Автор конспекта:
Автор(ы): — Вернер Л.Г.
Место работы, должность: — МОУ СОШ № 93, г.Барабинска НСО, учитель начальных классов
Регион: — Новосибирская область
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — начальное общее образование
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Класс(ы): — 3 класс
Предмет(ы): — Русский язык
Цель урока: — развивать практические навыки написания слов со звуком [ы] после ц.
Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): — 23
Используемые учебники и учебные пособия: —
С.В. Иванов "Русский язык. 3 класс", "Вентана-Граф"
Используемая методическая литература: —
Беседы с учителем. 3 класс под ред.Л. Журовой
Используемое оборудование: —
толковые словари, проектор, мультимедиа, таблица
Используемые ЦОР: —
презентация Power Point
Краткое описание: — Урок проведен в форме дидактической игры "Путешествие в сказочный зимний лес"
Ход урока
I.Организационный момент
Урок русского языка. Тема урока «Обозначение звука [ы] после звука [ц]» (на доске)
«Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки,
Радость детям подарила
И на санках прокатила
Наша Зимушка – Зима» (Приложение. Слайд №1)
Сегодня мы отправимся с вами на прогулку в сказочный зимний лес. Согласны? Одеваемся, надеваем лыжи и в путь…
II. Орфографическая разминка
- А во дворе, посмотрите, сколько разных зимующих птиц. Они предлагают нам немного размяться и проверить, хорошо ли мы знаем орфограммы. Ведь не так просто попасть в сказочный лес.
- Назовите пропущенные орфограммы в данных словах и, если это возможно, то подберите проверочное.
Сне…, с..рока, внуч…к, ш…пот, со…нце, тр…пинка, зайч…к, мыш…нок, пр…ход, под…езд, в…юга, ра…сказ (Приложение. Слайд №2)
- Молодцы! А теперь можно и в лес отправляться.
III. Изучение нового материала
А на пути первый обитатель леса – снеговик, в руках у которого светофор. И запускать в лес нас не хочет. (Приложение. Слайд №3)
Создание проблемной ситуации
В зимний лес войдет тот, кто сможет ответить на вопрос «Какой буквой записывается звук [ы] после звука [ц] ?» (Приложение. Слайд №4)
- Можем ли мы сразу ответить на вопрос? (Нет)
Решение проблемы
Тогда понаблюдайте за словами на слайде.
цирк синицы секция
циркуль скворцы акация
цифра птенцы станция
-А теперь вы можете ответить на вопрос?
-В корнях слов после ц звук [ы] обозначается буквой и – цирк, цифра.
В окончаниях после ц пишется буква ы – синицы, скворцы, птенцы.
В словах на –ция пишется буква и – милиция, секция (Приложени. Слайд №5)
-Молодцы. А посмотрите, у светофора загорелся желтый свет. Что это значит? Внимание. Внимание, слова исключения: цыган, цыпленок, цыц пишутся всегда с буквой ы. (Приложение. Слайд №6)
-Путь открыт.
IV. Минутка чистописания
-А это кто?
«Вертится, стрекочет,
Весь день хлопочет» (Сорока)
- Наверное, она что-то рассказать хочет? (Приложение. Слайд №7)
- Смотрите, у нее в клюве какие-то рисунки или записи детей. Давайте и мы с вами напишем соединения данных букв в росчерке безотрывно. Обратите внимание на короткую наклонную палочку с петлей внизу.
- Пописали и пойдем дальше.
V. Актуализация знаний
1.- Посмотрите здесь чьи-то следы, пойдем по ним. Кто это? (Приложение. Слайд №8)
Зайчик ловит снежинки, а снежинки то необычные. Давайте поможем нашему зайчику. Запишите слова через запятую, заменив звуковую запись буквенной. Не забудьте подчеркнуть букву, которую вставили.
Милиц[ы]я, полиц[ы]я, ц[ы]ганский, ц[ы]рковой, ц[ы]клон, улиц[ы], синиц[ы], ц[ы]тата, ц[ы]фра, ц[ы]плятки, ц[ы]ркачка, ц[ы]ганка, колодц[ы]
- Что объединяет эти слова? (После ц слышится звук [ы])
_На какие две группы можно их разделить? (Слова, в которых после ц пишется буква и и слова, в которых пишется буква ы)
-Прочитайте слова 1 группы. (милиция, полиция, цирковой, циклон, цитата, цифра, циркачка)
-Какую букву вы написали в этих словах после ц и почему?
-Прочитайте слова 2 группы (цыганский, улицы, синицы, цыплятки, цыганка, колодцы)
Какую букву вы написали в этих словах после ц и почему?
- Ну что же, продолжим наш путь.
2. — Чьи же это следы? Да это же лисенок на санках катается, а рядом с санями задание для нас. Прочитайте его. (Приложение. Слайд №9)
- Распределите слова по столбикам. В первый запиши слова с сочетанием – ци в корне, во второй – слова – исключения с –цы в корне, в третий – слова с окончанием – ы
- Слова на слайде. Выполняем задание, пользуясь алгоритмом, который есть на каждом столе .
Учись применять правило
Определи, в какой части слова орфограмма.
Если орфограмма в корне, проверь, не является ли слово исключением или родственным ему. Если слово – не исключение – пиши с и, если исключение – пиши ы. Если звук [ы] безударный, перед записью обязательно проверь его.
Если слово на -ция, обозначь звук [ы] буквой и.
Если орфограмма в окончании, пиши букву ы.
- Поменяйтесь тетрадями с соседом. Проверьте работу, на полях поставьте оценку. (Приложение . Слайд № 10)
-Кто не допустил ошибок? Молодцы!
- А какие слова вы не выписали? Почему?
3. Поисковая работа
– А это, посмотрите, белочка на лыжах катается. Она дает нам интересное задание. (Приложение. Слайд№ 11)
Найдите в толковом словаре значения слов – циклон, цилиндр, цитата
Объединитесь в группы по рядам. Чей ряд быстрее найдет слово?
(Приложение. Слайд №12)
Физминутка (Приложение. Слайд № 13)
Устали? Замерзли в зимнем лесу? Давайте погреемся вместе с зайчишками
Зайка серенький сидит
И ушами шевелит
Зайке холодно сидеть
Надо лапочки погреть
Зайке холодно стоять
Надо зайке поскакать.
- Согрелись
4. Что же за стук раздается в лесу? (Приложение. Слайд №14)
«Кто в беретке ярко-красной
В черной курточке атласной
На меня он не глядит,
Все стучит, стучит, стучит…» (Дятел)
- Посмотрите, что он выдолбил? (Схему предложения)
- Объединитесь в группы, составьте предложения к данной схеме, используя слова с и и ы после ц.
Подлежащее ↔ Сказуемое
| |
Определение Обстоятельство
- Давайте послушаем, какие предложения у вас получились.
Запишем предложения под диктовку:
Маленький цыпленок бегает во дворе. Цирковые артисты выступают на арене.
-Разберите эти предложения по членам.
5. А теперь давайте поиграем. Я называю слова, если после ц пишется ы, то вы делаете хлопок, если же и, то стук по столу. Готовы?
- Цирк, лисицы, цыц, цитата, цыганенок, певцы, настурция, бойцы, акция, цифра, цыпка,
зайцы, рукавицы.
VI. Итог урока
Прогулка наша подходит к концу. Давайте подведем итоги. Мы не только встретились с некоторыми обитателями леса, но и узнали, что звук [ы] на письме не всегда обозначается буквой ы после ц.
- Расскажите правило, с которым мы с вами познакомились.
- А как это правило можно применять?
Молодцы!
Домашнее задание: тетрадь «Пишем грамотно», с.29
Файлы: Урок русского языка, 3 класс, ноябрь, 2009.docx
Размер файла: 35407 байт.