Автор конспекта:
Автор(ы): — Гук Ольга Васильевна

Место работы, должность: —

г. Мурманск, лицей № 2

Регион: — Город Москва

Характеристика конспекта:
Уровни образования: — основное общее образование
Уровни образования: — среднее (полное) общее образование

Класс(ы): — 6 класс
Класс(ы): — 10 класс

Предмет(ы): — История

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Тип ресурса: — образовательная технология

Краткое описание ресурса: —

В статье описывается опыт работы с презентациями на уроках истории

Возможности учебных презентаций при изучении русской культуры на уроках истории

О.В. Гук, учитель истории и обществознания,

лицей №2 г. Мурманск

В практике современного обучения предметам гуманитарного цикла широкое распространение получили электронные презентации, представляющие собой определенное коли­чество слайдов, расположенных в логи­ческой последовательности, объединен­ных единой темой и единством оформле­ния, которые в дидактической и методической литературе рассматривается как важное средство обучения, а ее ис­пользование — как реализация наглядно­го метода в образовательном процессе.. Продуктивность обучения при рабо­те с презентациями на уроках истории гораздо выше, чем при использовании традиционных ви­дов наглядности, поскольку презентация позволяет представить изучаемый объект в различ­ных форматах (в натуральную величину, фрагментарно), выделить важные мел­кие детали изображения. Большой плюс мультимедийных презен­таций — возможность в процессе работы. Электронная презентация универ­сальна, так как может применяться на различных этапах урока истории. Она также может служить основой для закрепления материала: при повтор­ной демонстрации презентации срабаты­вает ассоциативная память и учащиеся без труда отвечают на вопросы во время повторительной беседы. На повторительно-обобщающем уро­ке можно перегруппировать слайды, по­казанные ранее, что помо­гает сравнению материала, выявлению общих признаков, определению места изученного в системе знаний. Разработка презентаций для изучения нового материала зависит от целей, со­держания урока, планируемых способов работы и возраста учащихся. Вместе с тем, при организации работы обучаемых с электронной презентацией их внимание не должны отвлекать внешние эффек­ты. тронными презентациями в младших и средних классах: так в младшем и среднем возрасте презента­ция представляет собой наглядный ряд, поз­воляющий оживить и разнообразить рассказ учителя, сделав его интересным и познава­тельным, а также организовать обсуждение цепочки взаимосвязанных вопросов. Основу содержания урока составляют слайды с тек­стом и графикой, видео- и аудиоматериалами, используемыми комплексно, в старших классах презентации используются в более сложной форме — проектных технологий: зрительный ряд имеет музыкальное сопровождение, его могут дополнять текстовые и графические ком­поненты (схемы, диаграммы, таблицы). Так, возможны следующие формы презентаций: альбом или альманах; чертежи или планы; видеосюжеты; веб-сайт; слайд-шоу. Подготовка презентации занимает значительную часть отведенного на про­ект времени. Публичная демонстрация итогов проекта в виде презентаций край­не важна для подросткового и юноше­ского возраста, поскольку презентация является результатом самостоятельной творческой работы учащегося и тем самым подтверждает зна­чимость, компетентность и успешность тех, кто ее подготовил. Поэтому она всегда тре­бует позитивной оценки учителя, даже если результаты являются небольшими. Представляется, что презентация — одна из оптимальных форм предъявления работы, которая позволяет вы­страивать учащемуся свой ответ, опираясь на визуальные образы и проявляя собственную индиви­дуальность. Наконец, в процессе подготовки и проведения презентаций формируются и развива­ются презентативные умения учащихся: достаточно полно (но обязательно предельно лаконично) рас­крывать тему и показывать итоги работы, демонстрируя собственный путь реше­ния задачи. К числу таких умений от­носится способность самостоятельно проанализировать, насколько адекват­но поставлена задача и успешно решена проблема. . К методическим правилам относятся: не перегружать слайды текстом; отображать даты, имена, термины, ко­торые необходимо записать в тетрадях; размещать на слайдах только краткие тезисы, убирая из содержания все лиш­нее; выделять важный материал, требую­щий обязательного усвоения; не перегружать слайды анимацией: нежелательны такие эффекты, как по -буквенное появление текста, вылет, вра­щение картинок, волна, стихи (за ис­ключением эпиграфа или небольшого изречения), темные фоны (и фоны, со­держащие активный рисунок), звуковое сопровождение презентаций (даже тихая музыка создает шум). Электронные пре­зентации имеют большое значение в работе с материалами по истории культуры. Здесь возможны различные виды работ, в их числе: поиск и анализ информации – это позво­ляет расширить представления об изуча­емой культуре, эпохе, подробнее позна­комиться с мировыми шедеврами; освоение разнообразных способов взаимодействия с объектами культуры (освоение городской /сельской среды, посещение музеев и выставок); позволяет переосмысление и использовать исто­рико-культурный опыт в собственной деятельности; наконец, формирует опыт создания соб­ственных текстов.

Опыт работы показал, что для оценки презентационной де­ятельности учащихся необходимо разработать шкалу уровней презентаций, которая в самом общем виде могла быть пред­ставлена таким образом; объяснить учащимся правила работы с презентациями; показать примеры презентаций, которым необходимо следовать при самостоятельной работе.

I уровень — копирование информа­ции из учебной литературы и Интерне­та;

II уровень — воспроизведение инфор­мации на основе тщательного самостоя­тельного отбора и обработки сведений из разнообразных источников;

III уровень — предъявление материа­ла на основе собственного опыта освое­ния объектов культурного наследия;

IV уровень — предоставление инфор­мации на основе опыта, накопленного мировой культурой;

V уровень — создание собственных текстов и визуальных рядов объектов культурного наследия на основе архив­ных и музейных источников.

Приведу примеры работы с презентациями на уроках истории.

6 класс

На уроках «Культура и мир людей Древней Руси» и «Быт наших предков в IХ — начале XVIв.» учитель может в качестве примера продемонстрировать две-три мини-презен­тации, которые позволяли сделать урок более эффективным, обратив внимание на оформление презентации.

Презентация первая — «Мужской кос­тюм в Древней Руси» — состоит из вось­ми слайдов с небольшими текстами и заданиями из учебника. На первых двух слайдах можно показать русскую рубаху и репродукции картины И.Е. Билибина «Суд во времена «Русской правды». За­тем следовали слайды: В.Г Шварц. «Игра в шахматы» (уче­ники должны были назвать домашнюю одежду бояр: рубаха, зипун и порты); А.М. Васнецов. «Двор удельного кня­зя» (учащиеся знакомились с тем, как выглядели плащи на Руси: вотола, мятель, епанча); кафтаны; шуба и шапки; (А.П. Рябушкин. «По­жалован шубой с царского плеча»); П.П. Чистяков. «Свадьба Василия Темного» (слайд сопровождался заданием — объяснить роль пояса на Руси). Демонстрация презентации сопро­вождалась комментарием учителя и ана­литической беседой со школьниками. Затем учащимся было предложено вы­полнить задания из учебника:

Задание 1. Сделайте самостоятельную музейную выставку, отобрав для нее «экспонаты» — изделия ремес­ленников и крестьян, памятники насле­дия Московской Руси. При создании выставки обратите внимание на то, что из русского средневекового быта ушло безвозвратно, а что сохранилось до наших дней?

Задание 2.Разработайте проект собственной му­зейной экспозиции «Памятники быта Древней Руси» в рисунках (или фотографиях).

Презентация 2. «Культура русских земель в XII- XIIIвв.» состоит пяти слайдов . на первых двух показано изображение храма. Слайд сопровождается комментариями учителя и выполнением заданий учебника: как называется храм? Где он расположен? Кто и когда его построил; почему в качестве символа этой главы учебника выбрано изображение данного храма? На следующем слайде показаны шахматные фигуры из кости и дерева, найденные археологами при раскопках в Киеве, Вышгороде, Новгороде, Гродно, Чернигове.

Учащиеся отвечают на вопрос: о чем это свидетельствует?

На следующем слайде изображена подкова.

Следует текст: «В народных песнях часто упоминаются серебряные подко­вы. Это не метафора. Чтобы ло­шадь не скользила нальду, под­ковы делались из серебра.

На Руси существовало по­верье, что человеку, нашедшему подкову, сопутствовали удача и успех во всех начинаниях, а все члены его семьи были здоровы. Найденная подкова становилась его талисманом.

Задание 1.Создайте подборку «экспонатов», которые дадут нам представление о подкове: какие представления забыты, а какие отчасти разделяются нами и сегодня?

Слайд «Герб города Полоцка — важного центра Литовского государства». О важности каких занятий жителей города говорит выбор символа? Как успешность этих занятий зависела от отношений с Ригой?

Задание 2. Создайте «коллекцию» городских гербов. Какие элементы этих гербов сохранились до нашего времени?

10 класс

В 10 классе экспериментальная ра­бота по истории русской культуры про­водилась по учебнику А.А. Данилова, Л. Г. Косулиной и др.10 На уроках по теме «Повседневная жизнь XYI–XYIIвв.» старшеклассникам предложено было продемонстрировать результаты проектной работы в виде электронных презентаций.

Первая презентация — «Русское жи­лище допетровского времени», выпол­ненная двумя ученицами, состояла из 20 слайдов и была построена также по проблемному принципу. В слайдах выде­лялись языческие черты деталей оформле­ния древнерусского жилища: полотенце, конек, охлупень, причелина, наличники и др. На одном из слайдов были представ­лены солярные знаки, в ряде последую­щих слайдов они конкретизировались: в оформлении фасадов и во внутреннем убранстве древнерусской избы. Старшеклассникам было предложено задание: Найдите и объясните языческие зна­ки на картине А.М. Васнецова «В горни­це древнерусского дома». С помощью визуальных средств в пре­зентации были выявлены социальные различия в жилище и их особенности в Древнем Киеве и Новгороде. Вторая презентация для старшекласс­ников — «Застольные и кулинарные тра­диции допетровского времени» — бы­ла выполнена одной ученицей и имела 15 кадров. В своей работе ученица предложила глубокий проблемный коммен­тарий к натюрмортам И.И.Машкова и В.Ф. Стожарова, затрагивающим тему древнерусской кухни, а также просле­дила языческие корни различных блюд, посуды и застольных обрядов. Старшеклассникам (в процессе де­монстрации презентации) были предло­жены вопросы и задания из учебника: Какие элементы повседневной жизни вошли в жилище наших предков после Крещения Руси? Составьте меню боярина и крестьяни­на, меню царского и боярского пира — в постный и скоромный дни. Какие правила и обряды должен был знать гость допетровского времени? Найдите в современном русском язы­ке крылатые выражения, связанные с одеждой славян, и объясните их проис­хождение и смысл. Составьте список вещей и продуктов, используемых на старинной свадьбе, и объясните их символическое значение, начертите реконструкцию боярского дома и двора и обозначьте на плане все их элементы.

Файлы: Возможности учебных презентаций при изучении русской культуры на уроках истории.doc
Размер файла: 63488 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология