Автор конспекта:
Автор(ы): — Игнатьева Алина Юрьевна

Место работы, должность: — МОУ «Лицей №18″ г. Новочебоксарска

Регион: — Республика Чувашия

Характеристика конспекта:
Класс(ы): — 5 класс

Предмет(ы): — Информатика и ИКТ

Целевая аудитория: — Все целевые аудитории

Тип ресурса: — конспект урока (занятия)

Краткое описание ресурса: — Ресурс включает в себя конспект и презентацию урока, рабочий лист и лист оценивания, заготовки для практической работы

Тема урока: Проектирование орнамента.

Раздел программы: работа с графическим редактором Paint.

Цель урока: Создать проект орнамента в графическом редакторе Paint.

Задачи урока:

учебные:

· формирование навыков обработки графической информации на компьютере

· применение умений и навыков по созданию орнамента в графическом редакторе Paint

· наличие межпредметных связей с уроками технологии, историей родного края

развивающие

§ развитие самостоятельности учащихся через привлечение их к созданию проектов на заданную тему

воспитательные:

  • воспитание любви к родному краю на основе ознакомления с чувашской вышивкой
  • воспитание интереса к предмету, аккуратности, внимательности.

Тип урока: урок получения познавательных знаний и практического использования знаний, умений, навыков.

Продолжительность: 1 урок – 45 минут.

Класс: 5

Оборудование: компьютеры, проектор, экран, акустические колонки

Виды работы: беседа, фронтальный опрос, игра, работа с раздаточным материалом, работа за компьютером.

Программное обеспечение урока:

· стандартное приложение Windows – программа Paint

· программа Microsoft Power Point

· видеопроигрыватель

Методическое обеспечение урока:

· презентация к уроку

· видеоролик о чувашской вышивке

· раздаточный материал (для каждого ученика) – лист с фрагментом рабочей тетради, вопросы теста, лист оценивания работы учащихся

Литература, используемая при подготовке уроку:

1. Босова Л.Л. Информатика Учебник для 5 класса. М.: Бином, Лаборатория знаний, 2008

2. Босова Л.Л. Уроки информатики в 5-6 классах. Методическое пособие для учителей. М.: БИНОМ, 2004.

3. Трофимов А.А. Древний язык чувашского орнамента. Чебоксары, 1985.

4. Трофимов А.А. О чувашской вышивке XVIII в. Чебоксары, 1977.

5. Трофимов А.А. Коллекции чувашской вышивки. Чебоксары, 1991.

6. Иванов-Орков Г. Н., Мазуркин, П.Я. Чувашская резьба по дереву. Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 2007.

7. Жачева Е.Н. Чувашская вышивка. Книга-альбом, 2006

Этапы урока:

· Организационный момент.

· Постановка цели урока.

· Разминка

· Актуализация знаний:

o фронтальный опрос

o работа с раздаточным материалом

· Изучение нового материала:

o Орнамент

o Физкультминутка

o Игра

· Практическая работа за компьютером

    • Создание орнамента по заданному узору орнамента
    • Физкультминутка для глаз
    • Создание собственного проекта орнамента

· Постановка домашнего задания.

· Подведение итогов урока.

o что нового сегодня узнали?

o оценки за урок

Ход урока:

I. Организационный момент. Постановка цели урока.

Приветственное слово учителя.

Друзья мои! Я очень рада

Войти в приветливый ваш класс

И для меня уже награда

Вниманье ваших умных глаз.

Я знаю: каждый в классе гений.

Но без труда талант не впрок.

Скрестите шпаги ваших мнений –

Давайте же начнем урок!

– Здравствуйте, ребята, садитесь. Давайте познакомимся. Меня зовут Алина Юрьевна. Мне известно, что вы на уроках информатики начали изучать графический редактор Paint. Сегодня мы продолжим работать с графическим редактором. Тема нашего урока «Проектирование орнамента» (Слайд презентации).

– Эпиграфом нашего урока станет пословица «Ремесло за плечами не висит». Что она означает?

- Если что-то умеешь делать, то тебе это пригодится.

– А вы бы хотели сегодня сами спроектировать орнамент? Тогда какая же цель нашего урока?

– Создать проект орнамента на компьютере.

II. Разминка.

1. Задание: (Слайд презентации) Путем перестановки букв нужно составить слова, относящиеся к информатике. Все буквы должны быть использованы. Объяснить смысл полученного слова.

ВИКЛААТУРА

ШЫМЬ

ТОРНИМО

СТКИДОЖЙ

НЕРСКА

Определите, какое слово в группе лишнее.

III. Актуализация знаний.

Фронтальный опрос.

1. Назовите основные элементы окна программы Paint ((Слайд презентации)

2. (Слайд презентации)

Есть ещё игра для вас:

Я начну стихи сейчас.

Я начну, а вы кончайте,

Дружно руки поднимайте.

· Солнце, мячик, глаз и шар, нарисует нам (овал)

· Смотрите: веточка, какая, это линия (кривая)

· Чтобы изобразить домик, нужен нам (прямоугольник)

· Нужен он, чтобы стереть, ненужный вовсе нам предмет (ластик)

· Чтобы написать слова, возьмём мы с вами букву (а)

Какие инструменты мы не назвали?

3. Работа с раздаточным материалом.

Работа на карточках.

Выберите правильный ответ.

1) Графическим редактором называется программа, предназначенная для …

a) Редактирования вида и начертания шрифта

b) Создания графического образа текста

c) Работы с графическим изображением

2) Программа Paint запускается следующим образом:

a) Пуск – Все программы – Стандартные – Paint

b) Пуск – Все программы – Paint

c) Все программы – Пуск — Стандартные – Paint

3) Для создания нового файла в Paint необходимо:

a) Файл – Создать

b) Файл – Открыть

c) Рисунок – Очистить

4) При заливке фигуры другие области зальются в случае,

a) Когда контур фигуры непрерывен

b) Когда контур фигуры имеет разрыв

c) Когда контур фигуры имеет два последовательных разрыва на одной прямой

5) Определить, что получится в результате выполнения следующих действий (сделать рисунок):

· Установить основной цвет желтый;

· Выбрать инструмент Овал;

· Удерживая клавишу Shift, нарисовать круг;

· Выбрать инструмент Линия и настроить его на рисование самых жирных линий;

· Удерживая клавишу Shift, изобразить отрезки, выходящие из центра желтого круга.

А теперь проведем взаимоконтроль. Обменяйтесь карточками с соседом по парте. Проверим правильность выполнения теста. За правильный ответ на вопрос даем один балл, иначе – 0 баллов. (Слайд презентации).

Можно взять свои работы. На партах у вас имеется лист оценивания вашей работы на этом уроке. Первые баллы вы уже получили. Поставьте набранное вами количество баллов в соответствующую ячейку.

IV. Изучение нового материала (Слайд презентации)

– Ребята, напомните пожалуйста тему нашего урока.

- Проектирование орнамента.

- Правильно. А что же такое орнамент?

- Орнамент — это узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов. Это повторение, чередование, варьирование одних и тех же изображений.

- Посмотрите внимательно на следующие узоры. Поработаем все вместе. Я буду называть номера узоров, и если данный узор является орнаментом, то вы поднимете правую руку, иначе – левую.

- Объясните, почему же 2 и 5 узоры не являются орнаментом?

- Потому что в этих узорах отсутствует последовательное повторение одинаковых элементов.

- Сейчас же давайте совершим путешествие вглубь веков и познакомимся с декоративно-прикладным искусством древних чувашей. Основным его направлением был орнамент. Древними чувашами орнаменты использовались для украшения одежды и изделий из дерева.

(Слайд презентации) Вначале рассмотрим применение орнаментов в вышивке. Вышивка являлась самым массовым видом декоративно-прикладного искусства чувашей. «У чувашей сто тысяч слов, сто тысяч песен и сто тысяч вышивок», – говорил великий чувашский просветитель Иван Яковлевич Яковлев.

Народная чувашская вышивка известна всему миру. До сих пор старинные вышитые узоры, старинный чувашский орнамент восхищают своей красотой и тонкостью, даже не верится, что вся эта красота сделана руками простых крестьян. Характерные черты чувашской вышивки — это богатство и разнообразие узоров, оригинальная расцветка, высокая техника исполнения и тонкое чувство ритма.

Чувашских девочек учили вышивать, начиная с 6-7-летнего возраста. К 10-12 годам девочки начинали самостоятельно придумывать и вышивать узоры. Вышивкой чувашки украшали женские рубашки, платья, головные повязки, полотенца, покрывала, мужские рубашки, свадебные платки и т. д. Свои наряды для праздников и хороводов девушки вышивали скромно, все умение они вкладывали в вышивку свадебной одежды. Вышитые девушкой наряды служили ей почти всю жизнь.

Цвета чувашской вышивки. Чувашскую вышивку чаще выполняли на белом фоне. В вышивке использовали сдержанные цвета, близкие к природным. Слишком яркие, например розовые цвета, считались безвкусными, несерьезными. В древности нитки красили с помощью разных трав, листьев, коры. Больше всего использовали сдержанные красноватые цвета – темно-красный, коричневатый, бордовый, а также зеленые, желтые и синие цвета. Часто все узоры обводились вышивкой черными нитками. В народном творчестве красный цвет почти у всех народов связан с красивым, прекрасным. Он является знаком жизни, любви, отваги. Белый цвет в народе считался признаком чистоты, правдивости, мудрости. Черный цвет связан с тем, что в эпоху возникновения орнаментального искусства предки чувашей, видимо, в большей части занимались земледелием. Зеленый цвет символизирует растительный мир, он является и признаком его жизни. Синий – свод неба, желтый – солнце.

Действительно, вышивка – достояние и гордость чувашского народа. Познакомимся с высказываниями известных людей о чувашской вышивке. «В чувашском орнаменте вышивки выразилась красота души и мудрость нашего народа. Это богатое наследие является неиссякаемым источником для последующих поколений, которые могут на основе лучших его образцов создавать новые высокохудожественные произведения декоративно-прикладного искусства…», - сказал художник Чувашии М.С. Спиридонов. Чувашская вышивка жива и в наше время. Хотя сейчас не каждая женщина занимается этим видом искусства, есть в Чувашии и за ее пределами люди, которые продолжают дело наших предков.

Орнамент — древнейший язык человечества. Хотя это немой язык, посвященному в его таинства он может многое поведать. Через элементы орнамента человек с незапамятных времен пытался воздействовать на силы природы. Изображая знаки, олицетворяющие Солнце, Луну, звезды, ветер, воду, деревья, он надеялся, что они принесут ему удачу на охоте, обильный урожай, уберегут от невзгод и болезней.

Познакомимся с толкованием некоторых основных символов чувашского орнамента. (Слайд презентации)

Скажите, ребята, а какие элементы чувашского орнамента мы можем увидеть на государственных символах Чувашской Республики?

- Древо жизни, солнце.

- Действительно, на флаге и гербе Чувашии мы можем увидеть элементы национального орнамента «Древо жизни» и «Три солнца».

Эмблема «Древо жизни» — знак, силуэт которого напоминает почитаемое чувашами дерево дуб, могучее и долговечное, стойкое в природных ненастьях. «Древо жизни» олицетворяет собой единство народов, проживающих на территории Чувашской Республики.

Эмблема «Три солнца», состоящая из трижды повторяющегося знака солнца символизирует солнечный свет, дарящий жизнь и оберегающий благополучие. Троекратное повторение звезды означает чувашское народное понятие «Пулна, Пур, Пулатпар» («Были, Есть, Будем») и является его графическим выражением.

(Слайд презентации) Другим видом декоративного искусства, где используется орнамент — резьбой по дереву — занимались в основном мужчины. Резьбой украшали домашнюю утварь — чаши и ковши для пива (алтар, сара курки), солонки, (супсе), прялки, мебель, столбы ворот, карнизы, фризы и наличники домов.

V. Физкультминутка.

Раз – на цыпочки подняться.

Надо всем, друзья, размяться.

2 – нагнулись до земли

И не раз, раза три.

3 – руками помахали.

Наши рученьки устали.

На 4 – руки в боки.

Дружно делаем подскоки.

5 – присели раза два.

6 – за парты нам пора.

VI. Проблемно-поисковая работа. (Слайд презентации)

– Ребята, посмотрите внимательно на узор. Есть ли в нем повторяющиеся элементы?

- Да, есть.

- Как называются такте узоры?

- Орнаментом.

Этот повторяющийся элемент является одним из основных узоров чувашской вышивки – кеске. Узор «кеске» занимает особое место в чувашской вышивке. Он является символом солнца, жизни, плодородия. Если мы будем использовать с вами фрагменты орнамента, то сможем получить готовый орнамент? А что же такое фрагмент?

- Часть, кусочек чего-либо.

- Совершенно верно. Толковый словарь дает такое определение: фрагмент – отрывок, часть или обломок чего-либо.

- Давайте с вами поиграем в игру. Я буду представлять вам различные фрагменты, а вы назовите, фрагментом чего каждый из них является (учащимся демонстрируются фрагменты: вазы, музыкального произведения, поздравительной открытки, фрагмент обложки учебника) (Слайд презентации)

Посмотрите на свою парту. Каждый из вас получил вот такой листок. Это страница рабочей тетради. Здесь мы будем делать записи в течение урока. Скажите, пожалуйста, а можно ли считать этот лист фрагментом? А фрагментом чего он является?

Итак, мы с вами выяснили, что называется фрагментом вообще. Теперь нам нужно определить, что является фрагментом в компьютерном рисунке. (Слайд презентации) Ребята, давайте запишем это определение в тетради.

Фрагмент рисунка – это выделенная область графического изображения

- Как вы считаете, какие слова в этом определении являются главными, ключевыми?

- Выделенная область.

- Правильно, фрагмент компьютерного рисунка — это не просто его часть, а специальным образом выделенная область. Для дальнейшей работы вам нужно запомнить главное правило работы с рисунком в графическом редакторе, которое записано в ваших рабочих листочках. Давайте прочитаем это правило

– 1 — выдели объект и 2 – выполни над ним действие.

- Скажите, какие действия можно выполнять над рисунком?

– Рисунок можно копировать, вставлять, изменять размеры рисунка, т.е. увеличивать или уменьшать, поворачивать, наклонять, отражать.

Поговорим теперь об инструментах для выделения фрагмента рисунка. Запускаем графический редактор Paint. Кто хочет рассказать об инструментах для выделения фрагмента рисунка? (вызывается один ученик, который показывает и рассказывает об этих инструментах).

- В графическом редакторе их два. С их помощью можно выделить прямоугольную область, в этом случае фрагментом окажется все, что попало в рамку выделения. Если же необходимо выделить область рисунка, не захватывая расположенные рядом элементы, то следует использовать инструмент для выделения произвольной области. Фрагмент рисунка можно выделить вместе с фоном или без фона.

VII. Компьютерный практикум (создание орнамента). Через 5 минут зарядка для глаз.

Постановка задачи компьютерного практикума: Вам предстоит создать полный орнамент, используя фрагмент представленного в среде графического редактора. Используя операцию выделения, копирования и вставки, поворотов и отражений создайте готовый орнамент.

На этот раз вашу работу буду оценивать я. Максимальное количество баллов, которое вы можете получить на данном этапе урока – это 5 баллов. Возьмите листы оценивания с собой и пересядьте за компьютеры.

Упражнения для глаз.

Упражнения выполняются стоя или сидя, отвернувшись от экрана при ритмичном дыхании.

1. Поморгать, не напрягая глазные мышцы, на счет 10-15.

2. Не поворачивая головы (голова прямо) с закрытыми глазами проделать круговые движения по часовой и против часовой стрелки по 5 раз.

3. Посмотреть на указательный палец, удаленный от глаз на расстоянии 25-30 см. на счет 1-4, затем перевести взор вдаль на счет 1-6.

Повторить 4-5 раз.

4. В среднем темпе проделать 3-4 круговых движения в правую сторону, столько же в левую сторону и, расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1-6.

Повторить 4-5 раз.

Анализ компьютерного практикума.

VIII. Создание собственного проекта орнамента.

- Остался самый интересный этап – создание собственного проекта орнамента.

Постановка проектной задачи: Давайте договоримся, что каждый из вас сейчас будем дизайнером, т.е. человеком который создает, творит что-то новое. Вам нужно создать проект орнамента. На страницах рабочей тетради вы видите некоторые узоры чувашской вышивки и толкование. Вначале вы можете нарисовать проект на листке, для этого имеется специальная область, а затем воплотите свой орнамент на компьютере.

(Работы учеников демонстрируются на проекторе).

- Предлагаю каждому оценить свою работу. Максимальным баллом является 5 баллов.

- Теперь найдите сумму ваших баллов за урок. Если вы получили 13-15 баллов, то поставьте себе итоговую оценку 5, за 10-12 баллов – 4, а за 7-9 баллов – 3.

IX. Постановка домашнего задания.

Нарисовать в тетради свой орнамент, применяя сведения, полученные на уроке.

X. Подведение итогов урока.

Может быть, пройдёт несколько лет и кто-то из вас станет дизайнером, архитектором, модельером, вам наверняка пригодится умение проектировать, творить и фантазировать. А вы прекрасно знаете, что ремесло за плечами не висит!

Наш урок подошел к концу. И мне бы очень хотелось узнать ваше мнение о проделанной работе.

Файлы: чув_вышивка.wmv
Размер файла: 9427666 байт.

Рубрики: Информатика и ИКТ Метки:
( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология