Автор конспекта:
Автор(ы): — Кудимова М.В., Кудряшова Е.В.

Место работы, должность: —

МБОУ "СОШ №5" г. Балаково, учитель русского языка и литературы, учитель истории

Регион: — Саратовская область

Характеристика конспекта:
Уровни образования: — основное общее образование
Уровни образования: — среднее (полное) общее образование

Класс(ы): — 9 класс
Класс(ы): — 10 класс
Класс(ы): — 11 класс

Предмет(ы): — История
Предмет(ы): — Литература
Предмет(ы): — Обществознание
Предмет(ы): — Русский язык

Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Ресурс для профильной школы: — Ресурс для профильной школы

Тип ресурса: — конспект урока (занятия)

Краткое описание ресурса: —

Конспект интегрированного урока-презентации элективных курсов по гуманитарным предметам (история. обществознание, русский язык, литература) для учащихся 10-11 классов с использованием ИКТ по сквозной теме Дуэль, рассматриваемой с точки зрения разных школьных предметов, но в едином общечеловеческом, нравственно-философском ключе.

Тема: Презентация гуманитарных элективных курсов в 10 – 11 классах.

Цель:

Познакомить с элективными курсами по гуманитарным предметам, изучаемыми в 10 – 11 классах.

Задачи:

Рассмотреть тему «Дуэль» с точки зрения гуманитарных наук (истории, русского языка, литературы , обществознания);

Развивать интерес учащихся к дальнейшему изучению предметов гуманитарного цикла, умение работать со словарями, делать выводы, высказывать свое мнение по проблеме.

Воспитывать чувство ответственного выполнения и соблюдения прав и обязанностей гражданина.

Ход урока.

IОрганизационный момент

IIИзучение новой темы:

Тема сегодняшнего урока: Презентация гуманитарных элективных курсов в 10 – 11 классах.

Слово учителя истории и обществознания.

Слайд1:

В центре изучения всех гуманитарных предметов — человек и общество.

Давайте вспомним, что такое общество?

Я –ТЫ

Я – МЫ

Я – ОНИ

Слайд 2:

Вопросов по взаимодействию людей друг с другом очень много. Гуманитарные науки помогают человеку понять себя и мир, в котором он живёт, принять законы исторического развития человечества, быть терпимым к его недостаткам, любить жизнь, совершенствовать своё внутреннее «я» и влиять на духовный мир окружающих людей.

Слайд 3:

Цели и задачи уроков, предполагающих изучение предметов гуманитарного цикла (русский язык и литература, история и обществознание)

  • 1. Изучить обычаи, традиции нашей страны, имеющие отражение в литературных , исторических, юридических источниках как явления нравственного порядка.
  • 2. Выявить причины возникновения общественно-психологических проблем «сквозного» характера, привлекающих внимание специалистов из разных областей знаний: историков, обществоведов, писателей, художников, юристов, искусствоведов.
  • 3. Научиться умению анализировать литературные произведения, созданные в иные исторические эпохи, но отражающие «вечные» вопросы человеческой жизни.

Слайд 4:

Что лучше?

  • Несогласие,
  • спор,
  • ссора,
  • соперничество,
  • столкновение,
  • конфликт,
  • дуэль,
  • война
  • Согласие,
  • лад,
  • договор,
  • сотрудничество,
  • сотворчество,
  • дружба,
  • любовь,
  • Мир (общество)
  • Мир (не война)

Обратите внимание на выделенное слово.

  • К нему возможно двойственное отношение: цель такого способа взаимодействия между людьми (разрешения конфликта), как правило, благородная (защита чести), а средства для её достижения — антигуманные.
  • Слово учителя русского языка и литературы.

    Слайд 5:

  • Дуэль в России больше, чем дуэль?!
  • В Артиллерийском музее в Санкт-Петербурге открыта интереснейшая выставка «Поединок чести. Дуэль в России XVIII — начала XX века». Она рассказывает о тех благословенных временах, когда вопросы чести в России решались просто и быстро. Когда справедливость вершили не деньги и связи, не продажные милиционеры, беспринципные адвокаты, трусливые прокуроры и судьи, а шпага и пистолет. Для нашей страны «дуэльная» система была гораздо эффективнее судебной.
    Оскорбления смывались исключительно кровью. Пиф-паф! И никакой волокиты.

    Дуэль в России больше, чем дуэль!

    Слайд 6:

    Проблема:

    • Насколько справедливее, терпимее и культурнее было бы сегодня российское общество, если бы в нем были разрешены дуэли?

    Слайд 7:

    Из какого языка пришло это слово и каково его значение?

    • Дуэ́ль (фр. duel < лат. duellum — «поединок», «борьба двух») — строго регламентированный так называемым дуэльным кодексом поединок между двумя людьми, цель которого — удовлетворить желание одного из дуэлянтов (вызывающего на дуэль) ответить за нанесенное ему или его чести оскорбление с соблюдением максимально честных и равных условий боя.
    • Как правило, дуэли происходят только внутри отдельных общественных слоев, и зачастую ассоциируются с аристократией, хотя на самом деле не привязаны ни к одному из них.

    Слайд 8:

    Словарная работа(учащимся предлагается определить значения слов с помощью толковых словарей (в т. ч. В.И.Даля), словарей иностранных слов, этимологических словарей).

    • Дуэль –
    • Сатисфакция –
    • Бретёр –
    • Секундант –
    • Кодекс –

    Слово учителя истории и обществознания

    Слайд 9:

    Дуэльный кодекс

    • Согласно неписаному дуэльному кодексу оскорбленный требовал удовлетворения — сатисфакции, при этом получал право выбора оружия и рода дуэли. Остальное решали жребий и секунданты (равные по происхождению). Далее вырабатывался письменный документ с условиями дуэли.
    • Обычно ее назначали в уединенном месте, чаще — рано утром. Пунктуальность тоже ценилась, опоздание более чем на 15 минут расценивалось как отказ от поединка. И пойди объясни потом, что проспал…
    • В XVIII веке дуэльным оружием служили шпаги, позднее чаще использовались пистолеты. Правила дуэли запрещали такое знакомство с конкретным оружием, поэтому и секунданты, и дуэлянты должны были поклясться, что видят пистолеты в первый раз.

    Отказ от поединка считался несмываемым позором, навсегда исключавшим «отказника» из общества порядочных людей.

    Слайд 10:

    Дуэльное оружие

    • Рапира
    • Шпага
    • Пистолеты

    Дуэльные пистолеты были легче обычных, но имели более длинный ствол. Особенно славились «стволы» французского мастера Анри Лепажа. В «Евгении Онегине» описана дуэль на кремневых пистолетах, а вот сам Пушкин стрелялся уже на капсюльных, гораздо более эффективных.

    Слайд 11:

    Дуэльный гарнитур А.С.Пушкина

    Слайд 12:

    Категории оскорблений, приводивших к дуэли:

    Общепринятым было условное деление достаточных для дуэли оскорблений на три категории:

    1)легкие — если оскорбление пусть и особо язвительное, но затрагивает несущественные стороны личности — внешность, манеры, привычки и т. д.; в таком случае оскорбленный мог выбрать только род оружия;

    2) средней тяжести — если оно соединено с бранью; тогда оскорбленный мог выбрать род оружия и род дуэли (до первой крови, до тяжелой раны, до смерти);

    3) тяжелые — если оскорблению сопутствовали рукоприкладство или особо тяжкие, порочащие обвинения; в таком случае потерпевший выбирал род оружия, род дуэли и назначал расстояние.

    Слайд 13:

    Итак, условия дуэли:

  • цель дуэли — удовлетворение поруганной чести (а не цирковое представление, не решение спора и не состязание в силе);
  • 2) участников дуэли только двое (а не «стенка на стенку»), т. е. оскорбленный и его обидчик (отсюда само слово «дуэль»);

    3) средство дуэли — смертоносное оружие (а не кулаки, как у купца Калашникова с Кирибеевичем);

    4) наличие установленных обычаем правил (условий) дуэли, обязательных к строгому соблюдению.

    Слайд 14:

    Откуда пришёл обычай драться на дуэли в Россию?

    Зародился этот обычай в эпоху позднего Средневековья. Придумали его рыцари с их маниакальной заботой о собственной чести. Дрались из-за женщин, за право владения землей, ради мести, а порой просто чтобы показать свою силу или «убрать» соперника.

    Слайд 15: Формы дуэли в разных странах.

    Слайд 16:

    Феномен русской дуэли

    • Русские бретеры, славящиеся своей отчаянностью, над такой «постановкой вопроса» посмеивались — они стрелялись обычно с 8–10 шагов. А бывали случаи — даже с полутора метров (!), фактически приставляя пистолеты ко лбу друг друга. Случались даже дуэли без секундантов и врачей, один на один. Порой стрелялись, стоя поочередно спиной к краю пропасти, чтобы в случае попадания раненый не остался в живых. Ну а высшим проявлением национального духа стала печально знаменитая «русская рулетка».
    • Дуэльная жестокость не могла приветствоваться официальной властью во все времена.

    Характерно высказывание Николая I:

    «Я ненавижу дуэли; это — варварство; на мой взгляд, в них нет ничего рыцарского».

    Слайд 17:

    История запретов на дуэли

    • Предположительно первой дуэлью в России можно считать поединок, состоявшийся в 1666 году в Москве между двумя наемными иностранными офицерами — шотландцем Патриком Гордоном и англичанином майором Монтгомери. Но в то время в среду русских этот обычай еще не проник.

    Тем не менее единичные прецеденты заставили царевну Софью в указе от 25 октября 1682 года, разрешившем всем служилым людям Московского государства носить личное оружие, оговорить запрет на поединки.

    Слайд 18:

    Петр Великий, энергично насаждая в России европейские обычаи, поспешил предупредить распространение дуэлей жесткими законами против них.
    Глава 49 петровского Воинского устава 1715 года, называвшаяся «Патент о поединках и начинании ссор», провозглашала: «Никакое оскорбление чести обиженного никаким образом умалить не может», потерпевший и свидетели происшествия обязаны были незамедлительно донести о факте оскорбления военному суду; недонесение тоже каралась. За сам вызов на дуэль полагалось лишение чинов и частичная конфискация имущества, за выход на поединок и обнажение оружия — смертная казнь с полной конфискацией имущества, не исключая и секундантов.

    Слайд 19:

    Со второй половины царствования ЕкатериныIIвсе чаще дуэли стали использоваться как средство отстаивания поруганной чести, наказания за них становились мягче.

    Каковы последствия подобной лояльности?

    Многие громкие дуэли приходятся на 20–40-е годы XIX века.

    Это поединки

    А.С.Пушкина с Дантесом,

    К.Ф.Рылеева с князем Шаховским,

    А.С.Грибоедова с Якубовичем,

    М.Ю.Лермонтова с де Барантом и Мартыновым.

    Слово учителя русского языка и литературы

    Слайд 20:

    Четверная дуэльв жизни А.С.Грибоедова

    Слайд 21:

    В 1817 году в Петербурге произошло столкновение между Шереметевым и графом Заводским из-за актрисы Истоминой. Она была любовницей Шереметева. Как-то, рассорившись с ним, она позволила Грибоедову отвезти ее к его приятелю, тому самому Заводскому, так сказать, попить чаю. А вернулась только через три дня. В итоге Шереметев обратился за помощью к известному бретеру Якубовичу. По условиям дуэли сначала Шереметев должен был стреляться с Заводским, а позже секунданты Якубович и Грибоедов — друг с другом. На дуэли Шереметев был смертельно ранен в живот. Якубовича «за участие» перевели на Кавказ, где он таки дождался приезда Грибоедова, отправлявшегося в Персию. Дуэль между былыми секундантами состоялась в 1818 году — Грибоедов был ранен в кисть левой руки. В 1828 году в Тегеране, после того как безумная толпа ворвалась в русское посольство, растерзанное тело Грибоедова опознали только лишь благодаря этому ранению.

    Слайд 22:

    Дуэли в жизни А.С.Пушкина

    Стремление к независимости, обостренное чувство собственного достоинства, юношеская запальчивость, жажда военных подвигов и острых ощущений рано привели Пушкина к дуэлям. Пушкин выходил на поединок многократно, несколько наметившихся дуэлей не состоялось по разным причинам, часто из-за вмешательства друзей поэта.

    Слайд 23: Смерть А.С.Пушкина

    Слайд 24:

    Место последней дуэли М.Ю.Лермонтова в Пятигорске на горе Машук.Слайд 25:

    Таким образом, участие в дуэлях лучших людей России повлекло за собой их гибель в самом расцвете их творческих сил и дарований. Скольких великих произведений, задушевных творений лишились все последующие поколения русских людей и вся человеческая цивилизация в результате бездумного поведения непримирившихся дуэлянтов!

    Место дуэли Пушкина. Санкт-Петербург. Чёрная речка.

    Слайд 26:

    Тема дуэли относится к сквозным темам русской литературы XIXвека.
    Содержание элективного курса по литературе предполагает изучение следующих вопросов:

    1.Какова история русской дуэли?

    2.Как изображались и какую роль играли

    1) поединки в произведениях А.С.Пушкина «Евгений Онегин»,

    «Капитанская дочка», «Выстрел».

    2) дуэль Печорина и Грушницкого в романе

    М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени».

    3) дуэль Павла Петровича Кирсанова и Евгения Базарова

    в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети».

    4) сцена дуэли Долохова с Пьером Безуховым в романе

    Л.Н.Толстого «Война и мир»?

    Слайд 27:

    Вопросы для «разминки»:

    Перед вами имена некоторых известных дуэлянтов.

  • Кто из перечисленных дуэлянтов является персонажем литературного произведения?
  • Кто из них – писатели?
  • Кто – исторические деятели?
  • А. С. Пушкин
  • Отто фон Бисмарк
  • Александр Гамильтон (был смертельно ранен на дуэли Аароном Бёрром )
  • Фердинанд Лассаль ( основатель немецкого рабочего союза)
  • Пётр Андреевич Гринёв
  • М. Ю. Лермонтов
  • Евгений Онегин
  • Печорин Григорий Александрович
  • Отто Скорцени (был известным дуэлянтом, на его счету пятнадцать поединков на шпагах. От одной из дуэлей остался шрам на его левой щеке).Слайд 28:

    Поединки в произведениях А.С.Пушкина

    Отношение Пушкина к дуэли противоречиво: как наследник просветителей XVIIIвека, он видит в ней проявление «светской вражды», которая «дико… боится ложного стыда». В «Евгении Онегине» культ дуэли поддерживает Зарецкий – человек сомнительной честности. Однако в то же время дуэль – и средство защиты достоинства оскорбленного человека. Она ставит в один ряд таинственного бедняка Сильвио и любимца судьбы графа Б***(«Выстрел»), а для Петруши Гринёва дуэль со Швабриным – урок мужества и духовного взросления.

    Дуэль – предрассудок, но честь, которая вынуждена обращаться к ее помощи, — не предрассудок.

    Слайд 29:

    Дуэль Печорина и Грушницкого в романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»

    Автор показал, что перед лицом смерти герой романа оказался таким же двойственным, каким мы видели его на протяжении всего произведения. Ему искренне жаль Грушницкого, попавшего с помощью интриганов в глупое положение. Печорин готов был простить его, но в то же время не смог отказаться от дуэли в силу существо вавших в обществе предрассудков. Чувствуя свое одиночество среди водяного общества, среди людей, подобных Грушницкому, осуждая это общество, Печорин сам является рабом его Морали.
    Печорин неоднократно говорит о своей двойственности, и двойствен- ность его, как мы видим, — не маска, а действительное состояние души. Сцена дуэли помогает оценить мятежность, противоречивость как самого Печори- на, так и автора, его создавшего.

    Слайд 30:

    Дуэль П.П.Кирсанова и Е.Базарова в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети»

    Сцена дуэли углубляет представления о личности Базарова: он оказывается намного человечней, чем заявляет о себе (помогает раненому Павлу Петровичу, наблюдает его как врач после ранения, чувствует к нему жалость, как к человеку преклонного возраста, глубоко несчастному и т. д.). Дуэль способствует обострению внутреннего конфликта Базарова. Она непосредственно связана с предысторией Павла Петровича: мы убеждаемся в том, что его жизненные неудачи не случайны — их причина в пассивно- созерцательном восприятии жизни, подмене истинного дела соблюдением определенного дворянского ритуала, по мысли Тургенева, не актуального. В то время как народ занимается трудом, господа "дируются".

    Слайд 31:

    Сцена дуэли Долохова с Пьером Безуховым в романе Л.Н.Толстого «Война и мир»

    Из этого эпизода мы узнаем, что Долохов грубым, самоуверенным, наглым кажется только снаружи, а на самом деле «…этот буян, бретер…был самый нежный сын и брат…». Здесь доказывается одно из утверждений автора, что не все так очевидно, понятно и однозначно, как кажется на первый взгляд. Жизнь намного сложнее и многообразнее, чем мы о ней думаем, знаем или предполагаем. Л.Н.Толстой показал, насколько изменяет человека экстремальная ситуация, открывает его настоящее лицо.

    Великий философ Лев Николаевич Толстой учит быть гуманными, справедливыми, терпимыми к недостаткам и порокам людей, ибо «кто без греха».

    Слайд 32:

    Заключение по литературному экскурсу:

    • Дуэль, во всем многообразии своих проявлений запечатлена в русской литературе XIX- начала XXвеков: от Бестужева-Марлинского и Пушкина до Чехова и Куприна.
    • Писатели сосредотачивают свое внимание на психологии дуэлянта, на его состоянии и поведении во время поединка; художественные характеристики существенно дополняют документальные знания.

    Анализ эпизодов дуэли из романов «Евгений Онегин», «Герой нашего времени», «Отцы и дети», «Война и мир» обостряет восприятие смысла нравственных понятий честь, долг, дуэль. Прослеживается изменение отношения к дуэли у русских писателей (от защиты чести к убийству). Дуэль в России больше, чем дуэль…

    Слово учителя истории и обществознания

    Слайд 33:

    Вернёмся к вопросу:

    Насколько справедливее, терпимее и культурнее было бы сегодня российское общество, если бы в нем были разрешены дуэли?

    Слайд 34:

    Игровой момент:

    Бросим перчатку:

    У вас на столах две карточки – черная и белая, передайте белую карточку, если вы выступаете против дуэли, или черную — если вы приветствуете дуэль. Аргументируйте свой выбор.

    За:

    Дуэль –

    • Быстрое и простое ( без волокиты и лишних свидетелей, по добровольному согласию участников) решение конфликта
    • Соблюдение жёстких правил
    • Видимостьторжества справедливости, мщения, доведённого до конца.

    Против:

    Дуэль –

    • Жестокий смертоносный способ решения конфликта, убийство.
    • Непредсказуемый исход, далёкий от наведения настоящей справедливости.

    Преследуется законом.

    Слайд 35:

    Проблемный вопрос:

    В настоящее время дуэли на шпагах и пистолетах не происходят.
    Почему?

    Дуэль – жестокий, антигуманный и порой скоропалительный способ разрешения конфликта в обход государственных законов, влекущий за собой человеческие жертвы.

    Слайд 36:

    Все споры в цивилизованном, гуманном обществе решаются иными способами. Какими?

    Историческая справка:
    XXвек

    Лучшие представители русской интеллигенции и офицерства с их щепетильными понятиями о личной чести были революцией выброшены за борт, оказались на чужбине. В пролетарском государстве такие понятия, как честь и долг, поначалу вообще были объявлены пережитками эксплуататорского прошлого.

    Затем начинается эпоха правового регулирования конфликтов.

    В настоящее время дуэль запрещена законодательством большинства государств мира.

    Слайд 37:

    Дуэль— это как раз тот любопытнейший казус, когда мораль и право постоянно противоречат друг другу, когда понятие о защите чести и достоинства с оружием в руках сталкивается с неизменным стремлением государства регулировать эти вопросы правовыми средствами, с помощью суда. Именно поэтомуважно знать свои права и обязанности, чтобы уметь их отстаивать цивилизованными средствами.

    На элективных курсах по гуманитарным предметам в старших классах много внимания уделяется изучению правовых вопросов.

    Слайд 38:

    Элективные курсы по истории и обществознанию, изучаемые в 10-11 классах.

    • НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ РОССИЙСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ КОНЦА 16 – НАЧАЛА 17 ВВ.
    • ВВЕДЕНИЕ В ПРАВО. ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРАВО
    • ПОЛИТИКА ДЛЯ КАЖДОГО ИЗ НАС

    УГОЛОВНАЯ И АДМИНИСТРАТИВНАЯ ЮСТИЦИЯ

    Слайд 39:

    Элективные курсы по русскому языку и литературе, изучаемые в 10-11 классах.

    • Культура речи
    • Стилистика. Смысловая точность речи
    • Социально-экономические мотивы в произведениях писателей XIXвека
    • Образ литературного героя в психологическом аспекте
    • Сквозные темы русской литературы XIXвека

    (Содержание курса.

    1. Тема любовного свидания в русской литературе.

    2. Тема дуэли в произведениях русских писателей 19 века.

    Смысл нравственных понятий честь, долг, дуэль.

    Анализ эпизодов дуэли из романов «Евгений Онегин», «Герой нашего времени», «Отцы и дети», «Война и мир». Изменение восприятия дуэли у русских писателей. Новые смысловые акценты (от защиты чести к убийству).

    3. Тема бала в русской литературе.

    4. Роль снов в раскрытии идейного содержания литературного произведения.

    5. Деловой человек в русской литературе 19 века.

    6.Лишний или странный человек в русской литературе.

    7. Любимая героиня в русской литературе 19 века.

    8. Маленький человек в русской литературе.)

    Слайд 40: Спасибо за внимание.

    Файлы: дуэли.ppt
    Размер файла: 4435456 байт.

    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология