. Необходимо отметить, что в каталогах всех уровней могут храниться и файлы.

Для облегчения понимания этого вопроса воспользуемся аналогией с традиционным «бумажным» способом хранения информации. В такой аналогии файл представляется как некоторый озаглавленный документ (текст, рисунок и пр.) на бумажных листах. Следующий по величине элемент файловой структуры называется каталогом. Продолжая «бумажную» аналогию, каталог будем представлять как папку, в которую можно вложить множество документов, т.е. файлов. Каталог также получает собственное имя (представьте, что оно написано на обложке папки).

Каталог сам может входить в состав другого, внешнего по отношению к нему каталога. Это аналогично тому, как папка вкладывается в другую папку большего размера. Таким образом, каждый каталог может содержать внутри себя множество файлов и вложенных каталогов (их называют подкаталогами). Каталог самого верхнего уровня, который не вложен ни в какие другие, называется корневым каталогом.

А теперь полную картину файловой структуры представьте себе так: вся внешняя память компьютера — это шкаф с множеством выдвижных ящиков. Каждый ящик — аналог диска; в ящике — большая папка (корневой каталог); в этой папке множество папок и документов (подкаталогов и файлов) и т.д. Самые глубоко вложенные папки хранят в себе только документы (файлы) или могут быть пустыми.

Путь к файлу. Для того чтобы найти файл в иерархической файловой структуре необходимо указать путь к файлу. В путь к файлу входят записываемые через разделитель "\" логическое имя диска и последовательность имен вложенных друг в друга каталогов, в последнем из которых находится данный нужный файл.

Например, путь к файлам на рисунке можно записать так:
C:\Рефераты\
C:\Рефераты\Физика\
C:\Рефераты\Информатика\
C:\Рисунки\

Полное имя файла.
Путь к файлу вместе с именем файла называют полным именем файла.
Пример полного имени файлов:
C:\Рефераты\Физика\Оптические явления.doc
C:\Рефераты\Информатика\Интернет.doc
C:\Рефераты\Информатика\Компьютерные вирусы.doc
C:\Рисунки\Закат.jpg
C:\Рисунки\ Зима.jpg

В операционной системе Windows вместо каталогов используется понятие «папка». Папка – это объект Windows, предназначенное для объединения файлов и других папок в группы. Понятие папки шире, чем понятие «каталог».

В Windows на вершине иерархии папок находится папка Рабочий стол. (Следующий уровень представлен папками Мой компьютер, Корзина и Сетевое окружение (если компьютер подключен к локальной сети).

Если мы хотим ознакомиться с ресурсами компьютера, необходимо открыть папку Мой компьютер.

С файлами и папками можно выполнить ряд стандартных действий.
Такие действия с файлами, как «создать», «сохранить», «закрыть» можно выполнить только в прикладных программах («Блокнот», «Paint», …).

Действия «открыть», «переименовать», «переместить», «копировать», «удалить» можно выполнить в системной среде.
• Копирование (копия файла помещается в другой каталог);
• Перемещение (сам файл перемещается в другой каталог);
• Удаление (запись о файле удаляется из каталога);
• Переименование (изменяется имя файла).

Графический интерфейс Windows позволяет производить операции над файлами с помощью мыши с использованием метода Drag&Drop (тащи и бросай). Существуют также специализированные приложения для работы с файлами, так называемые файловые менеджеры.

Вопросы и задания:
1. Запишите полные имена всех файлов

Ответ:
C:\Мои документы\Иванов\QBasic.doc
C:\Мои документы\Петров\Письмо.txt
C:\Мои документы\Петров\Рисунки\Море.bmp
C:\Фильмы\Интересный фильм.avi

2. Постройте дерево каталогов
C:\Рисунки\Природа\Небо.bmp
C:\Рисунки\Природа\Снег.bmp
C:\Рисунки\Компьютер\Монитор.bmp
C:\Мои документы\Доклад.doc

V. Практическая часть.

Сегодня на практической части мы будем работать с файлами. Научимся их открывать, копировать, перемещать, переименовывать и удалять. Для работы будем использовать окно Мой компьютер.

Учитель демонстрирует флэш-программу «Работа с файлами».

Перед практической работой провести физкультминутку:

  • Отдых наш – физкультминутка.
    Занимай свои места!
    Шаг на месте левой, правой,
    Раз и два, раз и два!
    Прямо спину вы держите,
    Раз и два! Раз и два!
    И под ноги не смотрите,
    Раз и два! Раз и два!
    Раз – присели, два – привстали.
    Руки кверху все подняли.
    Сели-встали, сели-встали.
    Ванькой — встанькой словно стали.
    Раз-два, раз-два,
    Заниматься нам пора!

Далее учащиеся самостоятельно выполняют задание за ПК.

Практическая работа «Работа с файлами и папками»

(8 класс)

  • Включите ПК.
  • Откройте Главное меню: Пуск – Программы – Стандартные – Блокнот WordPad.
  • Напечатайте информацию о себе: как вас зовут и в каком классе вы учитесь.
  • Сохраните файл, выбрав следующие команды: в горизонтальном меню Файл выберите Сохранить и наберите имя файла, например, «Таня» (внимание набирать имя файла необходимо без кавычек).
  • Закройте окно программы Блокнот.
  • Найдите через главное меню графический файл MS Paint и запустите его.
  • Нарисуйте солнышко (улыбка, если у вас хорошее настроение; грусть – если у вас не очень хорошее настроение) и сохраните файл под именем «Солнце».
  • Закройте программу графического файла.
  • Найдите свой файл «Таня» в папке «Мои документы» и переименуйте его с помощью контекстного меню. Для этого проделайте следующее:
    • Выделите свой файл, нажав 1 раз левой кнопкой мыши по значку файла.
    • Потом нажмите по файлу 1 раз правой кнопкой мыши.
    • В появившемся контекстном меню выберите пункт «Переименовать» и наберите другое имя файла — «8 класс».
  • Найдите свой файл «Солнце» в папке «Мои документы» и скопируйте с помощью контекстного меню. Для этого проделайте следующее:
    • Выделите свой файл, нажав 1 раз левой кнопкой мыши по значку файла.
    • Потом нажмите по файлу 1 раз правой кнопкой мыши.
    • В появившемся контекстном меню выберите пункт «Копировать», а затем на свободном месте рабочего стола 1 раз правой кнопкой мыши и выбрать команду «Вставить».
  • 11.Сообщите учителю о проделанной работе, далее удалите созданные файлы, используя контекстное меню или кнопку . И закройте папку «Мои документы».

    12.Правильно выключите ПК: выбрать в Главном меню: Пуск – Выключить ПК – Ок.

    Подвести итоги за работой на ПК.

    VI. Домашнее задание
    § 12, 13

    VII. Итог урока.
    Подведение итога урока. Выставление оценок.
    На уроке мы познакомились с понятиями файл и файловая система, научились производить основные операции с файлами и папками.

    Файлы: logelement.doc
    Размер файла: 100352 байт.

    Рубрики: Информатика и ИКТ Метки:, ,
    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология