Автор конспекта:
Автор(ы): — Вернер Л.Г.

Место работы, должность: — МОУ СОШ № 93, г.Барабинска НСО, учитель начальных классов

Регион: — Новосибирская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — начальное общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 3 класс

Предмет(ы): — Русский язык

Цель урока: — развивать практические навыки написания слов со звуком [ы] после ц.

Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Учащихся в классе (аудитории): — 23

Используемые учебники и учебные пособия: —

С.В. Иванов "Русский язык. 3 класс", "Вентана-Граф"

Используемая методическая литература: —

Беседы с учителем. 3 класс под ред.Л. Журовой

Используемое оборудование: —

толковые словари, проектор, мультимедиа, таблица

Используемые ЦОР: —

презентация Power Point

Краткое описание: — Урок проведен в форме дидактической игры "Путешествие в сказочный зимний лес"

Ход урока

I.Организационный момент

Урок русского языка. Тема урока «Обозначение звука [ы] после звука [ц]» (на доске)

«Запорошила дорожки,

Разукрасила окошки,

Радость детям подарила

И на санках прокатила

Наша Зимушка – Зима» (Приложение. Слайд №1)

Сегодня мы отправимся с вами на прогулку в сказочный зимний лес. Согласны? Одеваемся, надеваем лыжи и в путь…

II. Орфографическая разминка

- А во дворе, посмотрите, сколько разных зимующих птиц. Они предлагают нам немного размяться и проверить, хорошо ли мы знаем орфограммы. Ведь не так просто попасть в сказочный лес.

- Назовите пропущенные орфограммы в данных словах и, если это возможно, то подберите проверочное.

Сне…, с..рока, внуч…к, ш…пот, со…нце, тр…пинка, зайч…к, мыш…нок, пр…ход, под…езд, в…юга, ра…сказ (Приложение. Слайд №2)

- Молодцы! А теперь можно и в лес отправляться.

III. Изучение нового материала

А на пути первый обитатель леса – снеговик, в руках у которого светофор. И запускать в лес нас не хочет. (Приложение. Слайд №3)

Создание проблемной ситуации

В зимний лес войдет тот, кто сможет ответить на вопрос «Какой буквой записывается звук [ы] после звука [ц] ?» (Приложение. Слайд №4)

- Можем ли мы сразу ответить на вопрос? (Нет)

Решение проблемы

Тогда понаблюдайте за словами на слайде.

цирк синицы секция

циркуль скворцы акация

цифра птенцы станция

-А теперь вы можете ответить на вопрос?

-В корнях слов после ц звук [ы] обозначается буквой и – цирк, цифра.

В окончаниях после ц пишется буква ы – синицы, скворцы, птенцы.

В словах на –ция пишется буква и – милиция, секция (Приложени. Слайд №5)

-Молодцы. А посмотрите, у светофора загорелся желтый свет. Что это значит? Внимание. Внимание, слова исключения: цыган, цыпленок, цыц пишутся всегда с буквой ы. (Приложение. Слайд №6)

-Путь открыт.

IV. Минутка чистописания

-А это кто?

«Вертится, стрекочет,

Весь день хлопочет» (Сорока)

- Наверное, она что-то рассказать хочет? (Приложение. Слайд №7)

- Смотрите, у нее в клюве какие-то рисунки или записи детей. Давайте и мы с вами напишем соединения данных букв в росчерке безотрывно. Обратите внимание на короткую наклонную палочку с петлей внизу.

- Пописали и пойдем дальше.

V. Актуализация знаний

1.- Посмотрите здесь чьи-то следы, пойдем по ним. Кто это? (Приложение. Слайд №8)

Зайчик ловит снежинки, а снежинки то необычные. Давайте поможем нашему зайчику. Запишите слова через запятую, заменив звуковую запись буквенной. Не забудьте подчеркнуть букву, которую вставили.

Милиц[ы]я, полиц[ы]я, ц[ы]ганский, ц[ы]рковой, ц[ы]клон, улиц[ы], синиц[ы], ц[ы]тата, ц[ы]фра, ц[ы]плятки, ц[ы]ркачка, ц[ы]ганка, колодц[ы]

- Что объединяет эти слова? (После ц слышится звук [ы])

_На какие две группы можно их разделить? (Слова, в которых после ц пишется буква и и слова, в которых пишется буква ы)

-Прочитайте слова 1 группы. (милиция, полиция, цирковой, циклон, цитата, цифра, циркачка)

-Какую букву вы написали в этих словах после ц и почему?

-Прочитайте слова 2 группы (цыганский, улицы, синицы, цыплятки, цыганка, колодцы)

Какую букву вы написали в этих словах после ц и почему?

- Ну что же, продолжим наш путь.

2. — Чьи же это следы? Да это же лисенок на санках катается, а рядом с санями задание для нас. Прочитайте его. (Приложение. Слайд №9)

- Распределите слова по столбикам. В первый запиши слова с сочетанием – ци в корне, во второй – слова – исключения с –цы в корне, в третий – слова с окончанием – ы

- Слова на слайде. Выполняем задание, пользуясь алгоритмом, который есть на каждом столе .

Учись применять правило

Определи, в какой части слова орфограмма.

Если орфограмма в корне, проверь, не является ли слово исключением или родственным ему. Если слово – не исключение – пиши с и, если исключение – пиши ы. Если звук [ы] безударный, перед записью обязательно проверь его.

Если слово на -ция, обозначь звук [ы] буквой и.

Если орфограмма в окончании, пиши букву ы.

- Поменяйтесь тетрадями с соседом. Проверьте работу, на полях поставьте оценку. (Приложение . Слайд № 10)

-Кто не допустил ошибок? Молодцы!

- А какие слова вы не выписали? Почему?

3. Поисковая работа

– А это, посмотрите, белочка на лыжах катается. Она дает нам интересное задание. (Приложение. Слайд№ 11)

Найдите в толковом словаре значения слов – циклон, цилиндр, цитата

Объединитесь в группы по рядам. Чей ряд быстрее найдет слово?

(Приложение. Слайд №12)

Физминутка (Приложение. Слайд № 13)

Устали? Замерзли в зимнем лесу? Давайте погреемся вместе с зайчишками

Зайка серенький сидит

И ушами шевелит

Зайке холодно сидеть

Надо лапочки погреть

Зайке холодно стоять

Надо зайке поскакать.

- Согрелись

4. Что же за стук раздается в лесу? (Приложение. Слайд №14)

«Кто в беретке ярко-красной

В черной курточке атласной

На меня он не глядит,

Все стучит, стучит, стучит…» (Дятел)

- Посмотрите, что он выдолбил? (Схему предложения)

- Объединитесь в группы, составьте предложения к данной схеме, используя слова с и и ы после ц.

Подлежащее ↔ Сказуемое

| |

Определение Обстоятельство

- Давайте послушаем, какие предложения у вас получились.

Запишем предложения под диктовку:

Маленький цыпленок бегает во дворе. Цирковые артисты выступают на арене.

-Разберите эти предложения по членам.

5. А теперь давайте поиграем. Я называю слова, если после ц пишется ы, то вы делаете хлопок, если же и, то стук по столу. Готовы?

- Цирк, лисицы, цыц, цитата, цыганенок, певцы, настурция, бойцы, акция, цифра, цыпка,

зайцы, рукавицы.

VI. Итог урока

Прогулка наша подходит к концу. Давайте подведем итоги. Мы не только встретились с некоторыми обитателями леса, но и узнали, что звук [ы] на письме не всегда обозначается буквой ы после ц.

- Расскажите правило, с которым мы с вами познакомились.

- А как это правило можно применять?

Молодцы!

Домашнее задание: тетрадь «Пишем грамотно», с.29

Файлы: Урок русского языка, 3 класс, ноябрь, 2009.docx
Размер файла: 35407 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология