Автор конспекта:
Автор(ы): — Николаева Алевтина Васильевна

Место работы, должность: — Саратовская обл., г.Балашов, МОУ СОШ №17, учитель истории

Регион: — Саратовская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 11 класс

Предмет(ы): — История

Цель урока: — — обобщение и систематизация знаний учащихся по теме; — воспитание патриотизма, любви к Родине, ее героическому прошлому; — расширение кругозора учащихся; — формирование умения работать в команде.

Учащихся в классе (аудитории): — 16

Краткое описание: — Организационный момент. Проверка готовности учащихся к уроку. Команды сформированы заранее, выбраны капитаны. Определение целей урока. Викторина. Подведение итогов. Поощрение учащихся.

Урок — викторина по теме «Великая Отечественная война».

Цели: — обобщение и систематизация знаний учащихся по теме;
— воспитание патриотизма, любви к Родине, ее героическому прошлому;
— расширение кругозора учащихся;
— формирование умения работать в команде.

Ход урока:
Организационный момент. Проверка готовности учащихся к уроку.
Команды сформированы заранее, выбраны капитаны.
Определение целей урока.
Викторина.

Команды отвечают по очереди.
I. Тестовые задания:
1.По замыслам гитлеровского руководства, следствием осуществления плана «Барбаросса» должно было стать:
а) превращение СССР в германскую колонию;
б) распад СССР на несколько самостоятельных национальных государств;
в) превращение СССР в союзника Германии;
г) сохранение СССР как единого независимого государства.
2. Вся полнота власти в СССР в годы Вов принадлежала:
а) СНК СССР;
б) ЦК ВКП (б);
в) ГКО;
г) Верховному Совету СССР.
3. Главный итог Московской битвы:
а) стратегическая инициатива перешла в руки советского командования;
б) был сорван план «молниеносной войны»;
в) был открыт Второй фронт в Европе;
г) было задержано полное блокирование Ленинграда немцами.
4. Специальные отряды «Смерш» были созданы в годы войны с целью:
а) борьбы с диверсантами, шпионами, изменниками Родины;
б) лучшего снабжения партизан вооружением;
в) снабжения передовых частей армии продовольствием;
г) вывода попавших в немецкое окружение бойцов Красной Армии.
5. 16 августа 1941г. Ставка Верховного Главнокомандования издала приказ № 270. Главное содержание его сводилось к:
а) улучшению материального обеспечения семей погибших воинов;
б) установлению персональной ответственности командиров Красной Армии за большие людские потери;
в) объявлению военнопленных изменниками Родины, введению жестких санкций в отношении членов их семей.
6. Первая бомбардировка Берлина русскими самолетами была:
а) в декабре 1941г.;
б) в феврале 1942г.;
в) в ноябре 1943г.;
г) в августе 1941г.
7. Автор знаменитого стихотворения «Жди меня»:
а) А.Т. Твардовский;
б) К.М. Симонов;
в) С.В. Михалков;
г) М. Джалиль.
8. Автор музыки песни «Священная война»:
а) А.В. Александров;
б) Н.В. Богословский;
в) В.П. Соловьев-Седой;
г) М. Блантер.
9. В годы Великой Отечественной войны немцы называли «черной смертью»
а) советских танкистов;
б) советских летчиков – истребителей;
в) советских морских пехотинцев;
г) советских партизан.
10. Пробный боевой залп советской реактивной артиллерией («катюша») был дан:
а) 25 июня 1941г. в районе Луцка:
б) 14 июля 1941г. под Оршей;
в) 12 сентября 1941г. под Ленинградом;
г) 5 декабря 1941г. под Москвой.
11. На месте какого русского города по приказу Гитлера должно было «возникнуть озеро»?
а) Ленинграда;
б) Москвы;
в) Смоленска;
г) Киева.
12. Кто является автором знаменитого плаката «Родина – мать зовет!»?
а) Б. Ефимов;
б) А. Дейнека;
в) И. Тоидзе;
г) О. Верейский.
13. Сталинский приказ №227 от 28 июля 1942г. предусматривал:
а) создание заградительных отрядов, которые должны были расстреливать бойцов Красной Армии в случае их панического отступления во время боевых действий;
б) уничтожение всех без исключения населенных пунктов при вынужденном отходе советских войск;
в) мобилизацию трудоспособного городского населения для работы на промышленных предприятиях и стройках;
г) привлечение к военно-полевому суду командиров Красной Армии, допустивших самовольное оставление позиций;
д) формирование штрафных батальонов и рот.
14. Какая тактика была положена в основу Курской операции советских войск:
а) измотать противника в оборонительных боях с последующим переходом в контрнаступление;
б) опережающее наступление советских войск;
в) уход в глухую оборону в связи с явным преимуществом противника.
15. В честь какого события в Москве впервые был дан победный салют:
а) разгром немецко-фашистских войск под Москвой;
б) капитуляции немецких войск в Сталинграде;
в) провала немецкого наступления на Курской дуге, освобождения Орла и Белгорода;
г) освобождения Киева.
16. 2348 воинов были удостоены звания Героя Советского Союза за операцию:
а) по освобождению Орла;
б) по форсированию Днепра;
в) по освобождению Киева;
г) по освобождению Ленинграда.
17. Парад Победы состоялся в Москве в 1945г.
а) 9 мая;
б) 2 сентября;
в) 24 июня;
г) 22 июня.
18. В 1945г. в состав СССР вошла часть территории:
а) Восточной Пруссии;
б) Болгарии;
в) Сербии;
г) Польши.

II. Анализ исторических документов.
Команды выбирают вопрос.
1.Прочтите выдержку из приказа №227 народного комиссара обороны СССР:
«Ни шагу назад! Таким теперь должен быть наш главный призыв. Надо упорно, до последней капли крови защищать каждую позицию, каждый километр советской территории, цепляться за каждый клочок советской земли и отстаивать его до последней возможности…
Паникеры и трусы должны истребляться на месте. Отныне железным законом дисциплины для каждого командира, красноармейца, политработника должно являться требование – ни шагу назад без приказа командования.
Командиры роты, батальона, полка, дивизии, соответствующие комиссары и политработники, отступающие с боевой позиции без приказа свыше, являются предателями Родины…». На каком этапе Великой Отечественной войны был издан данный документ?
2. Прочтите фрагмент из приказа Ставки Верховного Главнокомандования от 17 ноября 1941г., получившего в армии название «тактики____________________».
Вставьте два пропущенных слова в название приказа.
«Приказываю: разрушать и сжигать дотла все населенные пункты в тылу немецких войск, в т.ч. на 20-30км от дорог. Для уничтожения немедленно бросить авиацию, использовать минометный огонь, команды разведчиков, лыжников и диверсионные группы. При вынужденном отходе наших частей уводить с собой все советское население и уничтожать, сжигать все, без исключения, населенные пункты, чтобы противник не смог их использовать…»

III. Что означают термины:
геноцид, фашизм, репарации, рейх, депортация, эвакуация, холокост, ленд-лиз,
репатриация? (На выполнение задания дается 5-7 минут)

IV. Задания болельщикам:
1. Кому из немецких военачальников поражение на советско-германском фронте принесло повышение по службе?
2. «В этот день ему исполнилось 56 лет. В достаточно простом зале собралось все «великое окружение». Все в форме, они тихо расселись за столом… Спустя время поползли тихие разговоры о его переезде в загородную резиденцию, откуда теперь предстояло руководить дальнейшими операциями. Уже за 10 дней до этого он отослал туда большую часть обслуживающего персонала. Затем поехали и министры со своими чиновниками». Когда происходило празднование этого дня рождения? Чей это был день рождения?
3. Вообще, среди главных можно выделить А.С. Шеина, А.Д. Меньшикова, А.В. Суворова, но в СССР к ним имел отношение лишь один человек. Кто?
4. Какую комнату, бесследно пропавшую из России во время войны, до сих пор не могут найти?

V. Задания командам.
Команды отвечают по очереди.
С какими событиями связаны следующие слова и выражения:
Бабий Яр, Катынь, Дорога жизни, политика трех « де»

Что связывает эти фамилии:
Ковпак, Сабуров, Федоров, Вершигора, Медведев, Машеров, Козлов.
Константинов, Ефремов, Семенов, Христофоров, Степанов.

Какие операции скрыты под этими кодовыми названиями?
«Барбаросса», «Багратион», «Ост», «Тайфун», «Уран», «Цитадель», «Кутузов»,
«Сатурн», «Рельсовая война», «Эдельвейс».

VI. Конкурс капитанов.
О ком идет речь?
1. Он родился в марте 1906г. в селе Бадым Кустанайской губернии. В 1932г. окончил Московский институт инженеров железнодорожного транспорта. В 1937г. поступил на вечернее отделение Артиллерийской академии имени Ф.Э. Дзержинского и в 1941г. окончил ее. 16 июля 1941г. будучи командиром батареи 15-го гаубичного полка, попал в плен к немцам и погиб 15 апреля 1943г. в лагере Заксенхаузен (по официальной версии – при попытке к бегству). Назовите его фамилию, имя и отчество.

2. С 1920-х годов в Красной Армии. Один из выдвинутых Сталиным генералов (в сорок один год – генерал-лейтенант). В боях под Киевом и Москвой зарекомендовал себя как способный командир. В годы Великой Отечественной войны командовал корпусом и армией, являлся заместителем командующего Волховским фронтом, командиром 2-й Ударной армии, оказавшейся весной 1942г. в окружении под Ленинградом. Попал в плен (по другим данным – сдался добровольно). Сотрудничал с фашистами: возглавил «Комитет освобождения народов России» и «Русскую освободительную армию», состоявшую из военнопленных. В мае 1945г. захвачен советскими частями. По приговору Военной коллегии Верховного суда СССР в 1946г. повешен.

VII. Задание болельщикам.
1. В 1941г. защитники Москвы страдали от нехватки продовольствия. От сильных морозов продукты рассыпались в труху, портились даже консервы. И тогда пришлось обратиться за советом к бывшему главному военному интенданту царской армии. Когда этого очень пожилого человека привезли к Сталину и объяснили суть проблемы, он сказал: «Русскую армию спасут три «с». Этот совет действительно помог. Назовите хотя бы два из трех продуктов, о которых шла речь.
2. Осенью и зимой 1941г. в Москве были ужесточены требования к маскировке. Обязанности по маскировке были четко распределены между представителями гражданских специальностей. Маскировкой существующих объектов занимались архитекторы. Созданием ложных объектов занимались художники-декораторы. Кто проверял качество маскировочных работ?
3. Какие улицы Балашова носят имена Героев Советского Союза?
4. Какой завод был эвакуирован в Балашов в годы Вов?
5. Этот продукт выпускался на предприятиях г. Балашова. Он был жизненно необходим для бойцов и командиров.

Подведение итогов викторины. Поощрение учащихся.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология